Недавно компании Wing (бывшей Google X), собирающейся доставлять товары дронами, впервые в США выдали статус авиационного перевозчика. А тем временем похожий сервис уже успешно работает в куда более сложных условиях! В непроходимых лесах и изнуряющей жаре. Что-то, что по-настоящему спасает жизни тысяч людей ежедневно. В конце апреля Zipline запустила свой сервис в Гане – дроны, которые с потрясающей точностью массово привозят медикаменты в госпитали по всей стране. На новый сервис полагается 12 млн человек. За такой системой, есть надежды, может быть будущее и в регионах России.




Во всем мире для доставки вакцин, медикаментов и анализов – как к больным, так и между медицинскими центрами, – чаще всего используются автомобили. На них перевозят чувствительные к температуре образцы и лекарства, кровь, органы для трансплантации и всё то, что работает только в течение нескольких часов. Если машина с таким грузом застрянет в пробке или в бездорожье, груз может стать непригодным. Еще хуже, если доставка идет в районы бедствия, когда счет идет на минуты. Прямой дороги там, бывает, нет – она затоплена, разрушена или идет через лесные пожары. Если даже спасатели не могут подобраться к людям, какой шанс у скорой помощи или медикаментов?


Поэтому в этой сфере, даже активнее, чем в случае с товарами, развивается доставка с помощью беспилотников. То, что это может быть чуть дороже, чем грузовик, набитый до отвала, тут не важно, главное – скорость, точность и проходимость. Дроны можно использовать в странах и регионах, где вообще нет дорог. Они позволяют доставлять хрупкие и чувствительные к времени грузы.




Несколько лет назад тестовая программа по доставке медикаментов и образцов крови дронами стартовала в Руанде. А теперь, после нескольких лет тестирования, тот же стартап, Zipline, расширяет свое действие на другую африканскую страну с похожими проблемами, Гану. План – в ближайшие годы спасти как минимум несколько сотен тысяч человек.



Как это работает


Компания Zipline, разработчик беспилотников и из Сан-Франциско, три года улучшала свою открытую в Руанде систему, модифицировала дроны и находила пути масштабирования проекта. В прошлом году ими был создан Zip 2 – беспилотник, который Time внесла в свой список «Лучших изобретений 2018 года». Площадка в Руанде сейчас отправляет препараты крови в 25 больниц, расположенных в самых труднодоступных районах страны. Zipline удалось сократить время доставки с двух часов до 20 минут, и таким образом уменьшить количество испорченных грузов на 95%.


Теперь проект выходит на совершенно новый уровень. При поддержке правительства Ганы, Zipline будет управлять 30 дронами из четырёх распределительных центров. Они станут ежедневно доставлять неотложные вакцины, кровь и спасающие жизнь медикаменты в 2000 клиник и госпиталей по всей стране.


Основатель Zipline Келлер Ринаудо в интервью журналистам рассказывает:


Мы будем делать 600 вылетов в день, доставка – для 12 млн людей. Наша цель – чтобы  каждый пациент находился в 15-45 минутах от любого необходимого ему продукта, каким бы редким он ни был.


Счастливый Келлер Ринаудо

Президент Ганы Нана Акуфо-Аддо, присутствовавший на церемонии первого запуска дрона Zippline сообщил:


Ни один человек в нашей стране не должен погибать из-за того, что кровь или лекарство задержались по дороге до госпиталя. Поэтому мы запускаем такую службу доставки. Вы все, где бы вы ни жили, имеете право на необходимые для жизни лекарства.


На церемонии запуска

Дроны Zipline доставляют больше 150 неотложных вакцин, препаратов и пакетов с кровью для переливания. Охват в перспективе – до 22 млн человек. Это самая большая система доставки дронами в мире. Ей впечатлился даже Билл Гейтс, один из главных инициаторов проектов по вакцинации в Африке.



Управление запусками дронов


Капсула с медикаментами, которая загружается в центр беспилотника

Zipline использует флот автономных дронов – Зипов, которые вылетают из баз, называемых Гнёздами. Каждое Гнездо может хранить до 15 Зипов. Запуск производится катапультой, навигация осуществляется по GPS. Аппарат весит 10 кг и может везти до 1,5 кг. Медикаменты сбрасываются с прикрепленным парашютом на специальную точку рядом с больницей (точность – в пределах нескольких метров). При возвращении на базу дрон цепляется за натянутый в воздухе провод, который выступает как якорь и приземляет беспилотник на расстеленную на земле подушку. Дальность полета каждого аппарата – больше 120 км (60 км туда, и 60 км обратно).


image

Контракт Zipline рассчитан на четыре года, Гана будет оплачивать каждый успешный вылет. Совокупные расходы на проект составят около $12,5 млн. По данным сайта компании, совершено уже почти 14 тысяч доставок.


В планах на будущее у компании – например, помочь избежать тысяч ежегодных смертей, связанных с беременностью, которые вполне предотвратимы, если вовремя доставить донорскую кровь. Также недавно исследователи выяснили, что дронами можно доставлять органы для трансплантации: в процессе транспортировки ткани не повреждаются. Компании собирается расширить свою деятельность и получить разрешения на работу в других странах (в США должны дать уже в ближайшие месяцы), чтобы навсегда изменить индустрию доставки медицинских продуктов.



Успешные примеры


Zipline была основана Келлером Ринаудо в 2014 году. С тех пор стартап собрал $41 млн от таких инвесторов, как Google, Sequoia, сооснователь Microsoft Пол Аллен и сооснователь Yahoo Джерри Янг. Компания разрабатывает собственные беспилотники, системы запуска и посадки, а также софт для логистики.



Ринаудо говорит:


Экономика тут очень простая. Мы используем маленькие, электрические, полностью автономные машины для прицельной отправки необходимых вещей. Это просто эффективнее, чем аналоговый способ доставки таких предметов.


Келлер Ринаудо на TED

Ранее похожий проект (только в гораздо меньшем масштабе) заработал в Швейцарии: автономная сеть, разработанная компанией Matternet, позволяет дронам доставлять медикаменты, образцы крови, биологические материалы и прочие грузы между больницами в некоторых крупных городах.


Главным нововведением у них является Matternet Station. Когда дрон приземляется, эта станция закрепляет его, заряжает и выгружает содержимое (люди могут помещать и забирать грузы, получая доступ с помощью QR-кодов). Кроме того, в таких станциях есть механизмы для регулирования маршрутов дронов. По словам главы компании Андреаса Раптопулоса, в городах Швейцарии автономная сеть позволяет дронам доставлять лекарства в течение 30 минут. При этом беспилотников там тоже работает не так уж много: всего один или два на станцию.


В конце марта в сотрудничестве с той же Matternet американская служба доставки UPS запустила эту же систему в США. Пока доставка работает только в городе Роли (штат Северная Каролина). Беспилотники курсируют по заранее определенному маршруту между больницами и медицинскими центрами. Дроны производства Matternet перевозят полезный груз весом до пяти килограммов на расстояние до 20 километров. Пока что это эта система используется в дополнение к обычной автомобильной доставке.


image

При этом доставка дронами оказывается на удивление безопасной. Испытания той же Wing от Google в США показали, что она на несколько порядков безопаснее для людей, чем курьерская доставка товаров при помощи автомобиля. В ходе исследований было проведено более 70 тысяч тестовых полетов и более 3000 пробных доставок к порогам домов – без единой непредвиденной ситуации или несчастного случая. Птицы дронов избегают (размах крыльев у Wing – 1 метр!), а в случае потери контроля они могут спокойно приземлиться на месте.



Доставка Wing

Такие беспилотники могли бы пригодиться и в России. Их «всепроходность» идеально подходит для отдаленных районов и нашего бездорожья. Достойных больниц во многих поселках и даже небольших городах больше нет, и дроны могут помочь с доставой вакцин и лекарств, и даже органов для трансплантации. Как вам такая идея? Тем более, пару дней министерство транспорта предложило разрешить свободные полеты беспилотников в России на высоте до 150 метров.


Однако в США, по данным Wall Street Journal, в ближайшие пару лет федеральные власти не ждут массового лицензирования такого сервиса доставки. Остаются нерешенными некоторые проблемы. В том числе – шум, конфиденциальность и необходимость управления новым типом воздушного движения. Если дроны в воздухе станут массовым явлением, за которым стоят компании, для них должны быть установлены дополнительные правила, чтобы избежать столкновений, конфликтов и других непредвиденных ситуаций.


Комментарии (13)


  1. vesper-bot
    15.05.2019 15:05

    Замерзнут такие у нас, собственно, основная проблема.


    1. ferosod
      15.05.2019 16:44

      Это решаемо (теплоизоляция, электроподогрев), хоть и повлечёт уменьшение гпузоподъемности


    1. Sly_tom_cat
      15.05.2019 16:55

      Замерзнут кто?
      Африканцы — да.
      Вакцинах/лекарства — подогрев небольшого объема сделать не сложно.
      Органы и так перевозят в специальных холодильниках.
      А если «замерзнут» относится к самим дронам — то это тоже технически решаемый вопрос.

      Другое дело погода у нас нелетная часто такая, что не только самолетам/вертолетам не до полетов, но и дрону в воздух подниматься не стоит. Хотя, пологаю, в африке с погодой тоже могут быть проблемы…


  1. zenches
    15.05.2019 15:34

    Капсула с медикаментами, которая загружается в центр беспилотника

    А выглядит почему-то точь-в-точь как сборка из аккумуляторных банок.


    1. ferosod
      15.05.2019 16:45

      Кому-то срочно понадобились препараты лития


    1. shadrap
      15.05.2019 18:38

      А это и есть аккумуляторный блок) flyzipline.com
      Наверное журналисты перестарались. Капсула с парашютом загружается с другой стороны и она у них красная коробка, что б не перепутали...) Хотя выглядит довольно уязвимой, что будет с содержимым, упади она в лужу или под дождем...?


  1. dmitrygnenny
    15.05.2019 15:53

    Килобакс за вылет? Если взглянуть на довольное лицо Нана Акуфо-Аддо, можно предположить, что системой срочной доставки крови и вакцин для госпиталей скоро будет охвачена большая часть Африки.


    1. Brenwen
      15.05.2019 15:57

      Вертолетом везти дороже будет.


    1. grekmipt
      15.05.2019 18:54
      +1

      Килобакс за вылет? Если взглянуть на довольное лицо Нана Акуфо-Аддо, можно предположить, что системой срочной доставки крови и вакцин для госпиталей скоро будет охвачена большая часть Африки.

      Ччччего? Не читай но комментируй? Процитирую данные из статьи:

      В конце апреля Zipline запустила свой сервис в Гане

      Контракт Zipline рассчитан на четыре года, Гана будет оплачивать каждый успешный вылет. Совокупные расходы на проект составят около $12,5 млн. По данным сайта компании, совершено уже почти 14 тысяч доставок.


      За 4 года ожидаемые расходы 12 лямов. Прошла капля от этого срока (месяца-полтора) ибо система заработала в апреле этого года. Если взять их цифры, то 600 доставок в сутки умножить на 4 года это 876к доставок. То бишь 13 баксов на доставку. 2 порядка меньше нежели вы тут лихо посчитали поделив мухи на котлеты )))


      1. dmitrygnenny
        16.05.2019 09:50

        Я манипулятивно утрировал, признаю, но суть осталась прежней. Докторов и оборудование они же не будут дронами доставлять, они есть в госпиталях, в чем проблема тогда поставить еще и холодильник с кровью? Я понимаю еще оперативно сбросить шприц-тюбик со змеиной сывороткой или вакциной по месту инцидента, где из инфраструктуры только мобильная связь и координаты, но доставка в крови в госпитали — это просто ширма. Интерес компании — обкатка технологий беспилотной доставки в странах с полным отсутствием регулирования воздушного движения и любых последствий за любые фейлы.


        1. HiMem-74
          16.05.2019 17:26

          А если оперативно разбирать местных аборигенов на органы где-нибудь в джунглях и оперативно доставлять органы состоятельным европейским пациентам — рентабельность проекта просто сумасшедшая.
          Все предпосылки к такой схеме налицо — военные действия обеспечивают, так сказать, материал, а местное правительство закрывает глаза на этот небольшой бизнес, получая свои стеклянные бусы и огненную воду.


        1. grekmipt
          16.05.2019 18:13

          Два порядка разницы — это далеко от «суть осталась прежней». Я не знаю какая там ситуация с дорогами и есть ли они вообще. И понятия не имею каков бюджет оных больниц — и есть ли они там вообще. Зато легко могу предположить по фотографиям что если больницы и есть то из запасов лекарств там — аспирин и бинты. Потому как очень дорого иметь сформированные запасы всего что может понадобиться, к тому же регулярно выбрасывая просроченное и заменяя новым (для такой бедной страны это просто неподъемно). И в такой ситуации оперативно забросить целевой препарат туда куда надо именно сейчас, и куда его иной раз вообще никак по другому быстро не забросить в силу отсутствия дорог — это как раз очень понятное и оправданное решение, оптимальное именно с точки зрения стоимости на круг. Не думаю что они перебрасывают только кровь (вы как-то прямо прицепились к этой идее), думаю всё проще — нигде ничего нет и доставляют точечно под конкретные потребности всё что нужно. И в таком раскладе 13 баксов за доставку чего-то критически нужного кому-то (вероятно нужное более чем одному человеку ибо груз до 1.5 кг — много всего влезет для толпы больных людей) это даже обсуждать незачем, более чем оправдано. Понятно что распил бабла никогда нельзя исключить полностью, но полагаю тут не в этом дело. Фактически дроном заменили местный филиал больницы (в смысле склада всей фармацевтики) — крайне дешево и крайне сердито.


  1. Polaris99
    16.05.2019 13:49

    Приятно ощущать причастность :) Надеюсь, проект будет развиваться, у нас есть еще что улучшить там.