Выброска группы на льдину.

Это пост по запросу Palomnik и тех, кто его поддержал — «Как добраться до Северного полюса на лыжах» после истории про собак, которых выводили для северных условий.

Лыжные экспедиции (а также на собаках и прочие) стартуют с российской дрейфующей базы Барнео. Фактически каждый год она строится заново на три недели в апреле, пока позволяет погода, на 89-й параллели северной широты. Выбирается подходящая крупная льдина, на ней берутся пробы для определения прочности и толщины льда, затем туда сбрасываются с самолёта люди и техника для расчистки взлётной полосы и всё необходимое для строительства базы из каркасных и надувных палаток.

На три недели Барнео становится туристическим и научным центром (здесь проводятся арктические исследования) и аэродромом для «Чебурашек» — Ан-74. Именно этот транспортник используется для взлёта в условиях до -60 °C с галечных и ледовых необорудованных аэродромов. На самой базе есть вертолёты Ми-8, которые позволяют забрасывать группы путешественников на маршруты и возвращать их на Барнео из точки Северного полюса. Связь базы с большой землёй — только через рейсы Ан-74.

Поскольку в регионе нет других более близких к полюсу баз (ближайшие точки старта — острова Шпицбергена, российский мыс Арктический в архипелаге Северная Земля, северная оконечность Канады, север Гренландии), на Барнео собирается около сотни человек из разных стран. Большинство приезжают, чтобы под руководством гидов пройти на лыжах от последнего градуса широты до Северного полюса — это 100-110 км. То есть можно заказать такой коммерческий поход.


«Чебурашка».




Фотографии предоставлены московским центром дополнительного образования «Лаборатория путешествий», который возглавляет полярник Матвей Шпаро.

Как добраться до Северного полюса


Обычный маршрут такой: от Москвы на пассажирском самолёте — до Шпицбергена, там происходит пересадка на Ан-74, который обслуживает Барнео. Высадка, знакомство с базой, проверка снаряжения, затем — получить инструктаж и «добро» по погоде и отправиться на вертолете на полюс или на старт лыжного маршрута. Поскольку это вообще-то не твердь, а замерзшая вода, и подо льдом четыре километра глубины, то он постоянно дрейфует по ветру. Важно не выбирать маршрут так, чтобы лёд дрейфовал от полюса, поэтому бывает, что с самой базы группа отправляется на вертолёте на одну из заранее выбранных точек старта под разную погоду.



На месте происходит десантирование из вертолёта, и оттуда начинается поход.



Поход возможен только весной, в условиях полярного дня (в это время в Арктике температура поднимается до терпимых -15…-20 градусов) и при наличии базы Барнео, то есть три недели в году, обычно в апреле. 100 километров — это шесть-семь дней на лыжах в зависимости от направления дрейфа льда, погоды, попадающихся по дороге торосов или полыней с открытой водой.



Альтернативные варианты — двухмесячный лыжный поход (на собаках или снегоходах — быстрее) из Канады или от мыса Арктический (и нести все с собой, ведь на морском льду не устроить промежуточных баз с припасами — их унесет дрейфом), либо проплыть в комфорте на атомном ледоколе из Мурманска, который «паркуют» прямо так, чтобы Северный полюс приходился на стол в кают-компании.

Тур на Барнео с учётом всей логистики (фактически это билет на Ан-74 туда и обратно, фрахт вертолета или проживание на базе в зависимости от программы) может обойтись в 20-30 тысяч евро (для спринтеров: от Москвы до Северного полюса и обратно можно обернуться за 26 часов, на макушке планеты вы проведете один час), на ледоколе — от 29 до 43 тыс. долларов.



Что группа берёт с собой


Вот список снаряжения лыжной группы «Большой Арктической экспедиции» Матвея Шпаро.
Личное:

  • Теплоизоляционный коврик.
  • Спальный мешок.
  • Гермомешок для спальника.
  • Нож.
  • Компас.
  • Сани.
  • Упряжь для саней.
  • Верёвочные оглобли.
  • Карабины.
  • Термос.
  • Кружка, миска с крышкой, ложка + вилка.
  • Транспортировочный баул.
  • Гермомешок маленький.
  • Капроновый мешок.
  • Личный ремнабор.
  • Личные медикаменты.
  • Туалетная бумага.
  • Гигиенические принадлежности.
  • Полиэтиленовые мешочки.
  • Щётка.
  • Очки.

Лыжное:

  • Лыжи.
  • Лыжные палки.
  • Крепления.

Одежда (учитывая одежду для проезда):

  • Носки тёплые.
  • Носки средние.
  • Термобельё тонкое.
  • Кофта стрейч.
  • Брюки стрейч.
  • Куртка флисовая.
  • Штаны флисовые.
  • Брюки ветрозащитные.
  • Куртка ветрозащитная + опушка на капюшон.
  • Пуховка.
  • Рукавицы-верхонки.
  • Варежки армейские.
  • Балаклава.
  • Шапка для сна.
  • Шапка pro-camp.
  • Ботинки.
  • Вкладыши в ботинки.

На группу из 7 человек:

  • Коврик теплоизоляционный — 14.
  • Спальный мешок — 7.
  • Нож — 7.
  • Кружка, миска с крышкой, ложка + вилка — 7 комплектов.
  • Сани-оглобли, упряжь для саней — 7 комплектов.
  • Термос — 14.
  • Ботинки лыжные — 7 пар.
  • Внутренние тёплые вкладыши — 7 пар.
  • Баул экспедиционный — 14.
  • Гермомешок для одежды — 14.
  • Гермомешок для спальника — 7.
  • Лыжи ски-тур — 8 пар.
  • Лыжные палки — 8 пар.
  • Крепления Ice Trek — 8 пар.
  • Лыжный баул — 2 штуки.
  • Носки тёплые — 14 пар.
  • Носки средние — 14 пар.
  • Носки тонкие — 14 пар.
  • Термобельё тонкое — 14 комплектов.
  • Термобельё тёплое стретч — 14 комплектов.
  • Куртка флисовая — 7.
  • Штаны флисовые WB — 7.
  • Полукомбинезон ветрозащитный — 7.
  • Куртка ветрозащитная — 7.
  • Пуховка — 7.
  • Рукавицы с вкладышами — 7 пар.
  • Варежки армейские — 14 пар.
  • Балаклава — 7.
  • Шапка (типа «Тайга») — 7.
  • Карабины — 30.
  • Палатка экспедиционная групповая — 1.
  • Гидрокостюм — 3.
  • Лопата снежная — 3.
  • Верёвка плавающая — 200 м.
  • Примус — 3.
  • Запасной шланг для примуса — 2.
  • Запасной насос для примуса — 2.
  • Кан (котел) — 1.
  • Сигнальные патроны для пистолета «Оса».
  • Аптека — 7.
  • GPS — 3.
  • Спутниковый телефон — 2.
  • Сим-карта для спутникового телефона — 2.
  • Батарейки для GPS — 40.
  • Питание для фото.
  • Фотоаппарат — 2.
  • Компьютер.
  • Рационы — 7.


Ещё детали по снаряжению.
Масса саней — 40 кг, которые составляют одежда, личное и групповое снаряжение. К этому добавляется ещё по 1,5 кг на каждый день пути — дневной рацион плюс топливо.

Производители: для верхней одежды и термобелья — материалы Polartec (толщиной 100, 200, 300), Windblock, Polartec Power Stretch. Тонкая шерстяная шапочка или шапка-балаклава (с 2-3-сменными наносниками, которые нужно менять при активном движении) + шапка-ушанка «Тайга». Две-три пары шерстяных варежек (не перчатки!), поверх которых надеваются ветрозащитные рукавицы (например, производителей Norona или BASK). Тёплые сапоги типа «Баффин» или «Хаски», имеющие вкладыши и стельки (лыжные крепления адаптированы для использования таких сапог). На ногу надеваются тонкий и тёплый носки — синтетические, производителей Marmot, Bridgedale или BASK, рассчитанные на соответствующую экстремальную температуру. 10-местная двухслойная палатка (одна на всю группу), предпочтительно производителей Marmot, BASK, Hellsport. Коврики Therm-a-Rest. Мультитопливные двухконфорочные кухни Primus. Горючее: растворители уайт-спирит, «Нефрас С2», бензин «Калоша». Нужны запасные прокладки и шланги (при очень низких температурах используются прокладки из кожи). Термосы 1,2 л производителя «Nissan». В рационах вместе с сублимированными кашами и мясом присутствуют шоколад, ореховые смеси (кедровый орех и грецкий, остальные смерзаются), оливковое масло, топленое масло, коричневый сахар, халва, курага, инжир, изюм, чай, кофе, сухое молоко, сублимированный творог.

Самое тяжёлое — спальники, палатка (5-килограммовая из капрона, одна на всю команду), по два туристических коврика на каждого, комплект одежды: термобельё, ходовые штаны и ходовая флиска, толстые штаны на вечер, толстая куртка, сапоги толстые, варежки, шапка, балаклава. Килограмм сублимированной еды на день. Пол-литра топлива в день на человека на 10 дней (бензин или уайт-спирит). Связь и навигация: несколько GPS-устройств, два спутниковых телефона. Лопаты для снега. Запасные батареи для телефонов и навигаторов. Три специальных гидрокостюма для преодоления полыней. Ремнабор к лыжам и остальному. Запасная лыжа или две. Запасные палки. Верёвка. По два термоса на каждого. Ружьё. «Оса» с сигнальными патронами. Средства гигиены (салфетки и камфорный спирт). Посуда. Примусы. 5-килограммовая аптечка у врача экспедиции (один из руководителей молодежной «Большой Арктической экспедиции» Алексей Сейкин, профессиональный врач и альпинист).

Фотоаппараты — по желанию. Телефоны — по желанию (обычно используются как плееры и требуют повербанка, потому что других источников питания нет). Блокноты для записей, ручки. Мяч для игры в футбол или регби на полюсе (это давняя полярная традиция) и немного масла, чтобы смазать ось Земли. Иногда дети берут сувениры, обязательно — флаги своих регионов и школ, чтобы поднять их на полюсе. Как-то школьник тащил с собой толстый том Хемингуэя и читал его на привалах.


Экспедиция 2015 года.

Всё это — на санях: каждый лыжник не несёт рюкзак, а нагружает сани и тащит за собой.

Обычный день группы


Полярный день — поэтому подъём не с рассветом, а по будильнику.

Первыми просыпаются дежурные. Вечером в палатке обычно около +2...+3 градуса, поскольку тёплое дыхание людей поднимает температуру, плюс работают примусы. К утру температура может опуститься.



Задача дежурных — натопить воды для термосов и приготовления сублимированных рационов (кто их ни разу не видел: они весьма отдалённо похожи на каши в пакетиках). Рационы упакованы в отдельных пакетах у каждого, можно выбрать меню на сегодня самостоятельно.

Дежурные собирают снег. Здесь важно собирать снег с верхнего слоя. Главное — не копать снег глубоко: на льду сверху снег пресный, чуть глубже — уже солёный. Ещё важно следить за тем, чтобы не собрать жёлтый снег: туалет на полюсе обычно метрах в 30–50 от палатки. Просто нужно отойти, быстро (потому что мороз) сделать свои дела и вернуться. Особой технике, как не отморозиться при этом, учат опытные инструкторы.

Умываться надо салфетками с камфорным спиртом. Зубы чистятся без воды или с минимальным количеством воды.





Дальше группа готовит каши на завтрак, едят галеты, сало, колбасу, пьют сладкий чай. Из сладкого чаще всего — халва или мёд с лимоном (это традиционный полярный продукт). В термосы, которых по два у каждого, заливается горячий чай или какао. Термосы потом пакуются глубоко в середину саней внутрь вещей.

Раздаётся перекусный рацион — мелкие сладости и орехи, чтобы распихать по карманам и есть во время переходов.

Чистится одежда (про это — чуть дальше).

Дальше группа собирает снаряжение, складывает палатку, пакует сани. С вечера назначен лидер (в экспедициях Матвея Шпаро каждый на один день становится ведущим) — он прокладывает маршрут по навигатору в соответствии с погодой и особенностями льда. Движение в Арктике не прямое: иногда надо обходить полыньи, иногда их проще пересечь, иногда попадаются очень тяжёлые или непроходимые участки льда. Сам по себе лёд негладкий.



Походы от 89-го градуса (100 километров) обычно делаются без собак. Расстояние не очень большое, лёд такой, что собакой надо очень точно командовать, а подготовка для такого управления занимает от полугода до полутора лет практики. Вариант с собакой в роли тянущей лыжника (не нарты) не проходит по той же причине: она разгоняется, лыжник тут же падает из-за особенностей местного льда.







Лидер дня задаёт направление отрезка пути. Обычно отрезки — это «50 минут идём, 10 отдыхаем» или «45 идём, 15 отдыхаем». Руководители замыкают движение группы.

После каждой ходки лидер указывает направление к следующему привалу.


На экране GPS – до полюса осталось 3 метра.

Через пять ходок — обед. Палатка не ставится, надо выпить чай из термоса (ещё тёплого, около 25-30 градусов по Цельсию, поскольку он лежал обмотанный ковриками в санях), едят сало.

Потом ещё три-четыре перехода до вечера.

Выбирается место для палатки (гладкое, без полыней и торосов). Ставится палатка, зажигается примус, опять собирается снег, растапливается. Когда в палатке становится тепло, обычно рассказываются истории, проводятся игры, тесты. Если надо обсудить что-то по походу — обсуждается. Матвей всегда находит, о чём поговорить с детьми. Например, его любимая история — как в полярных путешествиях он встречался с белыми медведями (однажды медведь засунул нос в палатку, а нос у него размером с 10-литровое ведро). Его с первого раза ружьём не убьёшь, а ранишь. Что делать? Матвей выстрелил поверх головы медведя, чтобы его напугать. Медведь убежал.



Спать после перехода хочется почти сразу, поэтому уговаривать никого не надо. На ночь убирается огонь. Участники спят в термобелье и толстых пуховых спальниках.

Походная одежда выставляется наружу, чтобы обмёрзла. Дело в том, что в Арктике ничего не высыхает нормально, поэтому попавшая в одежду влага будет сохраняться до конца похода. И она всегда будет мокрой. Поэтому если уж намочил — придётся терпеть. В одной из экспедиций провалился почти по пояс инструктор, который пошёл по особо опасному участку первым. Его сразу достали. Но высушить вещи невозможно, только поменять.

Поэтому самое главное в снаряжении — щётка, обыкновенная одёжная щётка. Пот вымораживается, превращается в иней на поверхности одежды и удаляется щёткой. В палатку надо заносить как можно меньше снега, потому что он тает и оседает за ночь влагой.

В движении


Поля тонкого или неверного льда видны, их можно определить по цвету. Когда к ним подходят — останавливаются, смотрят. Если лёд пробивается с трёх ударов палки, то по нему не ходят.

Если обойти опасный участок невозможно, то распаковываются герметичные спасательные костюмы (их три на группу из девяти человек), первая тройка переодевается в них, переходит на «другой берег», потом костюмы возвращаются в санях, привязанных к верёвке, и цикл повторяется несколько раз, пока группа не перейдёт вся.






Здесь инструктор (в гидрокостюме) нашел подходящую льдинку и дотолкал её до узкого места полыньи, теперь она выступает мостиком.

Сани обладают положительной плавучестью и могут (без груза) использоваться ещё и как лодки в спокойной воде.



Иногда лёд бывает такой, что уже не ломается, но и лыжника выдержать ещё не может. Тогда по льду, облачившись в гидрокостюмы, переползают по-пластунски.

Когда впереди полынья и её нужно пересечь, плывут в костюмах или в санях.

Про школьников: что это такое, и как можно отправить ребёнка на полюс


«Претенденты готовятся к путешествию несколько месяцев. Из сорока кандидатов в лагере «Большое Приключение» в Карелии выбирают семерых участников лыжного отряда, которые покоряют Северный полюс. Ещё семеро школьников, защитивших на конкурсе школьные научные проекты перед комиссией, составляют научный отряд «Барнео» и остаются на базе изучать природу Арктики».

Чтобы попасть в бесплатную для участников экспедицию Матвея Шпаро, надо пройти отбор. Несколько лет назад это была всероссийская программа, но потом патронаж над проектом взял столичный Департамент образования, поэтому претендовать на участие могут только ученики московских школ.

К отбору допускаются дети начиная с 10-го класса (возраст участников — 16-18 лет). Конкурс обычно — около 300 человек, из них «по бумагам» отбираются 40 для прохождения тренировок в Карелии. Это полноценный лыжный поход, по сложности более высокий, чем предстоит на полюсе, и иногда на севере России бывают более суровые условия, чем в Арктике. По результатам тренировок будут отобраны семь человек из 40, которые отправятся в экспедицию. Поездка в лагерь для тренировки для всех кандидатов бесплатная. Родители на этапе отбора подписывают и нотариально заверяют согласие на участие ребёнка в арктической экспедиции.

Половых предпочтений нет, учитываются только мотивация участников, физическая подготовка и психологический настрой. Последние группы — четыре мальчика и три девочки, пять мальчиков и две девочки, но была и команда, в которой на трёх мальчиков приходилось четыре девочки.

Для участия в программе тренировок ребёнок должен иметь зачтённый поход 1-й категории сложности в любом виде туризма, принять участие как минимум в одном массовом лыжном соревновании (это подтверждение спортивной подготовки), принять участие в онлайн-викторине «Арктический диктант», затем прислать анкету и написать эссе.

Тема эссе была, например, такая: «Напиши свой дневник экспедиции». Так проверяется интеллектуальный уровень участников и их мотивация.

Для документов подходит любой поход категории от 1-й до 3-й (потому что выше школьники не ходят) — неважно на чём: велосипедный горный, водный, лыжный, пешеходный, с собаками и так далее. Главное, чтобы туркружок или другая организация дала справку. Во время обычных летних программ отдыха в трёх лагерях «Большое Приключение» дети принимают участие как минимум в одном таком походе.



В феврале начинаются тренировки. Отбором в Карелии обычно руководит заслуженный тренер РФ, профессор, доктор наук Александр Павлович Буслаков — бывший завкафедрой физвоспитания Института стали и сплавов. В программу входит лыжный поход 100 км на 10 дней. В Арктике снега по пояс не будет, а в Карелии может быть и такое, и надо тропить тропу. В феврале могут быть и морозы ниже 30 градусов. В апреле в Арктике температура помягче, от минус 15 до минус 25. В походе разучиваются как полезные для полюса навыки, так и те, что нужны только для этого похода: например, тренируют навыки рубки дров (чего в Арктике будет не нужно).

Инструкторы лагеря и психологи проверяют моральную готовность детей, умение работать в команде, умение быть лидером, умение ставить свои желания на службу коллективу. Подростки пишут психологические тесты. Самые смелые прыгают в прорубь (после того, как прогреются в бане), как моржи— тоже своеобразное испытание, чтобы проваливание под лёд не было шоком, и холодная вода не вызывала панику. Так отбираются семь человек, которые идут с Матвеем Шпаро на полюс.

Для этих семерых финальный цикл тренировок проводится в Москве за несколько дней до посадки на самолёт. Нужно научиться плавать в гидрокостюме, уметь поставить палатку в толстых варежках.

С помощью спасателей ПСС «Строгино» разрезают лёд на Москве-реке, делают майну и дорожку, проходят тренировки в снаряжении (журналисты очень любят это снимать, потому что в гидрокостюмах все почти как космонавты). Дети получают навыки плавания в толстых пуховках, ботинках так, чтобы вода не попадала за воротник костюма.

Параллельно готовится научная группа. Методический центр Департамента образования Москвы отбирает семь подростков, которые остаются на дрейфующей базе Барнео. Они изучают ветра, течение, температуру, ловят планктон. Два года назад эта научная группа выловила в океане красный гребневик: учёные с биофака МГУ его 10 лет не могли никак поймать. А школьники с первого раза поймали.




Тот самый гребневик.

У них серьёзная научная программа по исследованию и сбору материалов. Обычно образцы потом обрабатываются в МГУ. В прошлой экспедиции научной командой руководил московский «Учитель года» Иван Смирнов. Насколько интенсивно лыжники готовятся по спортивной программе, настолько же интенсивно «наука» готовится по программе исследований.





Сам лыжный поход до полюса от Барнео по классификации спортивного туризма имеет 2-ю категорию сложности (всего их шесть: от 1-й — самой простой, до 6-й — самой сложной). Сам по себе 100-километровый поход укладывается даже в «единичку» спортивных лыжных походов, но «сложные условия арктического путешествия позволяют повысить до 2-й категории». То есть ничего сверхъестественного в самом походе для подростков нет, сверхнагрузок — тоже. Всё осложняется только погодой и особыми условиями со связью, сроками и заброской.

В лагерях Шпаро можно пройти базовые программы (они есть на Туту Приключениях вот здесь), просто отправив ребёнка. Более сложные доступны только тем, кто уже прошёл первый курс подготовки. Несколько лет назад группа одного из летних «развлекательных» походов отправила отчёт о своём сплаве в Федерацию спортивного туризма России и стала чемпионами РФ по спортивным походам, поэтому это далеко не «пляжно-лесной» отдых.

Что делают на полюсе




На Барнео прилетают учёные и туристы. Туристы могут пройти лыжный поход, либо прыгнуть на полюс с парашютом, либо просто долететь до полюса и сделать селфи на вершине планеты. На Барнео бегают самые северные марафоны в мире (британцы делают 42 круга по километру вокруг палаток), здесь занимаются дайвингом и справляют самые экзотические свадьбы. Это центр туризма в Арктике.



На самом полюсе японская чемпионка мира крутила свою программу по фигурному катанию. Сюда приезжали князь Монако Альбер II и британский принц Гарри. В следующем году собираются организовать хоккейный матч с участием президента Путина.

Молодёжная экспедиция Матвея Шпаро ставит в точке Северного полюса флаги России и Москвы, ребята поднимают флаги своих школ и турклубов. Дальше повторяется полярная традиция, идущая ещё со времён экспедиции Ивана Папанина 1937 года: тогда бортмеханик одного из самолётов вылил машинное масло под «земную ось» и тем самым смазал её. Теперь каждая молодежная экспедиция подливает масла, чтобы Земля лучше вращалась.

Играют в футбол. Тоже советская традиция.

Делают кругосветное путешествие за минуту — обычный хоровод вокруг земной оси.

Пекут блины — это новая традиция, и она требует всего около килограмма дополнительного груза.

Закладывают капсулу с запиской для потомков. Вдруг когда-нибудь она доплывет со льдами до Гренландии или Канады.

Фотографируются и ждут вертолёта. Дальше Ми-8 забирает группу на Барнео.

Оттуда самолётом — домой.


Это не дети за поход постарели, это на переднем плане спящие руководители экспедиции Матвей Шпаро (слева) и Борис Смолин (справа).

Связь


Родители иногда спрашивают, какой оператор там ловит. Никакой. Связь — только спутниковыми телефонами. Каждый день группа связывается с Москвой и сообщает статус, координаты, самочувствие участников и детали хода экспедиции. В этот момент команда в Москве обновляет информер на сайте с маршрутом группы, иначе сразу же будут звонить родители.


Научная группа на Барнео пользуется радиосвязью.

На самом полюсе детям дают позвонить родителям, передать им привет с вершины мира. По минуте на человека.

Самая устойчивая связь — Иридиум, спутники этой группировки висят над полюсом, остальные покрывают более южные области.

Телефоны физически находятся у двух разных людей в разных местах группы. Батареи — ещё в двух.

Из неожиданного: на старте одной экспедиции в вертолёте забыли спальник. И обнаружили это только вечером. 16-летняя Саша думала, что ей вызовут вертолёт для эвакуации, но руководители нашли выход. У Матвея Шпаро и Бориса Смолина были старые проверенные спальники из супер-экстремальной экспедиции к Северному полюсу полярной ночью, которая состоялась зимой 2008 года. Спальники состояли из двух частей. Руководители разделили их и отдали растеряше по одному слою, сами спали в чуть более холодных условиях, но погода тогда была относительно мягкая.



Через три-четыре недели после открытия Барнео отплывает от полюса далеко на юг, лёд становится тоньше и уже не может принимать тяжёлые самолеты. Нужно снимать лагерь и уходить: погода не позволит дальше сохранять ВПП. Походы спланированы так, чтобы и на полюс не опаздывать, и на самолёт успевать до закрытия ледового аэродрома: есть запас времени. База сворачивается, и люди покидают Арктику. До следующей весны.

Другие посты Туту Приключения: ездовые собаки хаски, необычный туризм, про яхты, про прививки, про выезд в туры, про медстраховку в путешествиях, про нашу платформу приключений. Еще у нас есть туры на Северный полюс. И ещё раз — ссылка на лагеря Матвея Шпаро. А вот наша платформа поиска приключений.

Комментарии (26)


  1. JC_IIB
    25.07.2019 10:52

    Спасибо за пост, было очень интересно. На середине даже уже начал прикидывать, кому посоветую прочесть, ноооо…

    Несколько лет назад это была всероссийская программа, но потом патронаж над проектом взял столичный Департамент образования, поэтому претендовать на участие могут только ученики московских школ.

    Ну вот почему?


    1. AShtripling Автор
      25.07.2019 11:21

      Потому что поменялся источник бюджета. Теперь он не федеральный, а московский. Коммерческие же походы никуда не делись.


      1. Al7777
        25.07.2019 12:14

        ощущение, что налоги москвичи платят в разы больше или департамент любого города может себе потратить свой бюджет на эту экспедицию.


        1. anko__2000
          25.07.2019 15:06

          Как ни странно, так и есть
          Например, НДФЛ почти в 2 раза больше (средняя зарплата по Москве 82 000, по России — 44 000)


          1. Al7777
            25.07.2019 18:07

            бюджет России на 40% состоит из газа и нефти и по сути зарплаты в Москве это рента на газ и нефть из других регионов, формально все верно доходы самые большие и население тоже, но у нас сначала собирают все деньги в одну кучу, а потом из этой кучи распределяют.Могли бы несколько мест оставить школьникам из других регионов.


            1. NordicEnergy
              25.07.2019 20:49

              Снимите розовые очки, Москва давно не Россия, это государство в государстве. Хотите поплакать? Сравните социалку для детей в Москве и области с остальной с Замкадьем.


  1. tvr
    25.07.2019 11:33

    Выбирается подходящая крупная льдина, на ней берутся пробы для определения прочности и толщины льда, затем туда сбрасываются с самолёта люди и техника для расчистки взлётной полосы и всё необходимое для строительства базы из каркасных и надувных палаток.

    У Владимира Санина выбор льдины для дрейфующей станции описан просто шикарно в одной из книг арктического цикла:
    За тех, кто в дрейфе!
    А вообще, у него все вещи шикарны, рекомендую.


  1. Looka
    25.07.2019 12:21
    +1

    Был там в прошлом году, к сожалению по экспресс программе…
    Впечатлений положительных уйма.
    Вот взлет того самого AH-74
    www.dropbox.com/s/ctynpcgh9lw0qxt/IMG_8530.mp4?dl=0


  1. danilovdom
    25.07.2019 18:32

    какой оператор там ловит. Никакой. Связь — только спутниковыми телефонами

    Да и КВ (УКВ) трансивер Yaesu FT-857 c антенным тюнером MFJ и позывным написанным на стене, явное тому подтверждение. :-))


    1. AShtripling Автор
      26.07.2019 11:22

      Полярники просили передать вот что:

      Использование КВ-связи ребятами из научной группы — это не необходимость, а скорее новый и интересный подросткам скилл, техническая развлекалка. Спутниковая телефония вытеснила радиосвязь.

      Единственное преимущество КВ-связи перед спутниковой телефонией — относительно простая и надежная система передачи данных (интернет). И главное — ничего не стоящая. Система пакетной (транкинговой) передачи данных придумана лет 40 назад и хорошо отработана.

      Интернет через Иридиум (как и через другие спутниковые системы) — это относительно дорого, по современным меркам очень медленно, не всегда устойчиво и есть ограничения по объемам передачи.

      КВ-связь можно организовать и в лыжной экспедиции. Но зачем? Еще 20 лет назад Матвей Шпаро и его отец брали в экспедиции КВ-трансиверы, а антенну делали из лыжных палок. Уже в 2000 году Матвей пользовался первыми переносными спутниковыми телефонами Инмарсат. Тогда они были размером с толстый ноутбук. Потом появился Иридиум и прочие системы.

      КВ-связь требует относительно тяжелых трансиверов (если сравнивать с трубками спутниковых телефонов) и больших антенн. Необходимо умение вести радиосвязь и получение специального разрешения и любительского позывного. Получить его не сложно, но хлопотно — требуется заполнение всяких бумаг и ждать месяц.

      Номер Иридиум — это всего лишь покупка специальной сим-карты и покупка или аренда телефона.

      Кстати, не знаю, как сейчас, но еще несколько лет назад Иридиум на территории России не был сертифицирован. И пользоваться им как бы было и нельзя. Но все на это закрывают глаза.


      1. danilovdom
        26.07.2019 12:47

        Спасибо за развёрнутый комментарий!
        Вы правы, для устойчивой радиосвязи требуется хорошее антенное хозяйство. Правда развитие техники дало возможность сильно уменьшить размеры трансивера, не то что устаревающий 857'ой :-) Да и позывной, сейчас получить проще.
        Системы спутниковой связи подразумевают сложную инфраструктуру провайдера, которая делает этот вид связи подверженным многим точкам отказа, но они (насколько я знаю) не часты. И это всё делает телефон удобным средством связи.
        Действительно, возможно, для лыжного похода, не критично остаться без связи совсем из-за проблем у провайдера, а базовые лагеря оборудованы КВ. И в сложной ситуации, связь будет.
        Просто обидно периодически слышать как возникают проблемы у людей на ровном месте, там где не ловит телефон, просто из-за не подготовленности. Поэтому меня и задело что связь только через спутник, учитывая что оборудование есть.
        Удачи!


        1. neco
          27.07.2019 13:01

          на самом деле, я вот сколько был в лагерях мчс в сибири, в охот хозяствах и прочее… везде почти на точках мчс стоят укв-трансивиры и растянутые над избушками дельты в последние три года я видел с солнечными панелями… я не помню 148500 или 149500 у них вызывной канал, но сами деды-егеря которые живут в тайге о радиосвязи не имеют представления, они знают время когда слушать и кнопку которую нажать чтоб говорить… и нифига там нету спутниковых телефонов…
          так что радио живее всех живых…


  1. LeonidIsakov
    25.07.2019 19:46

    Статья очень интересная! А один из комментов верный — все поменялось из-за смены бюджета


  1. AllSoliton
    25.07.2019 20:06
    +1

    Здорово! Читаешь — и даже самому хочется покорять белоснежные пустыни


    1. vsergoog
      26.07.2019 06:26

      Для этого необязательно ехать в Арктику. Есть побережье Ледовитого океана, есть лед Байкала, да много чего есть. Во многих городах России есть турклубы, которые за гораздо меньшие деньги проводят значительно более сложные и, порою, более интересные маршруты. Правда, в них у вас ни будет ни килоргамма сублиматов на человека в день. Нормальная цифра около полукило, причем не сублиматов а круп, сала, сыра, и прочей обычной еды. Ни полулитра топлива — горники берут с собой 100грамм на человека. Ни отдельного спальника — вчетвером спать значительно теплее при той же массе. А каково ощущение — когда вечером ты уговариваешь себя, что сегодня спишь в сырых бахилах, зато следующие пару дней ноги будут в тепле — ведь любую вещь можно высушить на себе за ночь.
      В общем, идея классая, и организаторам огромное уважение, и я искренне завидую тем школьникам, которым открывается возможность посетить такое мероприятие. Но не надо думать, что для обычного человека оно не доступно. Да, в других формах, да не на полюс, но вся остальная атрибутика похода, даже в лучших формах, будет присутствовать.
      P.S. После прохождения своего первого лыжного похода, поймал себя на мысли, что за неделю ни разу не вспомнил о работе. Некогда было, требовалось выживать при -40 :)


  1. chapter_one
    26.07.2019 00:16

    На первой фото АН-72. Они еще там летают регулярно, или это фото случайно затесалось?


    1. AShtripling Автор
      26.07.2019 11:26

      Спросила полярников, вот ответ:

      Ан-74 – арктическая модификация Ан-72.
      Уверен, если не читать надпись на борту, то отличить один от другого сможет только очень большой спец.
      Фото сделано лет 7 назад, действительно это самолет не с Барнео.
      Это Ан-72 управления авиации ФСБ, на котором несколько раз наши экспедиции летали прямо из Москвы на льдину (с промежуточной посадкой на Земле Франца-Иосифа).
      Самолет стоит на аэродроме погранзаставы Нагурское на ЗФИ.


      1. chapter_one
        26.07.2019 23:22

        Спасибо за ответ. Я пытался пробить борт по бортовому номеру, но на фото он не читаем. А Ан-72 все же имеет визуальные отличия, на той фотке они есть ))


  1. 9660
    26.07.2019 06:08

    затем туда сбрасываются с самолёта люди и техника для расчистки взлётной полосы и всё необходимое для строительства базы из каркасных и надувных палаток.
    На самой базе есть вертолёты Ми-8, которые позволяют забрасывать группы путешественников на маршруты и возвращать их на Барнео из точки Северного полюса.

    А зачем люди сбрасываются с самолета? Или так все плохо что для вертолета тоже необходима взлетная полоса?


    1. AShtripling Автор
      26.07.2019 11:33

      Вертолеты летят с материка с несколькими дозаправками. Это долго. И они должны прибыть уже в готовый лагерь Барнео.

      Поэтому льдина ищется и оценивается визуально с самолета. Потом на нее прыгают парашютисты, которые и занимаются строительством лагеря (так быстрее).

      Для них каждый год прыгать на полюс – большой фан и интересная работа.


      1. 9660
        26.07.2019 11:35

        Поэтому льдина ищется и оценивается визуально с самолета. Потом на нее прыгают парашютисты, которые и занимаются строительством лагеря (так быстрее).

        А необычные случаи и ситуации при этом случаются?


        1. AShtripling Автор
          26.07.2019 15:42

          Почти каждый год об этих десантниках снимают ТВ-сюжеты www.youtube.com/watch?v=lifLdSr-jIM


  1. cryptoz
    26.07.2019 11:27

    > В следующем году собираются организовать хоккейный матч с участием президента Путина
    Лучше не надо, он слишком много шайб забивает последнее время


    1. chapter_one
      27.07.2019 01:54

      Президента Российской Федерации. Президент Путин — это словосочетание, которое не надо использовать. Президент — это должность, а не титул к фамилии.


  1. Palomnik
    26.07.2019 22:45

    Спасибо за статью! Двадцать тысяч евро на человека — это прямо внушает. Круто, что у школьников есть возможность бесплатного посещения. Да и конкурс 43 человека на место не такой уж и большой. В некоторые вузы и то больше :)


  1. neco
    27.07.2019 12:51

    а есть экскурсии в точку Немо?