Аналитики консалтинговой компании Deloitte опубликовали отчёт «Медиапотребление в России — 2019» (pdf). Он содержит ряд интересных цифр и показывает тенденции, как меняются предпочтения российской аудитории.

Некоторые ключевые выводы:

  • Рекордное снижение рейтинга доверия телевидению (до 28%). Аудитория в возрасте от 20 до 24 лет и жители Москвы смотрят телевизор значительно реже (на 16 и 8 п. п. ниже среднего показателя соответственно).
  • Интернет безоговорочно стал основным источником информации и по популярности (78%) и по уровню доверия (42%).
  • YouTube вышел на 1-е место среди самых популярных ресурсов (обогнал «Вконтакте»).
  • Смартфон — основное устройство для выхода в интернет (88%) и для игр (54%).
  • Среди мессенджеров уровень распространённости за год больше всего вырос у Telegram (на 15 п. п.)

«Интернет остаётся одним из наиболее динамично развивающихся медиаканалов: опыт россиян, связанный с его использованием, становится всё более глубоким и многогранным. Интернет всё чаще используется в повседневной жизни, и всё большая доля россиян не могут представить свою жизнь без него, — комментирует итоги исследования Ольга Табакова, руководитель группы по предоставлению услуг предприятиям в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ компании «Делойт», СНГ. — По мере накопления пользователями опыта повышаются их требования к качеству потребляемого контента и формату транслируемой информации. Это стимулирует развитие платных моделей распространения контента в интернете и создаёт широкие перспективы его коммерциализации.

Показатели за 2015?2019 годы показывают увеличение потребления медиаконтента через цифровые каналы: интернет и электронные игры. Также заметен рост популярности видеоигр. С другой стороны, снижается популярность телевидения, чтение бумажных книг и печатных СМИ.



Высокий уровень медиаактивности просмотра ТВ сохраняется только среди жителей Дальневосточного федерального округа (+16 п. п.) и респондентов пенсионного возраста (индекс равен +12 п. п.).

Несмотря на некоторое снижение аудитории радио, среди тех, кто продолжает его слушать, в 2019 году зафиксирован небольшой рост частоты прослушивания (+2 п. п.) — первое увеличение за пять лет. Похожая ситуация наблюдается в отношении посещения театров и концертов: доля посетителей несколько снизилась, но частота посещений оставшейся аудиторией выросла (+2 п. п.).

Интернет


Использование интернета как в рабочие, так и в выходные дни является основной медиаактивностью респондентов. Это подтверждается и средней продолжительностью его использования, которая значительно выше, чем у других медиаканалов.

В рабочие дни выше, чем в выходные, продолжительность использования интернета (на 19 мин.) и радио (на 10 мин.), тогда как длительность просмотра телевизора и видеоигр, напротив, больше в выходные дни (на 27 и на 21 мин. соответственно).



Индекс роста медиаактивности использования интернета самый высокий среди всех медиаканалов (индекс равен +62 п. п.). Наиболее высокий индекс медиаактивности наблюдается среди молодых людей в возрасте 16–19 лет (+77 п. п.).

Наиболее популярные интернет-ресурсы среди россиян — это YouTube и «Вконтакте». Их используют 86% и 80% респондентов соответственно. Следом идут социальные сети «Одноклассники» (57%), Instagram (52%) и Facebook (44%).

Telegram продолжает оставаться распространённой платформой среди россиян (25%), несмотря на попытки его заблокировать.



Респонденты отмечают, что в среднем они стали заметно чаще использовать видеохостинг YouTube (на 29 п. п.), а также социальные сети «Вконтакте» (на 15 п. п.) и Instagram (на 19 п. п.).

Deloitte отмечает растущую популярность блокировщиков рекламы, что осложняет монетизацию контента: «Последние несколько лет доходы населения снижались, вследствие чего граждане стали очень осторожны при расходовании средств. Также следует отметить, что культура оплаты авторских прав в интернете ещё находится в России на этапе становления и не является повсеместной. Это вынуждает компании разрабатывать гибкие ценовые политики. В то же время становится всё сложнее зарабатывать посредством размещения рекламы, так как интернет-пользователи все реже готовы мириться с рекламой в интернете и ищут способы ухода от неё с помощью специальных приложений. Всё это в совокупности, с одной стороны, делает монетизацию контента в интернете достаточно сложной задачей, требующей оригинальных решений, но, с другой стороны, в перспективе может принести значительные выгоды для тех, кто сможет найти правильный формат взаимодействия с аудиторией».

Смартфоны




Первое место по уровню востребованности среди функций смартфона второй год подряд занимают мессенджеры: более половины россиян (53%) отметили, что стали пользоваться ими чаще, при этом индекс востребованности (доля тех, кто отмечает рост объёмов использования минус доля тех, кто отмечает сокращение объёмов использования) вырос на 7 п. п. — до +47%. Также вырос индекс востребованности звонков, осуществляемых по интернету (на 11 п. п.), достигнув +31% и впервые обогнав звонки, производимые по сотовой связи.

Мессенджеры


Чаще всего у россиян установлено на смартфоне сразу несколько мессенджеров (в среднем четыре единицы).

В России самыми популярными являются WhatsApp (83%), Viber (61%), Skype (53%) и Telegram (40%). Однако уровень распространённости за год больше всего вырос у Telegram (на 15 п. п.).



В Москве Telegram используется значительно чаще, чем в среднем по стране (индекс использования выше среднего показателя на 18 п. п.). Также больше внимания данному мессенджеру уделяют молодые люди в возрасте 16–19 лет (на 25 п. п.).

Источники новостей




Основным источником информации для респондентов всех возрастных категорий в 2019 году являются новостные, аналитические и официальные сайты в интернете. На втором месте для граждан большинства возрастных категорий пока остаётся телевидение. При этом по мере увеличения возраста наблюдается тенденция роста значимости телевидения: от 28% для возрастной группы 16–24 года до 66–69% — для респондентов старше 45 лет.

Также по мере увеличения возраста среди опрошенных растёт популярность новостных, аналитических и официальных сайтов (с 64% до 87%), и снижается значимость социальных сетей и блогов (с 67% до 25–26%).

За год значительно выросла значимость социальных сетей и блогов (на 7 п. п.): наибольшее увеличение среди молодых людей от 16 до 34 лет (рост на 8–10 п. п. по сравнению с прошлым годом).

Телевидение как ключевой источник новостей в 2019 году потеряло в среднем 9 п. п. Падение произошло в каждой возрастной группе, сильнее всего — среди респондентов в возрасте 16–24 лет (на 13 п. п.).

Наконец, рейтинг доверия.

Если об одном и том же событии разные источники информации говорят по-разному (сообщают противоречивые сведения), то на какой источник вы будете ориентироваться прежде всего? Какому источнику информации вы доверяете больше?


Новостные, аналитические и официальные сайты в интернете являются наиболее значимым источником медиаинформации по уровню доверия в России. Больше всего доверие к ним выросло за год среди тех, кто проживает один, и среди неработающих граждан (на 6 п. п.).

В этом году тенденция снижения уровня доверия к социальным сетям и блогам была переломлена, сказано в отчёте, и уровень доверия вырос до 13%.

Последнее время растет число респондентов, слушающих подкасты — 43% опрошенных. Самые популярные рубрики — кино, музыка, искусство, научно-познавательные программы и новости.

Электронные книги


Несмотря на то, что охват аудитории электронными книгами остаётся стабильным, пользователи заявляют о значительном увеличении частоты их использования: индекс медиаактивности чтения электронных книг составляет +27 п. п. О более активном использовании электронных книг чаще заявляют мужчины (индекс равен +31 п. п.) и граждане, проживающие одни (+35 п. п.). Ещё более высокие показатели среди граждан, работающих удалённо (+49 п. п.) и респондентов, имеющих среднее образование (+39 п. п.). Среди молодых людей в возрасте 16–24 лет частота чтения значительно увеличивается (+44 п. п.), несмотря на некоторое снижение аудитории.

Видеоигры


Интересная статистика по видеоиграм. Оказывается, это развлечение не только для молодёжи. Аудитория в возрасте 30?44 года играет практически так же активно, как молодёжь.



Популярность видеоигр чуть выше в городах-миллионниках и крупных городах, чем в небольших населённых пунктах (три правых значка в легенде). Во всех категориях офлайн-игры чуть популярнее онлайновых.

Комментарии (45)


  1. Andrey_Rogovsky
    20.09.2019 12:24

    Значит интернет теперь точно запретят. Ждите Чебурнет.


    1. Javian
      20.09.2019 12:33
      +2

      А телевизоры обяжут установить на рабочем месте.


      1. Astroscope
        20.09.2019 12:37
        +1

        И пятиминутки ненависти.


      1. k1b0rg
        20.09.2019 15:45

        Раньше в школах в классах стояли телевизоры. В нашей деревне стояли. Обычно они стояли выключенными, но в некоторых классах были видеомагнитофоны и молодые учителя могли показывать учебные видео. Тв эти были еще с советских времен черно белые.


        1. Javian
          21.09.2019 22:24

          В советские времена на второму каналу центрального телевидения крутили в первой половине дня учебные фильмы — Физика, Химия и т.п.


        1. sergarcada
          21.09.2019 15:10

          Круто. А у нас ТВ не было, но были в некоторых классах кинопроекторы. В кабинете физики, например, и по-моему географии. И старые учителя, которые еще помнили как, включали нам старые советские учебные фильмы.
          А на литературе нас как-то водили всей параллелью в кинотеатр на показ фильма «Война и мир» Бондарчука.
          И вот после этого моего школьного детства меня удивляют люди, которые критикуют молодежь за то, что они не читают книг. Мне кажется если бы у нас было больше учебных фильмов, то мы бы тоже меньше читали и больше смотрели.


          1. lain8dono
            22.09.2019 08:03

            которые критикуют молодежь за то, что они не читают книг

            Не читают ибо им предлагают вместо подростковой литературы либо махровую классику, либо детскую литературу. Я почти уверен, что они придут в ужас, если им сказать, что требуется запихнуть в книгу, которая будет популярной у подростков. Эротика, наркотики, рок-н-ролл, насилие, однополая любовь, борцунство с системой и далее по расстрельному списку роскомпозора.


    1. xdimquax
      20.09.2019 12:54

      Зачем, если все смирно сидят в вк и ок?


      1. newartix
        20.09.2019 14:32
        -1

        так это и называется Чебурашка, их не запретят


  1. Gurturok
    20.09.2019 12:42
    +2

    Ну да, только если по ТВ ты сразу знаешь, что все зацензурированно правительством и проплачено рекламщиками, то в интернете надо факт-чек после любой новости проводить досканальный, что делают далеко не все. Ютуб в этом плане та еще помойка, ради хайпа и просмотров могут любую чушь наговорить, а потом :«Ой простите, я не сам это нарыл а прочитал в статье на akket, я не виноват!»


    1. VRV
      20.09.2019 12:49
      +1

      Все верно, но это разнообразие всегда было лучше, чем прямая цензура. Возможность проверить данные в других источниках, вот причина доверия к web. Пока никто не решает что точно показывать людям, критическое мышление позволит найти нужную информацию + его же одновременно развивает, ведь когда разные каналы дают противоречивую информацию, волей-неволей придется задуматься, а кто же тебе врет. К сожалению, по тв такой возможности уже давно нет.


      1. stas2s
        20.09.2019 13:29
        -1

        Это не так работает. В основном, что первое узнал и что вызвало эмоции то и правда. Остальные факты уже под первые фильтруешь. И люди делятся в интернете на много разных групп, считающих правдой каждый свое. Антипрививочники на антипрививочных ресурсах. Вич дисиденты в своих и тп.


      1. Gurturok
        20.09.2019 14:04
        +1

        Проблема в то, что далеко не все верят и проверяют а потом начинаютс яистерики в соц. сетях, как пример «зарядка iphone через микроволновку» и куча идиотов в это поверевших… вот с серьезными новостями та же ситуация


        1. VRV
          20.09.2019 14:31

          Массовое внедрение социальных сетей через мобилы произошло совсем недавно, чуть больше времени и люди начнут сомневаться, для этого достаточно просто давать разные точки зрения, критическое мышление тоже не с рождения дается, как банерная слепота… вырабатывается в муках)


      1. maxim_ge
        20.09.2019 14:32
        +1

        > Возможность проверить данные в других источниках, вот причина доверия к web.

        А что мешает проверить ТВ-данные в других источниках?


        1. VRV
          20.09.2019 14:33

          ТВ-данные в ТВ-среде вы предлагаете проверять? Веб источники можно проверить именно в вебе.


          1. maxim_ge
            20.09.2019 15:09
            +1

            Я предлагаю вообще проверять. Вот вышел некий новостной блок — неважно где. Хорошо бы его как-то проверить, а то можно пасть жертвой дезинформации. С этой точки зрения новость по ТВ ничем не отличается от новости в youtube.

            Почему вдруг новость из youtube должна пользоваться априорно большим доверием, чем новость с Первого канала, мне непонятно.


            1. VRV
              20.09.2019 15:10
              -1

              Потому что в Ютуб любой человек может залить ролик, соответственно есть конкуренция мнений, а с первым каналом как-то не задалось.


              1. maxim_ge
                20.09.2019 15:16

                >Потому что в Ютуб любой человек может залить ролик, соответственно есть конкуренция мнений

                Каким же образом из этого следует, что ролик из youtube достоин большего доверия, чем новость с Первого канала?

                Критическое мышление и учебник логики мне подсказывают, что консеквент (ролик из youtube достоин большего доверия) никак не связан с антецедентом (в Ютуб любой человек может залить ролик & конкуренция).


        1. Nikoobraz
          20.09.2019 14:34
          +1

          Когда есть интернет — ничего, собственно поэтому доверие к ТВ и падает так стремительно.


        1. Arimefu
          20.09.2019 14:35
          +1

          Но ведь тогда как раз источником «проверенной» информации будет интернет, а не ТВ.


        1. uups
          20.09.2019 15:34

          В отличие от тв, на ютубе есть обратная связь. И те кто ленится что-то проверять, могут увидеть лайки, дизлайки, комментарии. Да, этим можно манипулировать, но на тв такой возможности в принципе нет.


      1. eumorozov
        20.09.2019 17:35
        +1

        Web в руках крупных корпораций. Если чего-то нет в Google, то это никто не увидит. А Google намеренно манипулирует результатами выдачи, чтобы продвигать определенные политические интересы, и тому есть свидетельства: https://saraacarter.com/exclusive-google-insider-turns-over-950-pages-of-docs-and-laptop-to-doj/amp/


        1. trul
          20.09.2019 17:44

          А телевизором значит манипулируют меньше, чем интернетом? К чему вы это вообще написали? Вроде и так ясно, что все познается в сравнении.


          1. eumorozov
            20.09.2019 18:02

            К тому что тут пишут, что правда, дескать, в YouTube. Нет, YouTube вообще-то тоже ангажирован. И facebook. И любое другое медиа, хоть оффлайновое, хот онлайновое.


            1. uups
              20.09.2019 19:10

              Ютуб и фейсбук не совсем медиа, а все-таки площадка, они сами же контент не пилят. И поэтому возможностей по манипулированию несколько меньше.


              1. eumorozov
                21.09.2019 01:09

                Их меньше, но они есть. А в случае ютуба, например, они очевидны. Например, вы в ютубе смотрите рекомендации? Вот лично я не могу понять, по какому принципу они мне выдаются. Понятно, что нередко это ролики, которые посмотрели другие пользователи, просмотревшие тот же ролик, что и я.


                Но вот например одно время Ютуб и на главное странице, и под каждым роликом выдавал мне в рекомендациях лютую политоту. Хотя я даже близко ничего подобного ни разу на нем не смотрел. Я блокирую канал (потому что это единственный известный мне способ сделать, чтобы он никогда не появлялся в рекомендациях), у меня в рекомендациях тут же другой канал с той же рожей и тем же контентом. Этот цикл пришлось повторить раз 5-7, прежде, чем прекратилось.


                Точно так же, даже когда ищешь в ютубе ролики и каналы по ключевым словам, ютуб может на первых местах выдавать ролики, распространяющие точку зрения, с которой владельцы ютуба согласны. А неугодные можно показывать чуть дальше — и их уже почти никто не увидит.


                Со стороны такие манипуляции заметить почти невозможно. Я уж не говорю о том, что некоторые каналы на ютубе просто блокируют. Иногда это противоречивые каналы, и там может быть не все так однозначно. А иногда смотришь канал, он исчезает. Думаешь, в чем дело, а владелец канала на другой площадке сообщает: «Ютуб заблокировал наш канал без объяснения причин». Или снял монетизацию.


                1. uups
                  21.09.2019 02:56

                  Да, я про это и говорил. Но все же такими методами нереально будет скрыть какую-то очень злободневную тему. Слишком велико разнообразие авторов, всех не заткнешь и не перебанишь. А на тв можно просто о чем-то не говорить.


    1. eumorozov
      20.09.2019 13:26

      Да и не только ютуб. Вот недавно в комментариях к какой-то статье было обсуждение статьи с русского раздела BBC о том, что Россия — в тройке лидеров по количеству самоубийств.


      Статья подняла большой шум, некоторые люди проанализировали: BBC взяли данные за 2012 год, манипулировали ими, чтобы получить нужную картину (что РФ в лидерах), и выдали это за статистику 2019 года.


      Теперь вопрос: сколько прочитавших статью на BBC стало проверять факты, и сколько из проверяющих обладают достаточными знаниями методов статистики, чтобы распознать манипуляцию?..


      Проверить все публикации невозможно, когда времени едва хватает читать их. Да и в противном случае тоже.


      1. Forthright
        20.09.2019 14:24
        +2

        Хм, только что проверил. Отчёт ВОЗ, данные за 2016 год, Россия действительно на третьем месте.


        1. armid
          20.09.2019 14:33
          +1

          Да вы профиль гляньте его. Это тролли, у него из 254 комментариев 90% политических (проверьте сами) в каждом из этих комментариев он придерживается генеральной «линии партии»


          1. eumorozov
            20.09.2019 14:40
            -2

            Ну, посмотрели мои комментарии?.. Что, правда, 90% политических? Или кто-то все же не поленился и проверил, чтобы не было как с новостями, когда все воспринимается за чистую монету?


            И кто тогда тролль, спрашивается?


        1. eumorozov
          20.09.2019 14:43
          -3

          Да, действительно, мухлевала не BBC, а ВОЗ. BBC опубликовало рейтинг с натянутыми цифрами. Я в своем комментарии переврал.


  1. beduin01
    20.09.2019 13:47

    Режим сам виноват. Не Кремль теперь управляет зомбо-ящиком, а зомбо-ящик кремлем.

    Люди просто устали от повестки дня вида:
    — что там у хохлов
    — новые победы России в братской Сирии
    — проклятые пиндосы

    Какую-то другую повестку режим предложить не в состоянии.


    1. MockBeard
      20.09.2019 16:40
      -1

      Generation П? :)


  1. Tachyon
    20.09.2019 14:39

    Среди мессенджеров уровень распространённости за год больше всего вырос у Telegram (на 15 п. п.)
    Не плохой так прирост для «заблокированного» ресурса, видимо не благодаря, так вопреки и из-за.


  1. MMik
    20.09.2019 15:02

    Телевизор в последний раз регулярно смотрел в армии, новостные выпуски, и писал листки для пятиминутки полит.информации по ним. Уж не помню, что я там писал и что именно рассказывал. Домой телевизор покупался только как как экран для чего-нибудь по HDMI, и за много лет никогда не был подключен к эфиру (один раз случайно был подключен к WiFi, стянул кучу обновлений и, наверное, слил статистику), включая кабельный.

    Заметил, что пропал иммунитет к ТВ рекламе: в гостях, если есть включенный ТВ, могу залипнуть на несколько минут, разглядывая рекламные ролики. Не всегда могу беседовать с хозяевами при включенном телевизоре — он меня теперь отвлекает, сбивает внимание.

    Раздражает необходимость оплачивать целевой налог на публичное ТВ и радио — я ж их не смотрю. В РФ Госрадио и ТВ финансируется (дотируется) напрямую минфином, это не заметно в личном бюджете — не так обидно.

    С LiveJournal всё давно понятно. Надеялся увидеть, что ВКонтакте и Одноклассниками пользуются всё меньше и меньше, особенно из молодёжи. Однако, графики, к сожалению, показывают, что использование их растёт, а о возрасте пользователей ничего не говорится.

    Понятно, что звонки голосом в мобильной сети очень сильно просели. Хотелось бы видеть в следующих версиях iOS/Android возможность выполнять голосовые вызовы по FaceTime/<мессенджер с функц-ом гол../вид. вызовов> по-умолчанию хотя-бы для знакомых контактов, но операторы сотовой связи, спецслужбы, и другие заинтересованые стороны пока к этому не готовы. Из занятного про миграцию с сервисов ОПСОСов на мессенджеры — вместо отправки СМС из магазина о готовности заказа через сервис СМС рассылки теперь можно заказать то же самое, но с отправкой сообщения в мессенджер клиенту.


    1. xdimquax
      20.09.2019 15:26

      Заметил, что пропал иммунитет к ТВ рекламе

      И у меня так.


      1. maledog
        20.09.2019 16:00
        +1

        Насчет рекламы не знаю. Я ее и раньше не смотрел. Но вот отношение к подаче новостей резко изменилось. Особенно когда видишь, что одни факты замалчиваются, а другие преподносятся с рвением «белки-истерички» — одна и та же новость повторяется многократно, даже в течение одного выпуска новостей, максимально громко и эмоционально. Приходится поднапрячься, чтобы не сорваться и побежать помогать братским народам ДНР\ЛНР Сирии и Венесуэлы. И это раздражает. Но самый смак это политические фрик-шоу, где кто громче орет и кого поддерживает ведущий — тот и прав.


        1. BigBeaver
          20.09.2019 18:10

          Вообще любой включенный телевизор с любым контентом. В гостях, в кафе, в транспорте…


  1. examag
    20.09.2019 15:12
    +1

    Режим во многом сам самоуничтожается.

    Люди понимают, что федеральные каналы — механизм для управления мнением. Поэтому они уходят в интернет из-за множества независимых СМИ. Впрочем, они также могут получить информацию из первых рук от людей, например, в социальных сетях.


    1. frostspb
      20.09.2019 15:30

      Интернет уже давно превратился в телевизор. Вернее в много телевизоров. В итоге никому доверять нельзя. Все «независимые» источники про-чьи то


      1. ivan386
        21.09.2019 11:15

        А вы чей независимый источник?


    1. xdimquax
      20.09.2019 15:31
      +1

      Если бы независимых. Соцсети тоже отнюдь не независимые, поэтому и мнения ''других людей'' цензурируются.


  1. phillennium
    20.09.2019 16:46
    +1

    «Метод сбора данных: онлайн?опрос»

    Это же буквальное воплощение анекдота «Интернет-опрос показал, что 100% людей пользуются интернетом». Обсудим, как россияне перестали доверять телевизору, ничего не спросив у тех россиян, которые только телевизор и смотрят.