Этот текст — перевод репозитория viraptor. Вы можете предложить свои вопросы на английском, в оригинальном репозитории, или на русском — в моём форке, а я постараюсь перевести их и передать автору


Обратное собеседование


Это список вопросов, который может быть интересен соискателю должности технического специалиста. Пункты не упорядочены и могут быть неприменимы к конкретной должности или виду работы. Вначале это был просто список вопросов, но со временем он стал включать ещё и те вещи, которых хотелось бы видеть больше, и «красные флажки», то есть вещи, которых хочется избегать. Ещё я обратил внимание, что многие люди, которых я собеседовал, не задавали эти вопросы, и, я думаю, это были упущенные возможности.


Если вы задавали вопросы, которых нет в этом списке, отправьте пожалуйста пулл-реквест!


Как пользоваться списком


  • Проверьте, какие вопросы интересны конкретно вам
  • Проверьте, какие ответы вы сами можете найти в сети
  • Или задавайте вопросы в комментариях!

Точно не стоит задавать все вопросы из списка.


Помните, что многие вещи бывают очень гибкими, и реорганизации происходят довольно часто.
Само по себе наличие багтрекера не делает работу над багами эффективной, а наличие CI/CD не означает, что время выполнения и выкатывания фич сокращается.


Должность


  • Есть ли план дежурств? И какой он? Оплачиваются ли дежурство и связанные с ним переработки?
  • Какие типичные задачи мне придётся решать в течение обычного рабочего дня?
  • Какой сейчас в команде баланс специалистов разных уровней (junior/senior), и есть ли планы его изменять?
  • Как выглядит процесс приёма на работу и погружения в рабочие процессы?
  • Как будут в должности соотноситься самостоятельные действия и работа по конкретным спискам?
  • Каковы ожидания по объему основного рабочего времени?
  • Назовите критерии успеха для специалиста в данной должности.

Технологии


  • Какой технический стек обычно используется в компании?
  • Как вы используете системы контроля версий/исходного кода?
  • Как вы тестируете код?
  • Как вы ведёте учёт багов?
  • Как вы сливаете и выгружаете изменения? Делается ли это через CI/CD?
  • Находится ли конфигурация инфраструктуры в системе контроля версий? И доступна ли она в виде кода?
  • Каков путь задачи от планирования до окончания и закрытия?
  • Как вы готовитесь к восстановлению после ЧП?
  • Есть ли в компании стандартизованная среда разработки? Является ли она принудительной?
  • Как быстро вы можете поднять новое локальное тестовое окружение для продукта? (в минутах/часах/днях)
  • Как быстро вы реагируете на проблемы безопасности в вашем собственном коде и в зависимостях?
  • Имеют ли все разработчики права локальных администраторов на своих рабочих компьютерах?

Команда


  • Как у вас организована работа?
  • Как обычно работает взаимодействие внутри и между командами?
  • Как разрешаются противоречия во мнениях?
  • Кто устанавливает внутренние графики и приоритеты?
  • Что происходит при внезапных срывах сроков?
  • Происходят ли какие-то встречи в течение недели? Если да, то какие?
  • Каков график релизов продукта? (Каждые n недель / continuous deployment / несколько каналов релизов / что-то ещё)
  • Что происходит в случае ЧП на продакшене? Есть ли у вас культура анализа инцидентов без обвинения конкретных лиц?
  • Какие сейчас есть проблемы у команды, которые ещё только предстоит решить?

Компания


  • Есть ли отдельный бюджет на конференции/рабочие путешествия, и как его можно использовать*
  • Как происходят повышения? Как вы договариваетесь о требованиях и ожиданиях в таком случае?
  • Разделены ли карьерные пути в менеджменте и разработке?
  • Как много дней можно пропустить ежегодно / по причине болезни / из-за детей / без сохранения зарплаты?
  • Каковы взгляды работодателя на культурное разнообразие при найме?
  • Доступны ли в компании ресурсы для обучения, такие как онлайн-курсы или подписка на электронные книги?
  • Есть ли бюджет для получения профессиональных сертификатов?
  • Какова стадия проекта? (ранняя, поиск направления / работа над функционалом / поддержка / ...)
  • Смогу ли я контрибьютить в проекты с открытым кодом? Нужны ли для этого разрешения?
  • Нужно ли мне будет подписать соглашения о неразглашении или о не-конкруренции?

Бизнес


  • Доходен ли бизнес?
  • Если нет, как долго вы можете оставаться стабильными?
  • Откуда приходит финансирование, и кто влияет на планы на высоком уровне?
  • Как бизнес зарабатывает?
  • Что или кто мешает бизнесу зарабатывать ещё больше?

Удалённая работа


  • Как соотносятся доли офисных и удалённых работников?
  • Предоставляет ли компания железо, и если да, то каков график его обновления?
  • Можно ли через компанию купить аксессуары или мебель? Есть ли на это бюджет?
  • Как часто нужно будет посещать офис?
  • Всегда ли переговорки готовы для проведения видеоконференций?

Офисная работа


  • Какой у вас офис? Опенспейс, кубиклы, отдельные комнаты?
  • Находятся ли команды поддержки, маркетинга или другие постоянно кому-то звонящие люди рядом с командой, в которую меня нанимают?

Что ещё посмотреть


  • Больше идей для вопросов есть в Joel Test

Комментарии (27)


  1. Skycaptain
    10.09.2019 14:46
    +1

    Первый же вопрос очень понравился, про оплату переработок!


  1. NeverIn
    10.09.2019 17:34

    Некоторые вопросы можно задавать только если работа не особо нужна )


    1. ukt
      10.09.2019 21:35

      Бывает, что ХР дают списочек с вопросами на две страницы, в этом случае можно обменяться опросными листами.

      Согласен, с «не особо нужна» когда у меня закрадываются сомнения, начинаю свою историю с вопросами, потом смотришь на ответы и убеждаешься(убеждаешь себя) что, таки да, не нужна.


      1. NeverIn
        11.09.2019 09:44

        Чтобы требовать от работодателя идеальных процессов надо и самому быть идеальным, а в таком случае работу искать не придется она сама найдет.


        1. Kanut
          11.09.2019 09:53

          А просто адекватные процессы требовать можно? :)


          1. opckSheff
            11.09.2019 11:56
            +1

            Тогда надо и самому быть адекватным!


            1. anprs
              11.09.2019 13:24

              Не, ну чо началось-то?


              1. NeverIn
                11.09.2019 16:32

                А что началось? Любая работа это компромисс между тем что можешь и тем что предлагают.
                Я смотрю по долгу службы резюме соискателей и в большинстве случаев непрерывная работа не более 8мес-1,5года в одной компании. Видимо многим «процессы» не нравятся.


                1. ukt
                  11.09.2019 20:18

                  Кто вам сказал, что я задаю неадекватные вопросы?
                  Например: образование руководителя, опыт работы руководителем, медиана по возрасту команды, образование команды. Дальше идут вопросы за железо и рабочие условия. Разумеется, вопросы про стек и взаимодействие команды уже обсуждены, насколько это позволяет время.

                  Я смотрю по долгу службы резюме соискателей и в большинстве случаев непрерывная работа не более 8мес-1,5года в одной компании

                  Я работал на одном месте более 6 лет, ничего из этого хорошего не вышло, работают сейчас друзья, уже более 10 лет, на одном месте, я не вижу в их лицах радости от текущей ситуации и поменять что то страшно — дети, ипотека, это первое.
                  На предыдущем месте я проработал полтора года, ушел из-за плохо отлаженных процессов и из за занятия совсем не тем, о чем договаривались. Руководители, тоже знаете ли могут горы наобещать, а по факту из гор — только лапша, это второе.
                  Третье — некоторые проекты не подразумевают досконального знания проекта — пилишь фичи, правишь баги, потом умер, и вместо тебя другая шестеренка кружится, в принципе, не важно как в таком режиме меняются люди, если код документирован (пишите комментарии, комрады!) и есть какая то вики, если нет, то ССЗБ.
                  Четвертое — человек может реально перерасти шарашкину контору, и не за 8 — 18 месяцев, а за шесть или даже за три, или понять, что нет по факту роста, ни в проф, ни в денежном эквиваленте и не стоит терять время.
                  Пятое, моё любимое — испытательный срок не только для работника, но и для работодателя, всю свою «красоту» работодатель может потом показать, мол, от других предложений отказался, теперь некуда деваться, да, подпиши-ка здесь, теперь ты будешь бдить сервера раз в неделю с 8 часов вечера до 6 утра, а потом на работу, у тебя же спринт, тыж программист.
                  Шестое, заключительное. Если работодатель позволяет себе раскидываться кадрами, это проблема конторы, не работника. Как показывает практика, работник в положении более худшем, нежели работодатель, у него нет юр. отдела, кучи денег в случае чего для решения вопросов юр. языком и т.п. Просто бережет своё время и нервы.

                  Я не говорю, что все работники(я могу сказать только за технарей) прям божьи агнецы, но в основном это умные, адекватные ребята, если что то случилось и пришлось уйти, значит на то были причины.


        1. opckSheff
          11.09.2019 11:55
          +1

          Не нужно быть идеальными ни работодателю, ни работнику. Нужно просто удовлетворять требованиям друг друга.


  1. Kanut
    10.09.2019 19:02

    Ну раздел «Бизнес» лично мне показался немного странноватым. Хотя если фирма небольшая и/или неизвестная, то наверное и такое надо спрашивать. Но всё равно формулировка вопросов на мой взгляд немного «агрессивна».

    А всё остальное это на мой взгляд вполне себе логичные вопросы и их действительно стоит прояснить перед тем как что-то подписывать. А часто фирмы и сами по себе большинство из этих вещей рассказывают.


    1. mad_nazgul
      11.09.2019 08:09

      Нормальные вопросы.
      Если не хочешь, чтобы внезапно не оказалось, что ЗП задерживают два месяца :-)


      1. Kanut
        11.09.2019 08:33

        Могу себе представить. Но с другой стороны каком-нибудь гуглу или майкрософту вы эти вопросы вряд ли будете задавать :)


        1. s_suhanov
          11.09.2019 10:53

          Проверьте, какие ответы вы сами можете найти в сети


          1. Kanut
            11.09.2019 11:02

            Это была гипербола :)
            Если я сейчас вспоминаю всех своих работодателей, то их финансовую ситуацию в сети наверное не найдёшь.
            Но если честно я тогда не видел смысла задавать на собеседовании подобные вопросы и даже сейчас, после прочтения этой статьи, не вижу смысла задавать такие вопросы именно этим фирмам.


            П.С. И даже если я когда-то решу устроиться в фирму, где мне покажется логичным спросить что-то подобное, то я наверное поищу какие-то другие формулировки.


        1. mad_nazgul
          11.09.2019 13:49

          Ну как бы их информация о финансовом состоянии в открытом доступе.
          А так…
          Я не стесняюсь на собеседовании задать вопрос о задержке ЗП.
          Иногда отвечают правду — что задерживают :-)


          1. Kanut
            11.09.2019 14:02

            Ну это наверное от страны сильно зависит. Я у нас о задержке зарплаты в ИТ по моему и не слышал ни разу. И там вроде бы даже при задержке работодатель обязан штраф платить и всевозможные издержки/ущербы возмешать. Поэтому видимо и не делают такое.


            И следовательно это на собеседовании мало кого интересует. Скорее спрашивают планирует ли фирма в ближайшее время расти/переезжать/открывать филиалы. Но скорее из соображений не придётся ли в будущем дольше ездить на работу и/или сидеть в менее удобном бюро :)


  1. Crevice
    11.09.2019 04:32

    А про зарплату вообще не надо спрашивать?
    Бывают ли индексации, аттестации, бонусы за проекты, годовые премии, является ли зп полностью белой итп…


    1. anprs
      11.09.2019 09:24

      Возможно это посчитали само собой разумеющимся


      1. max_mustermann
        11.09.2019 11:03

        Бонусы-премии «само собой разумеющимся»?


        1. anprs
          11.09.2019 11:34

          Вопросы об оплате труда — само собой разумеющиеся.
          Оговоренная сумма — это до вычета налогов или после, фиксированная или оклад+премия, как часто и каким образом можно повышать и т.п.


    1. kix Автор
      11.09.2019 11:04

      Не забывайте, что это перевод текста из репозитория на Гитхабе :) Вы можете отпулреквестить автору, и по-моему там уже появились эти вопросы. Я в свою очередь буду допереводить, а перевод здесь постараюсь время от времени обновлять.


  1. Daphne2019
    11.09.2019 11:04
    +1

    Что такое объем основного рабочего времени? Это не 8 часов?


    1. funca
      12.09.2019 19:06

      Во многих развитых странах количество рабочих часов в неделю может меняться. Во Франции 35, в Англии 35-40 и т.п. Бывают предложения с неполной загрузкой. Кто-то собирается платить чисто по выработке, не обращая внимания на часы. В каких-то случаях будут ограничения со стороны законодательства, связанные с физическими особенностями кандидата. Кто-то может дотошно блюсти нормы СанПиН работы за компьютером (на практике не встречал).


  1. Ivan_Lomakin
    11.09.2019 11:05

    Довольно больной вопрос про «команды поддержки, маркетинга или другие постоянно кому-то звонящие люди». Сами сейчас думаем, как переделать опенспейс в практичное помещение, чтобы не было шумно.


  1. Godless
    11.09.2019 12:50

    а как же отпуск.
    1. что с отпуском?
    2. Могу я сразу взять весь отпуск (28 или 52 дня для севера)?
    3. как на счет компенсации отпуска?
    4. могу я взять посреди недели 1-2 дня отпуска на личные дела?

    а то некоторые конторки говорят, мол нифига, 2 раза по 2 недели и не очень хотят понимать, что детей например нужно вывезти или смотаться по делам. «не у нас дэдлайн, мы без тебя тут никак»


  1. ReaderReader
    11.09.2019 17:33

    В разделе офисной работы:
    существует ли определенное время дня или произвольно выбираемое время для режима «не беспокоить», когда никто не имеет права подходить с любыми вопросами, звонить, или беспокоить любым иным образом?