Однажды была объявлена госзакупка на 330 грамм изюма.

Сегодня я расскажу про то, как регулируются государственные закупки в разных странах. А ещё про типовые библиотеки законов и их локальные форки.

Все страны имеют свои особенности проведения госзакупок. Например, в Южной Корее реализована очень продвинутая информационная система KONEPS. Она полностью электронная, а участники в обязательном порядке используют биометрию как один из факторов аутентификации. Без отпечатков пальца авторизоваться не получится.

В Великобритании конкурсная комиссия обязательно общается со всеми участниками, которые не победили в конкурсе. Для большей прозрачности и объективности они сообщают о том, по каким критериям выбрали победителя, и узнают мнение выбывших из соревнования о прошедшей закупке.

Давайте изучим поближе, как вся эта красота регулируется в мире и в отдельных странах.

Что такое госзакупка?


Даже самое здоровое государство, с его почти неограниченными ресурсами и административными рычагами, всегда будет так или иначе спотыкаться о человеческий фактор. Я говорю про коррупцию и нерациональное использование бюджета. Формально, конкуренция за контракты должна увеличивать эффективность и снижать цену. При этом ни для кого не секрет, что государство не всегда эффективно тратит средства. Отчасти это обусловлено его огромными размерами и бюрократией. А иногда и чиновники, и поставщики бывают не самые добросовестные. Это вечная боль для всех стран.

Когда мы говорим о каких-то тендерах, которые финансируются из бюджета страны, мы сразу представляем что-то колоссальное по масштабам. Ну никак не меньше приобретения нескольких десятков самолётов и пары десятков топовых МРТ-томографов для оснащения больниц. На самом деле огромное число торгов проводится для довольно мелких закупок. Например, Красногородская районная больница пыталась купить изюма на сумму в 330 рублей. А Юргинский техникум агротехнологий и сервиса очень хотел приобрести «рабочего коня».

Бюджетные организации основную часть своих средств получают из госбюджета. Даже самая мелкая больница или детский садик финансируются почти исключительно из наших с вами налогов.

Конечно, все мы заинтересованы, чтобы они были потрачены с максимальной пользой. И все эти иногда запутанные правила, которым все вынуждены подчиняться, — необходимый компромисс, чтобы обеспечить более или менее прозрачную трату бюджетных денег. Конечно, не обходится без бюрократических перегибов с тендерами на «закупку карандаша» и многомесячным ожиданием нужных ещё вчера расходников. Рефакторить всё это нужно, но осторожно и с тщательным тестированием.

Локальные форки


Закон — это код. Пусть и очень своеобразный. Поэтому каждая конкретная страна обязательно допиливает что-то под свои нужды, но при этом старается не утратить совместимость с апстримом. Потеря совместимости и изоляция никому не выгодны в долгосрочной перспективе. Поэтому все пытаются прийти к оптимальной регуляции в этой сфере.

Нужно сказать, что во многих странах очень сильно отличаются отношения между государством и частным сектором. Ключевое отличие — хорошо отлаженная судебная система, которая позволяет цивилизованно урегулировать все проблемы с качеством поставки. Если поставщик оказывается недобросовестным и исчезает в тумане, не выполнив своих обязательств, то страдают все. Особенно, если это крупный проект, требующий координации множества участников. Совсем неприятно, если местное законодательство позволяет номинальному учредителю уйти от персональной ответственности. В тех же США такой вариант не пройдёт. Юристы попросту вынут из вас душу, завалив исками. В то же время в США мост строится на 10-15 % дороже, но из качественных материалов. Компания, выбранная для асфальтирования дороги, может быть не самой дешёвой на рынке, но укладку покрытия не производит на снег, и асфальт служит десять лет, а не смывается первым весенним дождём. Все участники чётко понимают, что за нарушение стандартов качества им может грозить вполне реальный срок.

Есть и другие отличия. В Германии государство выступает как равноправный участник рынка, на равных с представителями частного сектора. На него распространяются те же самые экономические и юридические принципы, что и на частные компании. Оно также обязано публично информировать рынок о своих нуждах, создавая открытые конкурсы на закупку услуг и различных товаров. Все споры разруливаются в рамках гражданского права. При этом государство выступает как обычный потребитель, сравнивая цены и выбирая наиболее обоснованный и экономичный вариант. При этом закон предусматривает компенсации поставщикам, если из-за ошибок заказчика они понесли убытки.

В США упорно допиливают легаси-код с первой версией, опубликованной ещё в XVIII веке. Текущее законодательство подчиняется своду законодательных актов, которые называются «Правила закупок для федеральных нужд» — FAR. При этом в силу независимости территориальных единиц США это законодательство распространяется только на федеральном уровне. В рамках отдельных штатов принимаются свои собственные законодательные акты, которые всё же стараются привести в соответствие с федеральным законом.

В Австралии и Новой Зеландии вообще отсутствуют существенные законодательные акты, которые специально регулируют эту область. Отдельные штаты и территории обладают большой автономией в организации закупок и подчиняются локальным актам местного министерства финансов.

В Бельгии и Франции — более жёсткий контроль над государственными закупками. В этих странах создаются специальные комиссии, которые контролируют весь процесс торгов — от принятия решения и составления сметы до анализа эффективности результата. Ну и, соответственно, довольно жёстко реагируют на неэффективность и тем более коррупцию.

В России же сумели построить одну из самых продвинутых в мире систем открытых электронных торгов. Серьезно, по сравнению с другими странами, у нас самая большая доля закупок, проводимых таким образом. Почти 100 % госзакупок России проводится через электронные торги. Государство и крупные торговые площадки вкладывают огромные усилия для создания единой экосистемы, которая будет удобна и прозрачна для всех сторон.

Фреймворк для закона


Во всех государствах есть похожие проблемы потенциально возможного сращивания власти и бизнеса. Именно поэтому хорошая нормативная база и грамотно продуманное администрирование закупок позволяет минимизировать коррупционные риски и не утопить в бюрократическом болоте небольшого заказчика типа школы или условного дома культуры. Основные принципы для осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в различных международных документах: Директива ЕС, Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО и ряд других. Плюс, они обязательно дополняются локальными законодательными актами, которые учитывают местную специфику. Наиболее важные постулаты, которые выделяются в этих документах:

  • Прозрачность и доступность информации о закупках.
  • Строгое соблюдение стандартов и процедур, описанных в законе.
  • Открытая и честная конкуренция с равным доступом для всех участников.

Ввиду глобализации мир становится всё меньше, а мы всё сильнее прорастаем друг в друга своими культурными, торговыми и технологическими связями. Если законодательство написано на местном варианте юридического Brainfuck, то будет очень сложно договориться о поставке даже банального контейнера с фруктами. Поставщик немного поизучает странные стандарты по усреднённому изгибу бананов и концентрации семечек в апельсинах, а потом решит найти клиента из страны с более адекватными и общепринятыми требованиями. Короче говоря, государства стараются договариваться, в том числе придерживаясь единого code style в написании законов.

Есть такая комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on International Trade Law). Она разработала множество ключевых документов, регламентирующих честные, справедливые и эффективные правила для проведения коммерческих сделок. Для нас интересен документ «Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках», который является неким вариантом best practice в этой сфере. Он работает как своего рода оптимизированный фреймворк, обеспечивающий совместимость производных локальных законов с такими важными вещами, как, например, Конвенцией ООН против коррупции и крупными международными соглашениями. Он делает именно то, что делают хорошие фреймворки и крупные стандартные библиотеки — делает ненужным изобретение велосипедов и улучшает совместимость. Наш 44-ФЗ, например, тоже писался на базе основных принципов и правил ЮНСИТРАЛ.

Несмотря на все различия в местном законодательстве, большинство стран так или иначе стремятся прийти к единому честному стандарту, который не ущемлял бы права местного бизнеса и не затруднял бы торговые отношения между странами и взаимоотношения между заказчиками и поставщиками.

Комментарии (5)


  1. FDA
    26.09.2019 11:29

    У нас реально сама система проведения закупок вполне нормальная, но напрочь отсутствует последующий контроль исполнения. Но это уже проблема коррумпированности чиновничьего аппарата!


  1. chektor
    26.09.2019 19:51

    Коррумпировано всё, что касается расходов бюджета. Помните, сначала разрешили ЧП и чиновники придумали «разрешения на ЧП согласно списку разрешенной деятельности». Потом разрешили все что не запрещено и, в ответ, чиновники придумали «список типовых работ», согласно которому выдавали справки частникам для банков, что их деятельность «зарегистрирована в администрации». Сейчас… сейчас работает система сертификаций. Если «кто-то» не сертифицирован, то он никакой не участник, а так себе, «какой-то посторонний налогоплательщик». То есть, в тендерах ты уже не участвуешь. А если тебе нужен сертификат, то… правильно, приготовь деньги идя к чиновнику с просьбой дать сертификат. Но ты его все равно не получишь, если речь идет о прибыльных работах, заказах, и мзду тебе не вернут! Потому что число сертификатов ограничено, все, «кому надо» их разобрали и «извините, у нас кончились сертификаты на этот год. Но в следующем году, вам обязательно повезет! Приносите ещё»!
    Мы, простые люди, не можем влезть внутрь коррумпированной государственной машины. Но мы же не идиоты, ведь правда. Анализируя итоговую деятельность этой «машины», мы можем точно выяснить правила «кому и почем» выдаются сертификаты.
    Например, в области все ювелирные точки имеют своими владельцами лиц только одной национальности. (Фамилии могут ввести в заблуждение, если не видеть конкретных лиц хозяев и персонала). Уже понятно, «кому» выдаются сертификаты на этот род деятельности. Далее, смотрим цены на их товар и сравниваем с «обычными» из других стран. Тоже, «уже понятно», что разница в цене идет на оплату сертификата.
    Или, другой пример, все тендеры в области на поставку электроники в гос. учреждения (школы, дворцы и подобные) выигрывают одни и те же лица… Ну, аналогичный анализ выдает «и цену сертификата» в области продажи электроники, и национальность (ту же).
    Просто анализируя эти ситуации, суммируя их, видишь всю «цепочку» коррупции — кто выдает, кто прикрывает, кто защищает, куда передаются «проценты»,… и сколько в конечном итоге получает президент страны.
    Это касается цен на всё — сыр, колбаса, продукты, одежда, электроника, машины, зарплаты народа страны…
    Всё так просто же. А все статьи, новости и заметки в этой стране, это просто частные случаи, иногда (может и специально) мешающие видеть за деревьями большой лес.


    1. radonit
      27.09.2019 13:02

      Сейчас… сейчас работает система сертификаций. Если «кто-то» не сертифицирован, то он никакой не участник, а так себе, «какой-то посторонний налогоплательщик». То есть, в тендерах ты уже не участвуешь.

      Что за сертификаты? Первый раз слышу что без сертификата нельзя в тендере участвовать.


      1. chektor
        27.09.2019 13:31

        Это вы просто не в курсе и в тендере не участвовали. И даже если бы и участвовали, но без сертификата, вам могут и не сказать, что сертификат нужен, а просто отклонили бы вашу заявку, как не выигравшую тендер. Это такой «служебный секретик».
        А вообще, и это давно известно, что и тендер, и заявка на участие в нем, составляются так, что идеально друг к другу подходят. И все, кому надо, в курсе, что выиграть должна именно заявка от этого человека (нужной администрации национальности, да и просто нужный человек).

        Сертификат нужен!
        В настоящее время участие в тендерах, аукционах и госзакупках практически является гарантией успешности компании. Однако, наряду с этим к компаниям, желающим принять участие, существует ряд требований, в том числе и по наличию сертификатов, подтверждающих соответствия компании этим требованиям. Так например, зачастую главным требованием является наличие сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001, 14001, 18001 и другие — от Системы Менеджмента Качества Российского Стандарта, зарегистрированной в ФАТРИМ (Федеральной Службе по Техническому Регулированию и Метрологии) или от Органа по Сертификации, зарегистрированного в ФСА (Федеральной Службе Аккредитации). Недостаточно того, что у Вас на предприятии все работает как часы и система отлажена — требуется это подтвердить документом. Другими словами, нужно оформить сертификат соответствия у официального представителя.
        Получить / оформить / заказать сертификаты для участия в тендерах Вы можете в нашем центре сертификации. Опытные сотрудники помогут Вам все сделать правильно и оперативно.
        Мы окажем Вам помощь в получении сертификатов соответствия ГОСТ Р ИСО всех необходимых Вам систем 13485 (мед.изделия), 50001 (Энергетический менеджмент) и т.д.
        Также нередко среди требований заказчиков бывают Сертификат РПО (Регистр Проверенных Поставщиков) и Сертификат ООДР (Оценки Опыта и Деловой Репутации).
        Все эти документы наши специалисты помогут Вам их получить оперативно и качественно. А главное с Вашим минимальным участием на этапе подачи документов и согласования макета.
        Ниже Вы найдете подробное описание всех основных типов документов и их копии для примера.

        price от 18 900 р.


  1. beduin01
    27.09.2019 07:00

    Государство должно выполнять исключительно роль регулятора. Бизнес сам разберется что и у кого ему закупать. Знакомые стоматологи из госсектора жаловались что из-за идиотской системы госзакупок они не могут купить качественные и проверенные материалы, а вынуждены покупать их аналоги с непредсказуемыми свойствами. И там могут быть очень неочевидные побочные эффекты.


    Если бы весь бизнес был частный, а государство лишь регулировало рынок, а не лезло на него, то подобных проблем бы не было.