Предисловие.


Читая комментарии к различным кейсам, часто вижу два типа мнений:
  1. Спасибо КЭП, а что здесь нового/интересного?
  2. Опять небылицы из серии как потратить/заработать миллион. Как это все на практике применять?

Если вдуматься, то проблема почти неизбежна. Редко можно сделать что-то нестандартное или занимательное в реалистичном кейсе с разумными бюджетами. С другой стороны, как повторить кейс с нереальными бюджетами на практике за пределами столицы нашей родины?

Это натолкнуло меня на мысль рассказать про несколько забавных мини-кейсов из нашей жизни, где с одной стороны, все просто и понятно, а с другой стороны, есть какой-то забавный или поучительный момент. Поехали.

image



Наша компания находится в Екатеринбурге. Если вы не в курсе, это такая небольшая деревенька далеко за МКАДом. Хотя мне больше нравится другая точка зрения – это город с населением почти полтора миллиона человек, находящийся в самом центре России на границе Европы и Азии, который претендует на звание третьей столицы. Как и у всех замкадников у нас есть комплексы неполноценности, особенно у городских и областных чиновников. Видимо поэтому, а также от большого желания потратить кучу бюджетных средств, лет 5 назад у нас отгрохали Екатеринбург-EXPO. Именно отгрохали, а не построили, потому что поставили его на болоте и денег освоили на стройке весьма кругленькую сумму. Кому интересно – можно почитать про выставочный центр в Википедии.

Зачем строили? Видимо не давали покоя лавры ганноверского выставочного комплекса, где проходит крупнейшая в мире промышленная выставка Hannover Messe и IT-выставка CeBIT. Я там, кстати, был. В Ганновере жителей примерно тысяч 500, а на крупные выставки приезжало в лучшие годы примерно столько же. Сейчас выставочная активность с развитием Интернета постепенно уменьшается, тем не менее, тысяч 200 гостей из других стран в Ганновер приезжает на каждую из этих выставок. Выставочный комплекс стал самым настоящим «градообразующим предприятием» для Ганновера. Вокруг него крутится и гостиничный бизнес, и общепит, и многое другое.
У нас, также как и Ганновере, стали регулярно проводить Иннопром, как многие говорят — «крупнейшую промышленную выставку в России». Вот такая «инновация» получилась. В мире уже выставки проехали, а мы опять решили догнать и перегнать Америку Европу.

Думаете, что наш клиент Иннопром? Не угадали. Коротко о клиенте.


Компания Allisshall занимается гостиничным бизнесом, владеет хостелом, мини-гостиницей, а также сдает некоторое количество квартир посуточно. В общем, это типичный представитель малого бизнеса, не обладающий большими деньгами или каким-либо уникальным ресурсом (например, административным). Работают в условиях дичайшей конкуренции, а также общей кризисной ситуации в стране.

Мы сотрудничаем уже больше пяти лет. Сначала оказывали услуги SEO, но прекратили это делать после того как Яндекс отдал все первые два десятка позиций каталогам и агрегаторам. Потом перешли на контекст, но как я говорил, конкуренция – дикая, ценник на основные ключевые запросы 300 рублей в спец. размещении и больше. При цене квартиры за сутки 1500р, а койко-места в хостеле 500р, реклама себя не отбивает. Поэтому мы ведем контекст очень аккуратно, используем низкочастотку, синхронизируем размещение с фактической занятостью номеров и квартир, а также используем ремаркетинг и ретаргентинг.

С клиентом понятно, при чем тут Иннопром?


Иннопром, конечно, не CeBIT и не Hannover Messe, на которые приезжает более 200 тысяч человек. Тем не менее, несколько тысяч гостей из других городов, все-таки, эта выставка привлекает. В этом году приезжали, например, дружные китайские делегации. Конкуренция среди гостиниц очень высокая, только в аэропорту, который находится недалеко от выставки, две больших гостиницы, плюс гостиница рядом с самим выставочным центром, которая есть в списке рекомендованных для делегаций EXPO.

Возник вопрос, как рассказать всем этим людям о маленькой, но гордой компании AllisHall? Мы с удивлением обнаружили, что по запросу «Иннопром 2015» нет ни одного контекстного объявления, и решили с клиентом попробовать встать сразу в спецразмещении. Переход стоил разумных денег.

image

И дело пошло, появились переходы и стали поступать заявки. Все было отлично, пока в последний день показа объявления мы не увидели резко возросший расход. Поскольку почти все квартиры и так были уже забронированы, мы быстренько отключили объявление и подали заявку в Яндекс на возможный склик. Пока Яндекс отвечал на наш запрос мы сами попытались понять в чем дело.

Дело было в следующем. На местном популярном портале опубликовали разгромную и весьма резонансную статью о плохой организации выставки. В финале статьи забили «последний гвоздь в крышку гроба организаторов», сославшись на то, что в поиске по запросу «Иннопром» вместо сайта выставки наше объявление с предложением девочек на час квартир на сутки, что, конечно, не красит такое пафосное мероприятие. Цитирую.

Не исключено, что следующую выставку будет организовывать другой оператор, источник в администрации губернатора подтверждает недовольство работой ГК Formika. Если еще весной ходили слухи о продлении контракта на обслуживание «Иннопрома» до 2025 года (по действующим условиям он истекает в 2016 году), то сегодня не все так однозначно. Забейте в «Яндексе» «Иннопром — 2015» — и все поймете. Первой вылезет реклама «Квартиры посуточно Екатеринбург». Главная промышленная выставка страны и Свердловская область такого не заслуживают.


Сразу стало понятно, что большое количество читателей полезли проверять на самом ли деле показывается такое объявление и, ради интереса, кликали на него.

Результаты.


1. Яндекс в компенсации за клики отказал формальной отпиской, хотя мы очень аргументированно объяснили откуда взялись эти переходы, предоставив ссылки на статью и некоторые блоги, в которых поднялась волна. Ну и ладно. В конце концов мы сами виноваты.
2. Клиент – доволен, т. к. все его квартиры были в итоге сданы, а ситуацию с перерасходом мы урегулировали, взяв его на себя.
3. Во всех кампаниях с минимальным количеством запросов и минимальными ставками всегда нужно ограничивать бюджет, чтобы не оказаться в такой ситуации, когда спрос неожиданно вырастет. Не стоит надеяться, что вам компенсируют даже откровенный склик, а тем более вот такую нестандартную ситуацию.
4. Организаторы выставки явно получат по попе. Все-таки запросы по собственному бренду надо выкупать. Причем это можно сказать не только про Иннопром, а про таких монстров как Obi и Икеа. А Hoff – молодцы.

image

5. Даже в очень конкурентных тематиках всегда можно найти нестандартные ходы. Думайте и у вас все получится.

Комментарии (8)


  1. Mendel
    28.07.2015 23:07

    А можно попросить отписку в студию?


    1. AlexMatroskin Автор
      29.07.2015 07:53

      Можно.
      «Никаких оснований предполагать, что это было скликивание нет. В последние несколько дней тема Иннопрома является самой обсуждаемой в городе и само собой это вызвало всплеск показов и кликов.»

      То что резкий рост кликов ровно совпал с датой/временем выхода статьи для Яндекса аргументом не стало.


      1. achekalin
        29.07.2015 12:01

        Ну, в приведенном «серьезном» ответе даже запятые не расставлены :) Могу только предполагать, как глубоко данный работник разобрался (если разобрался) в теме. Могу также предположить, насколько важно для компании качестве разбирательства в таких темах. С одной стороны, сколько бы вы не потеряли на проклике этом, Яндекс от такой суммы не обеднеет (тем более что вернет ее на счет, а вы потом все равно у них и потратите), с другой — «со старушки 10 копеек, а с десяти старушек уже рубль!»

        Авторам статьи, которая вам такой расход сделала, надо, конечно, хотя бы попробовать разобраться, что такое интернет, поисковая выдача и реклама в ней. Впрочем, зачем — уже по приведенному фрагменту виден уровень подхода к качеству «фактов». Сами понимаете, если при вводе в поиске «Москва» мне выдастся реклама отеля в Москве, это тоже вовсе не красит Москву, недостойно просто ее это, и куда только Яндекс вместе с Собяниным смотрят!


        1. AlexMatroskin Автор
          29.07.2015 14:52

          Менеджер, конечно, даже не пытался разобраться.
          Вот продолжение ее ответа:

          за 2 года работы в Яндексе при мне проводилось 5 проверок на скликивание, для которых было статистическое обоснование, подкрепленное отчетами из Метрики, но ни один из этих случаев не подтвердился.


          Короче говоря, менеджеру было лень. А по поводу того, что Яндекс не обеднел бы и мог бы получить плюс в карму, я с вами совершенно согласен. Но у них монополия и ведут они себя, порой, хуже одного известного гос. банка.

          По поводу авторов статьи. Статья заказная, ресурс известен своей политической продажностью (впрочем, сейчас любые СМИ такие). Цель была отодвинуть нынешнего оператора выставки. Сам автор может и разбирается, но его целевая аудитория, кто должен принимать решение — нет. Поэтому и подано все таким образом, чтобы люди, принимающие решения, были недовольны. А вникать никто из них не будет.


          1. achekalin
            29.07.2015 15:17

            Ну видно же, что сотрудник опытная, это ж 2.5 проверки в год, поседеть можно! )

            А что в статье можно было написать и так, и даже наоборот, «Забейте в «Яндексе» «Иннопром — 2015» — и все поймете. Хотя в начале выдачи мы видим ссылку на главная промышленная выставка страны, но далее в выдаче читаем и про городские проблемы, и про наркоманию в нашем любимом городе, и на заказуху про неприглядные стороны работы городской власти...» Как говорится, главное написать правильное вступление к мысли.

            Про эпитет «главная промышленная выставка страны» вполне можно в суд, кстати, пойти :) Было бы кому подать на них. Они, интересно, не в курсе, что заказать рекламу по названию изданию с текстом «Учитесь, как врать о том, в чем не разбираешься» менее подсудно их оборота про «главную»? ) Да, со ссылкой на свою страницу, которая уже содержит ссылку на их сайт, а то еще придерутся.


            1. AlexMatroskin Автор
              29.07.2015 16:12

              Давайте Яндекс и журналистов обсуждать не будем. Это к теме относится очень косвенно.


              1. Mendel
                29.07.2015 16:51

                Ну строго говоря Яндекс в данном случае накосячил не очень сильно.
                Трафик был? Был. Естественный? Естественный. Жулики кликали? Нет.
                Обычные люди кликали? да. Они искали ключевик? да.
                Конечно реклама по «левым» ключевикам не запрещена, но качество таких переходов остается на совести клиента. То что изначально оно подходило, а потом изменилось, так это проблемы клиента.
                Я не люблю Яндекс после того как они кинули ЦОПы. Собственно с тех пор с ними дело и не имею. Но тут их вина сомнительна.


                1. AlexMatroskin Автор
                  29.07.2015 18:06

                  У меня к Яндексу формальных претензий нет.
                  Могли пойти к нам на встречу, не пошли. Монополист может себе позволить. Мы клиенту деньги компенсировали, хотя формально были тоже не обязаны. Каждый сам выбирает как себя вести в неоднозначных ситуациях. Можно бы и не лениться и в нестандартных ситуациях попытаться проявить инициативу, а можно тупо по инструкции отписками отвечать.

                  В качестве примера приведу случай со мной.
                  У меня был годовой вклад в банке Тинькова. Я по ошибке поставил дату закрытия на месяц раньше срока окончания. Вклад закрылся раньше срока и мне не начислили проценты за весь срок вклада, т. к. прошло досрочное расторжение. Было обидно и я на удачу, особо ни на что не надеясь, написал вопрос в саппорт, объяснив ситуацию, спросив можно ли развернуть операцию и зачислить деньги с карты обратно на вклад.

                  Что бы мне ответили в данной ситуации в Сбере (гипотетически, если бы вклад можно было бы закрыть без похода в офис)? Да послали бы к лешему. И формально были бы правы.

                  Из Тинькова же перезвонили на следующий день, сказали, что согласны развернуть операцию, попросили в течение суток не тратить деньги на карте и на следующий день зачислили деньги с карты обратно на вклад. Через месяц я получил вклад с полными процентами.

                  Банк получил взамен крохоборства гигантский кусок моей лояльности, мега отзыв на banki.ru, плюс я буду рассказывать при каждом подходящем случае эту ситуацию, как сейчас, например.

                  Каждый сам решает каким местом поворачиваться к клиенту/партнеру.

                  Кстати, Яндекс тоже умеет действовать не только по стандартным инструкциям, когда ему это выгодно. Пожалуй, в следующем кейсе расскажу как мы преодолели лень и сопротивление Яндекса и уговорили их на пару с клиентом создать карточки товаров на Яндекс.Маркете для целой товарной группы, которая до этого не имела формализованных описаний от производителей.