В июле прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о создании сервиса для проверки банками сведений об абонентах мобильных операторов. На этой неделе комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять законопроект в первом чтении, его планируется рассмотреть 7 февраля, о чем сообщают «Ведомости».

По словам инициаторов законопроекта, он направлен на то, чтобы финансовые институты могли определять достоверность владельца номера телефона. Пользоваться сервисом смогут ЦБ, банки и операторы платежных систем.

В пояснении к законопроекту указано, что анонимные сим-карты, вернее, их использование, является угрозой для финансового рынка. К примеру, для денежных переводов без открытия банковского счета (суммы до 100 000 руб.) достаточно пройти процедуру упрощенной идентификации. Она предполагает подтверждение мобильного номера, так что недобросовестные клиенты могут использовать номера, которые куплены у нелегальных продавцов.

Сейчас сделать это не особо сложно. Только летом прошлого года МВД и Роскомнадзор изъяли более 20 тысяч сим-карт, предназначенных для незаконной продажи.

Кроме того, часто граждане жалуются банкам на долги предыдущих владельцев мобильных номеров. Такие номера авторы законопроекта называют токсичными. Их от одного абонента к другому передают операторы. Кредиторы же, которые желают взыскать долг с нового владельца номера, могут доставить человеку массу хлопот. Кроме того, «токсичные» номера могут использоваться для подтверждения юридических значимых действий граждан при взаимодействии с государственными системами и бюро кредитных историй.

Согласно разработанной концепции, создаваемый сервис не будет собирать и хранить информацию об абонентах. Работать она будет в виде шлюза, который перенаправляет запрос оператору. Запросы будут тарифицироваться, хотя как это будет происходить, неясно. В ответ на свой запрос банковская организация получает подтверждение соответствия номера имени абонента, кроме того, банк получает номер документа владельца номера, который удостоверяет его личность. Работу сервиса уже протестировали — это сделало ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи». Оператора системы должно определить правительство.

Благодаря новому сервису банки смогут проверить, кто пользуется телефоном — реальный владелец номера или посторонний человек. В то же время, персональные данные разглашаться не будут, поскольку операторы на запрос с ФИО и номером телефона будут отвечать, зарегистрировал ли он на конкретного человека или нет.

К слову, правительство уже дало положительный отзыв на законопроект. Есть отдельные моменты, которые чиновники рекомендуют исправить или доработать, они будут уточнены ко второму чтению. Авторы законопроекта считают, что затраты из бюджета на реализацию положений не потребуются.

Операторы связи недовольны готовящимися изменениями. Так, „Вымпелком“ считает, что взаимодействие операторов и банков должно быть конкурентным, как прямым, так и с привлечением посредников. Об этом заявил руководитель GR Виталий Недыхалов. По его словам, единая система неоправданно монополизирует взаимодействие. С коллегой согласны представители Tele2. В „Мегафоне“ считают, что сейчас операторы и банки вполне успешно обмениваются информацией, так что оператор не видит смысла в создании единого контролирующего посредника, о чем сообщил представитель Дмитрий Лукьянчиков. В МТС предлагают компромиссный вариант — прибегать к услугам единой системы или же к двухсторонним соглашениям.

Концепция альтернативного варианта уже готова. В сентябре 2018 года сенатор Людмила Бокова и депутат Николай Панков внесли в Думу законопроект, согласно которому банки и операторы заключают между собой договоры. Согласно им банк может получать данные абонента без дополнительного оповещения. Также банк может получить сведения о взаимодействии абонента с оператором. Например, о смене сим-карты, настройке переадресации вызовов и сообщений или же расторжении договора с абонентом. По мнению авторов законопроекта, он позволяет обезопасить дистанционное обслуживание клиентов банков.

Минутка заботы от НЛО


Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Как написать комментарий и выжить
  • Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
  • Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
  • Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.

Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт

> Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
> Полная версия правил сайта

Комментарии (19)


  1. scifinder
    06.02.2019 13:40
    +1

    Однако, это не мешает некоему ООО «ЭОС» каждый день звонить мне с разных номеров и слать смски только потому, что кто-то назвал мой номер во время заёма денег, а кредитор не проверил, действительно ли номер принадлежит тому человеку.


    1. Victor_koly
      06.02.2019 14:03

      Поручителем указал? И у нас такое бывает.


      1. scifinder
        06.02.2019 18:46

        Я даже не знаю. У меня просто номер "красивый", специально брал, чтобы люди легко запоминали. И такой номер легко "угадать", сказав цифры наобум. Думаю, так оно и было. А в результате мне с какого-то времени эти вот товарищи начали названивать. Я первый раз звонок пропустил (у меня в 6 утра телефон на беззвучном), и потому, пробив номер по интернету и больше не беря трубку, ни разу с ними не разговаривал. А недавно они мне прислали смску с угрозами, мол, заплати, зараза, долг, пока пеню начислять не начали. Вот так я и узнал, что им от меня нужно. При этом, лично я никаких кредитов не брал ни разу и, по моим сведениям, вообще никому ничего не должен.


        1. ZekaVasch
          07.02.2019 04:16

          Есть у меня друг, некто Леонид, «блогер с сахалина», так он уже год принимает звонки от коллекторов и долго с ними беседует. Естественно кредит не на него, просто указан был его номер (возможно ошибочно)
          За это время он сумел вытянуть из них информацию о заемщике (некая дама из другого региона), ее паспортные данные, сумма кредита, адрес проживания, дата займа. Они ему постоянно угрожают, но вроде как шоу продолжается. Признать свою ошибку коллекторы не хотят, перестать звонить тоже. Вот он и вынужден беседовать с ними, измываться, короче человек получает массу удовольствия, как и его читатели.


    1. maxzhurkin
      07.02.2019 19:59

      А подать в суд на кредитора или то юридическое лицо, от имени которого совершаются звонки?
      Есть статья 163 УК РФ, в частности


  1. DrunkBear
    06.02.2019 14:28

    То есть скоро на рынке будут агрегаты данных обо мне, построенные не на вероятностной модели, а на подтверждённой?
    *вздыхая* Ну всё, теперь у медведя ещё и ружьё будет…


  1. pnetmon
    06.02.2019 14:30

    Пусть финансовые организации сразу обращаются в базу соответствующих органов — они знают.


    Благодаря новому сервису банки смогут проверить, кто пользуется телефоном — реальный владелец номера или посторонний человек.

    Каким телефоном? Банк однозначно определяет владельца телефона — владелец пришел с документами и открыл счет в банке. А с получателем тяжелее, но — а им (банкам) так необходимо около 100 тысяч переводить через телефонные номера?


    Тут ссылаются на Ведомости, Ведомости на Интерфакс, а Интерфакс на своем сайте такого не имеет.


    https://ria.ru/20190205/1550422503.html
    напомнил он. Оператор связи может "продать номер телефона, симку", если номер полгода не используется, отметил депутат. "И это сплошь и рядом происходит. В результате потом опять выходят на то лицо, которое реально кредит не брало… Этим же законопроектом, по его словам, предлагается сделать так, чтобы с помощью своего телефона гражданин мог дать согласие на передачу информации в бюро кредитных историй при получении кредита.

    http://www.finmarket.ru/news/4936342
    При этом в статье 4 законопроекта указывается, что сотовые операторы будут обязаны присоединять собственные информационные системы к системе проверки сведений об абоненте.
    Те, кто заключат договоры с оператором единой системы проверки сведений, смогут получать информацию об абонентском номере, фамилии, имени, отчестве, данные документа, удостоверяющего личность, а также другие, предоставленные физическим (юридическим) лицом пользователю системы сведениям, которые указаны в абонентском договоре. Пользователями системы могут быть ЦБ, банки, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, некредитные финансовые организации и другие организации, которые определит правительство по согласованию с ЦБ. Согласие абонента — физического лица или юридического лица и ИП на передачу и получение информации с использованием системы проверки сведений об абоненте не требуется.


  1. OnelaW
    06.02.2019 15:10

    Даже не интересно будет оно корректно работать или как всегда.


  1. Helwig
    06.02.2019 15:44

    Есть тут интересный «исторический» кейс.
    Сим-карты продают по паспорту. Первый паспорт выдается в 14 лет. Чтобы дети были на связи, родители покупают им телефон с симкой, зареганной на родителя.
    Почему кейс интересный — есть у меня с 11 лет такая симка в обычной звонилке, которой сейчас пользуюсь для доставок всяческих. Симка активна, но оформлена на отца.
    По логике «проверялок» получается, что я злоумышленник?


    1. vesper-bot
      06.02.2019 17:44

      Та же история, только отец ещё и умер несколько лет назад.


    1. AstorS1
      06.02.2019 22:51

      Я, как отец, переоформил сим-карту с себя на сына на второй день после его совершеннолетия. Это уже из области информационной гигиены, скорее, или профессиональная деформация/перегиб?


  1. elve
    06.02.2019 16:41

    Т.е. те кто сейчас звонят «типа из службы СБ банка» и называют баланс моей карты и последние транзакции, теперь получат 100% валидные данные обо мне? Все чаще приходит мысль, что все эти инициативы и законопроекты не глупость, а целенаправленные действия по загону людей в проблемы которых не должно возникать в принципе %).


    1. pyrk2142
      07.02.2019 02:14

      Насколько я понимаю, узнать баланс и последние операции по карте довольно просто для большого количества банков, для этого не требуется никаких связей с банком или мобильными операторами.


      1. elve
        07.02.2019 08:16

        Всмысле? Если я чеки банкомата не выбрасываю и приложения на телефон не ставлю левые, то каким образом узнать?


        1. pyrk2142
          07.02.2019 15:11

          Например, в случае достаточно большого количества банков можно позвонить с подменой номера в поддержку, там вам робот (IVR, как же я обожаю повсеместное внедрение этих систем) или оператор скажут баланс, последние операции, какие-то еще вещи (зависит от банка).


  1. achekalin
    06.02.2019 17:06

    Когда сотовый оператор начал считать себя моим кошельком (или банком), оплачивая моими деньгами (взятыми в предоплату у меня) услуги третьих лиц, причем не особо заморачиваясь, имеют ли право эти третьи лица требовать оплату за что-то там — это уже было весьма неправильно.

    Сейчас они будут считать себя моим цербером, забывая (как и в первом случае), что их собственным базам и записям доверять можно с боооольшой натяжкой.

    Другими словами, один гнилой сервис будет полагаться на данные другого гнилого сервиса, чтобы создавать клиентам лишние проблемы. Отлично!


    1. OnelaW
      07.02.2019 10:41

      Для блага же народного стараются.


      1. achekalin
        07.02.2019 10:44

        — Поручик, а вы, я смотрю, патриот!
        — Дык ёпта-с!


  1. pyrk2142
    07.02.2019 02:20

    Есть интересная информация для размышления:
    1) Выгружаем список телефонов, которые были освобождены за последнее время (обычно, по разным причинам закончил действовать договор с абонентом. Для совсем яркой картины можно взять номера из старых и популярных зон для Москвы и Питера.
    2) Применяем разные методы, чтобы понять, где использовались эти номера, видим офигенные результаты в виде живых аккаунтов ВК, Телеграма, Вайбера, Сбербанка, кучки других банков.

    Из плюсов — абонентская база не растет такими гигантскими темпами, чтобы операторам понадобилось бы освобождать еще кучу аккаунтов. Но сам факт и простота использования этого расстраивают.