Эта история о том, как двое ребят из Новосибирска решили открыть студию разработки сайтов и стараются держаться на плаву.

Вступление


Меня зовут Роман. Последние пару лет я работаю в сфере разработки сайтов. За это время прошел путь от менеджера по продажам сайтов до проект-менеджера (великое достижение).

Мой коллега Дмитрий — прожженый дизайнер с 8-летним стажем.

Проработав последние полтора года на веб-студии Новосибирска, мы открыли свое дело.

Свое дело — это тоже студия (ужасное слово).
Рынок конкурентов в Сибири переполнен, поэтому мы решили якорной сделать одну услугу — проектирование.

Я не буду против, если этот блог приведет клиентов, но это не является целью моего присутствия здесь.

Я хочу описывать этапы становления нашего небольшого дела, демонстрируя всю подноготную малого бизнеса, а именно:
  • как мы будем искать клиентов, не имея портфолио (90% работ — собственность работодателей),
  • как мы будем вести проекты (Rework и Ресурс нам в помощь),
  • как мы планируем подбирать исполнителей,
  • как, в конечном итоге, выходить на прибыльность.

Этот блог не для клиентов, им не нужно знать наши внутренние дела.

Воспринимайте это, как некое реалити-шоу.


Как всегда, все пойдет не по плану, но пока планы именно такие.



Серия 1 — Поиск клиентов


Офис, открытие ИП, Эльба, бизнес-план, покупка мебели: на все ушло 3 недели. 8 мая 2015 года мы вышли на работу в свою компанию.

По сарафанному радио нашли себе один крупный проект и пару мелких.

Крупный — адаптивный сайт для санатория: работа до октября 2015 года.
Мелкие — разработка корпоративных сайтов и прототипов.

Загруженность — в среднем 50%.

По планам с таким количеством клиентов мы сможем работать без убытка до октября, ограничившись минимальными зарплатами.

Чтобы развиваться профессионально и финансово, надо искать клиентов


Состряпали себе сайт. Определили ключевые проблемы ситуации:

  • отсутствие громкого имени и толкового портфолио (по запросу можем показать проекты, в которых участвовали, но на сайте выкладывать нельзя);
  • конкуренция в Новосибирске (453 организации в 2gis в рубрике “разработка сайтов”);
  • лето — стабильно неактивный спрос на многие услуги;
  • нестабильная экономическая ситуация: по слухам, многие студии прикрываются, проекты замораживаются;
  • небольшой спрос на услуги проектировки сайтов (точной статистики нет, но по вордстату из всех запросов по проектированию и прототипам от силы 100 целевых на весь Яндекс).

Еще немного о позиционировании себя на рынке


Мы работали в разных студиях и видели ситуации, как нужда в клиентах заставляет студию соглашаться на убыточные проекты. 90% клиентов, с которыми мы работали, интересовал только вопрос цены.

Для удержания заказа делали скидки на проекты, из информации имея только полупустой бриф. В итоге получали кучу работы и мало денег.

Мы так работать не хотим. Поэтому стоимость проекта определяем только после разработки прототипа. А дальше клиент сам решает, работать с нами или искать других исполнителей.

Так правильно, справедливо и финансово менее рискованно.

Но, к сожалению, такого клиента в Новосибирске нет (грустный смайлик).

Мы каким-то образом решили, что нашим клиентом могут быть веб-студии и различные агентства интернет-маркетинга.

Сделали следующее:

  1. Выбрали 120 студий Новосибирска среднего и высокого ценового сегмента
  2. Адресно разослали письма с предложением партнерства, присвоив каждой студии UTM-метку. Суть письма: описание услуги и выгоды от сотрудничества; если вы хотите узнать условия, ответьте на письмо
  3. После любого отклика ответным письмом отправляли КП.

Итоги:
Этап
Затрачено времени
Количество
Конверсия
1. Поиск студий и сбор e-mail
5 ч.
 
 
2. Составление первого письма и КП
6 ч.
 
 
3. Рассылка писем (индивидуально, не пакетно, с проставлением UTM-меток)
5 ч.
120
 
4. Переходы на сайт
 
65
54%
5. Запросили КП
 
25
21%
6. После получения КП рассматривают вариант сотрудничества
 
4
3%
Таким образом, затрата 2 полноценных рабочих дней одного человека привела к перспективе сотрудничества с 4 студиями, если, конечно, будут задачи под нас.

Мы оценили это как плохой, но перспективный результат.

Тех, кто отвечал “нет”, мы больше не тревожили (9 студий).

Далее мы разослали всем незаинтересованным студиям КП (95 студий): 10 переходов на сайт, ни одного ответа.

Вывод: не надо демонстрировать нужду: об этом пишут во многих книгах. Если не заинтересовались, значит не интересно.

Пока проектов нам эта авантюра не привела, но останавливаться мы не планируем.

Наши дальнейшие действия по привлечению клиентов:
  1. Получить ответы от остальных 80 студий, поэтому будем дальше спамить.
  2. Рассылка по крупнейшим студиям России (очень интересен результат)
  3. Совершенствование предложения (если найдутся люди, готовые оценить его качество, буду рад предоставить)
  4. Директ запускать пока не планируем (сайт у нас не совсем “продающий”)
  5. Активная продажа тем, кому, на наш взгляд нужны услуги проектирования.

Рассчитываю о дальнейших этапах отчитываться в этом блоге. А также буду писать о наших наработках непосредственно по управлению проектами и проектированию интерфейсов.

Характер этого поста прошу не считать рекламным.

Конец первой серии

Комментарии (13)


  1. DenimTornado
    15.07.2015 23:36

    Надеюсь следующий пост от вас будет Серия 2, а не «Как открыть свою веб-студию и закрыться через 3 месяца»


    1. UXmade Автор
      16.07.2015 06:36

      Одно другому не противоречит )

      Спасибо за пожелание


  1. vanxant
    16.07.2015 02:21
    +2

    Мы так работать не хотим

    Держите нас в курсе)
    Не, ну серьёзно, я понимаю такие закидоны у лидеров рынка. Тёма может распинаться про 100% предоплату, набивать себе цену перед крупняком, а потом набирать оптом заказы по 100к рублей на рейтинге рунета.
    Но вы-то, без имени и главное портфолио, на что рассчитываете?
    Будет интересно почитать ваш ответ через пару лет.


    1. UXmade Автор
      16.07.2015 07:00
      +2

      Да прям уж закидоны: должна же быть модель работы.

      Рассчитываем на то, что заказчик умный и понимает принципы ценообразования.

      Лукавить не буду, не всегда получается и для портфолио делаем работы по фикспрайсу. Но, если исходить из ценности, этот метод плох для проекта.
      Это мы и доносим.

      Отсутствие портфолио на сайте не отменяет факта его полного отсутствия. Показать есть что

      Буду держать в курсе )


      1. lexnekr
        17.07.2015 13:48

        А мне импонирует этот ваш подход.
        Это может показаться юношеским максимализмом, но по-моему именно так и должно быть.
        Я в своё время правда схожими принципами руководствовался и «не взлетел». Т.е. и правда это может мешать.
        Но с морально-этической точки зрения это отличный принцип, мне кажется.

        Делать только то, в чём разбираешься, брать деньги за результат, гарантировать качество, отвечать за свои слова…


  1. Midas
    16.07.2015 05:14

    А почему вы срочно не решаете проблему с портфолио?

    1) Можно ведь предложить кому то сделать сайт бесплатно, для портфолио, человек только оплатит хостинг, возможно будет эффект сарафанного радио, возможно далее заключите договор о тех. поддержке.
    2) Если не можете найти людей, просто сделайте несколько сайтов для портфолио. Хостинг для них не так дорого, домены тоже.


    1. UXmade Автор
      16.07.2015 07:08

      Не так быстро, как хотелось бы, но проблему с портфолио решаем.
      Не бесплатно, но за конкурентную цену.


  1. fag0t
    16.07.2015 09:28

    Как же делать сайт другим, если свой сайт не продающий? По моему у клиента это главная цель при заказе сайта.


    1. UXmade Автор
      16.07.2015 11:06

      «Продающий» осознанно в кавычках, потому что я не знаю, что такое продающий сайт.

      Можете показать мне пример такого сайта?


      1. fag0t
        16.07.2015 12:52

        У каждой области есть свои примеры и свои плюшки которые повышают конвертацию из посетителей в заказчиков. И при проектировании сайта надо делать упор на анализ рынка и выделять там лидеров, и за счет чего они лидируют, будь то промостраница или мотивирующая форма или баннер.


        1. UXmade Автор
          17.07.2015 13:48

          Роман, это все — расплывчатые формулировки.

          Будет сайт продающим или нет, покажет время. Рецепта нет.
          Наш сайт не «продающий» с точки зрения простого обывателя, но опытного заинтересовать может. Так я считаю, но гарантий не дам

          Ваш сайт — продающий?


  1. dozent
    16.07.2015 13:12

    Почему вы ориентируетесь только на один город?


    1. UXmade Автор
      17.07.2015 13:50

      Не только. Скоро напишем об общении со студиями России