Как мы и обещали в предыдущем посте, рассказываем подробнее о нашем сервисе и том, как он создавался.

Начнем издалека. Жила-была себе бутиковая юридическая компания Сенешаль Интернешнл, долго и плодотворно занимавшаяся правовой поддержкой интернет-бизнеса. Интернет-проекты попадались разные, и у каждого проекта были свои проблемные моменты, иногда схожие, иногда совершенно разные. Но самый болезненный вопрос у всех проектов был один: как легально и регулярно платить большому количеству физических лиц — вебмастерам, фрилансерам, спикерам – за их работы и услуги?

Стали мы думать, как же быть. Естественно, «чёрные» схемы не рассматривались, поскольку задача была от них избавляться; но оказалось, что с легальными вариантами всё не так просто. От идеи оформления договоров подряда пришлось отказаться практически сразу, — почему именно, мы рассказывали в прошлой публикации. Если коротко: документация и отчетность плюс налоговая нагрузка по социальным взносам находились за рамками маржинальности сервисов, а удержание НДФЛ приводило к неконкурентоспособности.





В качестве эксперимента мы предложили одной рекламной партнерской сети (Миксмаркету) попробовать сделать своих вебмастеров индивидуальными предпринимателями. Начали писать руководства: как регистрироваться в качестве ИП, насколько это выгоднее по налогам, а ребята из Миксмаркета в рамках программы лояльности сделали систему компенсации затрат на регистрацию – но это не помогло. Тогда мы создали «автозаполнялку» форм для регистрации, написали инструкцию по заполнению и сдаче отчетности («Моего дела» тогда еще не было), нашли в регионах множество компаний, помогающих регистрировать ИП, нашли конторы по бухгалтерскому сопровождению, договорились со всеми о существенных скидках. Но и тут результат был не очень радостным, потому что ИП стали всего чуть больше 6% вебмастеров.

Записав этот экперимент в число «нерабочих» вариантов, мы провели опросы среди сервисов и поняли, что более 10% от общего числа вебмастеров «завербовать» в ИП не вышло ни у кого. Соответственно, к этому методу мы решили не возвращаться.

Дальше мы стали изучать, как живет Яндекс со своей партнерской сетью – по тем временам, используя одну из российских компаний группы в качестве ЦОП. Но от идеи ЦОПов тоже пришлось отказаться на этапе теоретической модели, поскольку, кроме как наплодить «помоек», подобная схема работы ни к чему хорошему (и легальному) привести не могла.

Тогда мы решили изучить опыт Google. Поскольку Google — компания совсем уж не российская, то платит она своим вебмастерам не из РФ. По этой причине налоговым агентом таких физлиц (согласно НК РФ) подобная компания быть не может, социальных взносов не начисляет и НДФЛ не удерживает, перекладывая бремя уплаты налога на самих вебмастеров. Изучив схему работы Google, мы предложили нашим «подопечным» российским проектам выходить на международный рынок, разделяя при этом свои сервисы на российскую часть, которая с физлицами дел не имеет, и иностранную часть, которая как раз и будет с такими физлицами работать. Для этих целей мы нашли юрисдикции, в которых нашему российскому интернет-бизнесу живется комфортно.

Повторимся – никаких «чёрных» вариантов! Выходы на международные рынки мы организовывали для наших клиентов в полном соответствии со всеми требованиями применимых законов: с открытием офисов в местах присутствия, наймом и/или перемещением части it-инфраструктуры, персонала, локализацией продуктов, переносом требуемых бизнес-процессов. Так мы «спасли» чуть более десяти крупнейших российских интернет-проектов. Но даже этот вариант не являлся панацеей – хотя подобное разделение бизнеса закрывало вопрос с выплатами физическим лицам, а компании больше не пугали российских и иностранных инвесторов «странными» статьями расходов, но требования к самой возможности такой реструктуризации были и остаются, что называется, далеко не для всех. Немалые временные (в лучшем случае год-полтора) и финансовые (от 100 до 500 тысяч USD) затраты являются совершенно неприемлемыми и неподъёмными для подавляющего большинства российских интернет-компаний.

Поняв, что нам порядком надоело каждый раз реструктурировать очередной проект с нуля и заново проходить все эти «круги ада», мы пришли к единственно верному выводу – для обслуживания интересов самых разнообразных интернет-проектов, как российских, так и зарубежных, нужен единый онлайн-сервис, разработанный с осознанным подходом к проблеме. Так появился SOLAR STAFF — сервис, который позволяет нашим контрагентам работать с физлицами по модели заказчик – генподрядчик (сервис SOLAR STAFF) – субподрядчик (физическое лицо вебмастер или фрилансер), что в свою очередь даёт компаниям возможность работать с физлицами без лишней нагрузки по документообороту и налогам, при этом не затрачивая время и деньги на то, чтобы по-настоящему стать международным бизнесом.

А вот о том, что именно пришлось сделать для того, чтобы SOLAR STAFF заработал, мы расскажем уже в следующем посте.

Комментарии (12)


  1. Beleph
    31.07.2015 17:05

    А вам можно по безналу перечислять?


  1. vspavel Автор
    31.07.2015 17:27

    Сервис как раз и устроен так, чтобы юридические лица платили банковским переводом, а фрилансеры (вебмастера) сами выбирали как им удобно получить вознаграждение (банковские карты или электронные деньги).


  1. aleks_raiden
    31.07.2015 19:41

    Можно ли с вами работать (с обеих сторон) не будучи резидентами РФ?


  1. vspavel Автор
    31.07.2015 20:34

    Для заказчиков уже сейчас нет никаких ограничений по юрисдикциям. Юрисдикции фрилансеров мы юридически не ограничиваем, правда выплаты на банковские карты не российских банков эмитентов будут открыты только осенью


  1. ictlawyer
    02.08.2015 20:50

    ИМХО в вашей схеме есть 2 существенных недостатка:
    1) При работе с вашей компанией генподрядчиком, зарегистрированной на Кипре, российский заказчик должен удержать и уплатить на территории РФ НДС с суммы к перечислению. Место реализации работ (услуг) по разработке ПО в отношениях с нерезидентом определяется местом нахождения покупателя. При этом не важно на общей или упрощенной системе находится заказчик, поскольку он платит российский НДС за генподрядчика нерезидента.Как-то вы обошли вниманием данный момент. Где в вашей схеме НДС 18%?

    2) Сложно представить, чтобы здравомыслящий владелец ИТ-проекта поставил между собой и авторами третье лицо, тем более юристов в области авторского права. В схеме заказчик-генподрядчик-фрилансер права передаются сначала от фрилансера генподрядчику, а уж затем от подрядчика к заказчику. В вашем описании создается впечатление, что через вас только платят, а права переходят напрямую.


    1. vspavel Автор
      02.08.2015 21:01

      По первому вопросу: Про НДС мы ничуть не умалчиваем. Но вы тоже не отметили, что компании-заказчики на общей системе налогообложения такой НДС могут принять к вычету, что не повлечет для них дополнительной налоговой нагрузки. Кроме того, есть ряд услуг, по которым налогового агентирование по НДС не возникает, так например при заказе переводческих услуг (поскольку местом их оказания считается место нахождения исполнителя, а не заказчика).

      По второму вопросу: передача прав происходит от субподрядчика генподрядчику, а от генподрядчика заказчику. Это полностью регламентировано нашими документами. Мы долго работали над методикой передачи исключительных прав и самих результатов работ. В настоящее время также работаем над системой escrow в отношении самих результатов работ, с использованием подключаемых облачных хранилищ, её внедрение планируется осенью.

      Относительно фобий в отношении привлечения третьего лица в передачу прав, при правильной регламентации процедур реальных рисков для заказчика в этом случае нет. Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по передаче прав через подрядчика — задавайте, мы обязательно ответим.


      1. ictlawyer
        03.08.2015 06:59

        Большинство ИТ-компаний как раз на УСН. Значит к вашим 12% вознаграждения нужно будет прибавить еще 18% НДС, который нельзя принять к вычету.

        Аргумент про услуги переводчика мне не понятен. Вы анонсировали полностью легальный сервис. Значит заказывать должны ровно то, что рассчитывают получить на выходе. В основном договоры должны касаться разработки ПО. В противном случае не понятно на каком основании у заказчика возникнут права на такое ПО.

        В итоге пока не вижу никаких особых отличий от обналички в России через меркетинговые и прочие «воздушные» услуги.


        1. vspavel Автор
          03.08.2015 09:28

          Мы понимаем, что компаниям на упрощенке работать с нами не так выгодно как тем, кто на общей системе налогообложения, но мы ищем пути снижения тарифов, чтобы стать выгодными и таким компаниям.

          По поводу переводческих услуг: у нас есть ряд клиентов — переводческих агентств, которые платят за услуги переводчиков, вот о них и была речь. А отличие нашего сервиса как раз в отсутствии «воздушных» услуг. Заказчики получают ровно то что им нужно, а не замаскированный под очередную «лидогенерацию» сервис. Так что отличие есть.


  1. feodus
    10.08.2015 12:27

    Сначала очень обрадовался, потом очень огорчился ((
    Идея супер, реализация… как обычно.

    Единственное значимое УТП, которое ваш сервис может предложить это снижение налогового бремени при работе с фрилансом в России для тех кто на упрощенке (да и вообще для всех).
    Что касается умалчивания НДС — в мобильной версии все выглядит очень шоколадно и вводит в заблуждение. Поправили бы, а еще лучше сразу говорить об этом.
    Что касается документации… не нужно сгущать краски — это все сейчас реально делать в одно рыло. Куча сервисов и свободных бухгалтеров на рынке.

    В результате получаем обнальный сервис с 30% (для УСН) с мутной передачей прав.
    Спасибо, но нет.


  1. vspavel Автор
    10.08.2015 20:09

    Про НДС — мы обязательно учтем и более подробно опишем на сайте и в калькуляторе уже в ближайший понедельник, при очередном плановом обновлении.

    По поводу вашего огорчения, мы летом не сидели сложа руки, учли опыт использования нашего сервиса, многое доработали и готовим существенное обновление сервиса.

    По поводу документации — мы не сгущаем, действительно документальная нагрузка довольно высока, мы это видим по тем издательским домам и рекламным партнерским сетям, с которыми работаем. Мы получаем обратную связь о существенном снижении нагрузки на отделы бухгалтерии и делопроизводства.

    Хочу отдельно сказать, что мы не обнальный сервис и не стремимся им стать.

    Сервис наш еще молод и мы будем рады услышать мнение о нем.


  1. feodus
    10.08.2015 20:48

    Тогда очень ждем существенного обновления ))


  1. vspavel Автор
    10.08.2015 20:50

    Спасибо за указание на недочеты, мы обязательно напишем об обновлении