Это был 2013 год. Я пришёл работать в одну из компаний-разработчиков, создающих ПО для частных пользователей. Мне говорили разное, но меньше всего я ожидал увидеть то, что увидел: 32 непогашенных виртуалки на арендованном тогда ещё неприлично дорогом VDS, три «свободных» лицензии Photoshop, 2 Corel, оплаченная и неиспользуемая мощность IP-телефонии и прочее по мелочи. В первый месяц я «удешевил» инфраструктуру на 230 тысяч рублей, во второй почти на 150 (тысяч), потом геройство закончилось, начались оптимизации и в итоге мы наэкономили полмиллиона за полгода.

Опыт нас вдохновил и мы стали искать новые пути экономии. Сейчас я работаю в другом месте (угадайте, где), поэтому с чистой совестью могу поведать о своём опыте миру. И вы делитесь, давайте делать IT-инфраструктуру дешевле и эффективнее!


«Последнюю шерсть ощипали с вашими затратами на сервера, лицензии, ИТ-активы и аутсорсинг», — ворчал финансовый директор и требовал планирования и бюджетирования

1. Будьте занудами — планируйте и бюджетируйте


Планирование бюджета IT-окружения вашей компании — дело скучное, а согласование — местами даже опасное. Но сам факт наличия бюджета практически гарантированно защищает вас от:

  • урезания затрат на развитие парка техники и софта (хотя бывают квартальные оптимизации, но там можно отстоять свою позицию)
  • недовольства финансового директора или бухгалтерии в момент покупки или аренды очередного элемента инфраструктуры
  • гнева руководителя из-за незапланированных трат.

Составлять бюджет нужно не только в крупных компаниях — буквально в любых. Соберите требования по ПО и железу со всех подразделений, рассчитайте необходимые мощности, учтите динамику изменения численности персонала (например, у вас колл-центр или саппорт увеличиваются в нагруженный сезон и сокращаются в свободный), обоснуйте траты и разработайте бюджетный план с разбивкой по периодам (идеально — по месяцам). Таким образом вы будете точно знать, сколько денег вы получите для своих ресурсоёмких задач, и оптимизируете затраты.


2. Используйте бюджет правильно


После того, как бюджет согласован и подписан, появляется адский соблазн перераспределить затраты и, например, вбухать весь бюджет в дорогостоящий сервер, на котором можно развернуть весь DevOps с мониторингом и шлюзами :-) В таком случае вы можете оказаться в режиме дефицита ресурсов для остальных задач и получить перерасход. Поэтому ориентируйтесь исключительно на реальные потребности и бизнес-задачи, для решения которых нужны вычислительные мощности.

3. Модернизируйте сервера вовремя


Устаревшие железные серверы, равно как и виртуальные, не приносят организации никакой пользы — они вызывают вопросы в плане безопасности, скорости и интеллектуальности. Вы тратите больше времени, сил и денег на компенсацию недостающей функциональности, на ликвидацию проблем с безопасностью, на какие-то заплатки для ускорения. Поэтому обновляйте свои железные и виртуальные ресурсы — например, можете прямо сейчас это сделать по нашей акции «Турбо VPS», цены не стыдно показать на Хабре.

К слову, я не раз сталкивался с ситуациями, когда железный сервер в офисе был совершенно неоправданным решением: большинство компаний малого и среднего бизнеса могут решить все задачи на виртуальных мощностях и сэкономить очень много денег.


4. Оптимизируйте работу обычных пользователей


Приучите всех ваших пользователей экономить электричество использовать инфраструктуру бережно. Вот примеры типичного перерасхода на пользовательской стороне:

  • Установка ненужных прикладных программ по принципу «на весь отдел» — пользователи просят поставить софт как у соседа, потому что надо или просто формируется заявка типа «7 лицензий Photoshop на отдел дизайна». При этом в отделе дизайна с фотошопом работают четверо, а остальные трое — верстальщики, и используют его раз в полгода. В таком случае лучше закупить 4 лицензии, а 1-2 задачи в год решать с помощью коллег. Но чаще такая история случается с офисным ПО (в частности, пакетом MS Office, который нужен абсолютно всем в полном объёме). На самом деле, подавляющее число сотрудников могут обойтись open source редакторами или практичным Google Docs.
  • Пользователи занимают виртуальные ресурсы и методично выедают все арендованные мощности — например, тестировщики любят насоздавать нагруженные виртуалки и забыть их хотя бы погасить, не брезгуют этим и разработчики. Рецепт прост: уходя, гасите всех :-)
  • Пользователи используют сервера компании как глобальное файлохранилище: заливают фотографии (в RAW), видео, выкладывают гигабайты музыки, особо отпетые могут даже создать небольшой игровой сервачок на рабочих мощностях (таких мы порицали на корпоративном портале в юмористической форме — очень классно работало).
  • Дорогие во всех смыслах сотрудники тащат на работу пиратский софт, и вот, они, штрафы, проблемы с полицией и вендорами. Работайте с доступами и политиками, потому что всё равно притащат, даже если вы будете толкать слёзные речи в корпоративной столовой и писать мотивирующие плакаты.
  • Пользователи считают, что они вправе требовать любой удобный им инструмент. Так, у меня в арсенале были аренда Trello, Asana, Wrike, Basecamp и Битрикс24. Потому что каждый менеджер проектов выбирал для своего отдела удобный или привычный продукт. В итоге 5 решений на поддержке, 5 разных ценников, 5 счетов, 5 разных маркетплейсов и тюнингов и т.д. Никакой тебе интеграции, унификации и сквозной автоматизации — сплошной церебральный геморрой. В итоге по согласованию с генеральным я прикрыл лавочку, выбрал Asana, помог смигрировать данные, сам обучил лютых коллег и неплохо сэкономил, в том числе силы и нервы.

В общем, договаривайтесь с пользователями, обучайте их, проводите ликбез и стремитесь облегчить и их, и свою работу. В конечном итоге они вам будут благодарны за порядок в делах, а руководители — за сокращение расходов. Ну и наверное, вы, мои дорогие профи Хабра, заметили, что решение перечисленных проблем ни что иное как формирование корпоративной информационной безопасности. За это отдельное спасибо сисадмину (сам себя не поблагодаришь…).


5. Комбинируйте облачные и десктопные решения


Вообще, исходя из того, что я работаю в хостинг-провайдере и в конце статьи полон желания рассказать вам о крутой распродаже серверных мощностей для компаний любого масштаба, я должен размахивать флагом и кричать «Все в облака!». Но тогда я согрешу против своей инженерной квалификации и буду выглядеть как маркетолог. Поэтому призываю вас подходить к вопросу разумно и комбинировать облачные и десктопные решения. Например, вы можете арендовать как услугу (SaaS) облачную CRM-систему, и она согласно буклету стоит 1000 р. на пользователя в месяц — сущие копейки (я опущу вопрос внедрения, на Хабре про это уже было). Так вот, за три года на 10 сотрудников вы потратите 360 000 рублей, за 4 — 480 000, за 5 — 600 000 и т.д. При этом вы можете внедрить десктопную CRM, оплатив конкурентные лицензии (+100 к экономии) примерно за 250 тыс. руб. и обслуживать её как тот же фотошоп. Иногда выгода в периоде 2-5 лет реально впечатляет.



И наоборот, нередко облачные технологии позволяют вам экономить на железе, зарплатах инженеров, вопросах защиты данных (но вообще не экономьте на них!), масштабировании. Облачные средства легко подключать и отключать, расходы на облака не ложатся в капитальные затраты компании — в общем, плюсов очень много. Выбирайте облачные решения, когда это оправдано с точки зрения масштабирования, оперативности и гибкости.

Считайте, сочетайте и выбирайте выигрышные комбинации — не дам универсального рецепта, они свои для каждого бизнеса: кто-то отказывается от облаков напрочь, кто-то весь бизнес строит в облаках. Кстати, никогда не отказывайтесь от обновлений ПО (даже платных) — как правило, разработчики прикладного софта для бизнеса выкатывают более стабильные и функциональные версии.

И ещё правило для софта: избавьтесь от старого ПО, которое приносит меньше, чем потребляет на обслуживание и поддержку. На рынке уже точно есть аналог.

6. Избегайте дублирования программного обеспечения


Я уже рассказал о пяти системах управления проектами в моём IT-зоопарке, однако вынесу в отдельный пункт. Отказались от определённого ПО, выбрали новый софт — не забудьте перестать платить за старый, нашли новые услуги хостинга — расторгните договор со старым провайдером, если нет особых соображений. Отслеживайте профили пользования ПО сотрудниками и избавляйтесь от неиспользуемого и дублирующего софта.

Идеально, если у вас будет система мониторинга и анализа установленного программного обеспечения — так вы сможете видеть рабочие дубли и проблемы в автоматическом режиме. К слову, работа такого рода помогает компании избежать задвоения и повторения данных — иногда поиски того, кто накосячил, занимают слишком много времени.


7. Причешите прикладную инфраструктуру и периферию


Да кто эти расходники считает: картриджи, флешки, бумагу, зарядные устройства, ИБП-шки, принтеры и проч. диски-трубки. А зря. Начните с бумаги и принтеров — проанализируйте профили печати и сделайте сеть принтеров или МФУ с публичным доступом, вы удивитесь, сколько бумаги и картриджей сэкономиться и на сколько снизится стоимость печати одного листа. И нет, это не крохоборство, это оптимизация важного процесса. Никто не запрещает печатать курсовики и рефераты на конторской технике, но печатать книги, которые жалко купить или неохота читать с экрана, это too much.

Далее — всегда имейте запас расходников, которые вы приобретаете у поставщиков со скидкой, чтобы в случае проблем с техникой не покупать втридорога в ближайшем техномаркете. Следите за амортизацией и износом, ведите учёт и формируйте подменный фонд — кстати, неплохо иметь подменный фонд и для базовой оргтехники. Просто потому что за простои на работе вас не похвалят, это тоже потеря денег, особенно в торговых и сервисных компаниях.

Что касается прикладной инфраструктуры, то тут две основных статьи затрат: интернет и связь. Выбирая провайдера, смотрите на пакетные предложения, читайте звёздочки у тарифов, обращайте внимание на качество связи и SLA. Некоторые админы решают не заморачиваться и покупают, например, IP-телефонию в пакете с платной виртуальной АТС, на которую также оформляется ежемесячная подписка. Не ленитесь, покупайте только трафик и учитесь работать с Asterisk — это лучшее из того, что было создано в сфере ВАТС и почти беспроблемное решение для бизнес-задач малого и среднего бизнеса (если у вас прямые руки).

8. Документируйте и создавайте инструкции для сотрудников


Это лень и это нужно. Во-первых, вам будет проще работать, во-вторых, адаптация новичков будет бесшовной. Наконец, вы сами будете знать, что ваша инфраструктура актуальная, цельная и в полном порядке. Составляйте инструкции по безопасности, короткие мануалы для пользователей, FAQ, описывайте правила и нормы использования офисной техники. Материально существующая инструкция гораздо убедительнее слов, к ней всегда можно обратиться. Таким образом, вы можете отправлять ссылку на документ при любом релевантном вопросе и не принимать аргумент «Меня не предупредили». Так вы здорово сэкономите на ликвидации ошибок.

9. Используйте услуги аутсорсеров


Даже если у вас в компании целый IT-департамент или наоборот небольшая инфраструктура, использовать услуги аутсорсеров не зазорно. Почему бы не получить услуги классных профессионалов, специализированных на чём-то сложном, за небольшие деньги, то есть не покупая такого специалиста в штат. Отдайте на аутсорс часть DevOps, обслуживание печати, администрирование нагруженного сайта, если у вас такой есть, саппорт и колл-центр. Ваша ценность от этого не упадёт, напротив, вы получите дополнительную экспертизу в сфере контактов со сторонними подрядчиками.

Если ваш руководитель считает, что аутсорс — это дорого, просто объясните ему, сколько ему придётся платить выделенному специалисту. Реально работает.

10. Не ввязывайтесь в open source и свою разработку


Я инженер, я разработчик в прошлом и свято верю в то, что именно open source спасает мир — чего стоят библиотеки, системы мониторинга, системы управления серверами и т.д. Но если ваша компания решает купить open source CRM, ERP, ECM и т.д. или шеф на совещании кричит, что вы запилите свой биллинг на коленке, спасайте корабль, он идёт на рифы. Вот аргументы, на которых стоит стоять перед лицом вдохновлённого руководителя с горящим взором:

  • open source плохо поддерживается, если это публичный репозиторий либо очень дорого поддерживается, если это open source от компаний (СУБД, офисные пакеты и т.д.) — вы будете платить буквально за каждый вопрос, запрос и тикет;
  • внутренний специалист для развёртывания внутреннего open source продукта будет очень дорого ввиду своей раритетности;
  • доработки open source могут быть сильно ограничены знаниями, умениями или даже лицензированием;
  • с open source вы очень долго не стартуете и слишком сложно вам будет адаптировать его под бизнес-процессы.

Стоит ли говорить, что своя разработка — это очень долгое и дорогое мероприятие? По своему опыту скажу, что на работающий прототип с соответствием бизнес-требованиями и возможностью дать в нём работать пользователям, уходит от трёх лет. И то, если у вас хорошая команда программистов (зарплаты можете посмотреть на «Моём круге» — выводы напросятся сами).

Так что буду банален и повторюсь: считайте все варианты.

Итак, подведу краткие итоги, чтобы убедиться, что ничего не забыл:

  • считайте деньги — сопоставляйте разные варианты, учитывайте факторы, сравнивайте;
  • стремитесь сократить время на обслуживание и обучение пользователей, снижайте риск «вмешательства дурака»;
  • старайтесь консолидировать и интегрировать технологии — стройная архитектура и сквозная автоматизация решает;
  • инвестируйте в развитие IT, не живите с устаревшими технологиями — они высосут деньги;
  • соотнесите спрос и потребление IT-ресурсов.

Вы можете спросить — а зачем экономить чужие деньги, раз контора платит? Логичный вопрос! Но ваше умение оптимизировать затраты и управлять IT-активами эффективно прежде всего ваш опыт и ваша характеристика как профессионала. Мы же тут все умеем делать конфетку из подручных материалов :-)



У RUVDS просто WOW-акция как отличный повод для обновления виртуальных мощностей. Заходите, смотрите, выбирайте — до 30 апреля осталось совсем немного.

Для остальных — традиционная скидка в 10% по промо-коду habrahabr10.

Комментарии (33)


  1. rsashka
    23.04.2019 12:48
    +1

    если это open source от компаний (СУБД, офисные пакеты и т.д.) — вы будете платить буквально за каждый вопрос, запрос и тикет;
    Ну конечно же у разработчиков проприетарного софта поддержка совершенно бесплатна.


    1. vtc
      23.04.2019 15:01
      +1

      Скажем по — другому — они более прогнозируемы и часто входят в цену продукта.


      1. rsashka
        23.04.2019 15:07

        Более прогнозируемыми это становятся из-за наличия договора поддержки, а не типа лицензии на ПО. А что вам мешает заключить договор на поддержку того же Open Source решения?

        Разговоры о хреновой поддержке Open Source идут от тех, что хочет халявы.
        Платите деньги, как вы платите проприетарным разработчикам, и будет вам счастье в виде приоритетной поддержки любого Open Source. Да еще и с исходниками в придачу!


        1. vtc
          23.04.2019 15:14

          Ну обычно в опен сорс лезут без договора, а потом начинают думать про сопровождение когда менять что-то уже поздно.


          1. rsashka
            23.04.2019 15:21

            Ну так и статья о том, что бы экономить, но с умом, а если влезли не подумав, то причем тут Open Source?

            Обратите внимание, я не утверждаю, что Open Source дешевле! Его поддержка действительно может быть дороже из-за специфики разработки, т.к. говнокод закоммитить не даст коммьюнити (или заказчик), а в проприетарном ПО можно сделать по «а жаль» ;-)


            1. vtc
              23.04.2019 16:42

              Ну разговор начался с фразы про «Ну конечно же у разработчиков проприетарного софта поддержка совершенно бесплатна.»

              Никто не мешает сделать форк, чтобы закомитить гавнокод лично для себя все что хочешь… Но вот в пропиетарном ПО, где есть договор, есть четкие сроки когда и что должно быть сделанно, в Open Source такого нет. Обычный вариант — когда допишут тогда и будет или заплатите денег за необходимую вам дороботку — и мы напишем… может быть…


              1. DrunkBear
                23.04.2019 16:59

                А ещё в пропиетарном ПО свято блюдут принцип 80/20: 20% пользователей генерируют 80% проблем и задач.
                Поэтому деньги, конечно, заплачены, но «простите, это нужно всего паре клиентов кроме вас, поэтому баг/фича малозначимы»


                1. vtc
                  23.04.2019 17:11

                  И так бывает — не спорю…


              1. rsashka
                23.04.2019 17:32

                Но вот в пропиетарном ПО, где есть договор, есть четкие сроки когда и что должно быть сделанно, в Open Source такого нет. Обычный вариант — когда допишут тогда и будет или заплатите денег за необходимую вам дороботку — и мы напишем… может быть…
                Заключайте договор на поддержку Open Source и будут вам и четкие сроки и роадмап. А вы опять хотите за бесплатно. Тогда да, когда напишут, тогда и будет, и то может быть.

                А начина ли мы с того, что Open Source это не бесплатно. Если вы хотите поддержку или прогнозируемые сроки разработки, заключайте договор. И тут разница не в лицензии на ПО, а в наличии коммерческих отношений.


    1. ru_vds Автор
      23.04.2019 17:15

      Безусловно, вендоры проприетарщины тянут иногда не менее безбожно. Я к тому, что многие считают, что open source строго равно бесплатно. А потом очень переживают, открывают Америку и платят дважды.


  1. tvr
    23.04.2019 12:58

    Да уж, довели финдира до эталонной крипоты.


  1. mr_tron
    23.04.2019 13:08
    +1

    > в итоге мы наэкономили полмиллиона за полгода.
    а сколько за пол года составила зарплата всех участвующих в процессе оптимизации инфраструктуры в целях экономии?


    1. ru_vds Автор
      23.04.2019 17:17

      Я был один и получал в региональной компании 34000 в месяц + очень скромные KPI ок. 1-2 тыс. и у меня был эникей Миша на 17000. НО. Экономия была нашей макрозадачей, кроме этого мы выполняли всю админскую работу + работали с биллинговой системой (это уже я). Да, предвижу вопросы — это был 2010-2015 гг.


    1. Rezzonans
      23.04.2019 22:58
      +1

      Мысль правильная, но формулировка не та. Вопрос, на мой взгляд, более корректно должен звучать так: полмиллиона вы наэкономили по статьям затрат ИТ за полгода. Вопрос: сколько потенциальной прибыли бизнес при этом потерял (отказы каналов связи, когда клиенты не могут дозвониться до менеджеров по продажам, например), и сколько понес реальных затрат по другим статьям (штрафы и неустойки за невыполнение обязательств бизнесом перед клиентами из-за простоя в связи со сбоями в ит инфраструктура, опять же, например)?


  1. DrunkBear
    23.04.2019 13:24

    — ААА! Сайт упал!!! Срочно звоните в аутсорс!!!
    — *говорит на хинди* Здравствуйте, это автоответчик. Сегодня выходные Священной Коровы, мы молимся и медитируем. Перезвоните во вторник.


    1. ru_vds Автор
      23.04.2019 17:16

      Вы смеётесь, но я именно так нарвался один раз на Букинг — мальчик из саппорта праздновал какой-то праздник и не говорил по-русски. Пришлось пройти квест с возвратом денег.


      1. DrunkBear
        23.04.2019 17:51

        К сожалению, не смеюсь.
        Как-то попал у крупного вендора на инцидент, поддержка по инциденту внезапно замолчала на 5 дней, а потом вернулась и осчастливила тем, что на праздники на 5 дней уходила.
        И смене не сказала, ага.


  1. Zalechi
    23.04.2019 14:16

    Знакомая штука — перевоплощение инженера в руководителя. Статья неплохая, и конечно же не покрывает все кейсы, но подход абсолютно качественный. Главный принцип — это углубленная и качественная реформа, а то что пишут выше в комментах это частные случае и статья не претендует на раскрытие каждого вопроса, так как бизнес, как и сама жизнь очень разнообразны. Однако подход в целом очень правильный.


    1. IsyanovDV
      24.04.2019 07:39

      Подход абсолютно штамповый, половина пунктов — банальность, половина очень спорна.

      И да, при превращении инженера в руководителя к сожалению не всегда понимают, что у инженера и у руководителя требуются абсолютно разные компетенции и парадигма поведения.


      1. Zalechi
        24.04.2019 21:26

        О да, но когда вы начинающий руководитель и в частном случае в вашей компании проявляется примерное совпадение кейсов. Вы, как начинающий, изучаете соответствующую литературу, посещайте курсы, и параллельно читая Хабр натыкайтесь на эту статью и просто воспринимайте ее как совет. Это как поговорить со знакомым бывалым, который уже прошёл через это и передал вам пару советов за чашкой кофе в общепите.

        Повторяю, что на мой взгляд эта статья не претендует на глобальный консалт, но как пару советов от бывалого, — почему нет…


        1. IsyanovDV
          25.04.2019 01:02

          Если вдруг так случится, что инженера без всякой подготовки назначат руководителем, то про бюджеты, стратегии и прочее он узнает на следующий же день, для этого не надо читать эту статью.


  1. pvsur
    23.04.2019 14:47

    … В первый месяц я «удешевил» инфраструктуру на 230 тысяч рублей, во второй почти на 150 (тысяч), потом геройство закончилось, начались оптимизации и в итоге мы наэкономили полмиллиона за полгода.

    Опыт нас вдохновил и мы стали искать новые пути экономии. Сейчас я работаю в другом месте…


    Что-то такая оптимизация мне не нравится :)


    1. tvr
      23.04.2019 15:02

      Что-то такая оптимизация мне не нравится :)

      Приступил менеджер к работе, и за первый месяц увеличил продажи втрое,
      потом вдесятеро, потом в сто раз, потом вообще все в конторе продал,
      включая мебель, канцтовары, секретаршу — мужикам в баню, базу данных
      клиентов — конкурентам, а самого шефа — налоговой.
      Потому что это был, сцуко, очень хороший менеджер по продажам.


      1. pvsur
        23.04.2019 15:04

        да-да, именно такая ассоциация у меня тоже возникла :)


      1. saboteur_kiev
        23.04.2019 17:04

        цены не стыдно показать на Хабре.

        Фраза очень хорошего менеджера по продажам? =)


  1. navion
    23.04.2019 16:39

    естировщики любят насоздавать нагруженные виртуалки и забыть их хотя бы погасить, не брезгуют этим и разработчики. Рецепт прост: уходя, гасите всех

    Сюда надо было вставлять рекламу VDS, поэтому что от этого спасёт только биллинг и для своей инфраструктуры он стоит лютых денег.


  1. 1c80
    23.04.2019 21:49

    Интересная, статья, спасибо.
    А это в какой стране?
    Я в России основном работаю, обычно и так на всем экономят и то, что нужно не допросишься,
    нужен жесткий диск? а нельзя ли купить пол-диска? и т.д. потом конечно боком им выходит,
    но нет, на пользу не идет все равно, опять потом пол диска купить пытаются.


  1. Rezzonans
    23.04.2019 22:46

    Сдается мне, что автор статьи толи очень молод, то ли имеет крайне малый опыт работы в крупных компаниях, то ли просто живет в мире с пони, которые едят радугу и какают бабочками. Бюдьте дотошны, экономьте, планируйте. Согласованный и защищенный бюджет — это еще не показатель того, что эти деньги гарантированно выделят на запланированные нужды, так как эти деньги, вполне себе могут быть переориентированны собственниками, или зарублены финансистами по той причине, что денег банально не хватает на покрытие более важных, с точки зрения производства, статей затрат. Так что, в реальных условиях, эта самая экономия выходит, как правило, боком самим, так называемым "экономистам".
    Впрочем, у меня так же сложилось впечатление, что от статьи попахивает скрытой рекламой.


    1. Zalechi
      23.04.2019 23:26

      Ну то, что это частично реклама я понял когда дочитал до соотвествующего пункта в статье, однако Советы дельные и естественно не подходят во всех мыслимых кейсах.


    1. iwram
      24.04.2019 06:29

      В статье указаны очевидные вещи, так должно быть везде. Да, бюджет надо делать на год вперед и планировать. Но также играет роль руководство. Всем нужен «индивидуальный подход». Ведь все люди разные, например есть руководители которым можно предложить 3 варианта бюджета, от дорогого до дешевого и сказать плюсы\минусы. А есть руководители, которым этого лучше не говорить, а только предложить 1 вариант т.к. часто слышишь одни и те же вопросы (хотя обоснование бюджета есть):
      — А как скоро надо это купить? Чем существующее оборудование не устраивает?
      — Тормозит, но не так сильно. Потерпят еще. Но я буду иметь ввиду.
      — Может рассмотрим вариант подешевле или б\у.
      И как итог, сначала смотрим цены у разных поставщиков, потом приходится делать вариант еще дешевле, потом еще и в конце концов инфраструктура держится на добром слове и… Потом сломя голову искать где что купить, срочно «за любые деньги».
      P.S. В статье автор пытался скрыто сказать в каких случаях стоит использовать свои мощности по сравнению с облачными. Но, не прошел проверку редактора. Поэтому напишу я. Облака изначально задумывались как временное усиление т.е. необходимо быстро нарастить мощности за короткий промежуток времени-купили, распределили нагрузку, посмотрели и при необходимости докупили что необходимо, перенесли к себе и удалили инстансы.
      Не раз был свидетелем того, как внезапно по неизвестным причинам ломалась SQL база которая находилась в облаке, что сразу заносится в минус (на своих ресурсов такого не было т.к. есть полный контроль за железом).


    1. IsyanovDV
      24.04.2019 07:35

      В крупных компаниях всегда есть бюджетирование, всегда есть экономическое обоснование проектов и так далее.


  1. toxicdream
    24.04.2019 06:35

    ru_vds на ваших VPS можно телеграм-бота разворачивать? У нас в Казахстане его неофициально блочат в рандомные дни на рандомное время. В России его блочат на официальном уровне. А хочется стабильной работы.


  1. IsyanovDV
    24.04.2019 07:32
    +1

    9. Используйте услуги аутсорсеров
    — очень и очень спорно, особенно в России. По факту большинство аутсорсеров имеет в штате безграмотных эникейщиков, а нормальные спецы (если есть) постоянно заняты, плюс куча других нюансов. Чтобы аутсорсер действительно работал надо постоянно за ним следить, за каждым шагом, парить ему мозг 7 раз в неделю и т.д. Чуть SLA пожестче — сразу ценник влетает до небес и прочее прочее, у меня есть опыт аутсорсинга со стороны заказчика (я приходил в компанию когда аутсорсинг там уже работал), и зачастую или финансовая выгода от использования аутсорсинга копеечная или вообще выгоды никакой нет, учитывая доплаты за каждый лишний чих.

    10. Не ввязывайтесь в open source и свою разработку
    — также крайне спорный момент. Конечно зависит от объемов и конкретики, но несколько проектов внедрения со стороны внешних партнеров показывают, что им главное выиграть конкурс, составить кривое ТЗ с кучей ненужных пунктов, чтобы потом на основании их повысить стоимость контракта, а потом вместо нормальных решений попытаться внедрить кучу костылей и быстрее подписать акт а еще лучше всучить поддержку все этого шалаша из говна и палок.
    Чтобы внешняя разработка / внедреж была выгоднее чем indoor-developmet (не разовый) надо опять же постоянно долбить подрядчика, проверять за ним каждый чих, пинать его и заставлять доводить до нормального состояния каждую функцию. Но в этом случае цена всего этого может (вдруг!) вырасти и даже стать дороже своих программеров.

    что на работающий прототип с соответствием бизнес-требованиями и возможностью дать в нём работать пользователям, уходит от трёх лет.

    Зависит от требований и прочего. Естественно, разрабатывать «с нуля» в наше время как-то нелогично, но доработать функционал — почему нет? И тут что свои, что чужие, если требования настолько серьезные то где своим надо 3 года чужие могут и за 5 не справится по куче причин.