Что здесь будет делать нефтяная компания?


Всем привет!


Вы попали в блог компании «Газпром нефть», а, точнее, той ее части, в ведении которой – заправки «Газпромнефть», обслуживание грузоперевозчиков и продажа топлива мелким оптом для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также — хранение и доставка топлива для отраслевых потребителей. С некоторых пор продукт нашей компании — это не только топливо, мы вплотную работаем над новыми нетопливными (а иногда — и цифровыми) продуктами для клиентов. Разработка, data science, бэклог, продуктовая команда – теперь вполне привычные слова даже для нашей вертикально интегрированной нефтяной компании (немного жутко звучит, правда?).


У нас работают команды, создающие сервисы, приложения и платформы для клиентов. И у нас накопился опыт и разработки, и получения обратной связи, и ошибок. О чем будем рассказывать? Не только новости компании, но и конкретные истории о продуктах, продуктовой разработке, о том, как компания проверяет качество, и даже о хоккейном клубе!


Корпорации охотятся за стартапами. Эффективно?


Компания 2 года работает с in-house продуктовой разработкой. О том, какие продукты для клиентов есть, и как они работают, будем обязательно рассказывать, но о них — чуть позже. Сегодня – о запуске корпоративного акселератора StartupDrive.


image


Вы, конечно, знаете об акселерационных программах, и о том, что обычно там собираются стартапы, которых учат, много-много учат, потом проводят встречи с менторами (не всегда релевантными), потом вывозят куда-то толпой, потом снова учат, потом требуют как можно больше пивотов, громких цифр для заголовков и зачастую — полного отрыва от своего бизнеса.


Акселерация сама по себе дает много побочных позитивных эффектов для развития инноваций или трансформации компании. Но чаще всего, структура, процессы, культура и люди в корпорациях не готовы, не мотивированы и не умеют работать со стартапами, которые проходят программу акселерации, и фокус внимания логичнее направить на другие формы и инструменты развития инноваций, в первую очередь внутри компании. Мы этот процесс — с внутренним развитием — запустили. Сегодня в «Газпром нефть» работают более 20 продуктовых команд, одновременно с тем стало понятно, что необходимо активнее идти на внешний рынок, где работают сильные компании. В итоге разработали программу.


StartupDrive создан как инструмент развития совместного бизнеса для стартапа и для компании. Он поможет резидентам продвинуть и доработать свои идеи для конкретного сегмента клиентов, расширить канал продаж, а компании – расширить линейку цифровых продуктов.


Акселерационная программа — не значит обучение, общий коворкинг или коливинг, ведь остро стоит задача заработать, занять максимальную долю рынка за короткий период.  И мы оставляем за рамками все, что не развивает бизнес участников. Работа будет построена по понятным принципам: бизнес-заказчик с куратором от компании и резидентами строят дорожную карту развития продукта или решения, определены целевые гипотезы и затем в оперативном режиме тестируем на клиентах и оцениваем эффективность в том числе и по продажам.


Надо понимать, что инвесторы вкладывают деньги в те стартапы, которые работают не по принципу  «конструкторское бюро», а которые имеют сплоченную команду, явные амбиции на рынке, а также показывают time-to-market продуктовой разработки и стремительный рост. И теперь подробнее о том, что же получает стартап от участия в акселераторе:


  • Клиентский актив (к слову, у «Газпром нефть» более миллиона транзакций ежедневно только на АЗС)
  • Готовые продукты, в которые можно интегрироваться
  • Понимание рынка и бизнес-процессов в корпорации
  • Помощь от конкретных кураторов от бизнеса компании

image


Итак, первую программу запустили на 3 месяца. Первый отбор был не публичным, но это не значит, что участниками стали «родные стартапы» — отбирали через различные конкурсы стартапов и demo day, подключали скаутов и партнерские акселераторы и фонды.


По итогам такого отбора из 200 проектов взяли 26, с которыми провели глубинные интервью. На интервью, помимо вопросов о продукте, команде и пользователях, узнавали, например, о среднем чеке на клиента, выручке и прибыли за релевантный период, также интересовались размером инвестиций в стартап и расходах, которые компания несет, а также немало важным вопросом были планы на ближайшие 2-3 года. Шесть стартапов стали участниками – они разрабатывают технологические продукты в сферах грузоперевозок, такси, каршеринга, а также в сфере городской автомобильной инфраструктуры.


Кто вошел в первую программу StartupDrive


IT-платформа с использованием машинного обучения по поиску парковочных мест в городских условиях для водителей автомобилей — разработана ParkWise. Сервис уже пользуется популярностью в Германии и США.


Создатели online-платформы Guru taxi, которая помогает водителям оперативно найти автомобиль для работы в сфере такси, будут продвигать сервис для клиентов "Газпром нефти".


Каршеринг активно развивается в мегаполисах. И Rent a ride — сервис для аренды автомобиля для личных поездок и путешествий. Сервис позволяет отдать собственный автомобиль в аренду.


Сервис для быстрого вызова эвакуатора — Cartaxi — активно используется в России в 360 городах, планирует выход на рынки Белоруссии, Казахстана, США и Саудовской Аравии.


Решение для автолюбителей, которые не готовы ждать долгого получения страховых выплат —  Neos.


Также участником стала команда, создавшая платформу для транспортировки грузов. Shipit.to — смарт-решение для отслеживания грузов во время перевозки с использованием предиктивной аналитики.


Пара-тройка советов для стартапов, которые тоже хотели бы участвовать в акселераторах или стать партнером крупной компании:


  1. Участвуйте в питчах
  2. Погрузитесь в бизнес-процессы компании, поймите, кто клиенты, на чем зарабатывает компания, какие продукты есть в корзине (не только сайт посмотрите, а глубинно проанализируйте ситуацию)
  3. Подготовьте презентацию о себе и своем продукте
  4. Принимайте участие в конкурсах и ивентах, и помните, что там могут быть представители компаний, которые не афишируют свое участие
  5. Пишите в соцсетях, размещайте статьи на доступных ресурсах

image


Участники программы фокусируются на конкретном результате, за 3 месяца необходимо показать в цифрах эффективность партнерства. Совместно с командами стартапов компания будет заниматься исследованиями клиентов, разработкой новых бизнес-моделей, гибкой разработкой продуктов, считать unit-экономику. Бизнес-метрики, по которым будет определяться успешность проекта, выработаны совместно и заранее. Для примера, 200 новых клиентов, использующих сервис или 100 новых заказов день. У разных участников — разные метрики, релевантные их бизнесу.


Как попасть в акселератор?


image


Новый набор стартует осенью. Заявку можно будет подать через форму на сайте акселератора startupdrive.ru. Но надо быть готовыми к тому, что стартап и наш топливный бизнес должны иметь обоюдную ценность и пользу. Наши цели —  развивать экосистему сбытового нефтяного бизнеса, превратить АЗС в сервисный хаб и развивать линейку цифровых продуктов или сервисов для клиентов.

Комментарии (9)


  1. hatman
    19.04.2019 18:18
    +2

    Как-то не очень у вас статья получилась.

    Эта статья должна была выглядеть так:

    Мы Газпром-нефть, у нас есть вот такие направления, и мы хотим их развивать новыми идеями. Дать полный перечень того, какие направления вам интересны, и во что вы готовы вкладывать.

    Мы проводим набор в стартап-акселератор, мы предоставляем вот это: список того, что вы предлагаете (полный список, что у вас есть).

    Вы должны выбрать нас, так как у нас «список того, чем вы выгодно отличаетесь от других акселераторов» — в данном случае, например, потенциальные сбытовая сеть в виде АЗС итд.

    Мы работает вот на таких условиях: обозначить базовые условия сотрудничества.

    Как итог, у человека (команды) появляется четкое понимание, подходите ли вы им как акселератор или нет.

    __

    У вас же статья никак не раскрывает заголовок, приведены какие-то обрывчатые данные и создается ощущение, что вы такие крутые и пафосные, и так и готовы рассмотреть этих жалких айтишников с их жалкими проектами.

    p.s. ну и где ссылка на сайт акселератора? Я вижу ссылки на сайты по оптовой торговле топливом, но на сам сайт акселератора нет. =)


    1. Sorro
      19.04.2019 20:11
      +1

      Есть в самом конце, просто не выделена как ссылка)
      startupdrive.ru


      1. alexesDev
        20.04.2019 01:08
        +3

        Ого, презентация из целых пяти слайдов на бесплатном тарифе тильды. Впечатлен.


    1. Gazprom_neft Автор
      20.04.2019 18:30
      +1

      Спасибо за развернутый комментарий — будем запускать вторую программу, учтем!


  1. Sorro
    19.04.2019 20:01
    +2

    Мне кажется у вас проблемы с лендингом. С десктопа ещё как-то можно прочитать, а с мобилы вообще ад.
    Ну и сертификат/https, тем более у вас есть форма для обратной связи. А если есть форма, то и политика обработки перс данных должна быть. Посмотрите, на тильде есть генератор политик.
    И кнопку на форме переведите)


    1. igorenergy
      20.04.2019 19:49
      +1

      Ребята вообще не заморачивались, взяли конструктор Тильду и вперед, в углеводородное будущее…


  1. newbie_java
    20.04.2019 18:32

    Наши цели — развивать экосистему сбытового нефтяного бизнеса, превратить АЗС в сервисный хаб и развивать линейку цифровых продуктов или сервисов для клиентов.

    То есть, стартапу в сфере электро транспорта у вас делать нечего?


    1. Gazprom_neft Автор
      20.04.2019 18:39

      Таких ограничений нет, но рассматривали (и рассматриваем) стартапы из сфер, близких к нашему бизнесу. Важно, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным.


  1. igorenergy
    20.04.2019 18:33
    +1

    «стартап и наш топливный бизнес должны иметь обоюдную ценность и пользу. Наши цели — развивать экосистему сбытового нефтяного бизнеса».

    Т.е. ваш нужны проекты для продвижения нефтяной отрасли? Может пора уже задуматься о глобальном изменении климата и потеплении, выбросах CО2, разрушении озонового слоя, альтернативных источниках энергии?