Инженеры из Стэнфордского университета добились успеха в создании аккумуляторной батареи на основе алюминия. Она заряжается в течение нескольких минут, выдерживает тысячи циклов перезарядки без деградации, гибкая и недорогая в изготовлении.

Также такая батарея гораздо безопаснее популярных литий-ионных. После сверления алюминиевой батареи она не только не загорается и не взрывается, но и продолжает некоторое время работать. Также батареи на основе алюминия будут гораздо меньше вредить окружающей среде при утилизации.

Инженеры уже давно присматривались к алюминию как к недорогой и практичной замене лития, однако до сего момента им не удавалось сделать батарею, выдававшую приемлемое напряжение после множества циклов зарядки и разрядки. В отличие от предыдущих неудачных прототипов алюминиевых батарей, умиравших после сотни циклов зарядки, экспериментальная батарея выдержала в лаборатории 7500 циклов без какой бы то ни было деградации. Для сравнения, типичная литий-ионная батарея теряет 20% ёмкости после 600 циклов зарядки/разрядки.

Ознакомительный ролик, включающий процесс сверления алюминиевой батареи:


Для сравнения — что будет, если проткнуть гвоздём li-ion аккумулятор


… или просто ткнуть в него ножиком:


Батарея состоит из алюминиевого анода и графитового катода, погруженных в электролит и заключенных в гибкую полимерную оболочку. Такое сочетание было найдено в ходе экспериментов практически случайно. По словам исследователей, прототип выдаёт напряжение порядка 2 В и имеет удельную ёмкость порядка 70 мA-ч/г.

Удельная энергия типичной литий-ионной батареи составляет от 100 до 265 Вт-ч/кг. Для новой батареи этот показатель составил порядка 140 Вт-ч/кг. Плотность тока алюминиевого прототипа — 3000 Вт/кг, что более чем на порядок превосходит аналогичный показатель литий-ионных батарей.

Хонгжи Дай, профессор химии, участвовавший в разработке, рассказывает о своём изобретении: «Наша батарейка выдаёт примерно вдвое меньшее напряжение, чем типичная литиевая. Но, улучшив материал катода, можно добиться увеличения как напряжения, так и плотности энергии. Все остальные качества, о которых можно только мечтать, у неё уже есть: недорогие электроды, безопасность использования, высокоскоростная зарядка, гибкость и долгий жизненный цикл».

Алюминиевая батарея сможет найти применение не только в гаджетах (включая будущие гибкие устройства), но и, например, в энергосетях, в которых позарез нужны недорогие аккумуляторы, способные быстро накапливать и отдавать электрическую энергию.

Предыдущие варианты использования алюминия в аккумуляторных батареях не предполагали их перезарядки — у таких батарей необходимо было периодически менять алюминиевые пластины, которые вырабатывали свой энергетический ресурс.

Комментарии (60)


  1. AllexIn
    07.04.2015 16:31
    +13

    Воспринимается как шутка, потому что уж больно круто…


    1. Retifff
      07.04.2015 17:05
      +54

      Только таких шуток, примерно по штуке в месяц последние пару лет, а воз и ныне там, к сожалению.


      1. Vlad_IT
        07.04.2015 17:16
        +2

        Если Tesla возьмутся за них, то возможно все будет иначе.


        1. Vlad_IT
          07.04.2015 21:39
          +1

          Я имею ввиду финансирование. Им такая разработка как раз нужна.


          1. esc
            08.04.2015 10:53

            А как потом объяснять инвесторам провал вложений в гигафайбрику литиевых аккумуляторов?

            Вложиться в такие аккумуляторы может кто угодно, Тесла далеко не самая богатая компания на рынке, которой нужны аккумуляторы;)

            Вот только есть ли куда вкладываться? Статья статьей, но инвесторы оценивают успехи и прогресс несколько глубже, чем описание в новостной статье.


      1. Revertis
        08.04.2015 18:16
        -1

        Воз и ныне там потому, что производителям аккумуляторов не выгодно чтобы они работали долго. Точка.


    1. 0serg
      08.04.2015 16:01

      В другом источнике пишут что энергетическая плотность практически такая же как у свинцовых кислотных аккумуляторов, а стоимость скорее всего будет выше.


  1. m0n9oose
    07.04.2015 17:55
    +60

    Опять прорыв в аккумуляторах ©


    1. forgotten
      08.04.2015 09:54
      +3

      Угу. Я вот буквально позавчера написал

      Про чудо-технологии для новых аккумуляторов я уже просто устал читать, каждую неделю что-нибудь новое придумывают. Вот только литию нет альтернативы уже 25 лет: литий-ионные батареи поступили на рынок в 1991 году, а литий-полимерные — в 1997.

      И тут как по заказу — новый прорыв.


      1. Sketch_Turner
        08.04.2015 16:08

        Все же не путайте хорошую технологию, которая может быть использована многие годы и не требовать замены, и реального отсутствия альтернативы плохой существующей технологии.

        Компакт-диски вон тоже появились аж в 1982, однако были настолько хороши, что до сих пор используются. Ибо, зачем менять то, что и так прекрасно работает?


        1. forgotten
          08.04.2015 16:10

          > Все же не путайте хорошую технологию, которая может быть использована многие годы и не требовать замены, и реального отсутствия альтернативы плохой существующей технологии.

          И что же я путаю? Где же вдруг литиевые батареи «хорошая технология»?


          1. Sketch_Turner
            08.04.2015 17:40

            Вам напомнить, что до нее были никель-кадмиевые с эффектом памяти и прочими недостатками?


            1. forgotten
              08.04.2015 17:40

              Они хотя бы не взрывались.


  1. Vindicar
    07.04.2015 17:57

    Да, на прилавках прогресса среди аккумуляторов пока не очень видно.
    Но вот последнее видео убило. Если это от телефонной батареи такая реакция, что же с ноутбучной будет?


    1. Danov
      07.04.2015 20:21
      +1

      После прочтения меня больше другое задело, если у алюминиевых «плотность тока» на порядок выше, то куда же энергия КЗ в них девается?


      1. isden
        07.04.2015 20:26

        Возможно просто нагревает провода / аккумулятор?


        1. Danov
          07.04.2015 20:31

          Фишка в том, что энергии в 10 раз за единицу времени выделяется, чем в литиевых. Т.е. взрыв в 10 раз мощнее должен быть.

          Одно объяснение у меня пока есть: в литиевом КЗ с положительной обратной связью, т.е. уменьшает сопротивление КЗ, а в алюминиевом получается с отрицательной обратной связью, т.е. увеличивает сопротивление КЗ. Например, за счет быстрого окисления алюминия.


          1. lolhunter
            08.04.2015 13:03

            В липо аккумуляторе при КЗ (даже если провод не потек) начинает быстро греться аккумулятор и в итоге прожигается внешняя оболочка. При разрыве внешней оболочки аккумулятор начинает мощно гореть. Здесь как я понял при разрыве оболочки ничего не происходит и соответственно при кз провод просто выгорит — максимум разогреется/расплавится аккумулятор.


      1. AYrm
        07.04.2015 20:35

        В LiPo выгорает сам литий.


  1. Iv38
    07.04.2015 17:58
    +7

    Да проще дождаться, когда рай на земле наступит, чем хороших батарей.


  1. norlin
    07.04.2015 18:00
    +2

    Простите, а видео с возгоранием/взрывом Li-Ion от протыкание – это не фейк?? Как-то жутенько становится, что такое в карманах таскаем…


    1. Cthutq66a
      07.04.2015 18:22
      +2


      Не фейк. Тут не настолько активно, но все же. Если поискать можно найти более похожую реакцию


      1. Danov
        07.04.2015 20:25
        +23

        Аккумулятор проявляет типичные признаки защиты: выбрасывает ядовитый газ и сбегает от опасности. Живой?


    1. hungry_ewok
      07.04.2015 18:33
      +1

      /пожав плечами/
      Не фейк. Если вы упакуете в небольшой объем NN ампер-часов, то эта энергия как-то должна выделиться при разрушении упаковки, верно? А если при разрушении оно выделяется быстро то это получается горение. Или взрыв, ага.
      Впрочем, в сравнении с теми селитряными дымовухами что мы делали в детстве это не очень-то впечатляет. А сравнивая с тем что делали когда удавалось достать магний и марганцовку — так и вообще непонятно почему это кому-то кажется «жутенько»…


      1. AlexanderG
        07.04.2015 19:56
        +6

        Следуя такой логике, при разрушении свинцово-кислотного аккумулятора он должен взорваться как фугас.


        1. hungry_ewok
          07.04.2015 21:34
          -1

          У него отношение запасенной энергии к массе хуже.
          Кроме того и разрушать упаковку надо не абы как, а так чтобы аналогично литию закоротить сразу весь, что у с-к сделать несколько труднее. Тем не менее долбануть может и с-к.


          1. zapimir
            07.04.2015 23:50
            +3

            Запасенная энергия тут вообще не причем, литий активный очень на воздухе, он и выгорает. Даже полностью разряженная батарея сгорит.


            1. hungry_ewok
              08.04.2015 01:11

              Нет. Из щелочных литий самый спокойный и литиевую батарейку можно разобрать, если делать это аккуратно.
              А чтобы было такое эффектное возгорание/взрыв как на видео — ее надо именно закоротить, чтобы его раскалило и подожгло своим же зарядом.


              1. Sava
                08.04.2015 08:27

                В какой-то книжке 60-х типа «Юный химик» описывался опыт с поджигом куска сахара, посыпанного табачным пеплом. Объяснялось открытое горение тем, что в пепле содержатся соли лития, являющиеся катализатором процесса. Может, и здесь схожие механизмы?


              1. lolhunter
                08.04.2015 13:07

                Посмеялся.
                Разобрать батарею до банок можно. Проколол банку и внутрь попал кислород — получил такой фан.


                1. SHVV
                  08.04.2015 13:21
                  +2

                  Расскажите этому чуваку, а то он и не знает, что так делать нельзя.
                  Аккумулятор загорается не от кислорода, а от попадания электролита на литий в обход мембраны.


                1. AYrm
                  08.04.2015 22:53

                  Я уверяю — получить фейерверк не так просто, как кажется. Главное условие — надо иметь хорошо заряженную, а лучше перезаряженную ячейку.

                  image


                  1. lolhunter
                    09.04.2015 00:35

                    Сильно зависит от емкости, но в общем и целом — да. Заряженные пыхают значительно лучше.
                    У вас судя по размерам около 1000mAh батарейки.
                    Вот так горят емкие банки)
                    www.youtube.com/watch?v=k9mcNvOGKtI
                    Да даже 1800 mAh при перезаряде выдают неплохое фаер шоу
                    www.youtube.com/watch?v=37w8nzgcr9c


            1. SHVV
              08.04.2015 08:39
              +1

              Горит не литий, а водород, который образуется при взаимодействии лития с электролитом.
              Да и алюминий при определённых условиях весьма не плохо горит, не зря его используют в твердотельных реактивных двигателях и зажигательных снарядах.
              Водород может образовываться во многих аккумуляторах, в том числе и в свинцовых (см. видео внизу).


        1. Clever
          08.04.2015 07:50
          +3


          однако, взрываются иногда!


          1. GreamDesu
            08.04.2015 13:32
            +3

            Ждал ждал, когда покажут взрыв… так и не дождался


          1. hungry_ewok
            08.04.2015 19:03

            На работе так однажды в серверной упске хлопнула батарея. Человек бывший в это время рядом весьма впечатлился…


    1. Mist8
      07.04.2015 18:46
      +1

      Да ладно в кармане. Вы когда на автомобиле/автобусе едете, с вами рядом постоянно очень большое количество раз практически взрывы происходят (если бензин хреновый — то реально взрывы).
      Почти что верхом на бомбе!

      А с батареей в кармане, покуда её что-то не продырявило, арматурина какая-нибудь или пуля — все с вами нормально будет. Ну а если вам карман продырявило арматурой, то обычно загоревшаяся батарея — не самая главная проблема…


      1. norlin
        07.04.2015 18:54

        Ну с авто этот риск уже привычный настолько, что даже не замечается. А с телефоном ситуация обратная – от него не ждёшь ничего такого, а оказывается, вон оно как.
        Впрочем, это чисто субъективное ощущение.


      1. Hilbert
        07.04.2015 22:10
        -2

        В двигателе автомобиля — не взрывы, а горение. Разница есть. Лежать на русской печи это, по-вашему, тоже «верхом на бомбе»?


        1. chaynick
          08.04.2015 11:37
          +1

          Горение от взрыва отличается скоростью фронта горения, так что при бензине с низким октановым числом у Вас в двигателе будут именно взрывы. И русская печь кстати тоже может рвануть если попробовать в ней поджечь взвешенную в воздухе мелкую древесную пыль.


      1. fshp
        08.04.2015 00:06
        +5

        Если вам продырявит ногу арматуриной сквозь телефон, то батарея спасёт вам жизнь — прижгёт рану.


    1. domix32
      07.04.2015 21:20

      Так вроде ж уже несколько раз шум поднимался по этому поводу. «Китайские» девайсы взрывались и в руках и в заднем кармане. Даже вроде видео с камеры наблюдения мелькало.


  1. awaik
    07.04.2015 18:49

    А я думал Пелевин шутит…

    Это было похоже на вспышку магния, которая запечатлела героев в случайных позах — и послала в будущее их фотографические отпечатки. Я говорю «магния», поскольку огонь и дым были настоящими. Айфон такой вспышки не даст даже по команде из АНБ. Хотя, конечно, как знать — я где-то читал, что американские смартфоны могут не только подслушивать, подсматривать и поднюхивать, но и детонировать по сигналу из центра, пробивая ушную раковину и мозг направленным взрывом аккумулятора. Наверно, конспирологический юмор.


    1. Mist8
      07.04.2015 18:53
      -3

      Очень тонкая реклама Ростеста.

      Если слишком тонко:
      Ростест явно не пропустит технику, которая в руках может взорваться.


      1. Mithgol
        07.04.2015 21:00
        +2

        (в ответ на спойлер)

        Явно не пропустит, а тайно пропустит, быть может.


    1. StreetStrider
      08.04.2015 01:07

      После просмотра видео в первую же секунду подумал об удалённом детонировании девайса по команде из спецслужб.


  1. isotoxin
    07.04.2015 19:11
    -5

    Не взлетит. Даже если правда, не взлетит. Причина, как ни печально это звучит, в ее живучести. 7500 циклов без деградации — это кошмар для бизнеса. Купил и пол-жизни пользуйся? Не пойдет. Всё должно ломаться.


    1. lexore
      07.04.2015 19:27

      Как будто никто никогда не удешевлял себестоимость за счет деградации качества.


      1. isotoxin
        07.04.2015 19:33

        Так ведь и с этой стороны засада — алюминий сильно дешевле лития. Хочется верить, но лучше я буду пессимистом и ошибусь, чем оптимистом, и разочаруюсь.


        1. idiv
          07.04.2015 21:36

          Думаю загвоздка будет в весе. Алюминий будет тяжелее при равном объеме, так что заменить литий если и сможет, то не везде.


          1. Danov
            08.04.2015 10:36

            В статье: 140 Вт*ч/кг. Для сравнения есть таблица в вики.


            1. idiv
              08.04.2015 19:46
              +2

              Приведенная энергия для литий-ионных в чистом виде, без корпуса и прочих компонентов. Реальная для литий-ионных выходит от 50 до 190 Втч/кг. Так что здесь может выйти те же самые 60 Втч/кг, что уже совсем не так хорошо.
              То же касается удельной мощности. У этой батареи около 3000 Вт/кг что тоже чуть хуже литий-ионных при такой удельной энергии.
              Что же касается потенциала по отношению к водороду, то он -3,05 В у лития против -1,7 В у алюминия, т.е. потенциал лития получше, чем у алюминия. В общем будет заменой литиевым, но далеко не везде.


        1. Gothician
          09.04.2015 00:39

          Гораздо хуже, когда являются пессимистами и ошибаются те, от кого зависит будущее разработок.


    1. Hilbert
      07.04.2015 22:12
      +5

      Чепуха — мало кто меняет аккумулятор, подавляющее большинство выбрасывает его вместе с устаревшим устройством. Да и не везде замена АКБ пользователем вообще предусмотрена.


  1. dooza
    07.04.2015 19:23

    На последнем видео звук до возгорания:
    По видео как будто стук об плитку тротуарную.
    По звуку как будто кастрюли на улице.

    Стало любопытно, что же на самом деле.


    1. isden
      07.04.2015 20:20

      Подозреваю, что его просто проткнули насквозь и замкнули.


  1. horlon
    07.04.2015 21:21
    +5

    Батарея состоит из алюминиевого анода и графитового катода, погруженных в электролит и заключенных в гибкую полимерную оболочку. Такое сочетание было найдено в ходе экспериментов практически случайно.

    Я не понял что именно было найдено случайно? Здесь из нового только электролит…


    1. FransuaMaryDelone
      08.04.2015 11:03

      может быть авторами находки подчеркивалось не «что», а «где и кем»?!