Когда я только начинал смотреть в сторону программирования, а это, примерно, 2012 год, мои попытки нагуглить, что же учить и с чего начать, сводились к ответам с тогда еще незнакомого мне, stackoverflow и, казавшегося чуть ли ни единственным ресурсом в it — Хабре.

С тех пор утекло много воды, но, вот посмотрите: «Топ-5 самых впечатляющих книг, которые должен прочесть каждый разработчик ПО» — статья 2012 года.

Для ленивых — там предлагают прочитать книжки «Совершенный код», «Программист — прагматик», «Как писать хорошие алгоритмы», подавая под соусом: " Если бы вы могли вернуться в прошлое и посоветовать себе прочитать книжку, то какие это были бы книжки?", — и дальше приводятся вот эти, что я описал.

Любопытно, бесспорно, смотреть сегодня на ресурс от 2012 года и замечать 2 вещи:

  1. Первая состоит в том, что примерно эти же книги будут лежать (и лежат) сегодня на страницах с похожими названиями.
  2. Вторая — в том, что, внезапно, оказывается, перед написанием хороших программ, сначала нужно написать кучу плохого, никуда не годного кода. Нельзя сначала прочитать Кнута или Хорстмана и после прочтения стать хорошим разработчиком, если ты еще не был плохим. Так не сработает. В обратную сторону, однако, всё работает довольно неплохо: ты становишься плохим разработчиком и при желании стать хорошим — идешь читать признанных авторов и понимаешь, что всё, что ты писал до этого — кучка бесполезных (или недостаточно полезных) файлов в контейнере на одной ноге с нагрузкой в 20 запросов в секунду, хотя твои «тесты» показали, что твой сервис должен держать 500. Далее начинаешь разбираться, втыкать потихоньку в более тонкие, чем собственная логика, правила организации работы приложений, понимаешь, что «параллельный» и «деплой» — не волшебные слова, дебажишь раз за разом свой код и становишься во всех смыслах более смышленым и понимающим.

Что происходит дальше?


Оказывается, пока ты ходил за пивом, весь мир уже запускает асинхронный код двух сотен своих микросервисов в контейнерах под кубером и хранит все свои данные в кассандре.

Наверное, что-то стоит подучить по этому поводу. И тут оказывается, что 80 процентов информации, прочитанной в позапрошлом году уже не годятся, примерно, совсем. Сегодня, а точнее, вчера ты должен был понять, что такое контейнеры, оркестраторы, как работать с aws, spring выпускает 5 версию, springboot — вторую.

Вероятно, студента, который вчера отметил выпускной, через 4 года по выпуску из университета, окружающее, мягко говоря, шокирует.

Хорошо, если вузы (не только Мск и СПб), внезапно начнут преподавать Kotlin, Scala, Python3, Java9, Spring, Rx… но что, если нет? — В большинстве случаев, ответ на мой вопрос выше — да, точно ничего такого в университете не преподают.

Всё потому что университет, как площадка для будущих кадров в компаниях, в своем преимуществе, не готовит студентов к работе где-то помимо собственной кафедры, наши университеты — это такой мультик, в котором человек думал, что он хочет высшее образование (потому что процесс получения, кажется, должен дать ему знания для успешного начала карьеры), но, на самом деле, ему по-настоящему было нужно хорошее среднее специальное, качественное «программистское образование», такое, чтобы много кодить и не так много ботать матан + пол-года, чтобы посмотреть, хочется ли ему в науку или не хочется.

Искренне сочувствую студентам, обнаружившим однажды, что их знания устарели еще до того, как они поступили в университет.

Через 4 года в куче компаний асинхронный код вместе с кучей микросервисов превратятся в легаси, которые каким-то образом стартуют в докере, балансируются оркестратором и делают еще кучу важных и интересных вещей, но… Какие таски дать человеку, который понимает про железо, имеет представления о вышмате, активно прогал что-то на лабораторках, а про стримы и Rx что-то где-то слышал?

Похоже, что никакие не давать, надо отправить его домой подучиться, либо позвать на бесплатные курсы, или на платные.

Еще бывает, что вчерашний студент сегодня сел за действительно актуальную информацию, поразбирался и устроился джуном и через год-два уже неплохо шарит.
Так бывает, но редко.

В итоге, выходит следующее


Если что-то резко не поменяется, ближайшие 5 лет каждому выпускнику университета (если он хочет быть разработчиком) понадобится еще год сверху (или во время обучения в вузе, такое бывает часто), чтобы немного въехать в реальное положение дел в профессии, подучиться, найти работу и как-то влиться, хотя бы, в задачи на легаси-проектах.

Для бизнеса это означает ничто иное, как тотальная нехватка рабочих рук программистов. Бизнес, и без того похожий один на другой (сайтик, магазин, каталог, игруля, приложенька), не может позволить себе развиваться в какие-то новые стороны, просто из-за тормозов со стороны разработки. А разработчики не виноваты — людей не хватает.

Конец.

Спасибо за внимание!

Комментарии (84)


  1. karl93rus
    31.05.2019 10:00
    +2

    Так-то оно так, но не очень. Чтобы удовлетворить хотелки так называемого бизнеса, вроде сайтик, магазин, каталог, игруля, приложенька, образование не нужно вообще. Вот совсем. Я без образования прекрасно справляюсь с задачей удовлетворения хотелок бизнеса. Другое дело, что нового я ничего не вношу в наш с вами мирок. Ну вроде нового фреймворка, прости господи, или чего-то более серьёзного, вроде улучшенного и быстрого алгоритма поиска и вот этого всего. Жить-то можно, но как-то не чувствую себя полноценным членом комьюнити. И не из-за того, что у меня бумажки из вуза нет, а из-за того, что по знаниям я реально проигрываю. Но тут даже не вуз нужен, а простое желание опуститься на уровень ниже и начать ковыряться там. Или математикой плотнее заняться. С другой стороны, на позицию фронтендера приходили ребята с образованием, но проигрывали мне в опыте каком-то. Хотя опыта того у меня полгода было. Непонятно, в общем.


  1. artskep
    31.05.2019 10:08
    +5

    Когда я заканчивал университет, технологией будущего, которая решит все проблемы считалась CORBA, а золотым стандартом процессов разработки считался RUP.
    Интересно, сколько здесь присутствующих не то, что используют эти «технологии будущего», но могут описать их без помощи Гугла?
    Конечно, обновлять образовательные стандарты надо, но гнаться за модными технологиями бессмысленно. Высшее образование должно давать фундаментальные знания, а эти ваши контейнеры можно изучить за месяц максимум параллельно с работой или учебой.
    Если они не уйдут в историю за время, пока вы учитесь.


    1. inkvizitor68sl
      02.06.2019 15:28

      Я могу +\-.
      Мы про эту корбу (ничего полезного, впрочем, не сказали) учили в универе в 2012-м, а я её при этом в проде эксплуатировал под парой десятков тысяч RPS =)
      (и в общем-то CORBA действительно решала многие проблемы в своё время, только готовить её не умели).

      ЗЫ — omniorb.


      1. artskep
        02.06.2019 17:24

        Дык, претензий к Корбе нет. Но вот по вашему практическому опыту, надо ли было преподавать ее в ВУЗах, и как бы это помогло выпускникам?
        Как по мне (кто тоже Корбу юзал в бою), так бесполезное занятие бы было.


        А Корба, согласитесь, значительно более серьезная штука, чем новомодные контейнеры о которых плачет ТС


      1. Acuna
        02.06.2019 17:25

        В том-то и дело, что это и подтверждает основную мысль статьи об актуальности знаний в универах, с практической точки зрения корба окончательно вымерла уже к концу нулевых (понятно что последний релиз в 2011 был, но даже на том этапе препарировать труп никому было не нужно, поэтому и перестали собссно), поэтому тем более на 2012 год она имела ценность разве что историческую, а ее на полном серьезе в универах проходят, как оказалось :/ У нас не было ее кстати, но может я и забыл уже…


        1. artskep
          02.06.2019 18:33

          Это ставит под вопрос основную мысль статьи. Зачем вводить в образовательный стандарт или программу обучения, изначально заточенную на минимум 4 года то, что, возможно, сдохнет до момента того, как студент выпустится?
          Условный «матан» живет десятилетиями и веками — преподавать его в пределах 4 лет бакалавриата имеет смысл (сомнительно, что матрицы и афинные преобразования потеряют актуальность за время жизни современного человека).
          Условные «контейнеры», возможно, потеряют рыночную ценность за пару лет — нафига их тащить в высшее образование?


          1. Acuna
            03.06.2019 00:53

            Следует видеть разницу между условным «матаном», и отжившими свой век технологиями, как бы грустно бы это ни звучало. Та же корба была изначально мертворожденной, так как очень сложна в реализации. Неоправданно усложнена, я бы даже сказал. Поэтому в плане технологий для реализации API ее заменила SOAP, которая так же имела ощутимые проблемы, поэтому все их заменил REST, что по сути является обычным сайтом на простом и легком в освоении HTTP, и свое API поэтому таким образом поднять может любая домохозяйка. Хотим мы этого или нет, но это постепенная эволюция стека технологий. Но контейнеры и все эти микросервисы — да, пожалуй тот вариант, когда развитие идет явно не туда, но возможно со временем как и во всем появится более простое и эффективное решение, однако учить что-то нужно, и приходится поэтому скакать по всем технологиям, увы, параллельно пытаясь пророчествовать и пытаться оценить эффективность и актуальность текущей технологии в более-менее далекой перспективе, тут как раз и нужна гибкость, что не хватает универам из-за их преподавательского состава. Я даже когда-то сгоряча стал смотреть вакансии в своем универе, хотел даже идти преподавать чтобы типа изменить этот мир, но по зарплатам понял что ноша эта будет непосильной( Так что надо отдать им должное конечно же, но что есть — то есть, увы.


    1. Acuna
      02.06.2019 17:20

      Ну корбу я могу описать, прям вот реально в плане практического применения, но это все исключительно в плане интереса, где-то что-то слышал и загуглил, как и все остальное. К практическим знаниям это вообще не имеет никакого отношения. С остальным полностью согласен.


  1. UnknownUser
    31.05.2019 10:17
    +3

    В самом начале была дельная мысль про то что для разработчика список крайне полезных книг за 10 лет остался примерно одинаковым.
    А вот дальше пошло всё наперекосяк. Если говорить о ВУЗе, то это, как правило постановка «базы», то есть чего то такого, что не испортится за один-два-пять лет.
    Кроме того, представьте, что хороший годный курс по вашим этим всем докерам и микросервисам нужно довольно долго разрабатывать. Добавим к этому что курс по хорошему должен быть как то увязан с остальной программой и органично в неё вписываться, получим, что готовить программу на пять лет обучения придётся дооолго.
    Этого мало. Допустим, вы разработали эту программу. Проблема в том, что закончит обучение студент по вашей мегаметодике со знанием докеров и оркестраторов и тут — опаньки, и в сфере ИТ появились какие то другие технологии, о которых юный падаван не слышал и которые придётся снова осваивать.
    Я ещё молчу о том что этими вашими вебсервисами мир ИТ не ограничивается.

    Короче, для сиюминутных актуальных вещей должны быть достаточно короткие курсы, может быть в тех же ВУЗах на необязательной основе — для общего развития, так сказать.
    А от базового высшего образования отстаньте, пожалуйста, его и так последнее время штормит.


  1. FGV
    31.05.2019 10:21
    +2

    каждому выпускнику университета понадобится еще год сверху, чтобы немного въехать в реальное положение дел в профессии

    Уже давно так, причем не только в ит.
    Хотите подготовленные кадры сразу после выпуска — берите на работу старшекурсников (3-4 курс), пока доучиваются, практику проходят и диплом клепают вьедут в нужную предметную область.


  1. rzerda
    31.05.2019 10:23
    +3

    Университет (настоящий) не готовит кадры для компаний, в которых надо писать на Rx. Он готовит кадры для компаний, которые решают проблемы без существующих решений (или с новыми требованиями к решениям). Матан — инструмент, которым можно мир исследовать, и наисследованного уже порядочно, а будет ещё больше.

    Почитайте повесть Азимова «Профессия». Тем, о чём Вы пишете, должны заниматься среднеспециальные учебные заведения. В этих заведениях по определению нет ничего плохого, они учат делать полезные в народном хозяйстве вещи, просто эти вещи не требуют знания матана.

    Что до оркестраторов с микросервисами, скоро и на них мода пройдёт. Человек, который понимает в устройстве компьютера, разберётся с новой модой, а вот усвоивший про это всё с «ленты» — надо посмотреть.

    Да и каким бы конкретным технологиям не научили в вузе — всё это протухнет быстро и решительно, потому что учиться 4-6 лет, а работать потом 40 лет. Если в ИТ не учиться постоянно и по ходу дела, то не сможешь работу выполнять, ибо молодое там всё и быстро меняется.


    1. Sergey_Cheban
      31.05.2019 14:10
      -1

      Вы предлагаете подготовить одного учёного для науки и тысячу ПТУшников для бизнеса? Так не получится.
      1. Далеко не каждый человек с высшим образованием в итоге становится учёным, и нельзя заранее сказать, кто именно «выстрелит».
      2. Многие научные работы были сделаны в процессе решения вполне практических задач. Если не учить студентов решать практические задачи, то их просто не возьмут туда, где они могли бы заниматься наукой.


      1. worldmind
        31.05.2019 14:31

        Нет, автор такого не говорил.


    1. Whuthering
      31.05.2019 14:27

      Тем, о чём Вы пишете, должны заниматься среднеспециальные учебные заведения.

      Но тут есть вполне простые проблемы:
      — Эти заведения в реалиях нашего общества часто считаются не то что непрестижными, а иногда вообще «отстоем» (учишься в колледже = птушник).
      — Учебный процесс и методичесие программы в этих самых заведениях тоже часто построен из рук вон плохо, знания и навыки безнадежно устарели и оторваны от реальности (много ли вы знаете колледжей в которых действительно знающие и опытные люди преподают «Kotlin, Scala, Python3, Java9, Spring, Rx»?)
      — В этих среднеспециальных учебных заведений нет военных кафедр, соответственно не решается вопрос с армией
      — Некоторые упоротые работодатели все равно требуют дипломы о высшем образовании, даже если по факту оно на позиции не нужно. Консульства и миграционные службы многих стран тоже.


      1. artskep
        31.05.2019 18:20

        Ну вот вы и сделали рыбу на тему относительно нормальной статьи на тему «что не так с нашим IT» :-)
        Хотя у меня есть определенные вопросы к данной повестке, вцелом я согласен.


  1. EvgeniiR
    31.05.2019 10:46
    +1

    Появляются лишь новые инструменты для старых задач. Много хороших книг и документов хоть двухтысячных, хоть девяностых, хоть семидесятых свою актуальность не теряют и сейчас. (И они по сей день остаются сильно полезнее статеек на Хабре)

    > весь мир уже запускает асинхронный код двух сотен своих микросервисов в контейнерах под кубером и хранит все свои данные в кассандре.

    Чем это принципиально отличается от десятка потоков на джаве в голой системе и данными в Oracle, кроме необходимости документацию загуглить?
    Далее просто опыт работы с инструментами и углубление в детали, это не нужно на уровне студентов в вузе.

    Проблема наших образовательных учреждений в крайне низком уровне преподавателей, а с хорошими преподавателями не было бы особой разницы, лиспу они научат или джаваскрипту


    1. iboltaev
      31.05.2019 15:24

      Появляются лишь новые инструменты для старых задач


      И это прекрасно.

      Чем это принципиально отличается от десятка потоков на джаве в голой системе и данными в Oracle

      Отличается принципиально механизмом ввода-вывода и доступа к данным/


  1. Pand5461
    31.05.2019 10:48
    +1

    Всё потому что университет, как площадка для будущих кадров в компаниях, в своем преимуществе, не готовит студентов к работе где-то помимо собственной кафедры

    А к работе где университет должен готовить? В Яндексе? Росатоме? ЦЕРНе? Амазоне? Компании, которым нужно учить под свою специфику, стек и т.д. — свои кафедры и открывают.


    Со стороны преподавателя, использование популярного языка плохо тем, что:


    • надо с нуля писать каждый год программу под то, что модно в этом сезоне
    • всё равно через 4 года мода пройдёт
    • у студентов через 2 года курс по численным методам, знание JS и Electron им сильно поможет, да
    • задания будут сдавать с использованием всего синтаксического сахара, какой смогут только накопать в интернете
    • а алгоритмы в итоге так знать и не будут

    Кроме этого, от языка хочется понятных (студентам!) сообщений об ошибках и простой среды разработки, которую не нужно ещё месяц настраивать, чтобы только начать что-то делать. Парадоксально, но получается, что на младших курсах лучше всего будут специальные учебные языки, которыми в кровавом энтерпрайзе вообще никто не пользуется. А потом, по-хорошему, нужно уже выбирать специализацию, и пускай кому надо учат Fortran и не мешают другим учить Python.


  1. akryukov
    31.05.2019 11:02
    +1

    Тот факт, что подобные статьи появляются и при этом их кто-то плюсует, говорит о другой проблеме:


    У абитуриентов сформированы ожидания, которые не соответствуют реальности.

    Из за этого люди поступают в универы, 4 года осваивают дисциплины непонятного (для студентов) назначения и внезапно после выпуска осознают, что одной учебы в университете мало.


    1. Peter03
      31.05.2019 17:32

      Люди поступают в универы потому что существует ярковыраженная закономерность — поступил в универ, значит с достаточно большой вероятностью ты заработаешь сильно больше чем если бы не поступил. Всё остальное имеет вторичное (если не третичное) значение.

      A recent study from Georgetown University found that, on average, college graduates earn $1 million more in earnings over their lifetime. Another recent study by the Pew Research Center found that the median yearly income gap between high school and college graduates is around $17,500.


      1. akryukov
        31.05.2019 17:50

        ярковыраженная закономерность — поступил в универ, значит с достаточно большой вероятностью ты заработаешь сильно больше чем если бы не поступил

        Как вы эту закономерность пронаблюдали?


        Почему вы думаете, что исследование американского университета релевантно для РФ?


        1. Peter03
          31.05.2019 18:04
          +1

          Пронаблюдал анализируя окружающий мир вокруг себя. Научную работу на данную тему не проводил, так что не претендую на истину, только мнение.

          Про РФ — не нашёл заслуживаю доверия информацию специфичную для РФ. Можно конечно считать что Россия уникальна и не следует общемировым тенденциям, но думаю что это не так. По крайней мере для город миллионников.


          1. akryukov
            31.05.2019 22:44

            Если учесть, что ВО не требуют на низкооплачиваемой простейшей работе, то принцип "закончил универ — будешь получать сильно больше (чем разнорабочий на стройке, кассир в супермаркете или фастфуде, курьер на доставке)" действительно актуален.


            Вот только далеко не везде, где требуют ВО, оно реально нужно для выполнения обязанностей.
            При этом там, где обязанности реально сложные, то смотрят уже не на образование, а на навыки.
            Я наблюдал, как люди без вышки, со среднеспециальным образованием, руками и головой устраиваются так что получают выше средней по России.


        1. artskep
          31.05.2019 18:48

          Ну, скажем честно, эта закономерность, увы, наблюдаема, и даже многими людьми уже осуждаема (даже в тех же Штатах).
          Если нужны исследования по РФ, то это неплохо гуглится тоже — тренд очевиден: www.rbc.ru/money/30/07/2015/5615461d9a7947095c7dc432


          1. vassabi
            31.05.2019 19:27

            а почему осуждаема?


            1. artskep
              31.05.2019 21:22
              +2

              Где-то видел хорошее видео на эту тему, но не найду, так что перескажу своими словами (если что — речь шла про Штаты, так что надо сделать скидку на их реалии, но в реалиях РФ тоже имеет смысл):
              1. Статистика, что люди с высшим образованием получают больше, чем люди со средне-специальным появилась уже давно и действительно отражала реальность (образование вообще было малодоступным). Да и сейчас это так, если посмотреть статистику, но об этом ниже.
              2. Логично, что люди потянулись туда, где бабло, т.е. стали стараться получать вышку.
              3. Естественно, что такой поток масс не остался без внимания бизнеса и политики. Бизнес начал раздавать кредиты на высшее образование, а власти (под давлением общественности, которая просит всем бесплатно и вышку) начали спонсировать эти кредиты (в случае США, в случае РФ закупают бюджетные места напрямую, ЕМНИП).
              4. ВУЗы тоже не богадельни — они начали вести борьбу за «эффективность», причем под ней понимается большее количество студентов (ибо студенты это деньги), а не качество подготовленных специалистов.
              5. Качество дипломников падает, а количество растет. Бизнес эту фишку просекает, и при выборе спецов делает следующие два хода конем:

              5.1. Требование ВО даже там, где нафиг не надо. Ибо выпускников и так много, но сам факт, что долетел до диплома хоть какой-то, да фильтр против мудаков. Что порождает замкнутый круг в требовании человека получать ВО даже там, где нафиг бы его и не надо
              5.2. Обесценивание диплома, как показателя уровня знания специальности. Отсюда проблемы с трудоустройством выпускников без опыта (диплому не верят, верят опыту -> чтобы получить опыт надо устроится на работу -> чтобы устроится на работу нужен опыт).

              6. Ну, это больше про реалии США, но у нас такое тоже намечается. Проблема с образовательными кредитами. Как я уже выше сказал, обучение становится дорогим, для него берут кредиты, потом надо с ними расплачиваться. А работу найти получается не всем (по вышеперечисленным причинам). Становиться банкротом лет в 25-30, наверное, ок для биржевого брокера. Но вот для простого, пусть и неудавшеговся, инженера…


              1. Peter03
                31.05.2019 21:34

                5.1. Требование ВО даже там, где нафиг не надо. Ибо выпускников и так много, но сам факт, что долетел до диплома хоть какой-то, да фильтр против мудаков.
                Во многих местах в США стали уже требовать master degree, а не bachelor degree


                1. artskep
                  31.05.2019 21:51

                  Увы, замкнутый круг — если делать что-то доступным, то это теряет ценность.
                  К тому же я предполагаю, что частично может быть связано со всякими левацкими движениями и квотами (для США отдельно больная тема сейчас — Трам-пам-пам случился, к сожалению, не на пустом месте).

                  А вот как восстановить ценность простого труда, где не требуется матан, но нужны навыки или социальные отношения — ХЗ. А ведь именно токари, которые смогут выточить любую деталь на глазок по рисунку, и медсестры, которые смогут вколоть нужное вещество в вену будут востребованы как сейчас так и после очередной революции автоматизации/атомной войны/зомби апокалипсиса.

                  Но токарь 6 разряда это «не вышка», так что… эх…


                  1. akryukov
                    31.05.2019 22:54
                    +1

                    Простой труд на то и простой, что для его освоения не требуется глубокого обучения.
                    Вот только ни медсестра, ни токарь не являются примерами простого труда.
                    Высший матан, например, не требуется водителям такси или кассирам. Вы готовы платить им больше?
                    Дальше действует закон спроса и предложения. Если есть много специалистов простого труда, то оплата их услуг будет снижаться. Кого это не будет устраивать, те сменят квалификацию. Если специалистов не будет хватать, то их оплата будет увеличиваться.
                    В СССР это регулировалось в плановом, приказном порядке и можно было проконтролировать высокую оплату труда простых рабочих. Правда говорят, что больше денег не всегда значило больше благ. На первый план выходил доступ к дефициту, который был не у всякого рабочего.


  1. j_wayne
    31.05.2019 11:20

    Роберт Мартин как раз для примера использовал rxJava, в своем посте на похожую тему.

    blog.cleancoder.com/uncle-bob/2015/08/06/LetTheMagicDie.html


  1. Tiendil
    31.05.2019 11:23

    Текста ни о чём.

    Надо знать что и как учить, тогда информация будет не устаревать, а накапливаться.

    За любой технологией (контейнеры, синхронщина, новые ассемблеры, новые ЯП, что угодно ещё) стоят более абстрактные (базовые) принципы (шаблоны, математические зависимости, физические законы в конце концов). Вот последние надо запоминать и учить, тогда трендовые технологии будут ложиться на мозг быстро и без особых проблем.


  1. lair
    31.05.2019 11:54
    +1

    Вот написано в заголовке:


    Что не так с нашим IT

    Три раза прочитал текст статьи, ответа не нашел. Так и задумано?


    1. vassabi
      31.05.2019 12:01

      там в конце написано же:

      разработчики не виноваты — людей не хватает.

      Конец.


      наверно, автору хотелось бы, чтобы ИТ было не таким, а другим (и разработчики были в чем-то виноваты), но что есть то есть.


    1. tvr
      01.06.2019 17:55

      Три раза прочитал текст статьи, ответа не нашел. Так и задумано?

      Автор решил заронить зерно сомнения в собственной адекватности в аудиторию Хабра.


  1. Atterratio
    31.05.2019 11:58
    +2

    Про ВУЗы это бред.
    Я учился в захолустном филиале вуза, и знаете что, я не пожалел об этом. В вузах преподают не только программирование, но и другие важные для IT предметы которые не меняются полностью за год: матан, физика, экономика, статистика.
    Да, нам не преподавали ни Котлин которого тогда в принципе не было, ни Python3 который тогда был ещё 3.3, линукс показали один раз только, JS был на смешном уровне в школе с другом на таком уровне игрались, а уж без слёз на Visual Basic взглянуть нельзя было.
    Но знаете что, мой диплом был сайт на Django ещё он кажется только только перешёл на 3 питон и ещё нужен был South, может ещё даже на втором питоне пришлось делать.
    Кем я сейчас работаю? Правильно Python Backend Developer, может не на супер крутой должности в Яндекс, Гугл или Майкрософт, но получаю довольно неплохо. И вуз мне в этом помог, матан и статистика мне пригодились.
    И то что нам преподавали программирование так тоже не помешало, на VB и JS я не ходил в принципе, договорился что просто в конце года принесу лабы и изучал всё сам.
    В освободившееся время я изучил Линукс, Python так как мне показался этот язык интересным, JS лабы постарался сделать если не на современном уровне с реактивностью, то хотя бы с JQuery который был в то время распространён. Я изучил это сам и учился учится без ВУЗа в этих направлениях, потому что знал, что какая бы хорошая программа не была она через год устареет.
    Когда пришло время писать диплом я просто пришёл к руководителю и сказал: мне нравится вот такой-то язык и такой-то фремворк для того чтобы сделать сайтеги. Что мы можем сделать чтобы оформить это в диплом? Набросали пару планов и я сделал диплом сам.

    Идея в том, что у умных студентов в IT специальности нет иллюзий о том что они выйдут на уровне Junior Developer, но есть понимание, что программирование вытянут сами, а вспомогательные дисциплины получат академическим путём.


    1. Ctacfs
      03.06.2019 01:53

      Проблема в том, что Вы изучали нужные вещи не в рамках вуза, а в свое свободное время или в рамках проектной работы. Вычеркните вуз и практически ничего не поменяется. А меж тем, учеба в вузе стоит огромных денег. И не надо говорить про бюджет, абитуриенту он обходится бесплатно, а вот государству влетает в неслабую такую копеечку. Подумайте, стоит ли Ваше обучение какие-нибудь полмиллиона рублей (я уж молчу про пять лет жизни)?
      > Идея в том, что у умных студентов в IT специальности нет иллюзий о том что они выйдут на уровне Junior Developer, но есть понимание, что программирование вытянут сами, а вспомогательные дисциплины получат академическим путём.
      Да даже не только у умных, иллюзии о том, что вуз готовит специалистов внутри себя, есть только у родителей этих студентов.
      То есть, основное студент должен выучить сам, а вспомогательное ему даст вуз. Вам не кажется, что должно быть наоборот? И что вспомогательное хорошо бы получить все-таки тоже в вузе, взяв интересующий предмет по желанию?
      Вы конечно можете не жалеть об учебе. Но это не говорит о пользе полученных там знаний.


  1. serjmd
    31.05.2019 12:01
    +1

    Не так страшно, то, что в институте дают устаревшие методы, как то, что в оторванной от реальной жизни институтской среде рождаются преподавательские химеры, противоречащие самое здравому смыслу. В конце девяностых мы работу процессора изучали не на Ассемблере, а на изобретении чокнутого препода — PC-эмуляторе класса УКНЦ «Е-97». И сдавали по нему зачеты. По три захода. Со сменой экзаменационной комиссии.


    1. MinimumLaw
      31.05.2019 13:33

      УКНЦ «Е-97»


      А я на нем (железном) постигал азы программирования и сетей связи. Для своего времени был просто отличный комплекс. Совершенно заслуженно носивший имя «Учебный Класс — Научный Центр». До массового распространения интернета оставалось еще как минимум пять лет, а об аналоге встроенного монитора-отладчика мог только мечтать начинавший набирать популярность спектрум.


      1. serjmd
        31.05.2019 13:38
        +1

        В начале-середине девяностых? Я с ним не работал, но слышал про него хорошие отзывы. Но у нас дело было в конце девяностых, когда железный УКНЦ уже давно и прочно умер. Как и большинство отечественных высоких технологий.


  1. MinimumLaw
    31.05.2019 12:01

    Занятно. Не скажу, что статья не интересная или в корне не правильная. Но мне кажется, что уж слишком странный подход. Мне почему-то кажется, что проблема не в технологиях. Просто начинать программист должен не с JAVA, Python'а и прочего, а с ассемблера (хоть и микроконтроллерного) и классического C максимально к нему близкого. После такого старта любая высокоуровневая технология будет браться легче, а низкоуровневая база позволит более уверенно видеть сильные и слабые стороны любой технологии.

    Кубики — это хорошо. Но сложно возвести величественный собор не имея представления о характеристиках стройматериалов. Увы, низкий уровень сейчас не в фаворе. Мой любимый вопрос всем приходящим на должность программиста звучит так: «Какой узел по Вашему главный в процессоре?» Чего только я не слышал в ответ, но вот тактовый генератор пока не назвал никто. А люди идут на должность низкоуровневых программистов, практически на стыке со схемотехникой. За то все активно использовали HAL, FreeRTOS, ASF и прочие «кубики». Приходится переучивать.


    1. Dima_Sharihin
      31.05.2019 12:49

      тактовый генератор пока не назвал никто.

      А почему не система сброса? Почему не декодер опкодов?
      Вообще я систему тактирования и сброса воспринимаю не как часть, а как отдельное измерение пространства, поэтому я бы точно так же споткнулся на вашем вопросе. Он неочевидный


      1. MinimumLaw
        31.05.2019 13:07

        Потому что обе названных вами подсистемы зависят от тактирования. Сброс в меньшей степени и не везде. Но он и не работает непрерывно. А уж декодер точно не будет жить без системы тактирования. Главнее только питание. Его, кстати, эпизодически называют. Правда, следом за ним почему-то ставят конвейеры команд.

        Впрочем, если бы Вы сказали система сброса — мы бы сработались.


        1. Whuthering
          31.05.2019 14:33

          А еще все эти подсистемы зависят от наличия электропитания.
          Наверное, тогда самым главным узлом является защитный диод на входе.


    1. qw1
      31.05.2019 13:15

      Тогда уж более базовое — цепи питания самые главные.

      С другой стороны, простые процессоры не имеют тактового генератора, а получают тактовый сингал снаружи. Поэтому ответ не всегда верный (без указания конкретного процессора).

      Ещё можно подумать о процессорах, в которых части взаимодействуют асинхронно, и в каждом блоке свой тактовый генератор.


      1. MinimumLaw
        31.05.2019 13:22

        Про питание — абсолютно верно. А вот остальное — под большим вопросом. Увы, полностью асинхронные процессоры мне неизвестны. Даже как «сферический конь в вакууме». И даже самый простой процессор не будет жить без тактирования. Примерно тоже и про второй вариант. Кстати, был бы рад наглядному примеру такого процессора.


        1. qw1
          31.05.2019 15:28

          Поясню аргумент про «самый простой процессор».
          Если тактовый сигнал подаётся извне, то тактовый генератор не может быть ответом на ваш вопрос «Какой узел по Вашему главный в процессоре?»

          Открыл даташит на Pentium4 и нашёл несколько пинов для входа тактовых сигналов. Внутри процессора может находиться умножитель входной частоты, но генератором его назвать будет технически неверно?


          1. MinimumLaw
            31.05.2019 18:02

            Знаете, а Вы усложняете.

            В моем понимании, главная часть системы тактирования, это тот сигнал, который за инкремент указателя команд отвечает. Он и только он. Остальное — не обязательная периферия, а без него никакой код выполнятся не будет. Даже без правильного сброса будет — с неизвестного места, но будет. А без этого такта — абсолютно любой процессор с абсолютно любой программой не более, чем гора бесполезных транзисторов и конденсаторов.

            Ну, а тот факт, что генератор внешний совсем не сказывается на его важности с точки зрения процессора. Если на то пошло, то тогда и питание как ответ рассматривать нельзя. Уж оно-то абсолютно точно внешнее.


            1. FGV
              31.05.2019 18:32
              +3

              спор напоминает фильм пила :)
              А по факту чего бы у процессора не отчекрыжили — работать он после этого не будет, так что главное — все.


              1. MinimumLaw
                31.05.2019 22:28

                Увы, мой профиль не позволяет поставить плюс. На самом деле тут интересны рассуждения и выводы. Как правило, вопрос ожидаемо вгоняет в ступор и я прошу не дать четкий ответ, а порассуждать. Соседние комментарии очень любопытны. Именно тем, что они раскрывают представление людей о теме. Один только асинхронный процессор чего стоит.


                1. qw1
                  01.06.2019 01:00

                  Один только асинхронный процессор чего стоит.
                  Сдаётся мне, что современные процессоры не являются полностью синхронными автоматами. Это просто невозможно — тактовый сигнал на огромной частоте 4-5GHz не может одновременно прийти на все узлы, ещё учитывая что в некоторых случаях он должен пройти через несколько логических элементов — просто невозможно иметь такую огромную полностью синхронную схему, работающую по единому тактовому сигналу.


            1. qw1
              31.05.2019 19:59

              В моем понимании, главная часть системы тактирования, это тот сигнал, который за инкремент указателя команд отвечает. Он и только он
              Обалдеть, какое у вас интересное представление о тактировании. Как по мне, указатель команд связан с тактовым генератором не сильнее, чем любой другой регистр. Инкрементироваться он может не по единице (и это как правило), много тактов может вообще не меняться, а то и прыгать в разные стороны, не только увеличиваться. Этот регистр управляется микрокодом, как любой другой регистр, ничего в нём особенного нет.


              1. MinimumLaw
                31.05.2019 22:22

                Значит микрокод для Вас — черный ящик. А как быть с контроллерами, в котором его либо нет совсем, либо он жёстко фиксирован? Что до измения указателя команд командами переходов и вызовов, то далеко не каждая команда является таковой. И, соответственно, далеко не каждая изменяет этот регистр напрямую. Подавляющее большинство команд позволяет ему быть инкрементированным именно сигналами тактовой частоты.
                На самом деле предлагаю завязывать с оффтопиком. Хотя, конечно, интересно. Формат ответа на комментарий, который должен быть кратким, заставляет формулировать мысль предельно сжато. Увы, временами получается сильно в ущерб сути.
                Но, пожалуй, стоит согласиться с тем, что мой любимый вопрос может оказаться не совсем корректным. Это надо учесть. Второй вопрос, как правило, звучит так: "расскажите, что происходит с процессором сразу после снятия сигнала сброса, если все питания, такты и прочее наличествует". Думаю, что тут претензий не будет.


                1. qw1
                  01.06.2019 01:06

                  Думаю, что тут претензий не будет
                  Вы ожидаете ответ на примере какого процессора? С точки зрения программиста самое важное — каким значением инициализируется указатель инструкций и (если есть) регистры MMU, управляющие регистры, определяющие режим работы (например, real или protected для x86). Все эти особенности на разных архитектурах разные. Поэтому вопрос тоже некорректен. Либо вы хотите услышать что-то другое, но стоило это явно сформулировать в самом вопросе.


                  1. MinimumLaw
                    01.06.2019 09:17
                    +1

                    Я бы взял вас. Испытательной работой была бы одна из отложенных задач.
                    Возможно, Вы и очень хороший программист, но умение находить и вычленять похожее в разных сущностях — тот навык, который Вам однозначно стоит прокачать.


    1. Pand5461
      31.05.2019 15:02

      Мне вот было легче двигаться сверху вниз: в универе лекции по Си были не особо понятны, потом прочитал SICP и как-то щёлкнуло, что примеры на Си — это представления таких-то абстрактных алгоритмов, где данные организованы таким-то образом. А сходу реально не получалось отделить абстракции от конкретной реализации.


      Т.е. с точки зрения обучения, может быть, имеет смысл даже начинать двуязычно. Один язык — высокоуровневый, грубо говоря, псевдокод, но которые тем не менее может исполняться компьютером. Второй — тот же Си: мол, а теперь вот эту же вещь реализуем близко к железу.


    1. mafia8
      02.06.2019 00:12
      +1

      Слово «главный» имеет мутное значение. Узел А зависит от узла В — это просто и понятно. А какой узел — главный, неизвестно. Нет объективного критерия «главный». Этого они не проходили. «А теперь изучим главный узел процессора». И в учебнике не написано «главным узлом процессора является тактовый генератор». Не вопрос, а издевательство.


      1. MinimumLaw
        02.06.2019 19:20

        Т.е. Вы считаете, чт люби, идущие на должность системных программистов не должны уметь находить узлы с минимальными внешними зависимостями? Впрочем, я уже писал — я подумаю над тем как переформулировать вопрос. И еще раз — важен не конкретный ответ (особенно если его нет), а ход размышления. Или умение грамотно обосновать свои ответ. А не просто «мне так кажется».


        1. mafia8
          02.06.2019 20:48

          «Какой узел по Вашему главный в процессоре?»
          «Какой узел в процессоре по Вашему имеет минимальные внешние зависимости?»
          Второй вопрос понятнее. Непонятно, что имеется ввиду под словом «главный».


          1. MinimumLaw
            03.06.2019 06:17

            Какой кирпич в стене самый важный (или самый главный — в данном случае не принципиально)? По-моему вполне очевидно тот, после удаления которого стена развалится. Разве нет? Конечно, стена ценна как монолит и каждый кирпич важен. Кто ж спорит. Но умение видеть «главный кирпич», т.е. узкие и особо ответственные места, что в коде, что в железе — очень полезно.


  1. RomanArzumanyan
    31.05.2019 12:22
    +2

    Всё потому что университет, как площадка для будущих кадров в компаниях, в своем преимуществе, не готовит студентов к работе где-то помимо собственной кафедры


    Университет — это не площадка для будущих кадров, а место где человек получает учёную степень. В университете слушателям читают курс «алгоритмы и структуры данных», который одинаково применим для всех реализаций языков программирования под машины Фон Неймана.


  1. aivazovski
    31.05.2019 12:43

    Потому что надо искать работу по специальности на 3 — 4 курсе. Стажировку, реальную, а не для галочки или прямо настоящую работу.

    Смотреть hh и мой круг, смотреть что надо в вакансиях, ходить на собеседования, учить нужное.

    Потому что этим всёравно придётся заняться, после окончания института, только в совсем другой обстановке. Не будет стипендии, ожидания будут совсем другие, да и статус другой не «любознательный и активный студент», а «молодой специалист, который ничего не знает».


  1. aPiks
    31.05.2019 12:46

    Университет и не должен учить контейнерам, кассандре и AWS. Университет должен научить человека учиться и искать пути решения для задач, которые еще не решены кем-то до вас. А выучить новый фреймворк или технологию\язык можно за месяц.


  1. Alexandre
    31.05.2019 13:07

    Я знаю ребят, те что хотят, уже работают с третьего-четвертого курса по полной… У них к выпуску уже отличный бэдграунд.
    У меня в компании студентка первого курса магистратуры разрабатывает мобильное приложение. А студент, с которым я работал три года назад недавно поехал на собеседование в Фейсбук. Так что всё в ваших в руках, дорогие выпускники и предвыпускники. А начинать изучать программирование на первом курсе, по сегоднешним меркам — уже поздно.

    Сегодня столько открыто возможностей: Школа данных от Майкрософт, Программы летней стажировке в Гугль, разные обучающие мероприятия от Яндекс, МаилаРу (технопарк)… Учись — нехочу.


  1. DrunkBear
    31.05.2019 13:15

    Слушал подобное от медиков: Сначала 5 лет учёбы, потом ординатура/интерантура, а потом — ещё минимум год ходить мыть палаты и в лучшем случае — подавать инструменты на операции днём и напиваться ночью в шоке, потому что привозят самоубийцу — неудачника или любителя больших скоростей в формате «смотри-ка, этот фарш ещё и дышит»
    И да, тоже выходят новые технологии, а тебе приходится использовать legacy-инструменты, потому что оптимизация здравоохранения. Или экстренно осваивать какую-то новую непонятную штуку, купленную за большие деньги.
    По-моему, так везде — тебя учат основам, азбуке, слогам и чтению — а дальше сам. Нельзя объять необъятное.


  1. 0x131315
    31.05.2019 13:36

    Автор описывает что-то странное.

    Нужно понимать, что IT имеет много направлений. И в каждом работают свои специалисты.
    Каждому не нужно знать всё, но необходимо знать свою сферу ответственности.

    В институтах такому физически не смогут обучить, т.к. тогда на каждое направление нужен свой курс, своя программа, свои преподаватели.
    Даже если бы захотели все охватить — не смогут, даже преподавателей не найдут. А вести такой курс человеку, далекому от того, что он преподает — так себе затея.

    Затея учить всему плоха еще и тем, что IT — живая, динамично развивающаяся область.
    Приходят новые технологии, идеи, принципы. Многие направления сегодня и 10 лет назад — сильно разные вещи.

    К такому подготовить нереально, сегодняшние специалисты — не продукт обучения, а продукт самообучения.
    Они сами пробовали себя, сами искали свою нишу, сами добирали недостающие знания.

    От институтов, как всегда, требуется только дать базу, хорошую крепкую базу для самообразования. Специализированные знания нужно добирать самостоятельно, многие это во время учебы делают, чтобы время не терять.
    И так было всегда, по-моему. Просто кто-то считает, что его должны обучить всему.

    Математика в IT редко где нужна, и почти все можно освоить со средне-специальным образованием, как и говорит Автор.
    Но в институтах математику преподают. Если не нужна будет — хорошо, а вот если окажется нужна — со средним образованием человек такую отрасль уже не потянет, базы не хватит.

    Также и с остальным. Много не нужных предметов, но когда они оказываются нужны — ты приехал.


    1. thornni
      31.05.2019 13:52

      полностью соглашусь. И добавлю к началу комментария, что студенту это тоже нереально переварить. В итоге будет куча оторванных от практики лоскутов знания из разных областей, которые забудутся за неиспользованием сразу после экзамена.


    1. 0xd34df00d
      31.05.2019 16:45

      Математика в IT редко где нужна, и почти все можно освоить со средне-специальным образованием, как и говорит Автор.

      Удобно в ответ на это вспоминать, например, такое. Интересно, сколько времени займёт полноценное освоение нижележащего матана со средне-специальным образованием.


      1. VolCh
        01.06.2019 06:57
        +2

        На первый взгляд ничего из рассматриваемого нам в вузе не давали. Давали, навскидку:


        • интегралы и диффуры
        • матрицы
        • ряды
        • немного численных методов (без всякой привязки к компьютерам, может несколько человек в группе понимало что оно применимо)
        • теорвер и матстат
        • немного операционного исчисления (и вроде вообще то ли на электронике, то ли на управлении)
        • что ещё…

        100% ничего не было про категории, типы, лямбды и функторы.


  1. thornni
    31.05.2019 13:49

    Закончила первый универ в 2010. По тому опыту подтвердила бы слова автора.
    Закончила второй универ (магистратуру) в 2018: давали python3, hadoop etc. Давали в том числе люди из индустрии. Вуз не московский, а тем не менее. Так что тут многое зависит от.

    Ну и имхо. Все мои знакомые разработчики (о ком мне известно) начинали работать в индустрии еще в годы учебы в универе. У нас работали процентов 70-80 группы уже курса со второго. Так что к моменту выпуска почти ни у кого не было проблем с вакансиями, где «требуется до 20 лет, но чтобы опыта было несколько лет».

    Без решения задач для индустрии никакое преподавание самых новых фреймворков не даст большого эффекта. Эти технологии будут просто оторванными от практики в головах.


  1. Die_Gelassenheit
    31.05.2019 14:53
    +1

    Искренне сочувствую студентам, обнаружившим однажды, что их знания устарели еще до того, как они поступили в университет.

    И тут я вспоминаю слова Боба Мартина во вступлении в его «Чистую архитектуру», что основные принципы построения ПО не изменились со времен 70-х годов.

    А так — мне всегда очень грустно смотреть, как люди, которым за 10 + 5 лет в голову вложили знания, к которым человечество шло всю свою историю, жалуются, что им положили недостаточно. То есть куча людей все эти знания нагенерировала, потом другие люди сели и подумали, как эти знания лучше нарезать, скомпоновать и объяснить, выстроили учебный процесс. А потом студент сидит и сетует, что 4000 лет истории науки и инженерии ему в голову вложили за пять лет, а ему все равно придется потратить дополнительный годик на то, чтобы актуализировать свои знания.

    понадобится еще год сверху (или во время обучения в вузе, такое бывает часто), чтобы немного въехать в реальное положение дел в профессии, подучиться, найти работу и как-то влиться, хотя бы, в задачи на легаси-проектах.


    Для того, чтобы у студентов знания не расходились с реальностью, придумана такая вещь, как производственная практика. Где студент приходит к живым людям, работающим по этой специальности, и они в основном на личном энтузиазме рассказывают человеку, как ему начать свою карьеру как специалисту, показывая это на живом производстве. На энтузиазме — потому что все мы знаем, что джуниор приносит мало пользы, но съедает много времени.

    Просто к сожалению, эта производственная практика в наших вузах не такая принудительная, как, например, у медиков, которым все равно приходится идти в поля, в ординатуру/интернатуру, и смотреть, как это все вживую работает. Но медиков никто не спрашивает, хотят они или нет, а среднестатистический студент имеет выбор, и поэтому воротит нос, когда ему говорят, что ему помимо университета надо будет куда-то ходить, кого-то слушать и что-то делать, начинает воротить нос и жаловаться, что платят ему мало, и за такие деньги он ничего делать не хочет.

    Как выше уже правильно сказали, у студентов, которые начинают работать на 4-5 курсах, хотя бы летом, хотя бы полдня, этот самый разрыв между теорией и практикой к моменту выпуска исчезает, и они стартуют с куда лучших позиций. Иногда с позиций мидлов с годом опыта. И зарплатой в 2-3 раза выше, чем у их безалаберных сокурсников.

    А вот ребята, которые все пять лет студенчества полдня проводили в университете, а полдня наслаждались свободным временем, к выпуску из университетов начинают заводить ту самую байку про «на работу без опыта не берут, а чтобы получить опыт, надо устроиться на работу, на которую не берут без опыта». В то время как их однокурсники уже прошли вторую практику на предприятии, написали курсовые и дипломные работы по своей фактической работе и не имеют проблем ни с опытом, ни с практическими знаниями, ни со сдачей дипломов — по слухам, если к диплому прилагается справка от руководства предприятия о том, что описанное в дипломе уже нашло применения в производстве, то защита диплома проходит в полуавтоматическом режиме.


    1. mk2
      01.06.2019 01:55
      +1

      Не скажу про другие универы, но у нас есть деление на научные и инженерные дипломы. Для инженерных дипломов акт о внедрении строго необходим, и защищать их нужно наравне с научными.


      1. Die_Gelassenheit
        01.06.2019 10:49

        Все вспоминал, как эта штука называется формально. Да, точно, акт о внедрении.
        Защищать-то действительно приходится вместе со всеми, но я скорее о том, что обычно комиссия намного лояльней к тем, кто принес этот самый акт о внедрении.
        С другой стороны, те, кто его принес, как правило, действительно знают тему диплома и не плавают в ней. Так что, ничего удивительного.


  1. viziq
    31.05.2019 15:06

    Мне этот пост больше показался нытьем. Если реально разобраться, то во всех науках так. Ты можешь стать космонавтом, и будет тоже самое. В универе ты будешь изучать какие-то основы и азы. Но в итоге тебе потом еще понадобиться много времени, чтобы осязать что-то современное.
    Писать посты в стиле «чтобы научиться чему-то, то потом еще надо учиться» — в 2019 году не должны иметь право на жизнь. Хочешь развиваться и быть лучшим, не останавливайся в учебе. Только профессии, которые можно изучить за 1-2 дня не не имеют больших перспектив (кассир в маркете). А работа над тем, чтобы соответствовать рынку — нормальный процесс.

    Перед тем, как что то начинать, надо исходить из желаний и потребностей. Программирование лучше изучать на основе своих пожеланий. Я забросил изучать до того времени, как только получил тот уровень который мне необходим. Но и все равно, стараюсь держать себя в тонусе.
    Вот сейчас я создал сайт за 2 месяца — . Безусловно больше всего времени ушло на SEO оптимизацию, которую я вовсе не знал и не учил. Нашел актуальные книги, и понеслась…
    Учитесь и развивайтесь! Уверен получится.


  1. kasiopei
    31.05.2019 17:12

    Какой у ВУЗа продукт? Специалист.
    Кто потребитель продукта ВУЗа? Бизнес.
    Кто платит ВУЗу? Студент или бюджет. При этом студенты очень часто доплачивают чтобы их хуже учили.
    При такой схеме ВУЗу пофиг как и кого учить.


    1. Pand5461
      31.05.2019 18:47
      +1

      Да оно, тащемта, так и работает, по моим наблюдениям.


      Бизнесу нужны студенты вуза — бизнес вешает в вузе объявления о стажировках, проводит какие-то очные семинары для привлечения студентов. Студенты понимают, что хотят в серьёзный IT — они идут на эти стажировки и семинары.


      Как тут уже заметили, вполне нормальный аналог советской "производственной практики".


      1. Whuthering
        01.06.2019 08:59

        Это в крупных городах.
        В мелких же городах стажировки в реальных компаниях ещё очень хорошо поискать надо и долго поуговаривать чтобы на тебя вообще обратили внимание, и то, если теплое место уже не занял чей-нибудь сын или внук.


    1. VolCh
      01.06.2019 07:02

      Не совсем пофиг — репутация падает и студенты перестают платить. Про бюджет отдельный разговор вообще. Как по мне, то обучение на бюджете должно быть исключением, а не правилом.


      1. qw1
        01.06.2019 10:12

        Так уж и перестают? Если в областном центре один ВУЗ nГУ, один «политех» и несколько «академий» типа юридических-сельскохозяйственных-экономических, они друг с другом не конкурируют, профили разные. И основной массе студентов деваться некуда — в другой город влом ехать, а просто так сильный конкурент в городе не появится.


        1. akryukov
          01.06.2019 10:20

          Довольно много студентов за вышкой едут не то, что в другой город — в другую страну. Например из бывших союзных республик.
          Так что те, кому влом куда-то ехать так и будут мхом порастать


          1. qw1
            01.06.2019 10:31

            А в процентах — сколько? Достаточно, чтобы местный ВУЗ зашевелился? Я думаю, нет.


            1. akryukov
              01.06.2019 11:24
              +1

              Данные брал у минобра: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/statan/stat/highed/
              Сведения за 2018 учебный год. На сайте скачал архив, затем открыл СВОД_ВПО1_ГОС.xls и смотрю в нем вкладки Р2_12(1), Р2_12(2), Р2_12(3)
              "Распределение численности студентов, приема и выпуска по гражданству"
              по программам бакалавриата численность студентов гражданства РФ 2438147, иностранных граждан всего 135919. Иностранных от общего числа 5.2%
              специалитет граждан РФ 639156, иностранных граждан всего 55784. Иностранных от общего числа 8%
              магистратура граждан РФ 488984, иностранных всего 24319. Иностранных от общего числа 4.7%


              1. qw1
                01.06.2019 13:04

                Это немного с другой стороны. Жаль, нет статистики по иногородним.
                Иностранцы бы всё равно приехали.

                Интересно отношение уехавших из областного центра в другой город к оставшимся. Вот за этот показатель ВУЗы могли бы шевелиться.


                1. akryukov
                  01.06.2019 14:19

                  Можно поискать статистику по занимаемым общежитиям. Их обычно дают либо иногородним, либо иностранцам.


  1. YemSalat
    01.06.2019 23:05

    По сути статья о том что за все это время нифига не поменялось.