DIY от PVS-Studio: Геймификация достиженийЕсли быть честными, говоря о работе, то давайте признаемся: даже самое любимое дело может время от времени наскучивать, сводить на нет настроение и изматывать однообразностью. Поэтому в нашем офисе PVS-Studio мы стараемся раскрасить яркими красками наши будни. Сегодня будет рассказ об одном из таких нововведений — геймификации достижений нашего коллектива.

Это моя первая статья на Хабре, поэтому давайте познакомимся. Меня зовут Галина, и я дизайнер в компании PVS-Studio. Да, да, именно я рисую тех самых милых единорогов. Но сегодня о геймификации рабочего процесса, хотя без картинок тоже не обойдётся :).

Геймификация — это перенос принципов и механик из игровой индустрии (в первую очередь, компьютерных игр) в неигровые жизненные ситуации. Область применения такого явления довольно широка: превратить в игру можно и обучение, и работу, и взаимодействие между людьми, и разные рутинные процессы в нашей жизни вплоть до совершения покупок в магазине.

Почему для нас сегодня это так актуально? Большинство людей, работающих уже сейчас в IT, с пеленок имели компьютер, росли с джойстиком в руках и с интересом изучали мир игр. Сама же гейм-индустрия росла бешеными темпами и превращалась в искусство: сложными визуальными, сюжетными и логическими приемами игры захватывали наше внимание и находили баланс между сложностью прохождения и легкостью восприятия. На этом фоне и другим сферам нашей жизни теперь приходится учиться захватывать внимание поколения Y, быть яркими и интересными, в чем здорово помогают игровые механики.

Вот несколько распространённых механик, знакомых нам с детства (в различных источниках и классификациях они могут называться по-разному):

  • Уровни
  • Очки
  • Лотереи
  • Квесты
  • Коллекционирование
  • Штрафная система
  • Обратный отсчет

И т.д.

Для нашего эксперимента мы взяли механику «Статус» по классификации от SCVNGR (проект «Playdeck»). При ней мотивация игрока, в нашем случае сотрудника, заключается в получении некоторого статуса или более высокого уровня. За основу взяли старую-добрую доску почета. Ну, помните, были такие, родом из Советского Союза, с фотографиями трудящихся? Только здесь цель не просто получить должный почет и уважение, а получить как можно больше статусов и заполонить своей фотографией всю доску!

В итоге, мы придумали следующие номинации:

  1. Стендист полугодия — тот, кто чаще всех участвовал на конференциях со стендом. Мы посчитали, что чирлидинг лучше всего передает дух стендиста, готового ехать в разные города, болеть за свой продукт и рассказывать о нем.
  2. Докладчик полугодия — тот, кто больше всего участвовал на конференциях с докладами.


  3. Диагност месяца — тот, кто больше всех выкатил новых диагностик PVS-Studio за месяц. Серьезная и почетная номинация.

Несколько номинаций по родному сайту Habr: Лучший автор месяца и полугодия (по количеству лайков), самый плодовитый автор (по количеству статей), ну и, конечно, тролль месяца (тут уже в подсчете комментарии). Как вы думаете, как мы изобразили Habr? Предлагаю кликнуть по картинке, чтобы увидеть наш вариант :).



И еще парочка номинаций just-for-fun:
  1. Самый модный — стильный сотрудник, выбираемый раз в неделю. Это мы определяем по реакции сотрудников при виде модника. :)
  2. Самый яркий — этот сотрудник выбирается тайным голосованием. Номинация подразумевает человека, который каким-либо способом смог выделиться и тронуть сердца коллег за последний месяц.



После всего, эту кучу единорогов мы скомпоновали на формат А0 и отправили печататься в типографию на простом мелованном ватмане. Хотелось, чтобы мы в любой момент могли поменять номинации: что-то добавить, а что-то убрать. Поэтому был выбран не стенд, а бумажный формат. Подложкой послужила пробковая доска, а фотографии мы прикололи на канцелярские кнопки.



Теперь все готово! Получилось лампово и крафтово. А вам как кажется?

Екатерина Kate_Milovidova презентует коллегам мою работу.

А есть ли результат? Да, есть, хотя нельзя утверждать, что случился он исключительно благодаря разработанному соревнованию. Дополнительным фактором был технический директор Андрей Карпов, который вот уже второй месяц ходит и ищет «добровольцев» для написания всё новых и новых статей. И вот, благодаря регулярности публикаций, наша компания вырвалась в лидеры на Хабр. Понятно, что стоит нам чуть расслабиться — и мы вновь провалимся вниз в рейтинге, но всё равно приятно.





В заключение хочется отметить, что наш мотивационный эксперимент стал ярким событием в коллективе. Разумеется, мы не ставили перед собой цель заменить материальную мотивацию нематериальной, скорее это способ сказать нашим коллегам спасибо и подстегнуть их к здоровой конкуренции. А как вы думаете, нужны ли в IT-компании такие эксперименты? Хотели бы вы в своем офисе такой плакат с достижениями?

Комментарии (18)


  1. Andrey2008
    27.08.2019 16:35

    Я знаю, что «геймификация» воспринимается некоторыми крайне негативно и вызывает бурление различных мнений в обсуждениях. Основная критика связана с тем, что многие видят в геймификации исключительно способ руководства экономить и достигать дополнительных результатов, обманывая сотрудников (давая им вместо денег абстрактные статусы). Я уверен, что такая дискуссия обязательно возникнет и я решил сразу прокомментировать этот момент.

    В нашей компании существуют премии за написание статей, публичные выступления и прочие достижения. Никуда не деваются корпоративы, посиделки стендистов после конференции и другие мероприятия. Речь не идёт о замене материального поощрения некими виртуальными сущностями. Для большей эффективности деньги необходимы, но вовсе недостаточны. Так уж устроены люди. И нет смысла игнорировать этот момент, а следует его использовать. Счастливый заинтересованный человек продуктивнее того, кто крутит гайку с 9 до 18, и это глупо не использовать для общей выгоды. Именно для общей, а не только «злодею-капиталисту». Сотрудник получает больше удовольствия от работы с элементами соревнования, а значит, «геймификация» – это великолепно.

    С уважением, технический директор и сооснователь PVS-Studio Андрей Карпов. Можете начинать кидать помидоры :).


    1. Feeel
      27.08.2019 16:59

      А чего их кидать? Лично пользуюсь планировщиком задач в виде РПГ-игры, прикольненько получается. Если вся эта мишура с играми РЕАЛЬНО идёт допником к общему процессу работы, то это супер! Но на практике чаще всего бывает, что «злодей капиталист» применяет методику «злодея коммуниста» и вместо реальных плюшек (классические денежная и неденежная мотивация) раздает пачки почётных грамот и килотонны медалей и орденов.


    1. Alexufo
      27.08.2019 17:14

      А чего кидать? Когда это небольшой коллектив — это нормально. Ваша цель — стать больше. Это все понимают — момент игровой конкуренции между сотрудниками внутри компании вызывает больше улыбки и смешки.

      А когда два этажа сотрудников — это как раз попытка внести ту самую атмосферу маленького сплоченного коллектива не под видом общей цели общего развития, а под видом подмены цели коллектива целью срубить бонусов эффективному менеджеру. В сектах нет ничего плохого, кроме момента, когда общая идея (развитие фирмы, стремление к богу, истине, к самодостаточности) внезапно ( часто неосознанно ) подменяется личными интересами фараона и его близкими подданными. Симптомы фараона — это булшит маркетинг, великие обещания, создание желаемого образа в голове манипулируемого, для чего привлекаются магии и колдуны (маркетологи) издревле считающиеся тем кто обладает неким секретным знанием. За вами пока такого не замечено.


    1. 2PAE
      28.08.2019 08:53

      Хм, если я не захочу в этом участвовать, кандидатуру есть возможность снять с голосования? Или это принудиловка?
      Именно исключить себя из списка, а не получить низкие балы и не попасть на стену.


      1. Andrey2008
        28.08.2019 09:23

        Пока с таким не сталкивались. Наверное, да, можно себя исключить. Но это странно и своего рода признак, что что-то не так (и это полезная информация).


        1. 2PAE
          29.08.2019 11:06

          Если верить Йохан Хейзинга, то первый признак игры, это свобода.
          Как только вы забираете у человека свободу выбора, игра исчезает.
          Пока это принудиловка, это не игра. Погоня за статусом, деньгами, признанием и т.д. но не игра.

          Если у вас так, то более точно говорить о привлекательном виде подведения итогов соревнования. Да, соревнование не есть игра.

          Подозреваю, что большинство помидоров летит именно от того, что под видом игры, выдают соревнование.

          Геймефикация без игры, это молочный коктейль без молока.


          1. Alexufo
            29.08.2019 16:41
            +1

            Вы ведете разговор из под какого-то своего контекста какой-то своей неприятной ситуации.
            Йохан Хейзинг молодец, только вот такие определения «вы забираете у человека свободу» подходят вообще ко всему на свете — экономического уклада общества, замужество, дети, супермаркеты и т.п. все идет от степени той грани, где лично вы определяете свой комфорт, хотя называете это свободой.
            Принудиловка — обратная сторона свободы т.е комфорта. Ходить к 9 на работу это не принудиловка? На обед в 13 это не принудиловка?

            До той степени, пока руководитель чувствует, что работает в рамках комфорта сотрудников, он может применять любые механизмы повышения производительности труда. Это полезно хотя бы для того, что люди по природе жрут и трахаются — а между этим каким то боком совершается какой-то прогресс за последние несколько тысяч лет. Отсюда для сотрудников — это тоже польза. Я не думаю, что целью является принижение остальных сотрудников, а желание соревнования среди активных. Многие люди так и растут, приходят мышками, потом становятся танкерами. Это может очень многое значить для получения личной самооценки. Если это делается без чувства напряжения среди сотрудников, это пойдет хорошо. В противном случае будет как вы и описали.


  1. aszhitarev
    27.08.2019 16:41

    От слова «крафтово» ощутимо хочется потошниться.


    1. nookino Автор
      27.08.2019 16:56

      Неудачный опыт с крафтовым пивом? :)


      1. aszhitarev
        27.08.2019 16:58

        Нет. Потому что это стало набившим оскомину словом, как «нано» или «умный». Куда ни плюнь сейчас всё крафтовое или умное. Но по сути это означает что слепили дендрофекальным методом и на термоклей посадили блютуз.


  1. Nikobraz
    27.08.2019 17:24
    +1

    Голосования открытые и тайные работают против нелюдимых и тихих, кто тянет работу. Это дизморалит.

    Хотя это хороший способ бодрить, всяких продажников и прочих «менеджеров».


  1. esaulenka
    28.08.2019 00:11

    именно я рисую тех самых милых единорогов

    О-о-о! Спасибо за прекрасные картинки!
    Честно говоря, статьи «20 способов накосячить при вызове memcpy» и «50 непроверенных потенциальных nullptr» после N-цатой все на одно лицо, а Ваши единороги — все разные ;-)


    1. nookino Автор
      28.08.2019 10:17
      +1

      Спасибо за такой лестный отзыв о моей работе!:)


  1. AVI-crak
    28.08.2019 01:27

    Да уж, у вас очень мощный двигатель, по научному: генератор идей.
    Вот только используется этот двигатель странно — постоянно перемещаясь с кормы на нос, с правого борта на левый. Двигатель один, и лодка одна. Но я сомневаюсь в наборе скорости этой лодки… Слишком образно? Я о том что двигаться нужно в одном направлении.
    А у вас это направление всего одно — надёжность и точность определения ошибок в чужом программном коде. То-есть инструмент для работы с кодом.
    Ну а сам инструмент может быть новым блестящим, старым ржавым — но бесплатным, полностью ручным или полностью автоматическим, универсальным или жутко специфическим. Одним словом — разнообразным.


  1. Kanut
    28.08.2019 13:28
    +1

    А как долго у вас идёт этот проект с геймификацией? То есть не боитесь ли вы что через месяц-два-три людям это приестся и начнёт раздражать?

    Просто у нас так происходит с большинством каких-то подобных «плюшек». То есть сначала всем прикольно и все участвуют, но достаточно быстро интерес у большинства угасает.

    В качестве примера в памяти всплывают различный спорт в обеденную паузу, «здоровый совместный завтрак», парикмахер/массаж в рабочее время, совместный кинопросмотр или видеоигры после работы и т.д. и т.п.


    1. nookino Автор
      28.08.2019 15:14

      Да, любая инициатива рано или поздно надоедает, вопрос только во времени, как скоро это случится. Если мы ограничимся одним лишь этим экспериментом, то в лучших традициях примкнем ко злу, с которым боролись. К моменту, когда плакат начнет надоедать, мы придумаем что-нибудь новенькое.

      Кстати, парикмахер в рабочее время — это, конечно, не самая веселая идея, но свежая и полезная, надо брать на заметку. :) А вот совместные кинопросмотры нам не надоели за долгое время, но такое, конечно, редкость.


  1. VovkaSOL
    28.08.2019 14:47
    +1

    У Вас в картинке и в распечатанном стенде ошибка, плодивитый, а не плодовитый :-)


    1. nookino Автор
      28.08.2019 14:49
      +1

      А Вы очень внимательны! В версии 2.0 поправим :)