Друзья, уже завтра, в День космонавтики, в 15 часов наш маленький сервер отправится в предкосмос — в стратосферу. Пока наше оборудование проходит последние проверки, мы нервничаем, всё ли пройдёт хорошо, не проглючит ли что-то, всё ли верно рассчитали.



Полёт в космос — одно из сложнейших путешествий в истории человечества. Сложность техники и научного аппарата, благодаря которым человек может улететь с планеты, пожить на высоте 450 км и вернуться обратно, мало кто может осознать даже среди тех, для кого космонавтика является частью жизни. Причин, по которым полёт может оказаться неудачным и даже трагическим, несметное множество. И не удивительно, что почти все космонавты очень суеверны и верят в приметы. И далеко не только они: за многие десятилетия сложился целый набор ритуалов, которые каждый космонавт обязан соблюдать, чтобы полёт прошёл успешно.

И сейчас, когда до нашего запуска остались ровно сутки, мы хотим рассказать о приметах, бытующих среди космонавтов.

Во-первых, в отечественной космонавтике практически официально запрещено летать в понедельник. Такая традиция возникла ещё в 1960-е, когда в ходе понедельничных запусков произошло 11 аварий. Конечно, повышенную аварийность в первый день недели можно объяснить куда прозаичнее. Никакой мистики, банальный человеческий фактор: понедельник — это начало рабочей недели после выходных, когда сотни и тысячи людей, от которых зависит безотказность сложнейшей техники, входят в рабочий ритм, возвращаются в коллектив, снова сталкиваются со стрессом высокой ответственности. На этом фоне и повышается вероятность ошибок, а ошибки в космонавтике обходятся куда дороже, чем в авиации.

Также у нас не летают в космос 24 октября — в этот день в 1960-м и 1963-м на Байконуре произошли катастрофы с человеческими жертвами.

Перед отправкой на космодром экипаж обязательно приносит цветы к мемориалу в честь Юрия Гагарина и первых погибших космонавтов: Владимира Комарова (погиб при возвращении 24 апреля 1967), а также Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова (они погибли всем экипажем при возвращении 30 июля 1971).

Затем космонавты приходят в мемориальный «парадный» рабочий кабинет Гагарина, который сохраняют в том виде, каким он был 60 лет назад.



За две недели до запуска космонавты приезжают на «Байконур» и селятся в гостиницу с очень находчивым названием «Космонавт». Там каждый из них сажает по именному дереву. Раньше было принято сажать их после полёта, а теперь до. Сегодня на аллее растёт уже больше 100 деревьев (прижились не все).



За двое суток до запуска из монтажно-испытательного корпуса на стартовый стол вывозят ракету с космическим кораблём. Сопровождающие техники — это позволено только им — подкладывают на рельсы монетки «на счастье». А космонавтов в этот день и близко не пускают: плохая примета, увидеть корабль раньше дня запуска.


За день до запуска экипаж в обязательном порядке смотрит фильм «Белое солнце пустыни». Эта традиция зародилась благодаря успешному полёту, который прошёл после трагической гибели Добровольского, Пацаева и Волкова. Якобы экипаж посмотрел перед вылетом этот фильм и благополучно вернулся на Землю. С тех пор совместный просмотр «Белого солнца пустыни» превратился в ритуал.

В день запуска космонавты выпивают по глотку газированной минералки, а дублирующий экипаж обязательно принимает на грудь по 100 гр технического спирта. Ходит байка, что когда этого не делали, случались аварии. Что только не придумают, лишь бы оправдать возлияние :)

Затем космонавты на дверях своих номеров в гостинице оставляют свои автографы, которые бережно сохраняются.



Наконец, космонавты в скафандрах под звуки бессмертной песни «Трава у дома» грузятся в автобус и отправляются на стартовую площадку. Прибыв на место, экипаж выполняет ещё один ритуал, который, по легенде, начался с самого Гагарина: перед многочасовым полётом на орбиту нужно «пустить струю» на колесо автобуса. После этого скафандры наглухо задраивают.

Затем наступает время торжественного рапорта о готовности, помахать журналистам и прочим провожающим рукой и взойти на борт.

И уже внутри корабля, лёжа в противоперегрузочных креслах, космонавты вешают мягкую игрушку на верёвочке, которую принято называть «Борис». Это талисман, который выбирает командир экипажа. С одной стороны, традиция, с другой — талисман вешают в поле зрения видеокамеры, через которую за космонавтами наблюдают из Центра управления полётами. И когда игрушка «поплывёт», значит наступила невесомость.

На этом позвольте закончить рассказ, пора готовить стратостат и аппаратуру. Начинается последний отсчёт.

И приглашаем вас поучаствовать в нашем конкурсе «угадай место приземления стратостата». Главный приз тому, кто угадает точнее всего,— поездка летом на Байконур на запуск пилотируемого корабля «Союз МС-13». Возможно, именно вам улыбнётся удача, и вы лично увидите на Байконуре карагач, посаженный Гагариным.

Комментарии (19)


  1. nvshap
    11.04.2019 15:25
    +1

    И когда игрушка «поплывёт», значит, корабль поднялся на высоту, на которой наступила невесомость.

    Нет. Значит отключились двигатели и корабль летит по баллистической траектории.


  1. Sly_tom_cat
    11.04.2019 15:28
    +1

    И когда игрушка «поплывёт», значит, корабль поднялся на высоту, на которой наступила невесомость.

    Простите но плывет она не от высоты. Невесомость на орбите понятие относительное — там она во многм определяется центробежной силой действующий на корабль с космонавтами, а притяжение земли там не пропадает на столько, что бы взлетела даже легкая игрушка.


    1. airzat
      11.04.2019 16:32

      Википедия: Талисманом и индикатором невесомости экипажа стал плюшевый щенок, о котором космонавт Фёдор Юрчихин говорит: «Он никогда меня не покидал и готовится к своему уже пятому полету. Он стойко переносит все трудности: покоряет со мной горные вершины, летает в космос, погружается под воду»


    1. semennikov
      12.04.2019 12:01

      Извините, центробежная сила — это виртуальная величина, физически ее не существует, а вот притяжение Земли там как раз не пропадает вообще, именно оно и определяет траекторию полета, и если двигатели не работают то как раз невесомость и наступает, причем все равно где, хоть и на высоте 1 километр. Причем траектория космического аппарата это как правило эллипс, чисто круговые орбиты редко встречаются, за исключением т.н. геостационарных


  1. Sly_tom_cat
    11.04.2019 15:36

    Читаю все это и не удивляюсь, что там поп появился — ну куда ни кинь — набор традиций, которые очень сильно смахивают на суеверия. Ну про понедельники — вполне объективно, а вот про отдельно взятые числа, не смотреть на ракету до старта, всякие церемонии и приседания, высадка деревьев…

    Так и представляется: год 4567 — церемония подготовки к полетам:
    — список из 2049 пунктов обязательных мероприятий прилагается.
    — список из 6667 пунктов чего делать «не принято» прилагается.


    1. Desavian
      11.04.2019 16:55
      +1

      Так космонавты понимают что при взлете может случиться куча непрогнозируемых нештатных ситуаций… потому и появляются суеверия по принципу «делаем как тогда и будет как тогда»… у тех же американцев их не меньше…

      «Согласно обычаю, который уходит корнями в первую миссию шаттла 1981 года, экипаж не покидает раздевалки до тех пор, пока командир не проиграет в карточной игре. Они играют в покер до тех пор, пока у командира не окажутся на руках слабейшие карты. „

      “В американском космическом центре некоторые контролеры выбирают другую парковку на следующий день после переноса старта. „

      “17 апреля 1970 года члены экипажа «Аполлон-13» благополучно вернулись на Землю, несмотря на взрыв баллона с кислородом. ЧП потрясло руководство НАСА. В результате администратор Национального управления по аэронавтике Джеймс Беггс приказал убрать из всех программ НАСА число 13.»

      «Американские астронавты перед полетом завтракают филе-миньоном с яйцом. Родоначальником этой традиции считается Алан Шепард. 5 мая 1961 года, через три недели после полета Гагарина, он отправился в космос на корабле-капсуле «Фридом-7». Утром Алан съел на завтрак филе-миньон с яйцом. Полет прошел успешно. С тех пор астронавты в надежде на удачу завтракают точно так же, хотя далеко не у всех астронавтов в день запуска хороший аппетит. „

      Нагуглить можно еще гору всего, но вышеперечисленному я нашел подтверждения в англоязычных источниках


      1. heathen
        11.04.2019 19:13
        -1

        А какая разница, наши или не наши? Суеверия и есть суеверия. И это очень хреново.


  1. tumbler
    11.04.2019 15:39

    Так вот из-за чего вся эта техника еще летает...


    1. silber
      11.04.2019 16:44

      Наверно еще есть и штатный священник )


  1. titulusdesiderio
    11.04.2019 16:09

    а этот запуск случаем онлайн понаблюдать нигде нельзя?


    1. ru_vds Автор
      11.04.2019 16:19

      Завтра планируем показ на сайте проекта. Старт в 15 часов. На Хабре будет текстовая трансляция с места запуска.


      1. titulusdesiderio
        11.04.2019 20:43

        видео?


        1. ru_vds Автор
          11.04.2019 22:35
          +1

          Мы хотим транслировать видеосигнал с зонда, но тут есть нюанс: если погода будет хорошей, то видео должно добивать до земли на протяжении большей части полёта стратостата, на 70-100 км. При облачности дальность передачи может упасть километров до 20. Но в любом случае, видео будет записываться и мы его опубликуем после того, как найдём упавший стратостат.


          1. titulusdesiderio
            12.04.2019 14:54

            5 минут до старта. где трансляция?


  1. funnycar
    11.04.2019 16:44

    Я и не подозревал, что запуску предшествует куча суеверий и традиций.


    1. safari2012
      11.04.2019 18:24

      да, да, как же не отлить на колесо перед полетом :)


      1. triplebanana
        11.04.2019 21:26

        Если бы в гражданской авиации каждый раз отливали на колесо перед взлетом… Ну вы поняли.


  1. Jolt
    11.04.2019 18:25

    когда меня в следующий раз будут упрекать в суеверности, я буду знать что им ответить:

    перед многочасовым полётом на орбиту нужно «пустить струю» на колесо автобуса


  1. Nexus7
    12.04.2019 14:50

    10 минут до старта, оставлю прогноз места посадки для истории: