Crew Dragon стыкуется с МКС, кадр из трансляции NASA
Хронология полета
Старт Crew Dragon, фото SpaceX
Crew Dragon стартовал с первой попытки в 10:49 МСК 2 марта. Первая ступень проработала 2 минуты 36 секунд, отделилась и совершила посадку на баржу «Of course I still love you». Вторая ступень включилась в 02:48 и проработала до 09:00. Еще спустя 2 минуты, на высоте чуть меньше 200 км, корабль отделился от верхней ступени и отправился в путь к МКС.
Вскоре после отделения корабль выполнил две важные операции — открыл носовой обтекатель, закрывающий стыковочный узел и включил свои двигатели в первый раз. За сутки «Дракон» несколькими маневрами поднял орбиту с 200 до 400 км и прицелился в точку встречи с Международной космической станцией.
Траектория полета Crew Dragon, кадр из трансляции NASA
Затем корабль вошел в ближнюю зону МКС и совершил автономную стыковку с модулем Harmony американского сегмента МКС. Аппараты предыдущего поколения, грузовые Dragon, ловили и стыковали манипулятором станции.
Траектория сближения, кадр из трансляции NASA
Моменты стыковки
Запись трансляции
Забавно, что SpaceX в этом полете соединили свои традиции с российскими. Кроме манекена в скафандре по имени Рипли (в честь героини фильма «Чужой») на корабль поместили мягкую игрушку в форме земного шара — «индикатор гравитации», аналогичный игрушкам, летающим на «Союзах». Также на станцию привезли 181 кг полезного груза.
Астронавтка Э. МакКлейн с «индикатором», Рипли на заднем плане
Crew Dragon остается еще одна важная операция — посадка. На пресс-конференции после старта Маск сказал, что новая форма корабля с выступами под двигатели аварийного спасения делает торможение в плотных слоях атмосферы менее стабильным, поэтому еще не все риски позади. По плану корабль отстыкуется от станции 8 марта в 10:30 МСК и совершит посадку в Атлантический океан (тоже новшество, Dragon приводняется в Тихом океане) в 16:45 МСК.
Как росли «Драконы»
Несмотря на то, что по словам Маска, в Crew Dragon вряд ли осталась хоть одна деталь от грузового Dragon, именно этот корабль дал SpaceX опыт для создания следующей, пилотируемой версии. В 2006 году SpaceX и Rocketplane Kistler выиграли первый этап тендера NASA на создание грузового корабля для снабжения МКС. А поскольку его планировалось сделать возвращаемым, пилотируемая версия была очевидна, и первая картинка пилотируемого Dragon датируется 2006 годом.
Изображение NASA
Rocketplane Kistler выбыли из конкурса уже год спустя, а вот SpaceX сделали корабль Dragon, названный в честь песни «Пафф, дракон волшебный» и совершивший первый полет в декабре 2010 года.
Dragon, фото NASA
И к началу 10-х относится главная драма корабля — выбор системы посадки. В исходных представлениях SpaceX корабль должен был садиться на двигателях, ролик, показывающий ракетную посадку обеих ступеней и корабля появился в 2011 году. Кроме удобства точной посадки на землю, упрощающей поиск и эвакуацию астронавтов, это решение позиционировалось как универсальное для Земли и Марса.
Первый раунд программы создания коммерческих пилотируемых кораблей состоялся в 2010 и первый макет пилотируемого «Дракона», тогда еще DragonRider, был представлен публике в 2012 году. Внешне он отличался от грузового корабля только выступами с двигателями системы спасения.
Слева — летавший грузовой Dragon, справа — макет DragonRider, фото Gene Blevins/LA Daily News
Вторая фаза программы началась в 2014 году, и ее выиграли Boeing со SpaceX. В том же году SpaceX показала уже заметно отличающийся макет — корпус стал более вытянутым, а в донной части появились опоры, как в ролике 2011 года. Первый испытательный беспилотный полет ожидали уже в 2016 году.
Фото SpaceX
В 2014 году стали звенеть тревожные звоночки для идеи ракетной посадки — в интервью Маск говорил, что корабль будет иметь комплект парашютов, и корабль на высоте нескольких километров будет проверять двигатели, переключаясь на парашютную посадку в случае их неисправности. На протяжении нескольких лет появлялись различные новости и слухи, но в итоге в 2017 окончательно было объявлено, что Crew Dragon будет садиться так же, как и грузовой вариант — на парашютах на воду. По словам Маска он уверен, что ракетная посадка возможна, но не посчитал нужным тратить ресурсы на убеждение NASA, да и концепция посадки на Марс изменилась.
В 2015 году успешно прошли испытания системы аварийного спасения в сценарии аварии на стартовой площадке (Pad Abort Test). Тестовый аппарат был еще не финальной версии, но уже близко к ней. И никаких следов посадочных опор на нем уже не прослеживалось.
Сборка испытательного аппарата, фото SpaceX
Испытания
В 2018 году изменили парашютную систему, вместо трех парашютов стало четыре. И, наконец, в монтажно-испытательный комплекс доставили летный экземпляр аппарата.
Фото SpaceX
Несмотря на новизну конструкции, происхождение аппарата вполне узнаваемо. Общая компоновка совпадает с первым «Драконом» — корабль состоит из двух отсеков, спускаемого аппарата (СА) и сервисного модуля, двигатели ориентации расположены на СА. Но, конечно же, есть и различия. На сервисном модуле появились стабилизаторы. Судя по тому, что САС в испытаниях уводила СА вместе с сервисным модулем, они нужны главным образом на случай аварии. Солнечные панели переехали на поверхность сервисного модуля, теперь нет риска того, что они не раскроются (в одном из первых полетов грузового Dragon была проблема с этим). На спускаемом аппарате появились двигатели САС Super Draco и дополнительные иллюминаторы. А сбрасываемый обтекатель, закрывающий стыковочный узел, стал открывающимся. Под него также переехали тормозные двигатели (на грузовом Dragon все двигатели ориентации рядом).
Кадр из трансляции
Кабина изнутри выглядит пустой, но это неудивительно — когда полетят люди, добавятся укладки аварийно-спасательного снаряжения и дополнительных грузов. Ну и не будем забывать, что у Dragon нет бытового отсека — 9,3 м3 Crew Dragon больше 8,5 м3 общего объема «Союза», но меньше 14 м3 «Шеньчжоу».
Пожелаем SpaceX успешного завершения миссии, если все пойдет по плану, то первый пилотируемый полет может состояться уже в июле этого года.
Комментарии (56)
Arxitektor
04.03.2019 08:59Тлже смотрел старт и стыковку в прямом эфире.
Стыковка понравилась.
Хотелось бы увидеть обзорную статью по коряблям которые будут возить космонавтов на МКС.
Размеры и хараетеристики кораблей (обём кабины, автомонность число отсеков, способ посадки).
Еще я читал что после 1 полёта пилотируемого Dragon (сертифицирован на 1 полёт с экипажем) он будет использоваться как грузовой. А производство грузового Dragon будет прекрашено.lozga Автор
04.03.2019 10:15По кораблям в целом у меня был подкаст не так давно, но там все новые, не только МКС.
shark14
04.03.2019 12:01На рувики хорошая таблица со сравнением есть (правда, там нет Союза).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Dragon_2_(космический_корабль)#Сравнение_с_аналогичными_проектами
Djeux
04.03.2019 09:38KSP когда придумывали свои корабли, явно черпали идеи у дизайна Dragon. Уж больно идентичные получаются модели.
lozga Автор
04.03.2019 10:05Если они не поменяли дизайн (давно не заглядывал), то нет. Одноместный Mk1 сделан в стиле «Меркурия», а трехместный Mk1-3 пропорциями и иллюминаторами похож на «Аполлон»
8street
04.03.2019 10:42Там сейчас несколько поменяли дизайн. Mk1 это Gemini, а Mk3 больше похож, да и раньше тоже был, на новый Орион, который в те года, когда вышла KSP, выглядел примерно так же.
Lexxnech
04.03.2019 11:37Mk1 это копия Меркурия. Капсула Джемини там отдельная есть, из DLC Making History.
Papashkin
04.03.2019 09:44Поправьте подпись к фотографии астронавта с Рипли на заднем плане.
Её зовут МакЛейн (да, как легендарного «крепкого орешка»).
juhomuslim
04.03.2019 09:55-2Опоздали на 50 лет.
solariserj
04.03.2019 10:04Интересно на что опаздали?
solariserj
04.03.2019 14:23Прошу прощения, комментарий съехал. Это был вопрос для juhomuslim. О том что опаздали.
Papashkin
04.03.2019 10:28В технической части я далек до всего этого. Но какая же скорость у носителя на высоте 190-200 км.
lozga Автор
04.03.2019 10:35В конце выведения почти 8 км/с. Круговая низкая околоземная орбита.
RigelNM
04.03.2019 17:16+2Кстати удивило, что когда показали дисплей с информацией о приближении и стыковке, то там самые большие цифры это орбитальная скорость и высота н.у.м. Комментаторы сказали, что именно такой дисплей будут видеть астронавты при ручной стыковке. Сразу возникает вопрос — зачем им эта информация, особенно как основная?
SomaTayron
04.03.2019 13:45С ростом высоты первая космическая немного снижается. примерно 7,92 на уровне Земли, на 200 км примерно 7,79, а на 400 (примерно текущая орбита МКС) 7,67.
Это скорость с учетом вращения Земли. Если оценивать относительно поверхности Земли, то на широте наклонения уменьшается примерно на 200 м/с
SomaTayron
04.03.2019 13:50Интересно, как реализовали систему кондиционирования после приводнения. По логике, забортной водой охлаждать, ну и что то вроде ХСА в паре. А для вентиляции есть лючок, или принудительную хотят. По аналогии с Союзом, внутри не больше часа (если нет шторма) — как раз чтобы переодеться в гидрокомбинезоны, но на случай шторма лучше страховаться
lozga Автор
04.03.2019 14:45На «Аполлонах» открывались дыхательные клапаны, в принципе ничего не мешает использовать такую же схему.
SomaTayron
04.03.2019 16:12Аполлон был более «сплюснут» поэтому ровнее на воде держался. К тому же есть еще пара тонкостей, узнал только когда мы на замену «Океану-5» стали делать «Посейдон» (название появилось раньше военного, а изначально назывался Рапан). При спуске есть углы вхождения и положение кресел в том же Союзе снижают нагрузку. А вот после приводнения из-за асимметрии СА перекашивает кажется на 23 градуса — голова оказывается внизу и кажется выше всех оказывается турист (правое кресло, КИ). После приводнения амортизатор «отстреливает» и поднимает «голову» кресла.
А в схеме Дрегона положения стационарные, а форма относительно вытянута — участок с пазухой от парашютов поднимется вверх. Точно не помню, как размещены кресла на момент приводнения, но качать будет намного с большей амплитудой, чем Ароллоны и в лючок может заливать. Вот и интересно — все та же прямая схема или какая то с промежуточной «мембраной»lozga Автор
04.03.2019 21:16Может быть и узнаем со временем. Технически здесь проблем нет — можно поставить надувной воротник и/или клапан как на шноркеле, чтобы закрывался в случае затопления.
Dmitry_Dor
— Во-первых, это красиво! ©
lozga Автор
Красиво, но риск больше. И в случае аварии на небольшой высоте резервная парашютная система не поможет.
Dmitry_Dor
С точки зрения надежности я понимаю, но все равно жаль…
Да и купание в океане для многоразового (в перспективе) аппарата это ИМХО не есть хорошо.
«Что
с возув море упало, то пропало»©Не зря ведь Mr. Steven пытается (пока к сожалению не очень успешно) ловить створки обтекателя Falcon 9.
striver
В связи с этим вопрос: почему не делают посадку на сушу, как этот делает Союз и Стралайнер?
lozga Автор
Теоретически двигатели САС Super Draco могут использоваться в качестве двигателей мягкой посадки, так что вопрос на самом деле хороший. Вполне возможно, что причина в том, что приводнение уже отработано на грузовом Dragon — нерационально было бы иметь корабли для грузового корабля и вертолеты+вездеходы для пассажирского (с посадкой в пустынном районе вроде пустыни Мохаве). Плюс, без опор удар о корпус будет сильнее, чем в случае приводнения. У «Союза» корпус одноразовый, а у Boeing мешки работают как амортизаторы с возможностью повторного использования корпуса.
Dmitry_Dor
Но при использовании САС Super Draco для мягкой посадки, посадка могла бы получиться практически безударной.
Возможно, что просто не хотят затягивать сертификацию, а отработку мягкой посадки с использованием САС Super Draco будут «обкатывать» при посадке на воду (как во время недавней аварийной посадки на воду Falcon 9 с заклинившими рулями все равно включили посадку на двигателях, чтобы лишний раз проверить её работу).
В случае, если «морская» посадка с использованием Super Draco стабильно будет получаться с практически нулевой скоростью контакта, то смогут более-менее безболезненно сертифиировать и наземную посадку.
Впрочем, скоро узнаем: если в момент посадки на воду Crew Dragon будет задействована САС Super Draco, то возможно моё предположение верно.
lozga Автор
Посадку на воду надо производить боком, чтобы не ударяться всей площадью дна. Это плохо сочетается с торможением двигателями.
hardegor
А перед касанием нельзя выключить часть двигателей на одной стороне? Тогда даже небольшой угол существенно снизит силу удара.
С другой стороны, включенные двигатели разрушают плоскость воды — уже не получится удара всей площадью.
Dmitry_Dor
Если момент посадки будет происходить с околонулевой скоростью (вплоть до зависания в последний момент) с помощью двигателей, то ИМХО вполне можно и вертикально.
Впрочем, скоро наверное узнаем (а может, и увидим).
atil
«По словам Маска он уверен, что ракетная посадка возможна, но не посчитал нужным тратить ресурсы на убеждение NASA» — думаю, поэтому. НАСА пока отказывается повторно использовать «Драконы». Так что у Маска (ЕБЖ) скоро накопится целый парк летавших «Драконов». И их можно будет использовать для «попробовать» посадку на сушу «малой кровью», «на заднем дворе» вместо того, чтобы уговаривать НАСА делать это в основной программе и рисковать затягивать всю программу. Боинг ждать не будет!
А если получится «на заднем дворе», СпейсИкс может перевести собственные полеты на такую посадку, а там, глядишь и НАСА поглядит, что это хорошо, и решится…
nikolaynag
Насколько я помню, проблема была не только в надёжности посадки на двигателях, но и в необходимости сделать отверстия для посадочных опор в щите теплозащиты.
Dmitry_Dor
В принципе это решаемо: опоры могли бы выдвигаться (откидываться) из-за щита теплозащиты. Другое дело, что новая конструкция опор опять затянула бы сертификацию.
lozga Автор
Технически это решаемо, еще на MOL проверяли в 60-х.