image
У моих бабушки и дедушки, которые родились и выросли в Советском Союзе, было очень простое представление об успехе. Они хотели найти одну работу и не уходить с нее до конца своих дней. Для них такое положение дел было идеальным, так как гарантированно позволяло не покидать зону комфорта.

Они хотели, чтобы жизнь была простой и предсказуемой: Ты приходишь на работу в 9 утра, занимаешься имитацией бурной деятельности в течение дня под надзором вышестоящих, а затем в 5 вечера уходишь домой.

Два десятилетия и несколько поколений спустя многое изменилось. Я ненавижу, когда все просто и предсказуемо; я терпеть не могу офисы; я не хочу быть под чьим-либо надзором; я обожаю выходить из зоны комфорта.

Точно так же, 50 лет назад компаниям было необходимо, чтобы все работники собирались в одном месте, чтобы обеспечить массовое промышленное производство. Но сегодня, сегодня они понимают, что важно не то, где и сколько часов работает сотрудник, а результаты его работы.

Как следствие, возник новый класс сотрудников: люди, чья трудовая деятельность не зависит от часов работы и местоположения. Их можно назвать “цифровыми кочевниками”. Они и путешествуют, и работают одновременно — выполняют фриланс заказы с Бали, ведут бизнес из Барселоны или же работают на работодателя из Сан Франциско в Сингапуре.

Во всем мире сегодня многие тысячи таких “кочевников”. Я — один из них и не могу представить себе другой жизни.


Уже всем более чем понятно, что время, проведенное в офисе, и продуктивность не обязательно связаны. Один сотрудник может выполнить задачу за 4 часа, а другой будет выполнять ту же самую задачу 8 часов. Кто-то более продуктивен по утрам, а кто-то — по вечерам. Кто-то любит работать в офисе, а кто-то нет.

В компании, в которой я являюсь со-основателем, ChameleonJohn.com, мы настоятельно советуем сотрудникам проводить как можно больше времени вне офиса. Нас очень смущают сотрудники, которые спрашивают начальство, могут ли они пойти на выпускной друга или на день рождение мамы. Мы уверены, что пока их работа приносит нужный результат, они могут делать все что хотят.

Может показаться, что “кочевники” — просто ужасные работники. Они постоянно то тут, то там и часто с ними невозможно связаться, когда они нужны. (Потому что никто не берет с собой телефон на дайвинг или серфинг.)

Но, как бы глупо это ни звучало, я готов поспорить, что все как раз наоборот.

Люди гораздо счастливее, когда они живут там, где хотят, и проводят время, занимаясь тем, что им действительно нравится. В качестве “цифрового кочевника”, вы можете построить свою жизнь так, как вам хочется. Если вам нравится заниматься серфингом, переезжайте ближе к побережью; если вам нравятся продолжительные поездки на мотоцикле, отправляйтесь с железным конем в шестинедельное путешествие во Вьетнам.

Прекрасным примером компании, которая удачно работала с сотнями удаленных сотрудников, является MySQL. Я довольно часто общался с Мартином Микосом, исполнительным директором MySQL, который продал компанию в 2008 году за 1 миллиард долларов. В лучшие времена компания имела штат в 500 сотрудников из 36 стран мира, причем не имея при этом ни одного офиса. Вот что он мне сказал:

В офисе очень легко казаться занятым: ты посещаешь собрания, отвечаешь на электронные письма, пьешь кофе. Работая же удаленно, ты должен постоянно отвечать на один и тот же вопрос: “Где результат?” К тому же, если бы мы нанимали людей только в Кремниевой долине, мы не смогли бы пользоваться услугами лучших специалистов во всего мира. Теперь же мы можем нанимать из любой точки мира. Не говоря уже о том, что мы экономим целую кучу денег на офисе.

Чем счастливее ваши сотрудники, тем больше они будут любить свою работу, тем более изобретательными они станут, тем лучше они будут относиться к пользователям и клиентам. С такой причинно-следственной связью не поспоришь. Она может повысить продажи и увеличить прибыль.

Жизнь без прописки

Я живу как “цифровой кочевник”, путешествуя по всему миру, чуть менее двух лет. За это время я посетил 25 стран. Я ездил на мотоцикле по островам Таиланда и Филиппин, совершал восхождение на действующий вулкан в Индонезии, обучился серфингу, получил лицензию дайвера на Островах Джили, познакомился с новыми культурами и встретил десятки прекрасных людей.

Все это время я обходился немногим — все мои вещи умещались в небольшой рюкзак. (По счастливому стечению обстоятельств, это тот же самый рюкзак, с которым я когда-то ходил в школу.)
image
Наше общество озабочено идеей “обладания”. Этот феномен прекрасно описывает Дейв Рамзи:

Люди покупают вещи, которые им не нужны, на деньги, которых у них нет, чтобы поразить людей, которые им не нравятся.

Но, кроме всего, я понял, что владеть множеством вещей — элементарно не практично: вам надо о них заботиться; они привязывают вас к определенному месту; иметь вещь обычно дороже, чем взять ее в аренду.

За последние годы у меня ни разу не было постоянного адреса — я просто не жил более двух месяцев ни в одной стране. Это значит, что я могу без проблем отправиться, куда я хочу и когда я хочу. Сегодня я могу быть в Таиланде, а завтра — в Японии, и мне не понадобится тратить месяцы, распродавая вещи, сдавая квартиру в аренду и т.п.

Я просто покупаю билет на самолет и уезжаю.

По мере того, как такой кочевой образ жизни становится все популярнее, меняются сами концепции владения теми или иными вещами. Такие компании, как AirBnb (сдача в аренду комнат, квартир и домов), Vinted (продажа и обмен б/у одежды), RelayRides (совместная аренда машин) становятся все популярнее. У них множество преимуществ: и удобство для пользователей, и снижение экологической нагрузки на планету.

Расширяя горизонты

После каждого путешествия я обдумываю все, что я увидел, выучил и постиг. Например, в Японии я понял, насколько важен альтруизм и забота о благополучии окружающих. В Мьянме я осознал, что счастье не зависит от количества денег. Во Вьетнаме я пришел к понимаю того, как важно иметь семью.

Весь этот опыт безусловно оказывает влияние на то, как я отношусь к собственной жизни, но, что более важно, становится основой моего профессионального подхода. Этот опыт помог мне увидеть возможности рынков далеких от запада, создать продукты для стран, где сфера услуг находится в зачаточном состоянии.

Например, теперь я знаю, что в Индонезии живет более 250 миллионов человек (4-е население в мире). Однако, все эти люди живут более чем на 17 тысячах островов, что создает серьезные логистические сложности для любого нового продукта на рынке. В Мьянме, я вижу очень большой рынок на 65 миллионов человек, рынок с большим потенциалом. Интернет работает крайне медленно, общественный транспорт практически отсутствует. Страна готова к переменам и инновациям после долгих лет пребывания у власти военной хунты.

У “цифровых кочевников” есть возможность сделать мир немного меньше, а цифровые технологии доступнее для всех.

Лучшее время — прямо сейчас

Стив Джобс однажды сказал:

Помнить, что ты когда-нибудь умрешь — лучший способ избавиться от иллюзии, что тебе есть что терять. Нет ни единой причины не следовать за своим сердцем.

Это главный принцип, который я использую при принятии решений. Именно поэтому я стал “кочевником”.

Если вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы поездить по миру, лучшее время — прямо сейчас. Вам не придется пожертвовать своей карьерой. Нас тысячи и мы готовы помочь. Существует тысячи разных способов заработать на жизнь, а также бесчисленное множество вещей и мест, которые стоит испытать и увидеть.

Перевод подготовлен: greebn9k(Сергей Грибняк), silmarilion(Андрей Хахарев), сотрудники Singree.com

Комментарии ()