Обычно, когда родители слышат фразу «обучение детей программированию и робототехнике», они представляют себе уроки в кружках или школе или усаживание ребенка за компьютер/планшет с обучающим софтом или книгой.

Но многие родители не знают, что существуют настольные игры, которые построены на механике «программирования» действий и которые в процессе игры прививают детям основы алгоритмики, логики, построения программ и т.п., а часть из них даже заявлены как обучающие. Некоторые дополнительно дают основы робототехники.

image

Ниже я приведу примеры игр на программирование действий (обучающих и не только), которые можно купить в России? Их можно и нужно применять, чтобы не только объяснить детям алгоритмику и даже робототехнику, но и просто весело и приятно провести время в кругу семьи. Ссылки умышленно не даю (это не реклама) — все игры ищутся в поиске по их названиям и их можно купить в разных магазинах (как онлайн так и оффлайн). Если не найдете — спросите меня в комментариях и я дам ссылки.

1. Битва Големов


Игра (если что я ее автор), в которой сочетаются короткие баталии с веселым азартом. Вам предстоит в 10 раундах выстоять на арене против боевых роботов соперников, программирую их на передвижение и удары с защитой. Несмотря на кажущуюся простоту, в настольную игру заложены основы блок-схем, ограничения аппаратной части роботов, сложные программные конструкции (включая подпрограммы) и даже логические конструкции. На сайте игры есть много обучающих видео, разбора правил и летсплеев, которые помогут вам. Игра будет полезна как дома, так и на занятиях в кружках и школах. Можно играть с Ботами даже одному. 1-4 игрока 6-12 лет.

Если оформить заказ до конца мая, то в подарок вы получите дополнение «Рыцари против Пароботов».

image

2. Прогеры


Одна из немногих настольных игр, которая учит программированию с раннего детства (но может быть скучной для детей старше 10 лет). С ней дети узнают, что такое алгоритмы, как их выстраивать и применять на практике, управляя вездеходами на многоуровневом поле. Игра тренирует логику, стратегическое мышление, внимательность и воображение. 3D-поле, планетоходы, телепорты и вы за пультом в Центре управления полетами.

image

3. Roborally


Классика жанра и его зачинатель. Игрокам предстоит управлять программируемыми роботами и привести их через контрольные точки к финишу. Умело выбранная стратегия и хитрость помогут обойти конкурентов и одержать нелёгкую победу в этом опасном поединке. Ключ на старт! К сожалению нет на русском языке: ( Игра хоть и переиздана Хасбро, но по опыту «выносит» мозг игрокам старше 12 лет и не рекомендована детям младше 10 лет.

image

4. Танчики


Чтобы люди не забывали классику Денди, разработчики перенесли легендарную игру с приставки на картон. Здесь всё так же, как и в оригинальных Танчиках, даже графика абсолютно такая же. Игроки настольных Танчиков соревнуются друг с другом, задавая им команды и попадая под обстрел вражеских Ботов.

image

5. Кольт-Экспресс


В Colt Express игроки выступают в роли бандитов на Диком Западе, которые грабят поезд. Партия длится пять раундов, каждый раунд поделён на две фазы: планирование и грабёж. Во время Планирования игроки программируют от 2 до 5 действий грабителей, а во время Грабежа действия активируются одно за другим в том порядке, в котором были выложены карты. Задача бандитов собирать добычу и обходить стороной Маршала. Здесь нет роботов или управляемых танков, но Грабители представляют собой классических исполнителей в многопоточном режиме.

image

P.S. Ссылки на страницы, где можно посмотреть по играм подробнее, в ответе на первый комментарий.

Комментарии (49)


  1. dss_kalika
    11.04.2019 09:24
    +1

    А что, где оформлять заказ то? о_О
    *нужно больше таких игр… БОЛЬШЕ!


    1. akdengi Автор
      11.04.2019 09:29

      Специально не стал писать ссылки, а то меня как автора в рекламе обычно обвиняют :)

      Битву Големов у нас в магазине: store.prostorobot.ru
      Игр 21 штука осталась, раскупают как «горячие пирожки», так как мы издания делаем небольшие (500 штук). Можете заодно предзаказать нашу новую электротехническую игру. как раз сейчас работаем над изданием.

      Прогеры поиском посмотрите — есть на Озон, Беру и т.п.

      Роборалли тут нашел: hobbygames.ru/roborally-novoe-izdanie

      Танчики в магазинах МосИгры: www.mosigra.ru/Face/Show/tanchiki

      Кольт Экспресс у издателя и в магазинах также настолок: lifestyleltd.ru/games/colt-express-rus


      1. akdengi Автор
        13.04.2019 11:44

        Прогеры на сайте издателя: bandaumnikov.ru/product/progery


  1. GeMir
    11.04.2019 09:56

    Текст не очень тщательно «вычитывали», не так ли?
    Ниже я приведут примеры игр на программирование действий (обучающих и не только), которые можно купить в России?


    1. akdengi Автор
      11.04.2019 10:21

      Текст спасибо что нашли ошибку — у меня есть некоторые проблемы их замечать.

      По обучению — могу сказать только про нашу игру, которая применяется в куче школ и которая успешно прошла методическую оценку (мы игры делаем в тесном контакте с преподавателями)

      По Роборалли — сложность единовременных действий, когда начинают «вылетать» ячейки памяти и сам их просчет. 12 лет это рекомендации изначального автора. Хотя для меня лично это как раз тот математически выверенный шедевр, к которому надо стремиться :)

      А то что я автор — достаточно посмотреть у меня в профиль и на кучу статей на Хабре.


      1. akdengi Автор
        11.04.2019 10:22

        Но поправил — еще раз спасибо.


    1. akdengi Автор
      11.04.2019 10:23

      По «надоест» — из нее можно «вырасти», а так у настолок в разы выше реиграбельность и к ним возвращаются. А дальше уже языки программирования, если интерес появился. Игра все таки вовлекает, а не заставляет выбирать профессию.


    1. Am0ralist
      11.04.2019 10:43
      +1

      А являются ли таковыми? Что именно, кроме добрых намерений авторов, даёт основания полагать, что играя в игру дети получат навыки, которые можно будет применить не только в похожих играх?
      В комменты призывается Milfgard, который уже описывал немного работу с школами


      1. Milfgard
        11.04.2019 11:15

        Нет ни одной игры в РФ, которая официально и системно вошла бы в учебную программу. Есть куча частных случаев и куча доказательств, что они полезны. К играм из поста исследований нет.


        1. akdengi Автор
          11.04.2019 11:30

          Там другая проблема — как их вписать. То есть наш ФГОС оставляет игровой момент за урочной деятельностью увы, а внурочная — это работа прежде всего преподавателей. Опыт тоже только отдельный есть (что я лично знаю и школы где мы делали апробацию игр).

          Для школ увы нужна методика, жестко привязанная к урокам и часть им проще «на компьютер», где посадил ребенка и преподавателю не надо смотреть и возиться.

          Сейчас пытаемся с одним крупным издательством вписаться в школьную программу, но увы сложно.


        1. akryukov
          11.04.2019 11:38

          Игрой, которая первой войдет в программу средней школы, будет шахматы.
          Потуги есть уже давно, но что-то не складывается.
          В 2004 году был приказ. Оригинал которого должен находиться на старом сайте минобра, но его там нет.
          Сейчас и минобра формально нет. За обучение школьников с мая 2018 года отвечает Министерство просвещения, но у них на сайте про шахматы нашлась только одна презентация. В 2017 году Васильева заявляла о введении шахмат в школы, но приказов в публичном доступе нет.


        1. Am0ralist
          11.04.2019 11:46

          Я больше про то, что «даёт основания полагать, что играя в игру дети получат навыки, которые можно будет применить не только в похожих играх», у вас в статье было на эту тему немного.
          А не про то, что в нашу учебную программу включают что угодно если так захотелось чиновникам, но вот чтоб туда включили что-то действительно полезное… Скорее исключат остатки нужного (как в своё время астрономию и черчение, зато основы религии уж по-любому привьют детям полезные навыки, ага...)


          1. akdengi Автор
            11.04.2019 11:50

            Дает апробация. Дети играют и у них закрепляются навыки. На моей игре параллельно со Scratch даже курс есть в Зеленограде и пробовали его в прошлом году на курсах для детей в крупном интеграторе.

            Битва Големов два издания пережила и готовится на третье, а PnP загрузки стремятся уже за 3000 :) Апробация причем не только в России, но и в ЕС, Израиле и в США была.

            За остальные игры судить не могу, но Прогеров тоже делали не «чайники», а методисты.


    1. akryukov
      11.04.2019 11:16

      Что именно, кроме добрых намерений авторов, даёт основания полагать, что играя в игру дети получат навыки

      Такой феномен называется "перенос навыка". Гугл выдает чрезвычайно мало информации по поводу исследований переноса навыка из настолок куда-либо еще. Сходу нашел только одну статью, но там про английский язык. Плюс такое еще много пишут про физкультуру и двигательные навыки.


  1. Grenvud
    11.04.2019 10:43

    akdengi, спасибо за идею! У меня растёт сын, и у него склонность к технике. Не хочу, чтобы он зависал в онлайне, поэтому ищу альтернативу. Это может быть игра, которую Вы упомянули или иная, но благодарю за подсказку :)


    1. GeMir
      11.04.2019 11:25

      У меня растёт сын
      Возраст растущего бы указать. В принципе, Lego EV3, весьма универсальный подарок до 15-16 а зачастую и старше. Не дешёвый, увы.

      Boost и Spike скорее для детей помельче, EV3 — «на вырост».


      1. akdengi Автор
        11.04.2019 11:32

        Сейчас новый набор вышел уже у Lego ;)


    1. Wayfarer15
      11.04.2019 20:27

      Когда я рос и у меня была «склонность к технике», я ходил на колхозный авто-двор, там около кузницы (да, тогда ещё были!) валялся полу-разобранный донор-комбайн, я его пытался доразобрать в меру сил и способностей.

      С черчением и начерталкой в универе проблем не было вообще. Сопромат я сдал заняв первое место на олимпиаде так же в универе.


      1. GeMir
        12.04.2019 14:20

        Когда я рос […] я ходил на колхозный авто-двор
        Времена меняются. У каждого поколения свои игрушки.
        С черчением и начерталкой в универе проблем не было вообще
        Уверены, что есть прямая связь с посещением авто-двора?


  1. SeyranGV
    11.04.2019 12:35
    -2

    Вот у меня постоянно в голове крутиться вопрос. Чем руководствуются продавцы настольных игр придумывая цены, только своей жадностью, или есть какие то другие замыслы? Просто смотришь на набор карточек из дешевого картона и не понимаешь, как это может стоить 2500? Объясните пожалуйста, может я чего недопонимаю, из чего все-таки складывается цена, ведь явно не из затрат на производство.


    1. Am0ralist
      11.04.2019 12:45
      +2

      Просто смотришь на набор карточек из дешевого картона и не понимаешь, как это может стоить 2500? Объясните пожалуйста, может я чего недопонимаю, из чего все-таки складывается цена, ведь явно не из затрат на производство.
      Вот смотришь на зарплаты программистов и не понимаешь, чего это они такие деньги требуют, ведь это явно же не из-за затрат на их жизнь?
      Вообще-то попробуйте как-нибудь какой-нибудь манчкин в типографии распечатать под себя. Вдруг окажется, что качественная распечатка будет сравнима с готовой коробкой, в которую уже включены ещё и красочные правила, и хорошая упаковка, и маржа продавца, и маржа производства, и затраты на производство карточек,
      Не говоря уже о том, что картон такой дешевый, такой дешевый…


      1. SeyranGV
        11.04.2019 18:14
        -2

        1. На счет зарплат программистов. Не судите по Москве, в регионах все-таки картина по проще.
        2. Качественная распечатка дорогая только при первом заказе, когда идет верстка и прочие подготовительные работы, а дальше при серии, гораздо дешевле. И опять же, расходы на подготовку должны распределяться на все количество планируемого выпуска продукции, а не навешиваться на каждую продаваемую единицу. И по поводу типографских цен, тоже поверьте знаю, сталкивался пару раз.
        3. И картон используемый для изготовления карточных игр действительно в 90% случаях дешевый. За все время, пока росли дети, я покупал этих игр и разных 3D пазлов из картона, приличное количество. Только в паре карточных игр был лощенный дорогой картон, но эти игры были из более высокой ценовой политики.

        Так что своим гневным постом Вы ни капли меня не убедили в Вашей правоте.


        1. akryukov
          11.04.2019 18:37

          Не судите по Москве, в регионах все-таки картина по проще.

          Если судить не только по госконторам, картина в сравнении с Москвой хоть и попроще, но сильно лучше в сравнении с другими местными.


          1. SeyranGV
            12.04.2019 10:07

            вот тут зря, по Саратову картина как-раз немного другая, сейчас слава богу зарплата инженера стала ровняться IT сфере, местами даже больше предлагают. Говорю вам по своему опыту. Кстати и технари станочники тоже получают больше программистов.


        1. Am0ralist
          12.04.2019 10:08

          И по поводу типографских цен, тоже поверьте знаю, сталкивался пару раз.
          А я в типографии мелкой работал. И заказывал доп к Пиратскому Манчкин — Остров сокровищ. Цена была на уровне заводской колоды.
          а дальше при серии, гораздо дешевле.
          при БОЛЬШОЙ серии. при ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ СЕРИИ.


    1. akryukov
      11.04.2019 12:48

      К продавцам всего остального у вас таких же вопросов нет?


      1. SeyranGV
        11.04.2019 18:06

        Есть подобные же товары, но тут просто очевидная картина.


        1. akdengi Автор
          11.04.2019 18:35

          Если вам это очевидно — не покупайте настольные игры у жадных производителей. Делайте сами, продавайте по той цене, которую считаете справедливой. Но желаю вам открыть собственное дело, запустить производство и начать платить налоги и людям за работу и попробовать запустить продажи. Без этого вы так и будете считать производителей и продавцов «хапугами».


    1. adictive_max
      11.04.2019 12:53
      +1

      1. SeyranGV
        11.04.2019 18:26
        -3

        да читал эту статью, но там опять же идет речь о выпуске единичного экземпляра. На всех производствах, на которых я работал, разработка опытного образца, это чисто вложение производителя. На серию цена опытного образца вливается в виде надбавки в пару копеек.
        Кстати, автор статьи по вашей ссылке на некоторые позиции приводит стоимость серийного выпуска, обратите внимание на отличие стоимости от единичного выпуска. Как пример, я постоянно заказываю печатные платы небольшими партиями. Так вот, при первом заказе цена, лично в моем случае в 3-4 раза больше чем при последующем заказе тех же плат, изготовленных по уже имеющимся шаблонам.


    1. akdengi Автор
      11.04.2019 13:12

      Попробуйте просчитать бизнес-модель издания игры :) Удивитесь. Скажу так — при наших тиражах в 500 штук мы почти ничего не зарабатываем и только на «Битве Големов» второго издания вышли в небольшой плюс и всю прибыль пустили в издание нашей новой настольной игры. Вы еще забываете что игра — это не только печать, а еще и дизайн, верстка, подготовка макетов, транспортные расходы, бумага, электричество и т.п. И мы еще и налоги с комиссиями платим, так как работаем через кассу и онлайн-агрегатора. Одна иллюстрация к примеру стоит при заказе «на стороне» от 3 до 5 тысяч и это еще и не дорого.


      1. SeyranGV
        11.04.2019 18:30

        Вот я и хочу понять механизм, ибо собираюсь наладить выпуск некой железки. И при расчетах затрат на производство, и определении цены, получается цифра в более чем 2 раза дешевле чем аналоги, близкие по параметрам. Борюсь с совестью, и пока совесть побеждает. Но ничего, время до выпуска первой партии еще есть, может побежу её )))


        1. akdengi Автор
          11.04.2019 19:16

          Механизм маржинальности зависит от отрасли, каналов продаж, собирания средств и т.п. Даже на самом простом УСН с доходами вы получите налог 6% с розницы. Все таки советую пообщаться с коллегами по отрасли, у которых уже есть опыт производства и продаж — они вам скажут ваши ошибки.

          К примеру в настольных играх сразу могу сказать, что заработать «много» при тиражах менее 2-3 тысяч не получится, особенно на играх «дешевого» сегмента до 1000 рублей. У нас за 2018 год итоговый доход у жены (на котором ИП) после вычета всех затрат вышел в районе 10 000 в месяц плюс-минус. По сути заработали на прожиточный минимум и хорошо что не в минус ушли.


    1. akdengi Автор
      11.04.2019 13:16
      +1

      Можете почитать на VC о том, как мы «жадничаем»: vc.ru/life/60375-mozhno-li-nezavisimomu-izdatelstvu-nastolnyh-igr-vyzhit-za-schet-kraudfandinga


      1. SeyranGV
        11.04.2019 18:41
        +1

        вот тут вы более раскрыли суть и стало понятнее, я почему то предполагал что тиражи этих игр на много больше чем указано в статье. На самом деле даже в нашем городе больше двух десятков магазинов (и это только те про которые я знаю), специализирующихся на карточных и развивающих играх, и ассортимент у них примерно одинаковый. С учетом того что каждый магазин имеет пару тройку экземпляров игры и перемножив это на масштабы матушки России, я и пришел к выводу что тиражи должны исчисляться тысячами.


        1. akdengi Автор
          11.04.2019 19:19

          Есть игры тиражами в несколько тысяч. Но вопрос продаж стоит остро — обычно в магазинах игры на реализации, а не купленные и есть огромный шанс что этот «картон» возвращается поставщику :( Скажу сразу, что начинающему издателю даже 500 штук произвести и продать очень сложно — бюджет игры ценой в 1000-1500 рублей обычно в районе 250-300 тысяч при тираже 500 штук, а если делать 1000 штук, то возрастает почти в два раза, так как падение цены производства от силы 5% (обычно 10% на 1000 штук). Поэтому много примеров, когда народ игру производит, а потом не знает что с ней делать.


    1. Gibboustooth
      11.04.2019 23:37

      Производство игры стоимостью 2500 стоит где-то 500р. Почему такая наценка? Из этих 2500 половину берет себе ритейлер (т.е. он эту игру купил за 1250), еще 10% — издатель. Оставшиеся 40% (1000р) — достаются производителю. Т.е. его прибыль составляет 500р с игры, стоимостью 2500. Вот такая вот экономика.
      По крайней мере, так это обяснял Джейми Стегмайер (автор нескольких очень известных игр) в этом видео: www.youtube.com/watch?v=0BxAm3yjrxE
      Говорил он про США, возможно у нас все несколько иначе.


      1. akdengi Автор
        12.04.2019 16:14

        Примерно тоже самое. Ритейл просит 50-60% скидки. 500 р. это тиражи от 3-4 тысяч, мини-тиражи как у меня (500 штук) стоят дороже. И тут еще не надо забывать, что типографии надо вначале заплатить всю сумму за издание даже этих 500 штук, а потом не факт что тираж продастся. У меня конечно от тиража 500 штук осталось сейчас 18 коробок (разбирают постепенно), но это игры «неформат» + хорошо идут игры до 1500-1600 рублей (свыше 2000 р. игры сложно продавать), поэтому считать что поставив на игру цену в 2500 рублей и тираже 500 штук можно заработать больше миллиона наивно ;)


  1. RegisterWindowClassExA
    11.04.2019 23:11
    -1

    Заминусуют — ну и плевать.
    Для приобщения ребенка к технике нужен компьютер, туториалы разные, отладчик, дизассемблер, среды программирования и набор правильных самоучителей (не любых, а именно правильных). И интерес. Если дите еще не умеет читать — тогда конструктор хороший радиотехнический. Эти игры, имхо, ни о чем.


    1. akdengi Автор
      11.04.2019 23:13

      «Не читали, но осуждаете?» ;)


      1. RegisterWindowClassExA
        11.04.2019 23:18

        Прочитал. И тем не менее. Чтобы ребенок полюбил программирование, ему нужно показать, какие возможности дает программирование. Компьютер — это круто, это все знают. И нужно погружаться в него, а не в картон. Это тягомотина, которая убьет любой энтузиазм. Типа когда научитесь плавать, тогда мы нальем воду в бассейн. Такое мое мнение.


        1. Gibboustooth
          11.04.2019 23:51

          Вел программирование на Scratch на курсах для детей 8-10 лет. Бабушка одного из учеников жаловалась на внука, что тот постоянно ломает компьютер. Оказалось, девятилетний внук открывал консоль винды и вводил туда найденные в интернете команды в поисках интересных результатов. Пёрло его от этого куда больше, чем от бегающих по экрану котиков в Скрэтче.


        1. SeyranGV
          12.04.2019 10:18

          Не работает к сожалению. Из моего опыта, у меня трое детей (две дочери, 13 и 14 лет и сын, 11 лет), и у брата младшего двое пацанов, 11 и 12 лет. Множественные попытки увлечь их программированием, или увлечь пацанов электроникой, результатов не дало. В этом году с братом решили схитрить, учредили призовой фонд с возможностью выбрать (компьютер, планшет, ноутбук, либо любой другой приз по желанию победителя). А суть конкурса заключалась в том что я какое-то время обучаю их Python'у и в конце даю общее задание которое каждый должен был самостоятельно выполнить. Если честно, то внутри я был даже готов всех одарить желаемыми призами. Но вот итог, мой сын сразу отказался в этом участвовать, а в группе осталось четверо детей, интерес у которых угасал с каждым уроком, в итоге по истечению 6ти занятий все сказали что не интересно. Я конечно же не преподаватель от бога, но я старался из всех сил, придумывал им и интерактивные занятия, и занятия на природе, но…


          1. RegisterWindowClassExA
            12.04.2019 14:17

            Чтобы пробудить интерес, ИМХО, нужно обратить внимание на приложения вычислительной техники. Вообще важно понять, к чему у ребенка есть интерес. Возможно, это будет 3D-моделирование, конструирование. А может быть и что-то гуманитарное, медицина, например. Мне кажется, если человек любит делать что-то руками, он втянется в программирование, потому что именно программирование может оживить любую конструкцию. Если у него нет такого интереса — пытаться из под палки заставить их чем-то заниматься — не очень хорошая идея. ИМХО. Лично я увлекся компьютерами из-за игр. Но тогда это были другие игры — они были двухмерные, и были сделаны с душой. Игры быстро надоели, а вот возможности, которые даёт компьютер, быстро стали очевидны. Сейчас все сложнее. Слишком много нужно копать, чтобы стать разработчиком, много технологий и движков появилось. Современные игры, кмк, не приводят к желанию учиться программировать. Они стали слишком реалистичными, воображение отдыхает.


            1. akryukov
              12.04.2019 14:57

              Современные игры, кмк, не приводят к желанию учиться программировать. Они стали слишком реалистичными, воображение отдыхает.

              Не согласен с вами. 2011 год это достаточно современно? Просто есть одна секретная игра, которая может хорошо развить интерес к конструированию вообще и программированию в частности.


              Название секретной игры

              Minecraft


              1. SeyranGV
                15.04.2019 14:01

                Вот в эту секретную игру они рубятся с утра и до ночи, и уже не первый год, но что то не действует ). Вот мне кажется что она как раз наоборот оказывает деструктивный эффект, ибо в игре все просто и по накатанным рельсам, а в жизни надо постараться чтобы достичь цели.


          1. third112
            15.04.2019 13:09

            Из моего опыта, у меня трое детей (две дочери, 13 и 14 лет и сын, 11 лет), и у брата младшего двое пацанов, 11 и 12 лет. Множественные попытки увлечь их программированием, или увлечь пацанов электроникой, результатов не дало.
            М.б. задача «увлечь» некорректная? 11-14 лет уже не первый год в школу ходят — какими предметами там увлекаются, если увлекаются? ИМХО пока сам/сама не заинтересуется — увлечь невозможно.


            1. akdengi Автор
              15.04.2019 13:27

              Есть понятие «козлиного возраста» ;) То есть это 12-15 лет, где идет взросление и отрицание. Увлекать надо или до или уже после в части профориентации. В этом же возрасте главное чтобы не загуляли и по «обычной» учебе не скатились. И в этом возрасте часто бросают все кружки, секции и т.п.


            1. SeyranGV
              15.04.2019 14:07

              Увлечение простое, либо целыми днями Yourtube, лежа на диване, либо вышеупомянутая секретная игра. А в последнее время вообще странный тренд, которого я пока понять не могу, это китайские и корейские сериалы на оригинальном языке и субтитрами на русском. Попробовал, посмотрел парочку, для меня тихий ужас, они смотрят с интересом.