Всем привет, сегодня я бы хотел рассказать вам об RC Cars, машинках на радиоуправлении. Это хобби и достаточно веселое. Лично для себя я нахожу в нем хоть какую-то долю реальности. Сидеть целыми днями клепать кнопочки на Backbone и React уже стало рутиной и надо это дело как-то разбавлять. Меня всегда тянуло к железу, роботам — к конструированию. Это конечно так или иначе пересекается с разработкой, но суховато. Сложно сказать, почему я купив raspberry pi почти 4-5 лет назад на нем так ничего и не сделал кроме простых hello world'ов. А у меня их два.
Но так или иначе теперь у меня есть настоящая железка, не только из кремния но и алюминия, карбона и пластмассы весом +5кг которая носится быстрей чем я даже хотел. Это первая статья из небольшого цикла, в ней я вкратце пройдусь по миру RC машинок. Далее будет уже конкретно по деталям, их свойствам, как собрать, обращаться и хранить свое творение.


Силовым элементом у машинок может быть электромотор или ДВС.



ДВС бывают на nitro и вроде на бензине. Из плюсов — заморачиваетесь по полной с обслуживанием и настройкой, звук, залил топливо и вперед еще кружок. Из минусов — все те плюсы которые вам не по душе.



Электромоторы в свою очередь двух основных конструкций — Brushed и Brushless. Первые по факту просто прошлый век, а вторые современные. Из плюсов лишены минусов ДВС моторов. Из минусов — аккумуляторы нужно заряжать, чтобы покататься. И поначалу будете очень долго париться с подбором параметров. Но это мы обсудим в следующих статьях, все на самом деле не так сложно. Из минусов еще можно добавить обращение с аккумуляторами. Так же обсудим детальней в отдельной статье об аккумуляторах.


Классы машинок


Существует множество различных классов, но так как мы уже взрослые, рассмотрим самые не скучные.


Buggy



Этот класс предназначен для достаточно быстрой езды по трассе. Очень часто именно этот класс пользуется популярностью в соревнованиях. На таких машинках можно и прыгать и уверенно заходить в поворот. Я на таком классе не катался, но не раз видел — выглядит очень убедительно :) Если вы хотите соревнований то этот класс для вас.


Short Course



Как по мне класс эстетически красив и очень схож по чувству, динамики с настоящими short course машинами, особенно в большом масштабе на ДВС двигателе. Идеально для пыльных трасс и пляжей. Так же частенько принимают участие в соревнованиях.


Truggy



На фотке мой красавчик. В шапке голое шасси. На данный момент это мой фаворит. По принадлежности это своего рода помесь Buggy с монстром. У этого класса большие колеса которые схожи по своим параметрам с теми которые используются на монстр моделях но при этом обладают более жесткой подвеской. Это идеальный класс если вы не можете выбрать между ПРЫГАТЬ!!! и ГОНЯТЬ!!! С этим классом вы получаете и то и другое, своего рода Fullstack. Такие машинки так же могут принимать участие в соревнованиях, в принципе поймал себя на мысли, что с любым классом можно устраивать соревнования. Просто с этим классом это будет пореже иметь официальный вид.


Существует понятие Bashing в переводчике пояснение дается такое — violent physical assault. Что в принципе соответствует описанию. Башить — это прыгать, высоко, не всегда удачно приземляться и на больших скоростях. Шасси у модели должно быть крепким. Отлететь может все, что угодно :)



Drift



Эти машинки действительно дрифтуют. Они красивые, как правило это точные копии тех или иных моделей авто. Светятся фары и всякие пиу-пиу. Единственный минус, что для них нужны хорошие трассы. Так как на асфальте с твердыми колесами дрифтовать так себе удовольствие. Но из плюсов, если такая трасса есть в вашем городе, то она скорей всего круглогодичная.


Crawlers



В сообществах ходят шутки, что это для людей постарше. Как правило crawlers это мини копии настоящих машин для поездить медленно и повозится в грязи. А так же, как и следует из названия — покарабкаться.



Существует еще большое множество классов, это были основные. Как вариант интересный класс будет Drag. Это модели для драг рейсинга и там пределов моделирования нет. Для них даже трассы соотвествующие.




Масштаб


Размеры машинок бывают разные. Самые ходовые это 1:10, 1:8, 1:5 в порядке возрастания. Я так понимаю 1:1 это реальный размер?


Чем больше масштаб тем больше комплектующие и тем они мощней и соотвественно дороже.


Моя трагга масштаба 1:8 мне обошлась примерно в:
Шасси $240
Регулятор и мотор: ~$150
Серво привод: ~$55
Аккумулятор: ~$60
Радиоуправление: $50
Итого: $550, не считая зарядку для аккумулятора которая тоже примерно $60


Детальней о комплектующих мы поговорим в следующих частях.


Где покупать


Здесь примерно так же как с компьютерами. Хотите нечто особенное и свое, особенно если вам нравится собирать вещи самим, то машинку можно собрать по частям. Для этого есть магазины как международные так и локальные. Не сочтите за рекламу. Только для информативности. Самый известный пожалуй hobbyking.com, но на нем на самом деле не такой уже и большой выбор. На нем я покупал свою шасси. На таких международных сайтах приходится учитывать налог. RC машинки дело не самое дешевое особенно если речь идет о масштабах от 1:8. По этому для начала стоит поискать локальных продавцов.


Как лайфхак рекомендую найти любителей в вашем городе и пообщаться с ними. Вполне можно встретить людей, которые не только любят данное хобби, но и пытаются что-то организовать вокруг этой темы, и с ненулевой вероятностью они могут пробить вам неплохие скидки у местных дилеров.


Где погонять



По большей части вы можете гонять где хотите. Но попробуйте поискать у себя в городе трассы. Есть немалый шанс, что кто-то сдает в аренду машинки детям и на месте оборудована неплохая трасса. Трассы под открытым небом как правило сезонные. Весна, лето, осень. А зимой любители собираются в спортивных залах школ. В принципе вам ничего не мешает кататься зимой, но стоит учитывать особенности аккумуляторов и в целом неприятный холод :) Вторым лайфхаком в этой статье можно наградить следующий совет — если вам по душе пыльные трассы с трамплинами, а в городе для RC машинок таких нет, то найдите любителей мотоспорта, даунхила или bmx и гоняйте на их трассах. Только вы сами понимаете — осторожно с этим :) Вы не хотите в кого-то влететь или испугать.


Далее будет...


  • RC Машинки: Электромоторы
  • RC Машинки: ESC регуляторы
  • RC Машинки: Шасси и сервоприводы
  • RC Машинки: Аккумуляторы
  • RC Машинки: Как я собрал свою машинку ожидания и реальность

Задавайте вопросы, с радостью на них отвечу :)


Спасибо Capacitor10n поправил опечатку
Спасибо mtkachowA за кучу правок :))
Спасибо wernisag поправил опечатку

Комментарии (56)


  1. lingvo
    01.10.2019 16:19
    +1

    Думается, что следующей статьей должен быть пульт управления и телеметрия.


    1. DmitryOlkhovoi Автор
      01.10.2019 17:16

      Покупал аппаратуру последней, так как изначально думал управлять ESC через raspberrypi pi используя JS :) Об этом я напишу либо в «RC Машинки: ESC регуляторы», либо в «RC Машинки: Как я собрал свою машинку ожидания и реальность»
      Выбор аппаратуры было самое простое. Поменьше цену, +- удобство. Так как это наземный транспорт, в управление входит газ/тормоз, лево/право. Это по факту 2 канала и они есть в любом пульте. В более дорогих версиях, проще настройка тримов (это когда по умолчанию устанавливаются значения газа или руля. Например кривые колеса можно поправить тримом руля или физически). Так же наверное последнее это акселерометр и/или гироскоп, который подруливает (я его выключил). Над телеметрией не думал, она наверняка какая-то есть, но трудно сказать зачем. Кроме вольтажа. На него у меня пищалка на аккуме и автоматика на ESC. Скорость можно отдельным gps трекером (прямо микросервисная архитектура ха). Поэтому выбор по факту сугубо из ощущений и эстетики. Остальное регулируется на ESC.


      1. lingvo
        01.10.2019 17:29

        Ну если уж делать обзор, то по аппаратуре тоже будут нюансы — возможность настройки профилей газа/тормоза, память моделей, тримминг опять же.


        А по телеметрии/обратной связи мне было бы интересно узнать про применение камер для FPV.


        1. DmitryOlkhovoi Автор
          01.10.2019 17:39

          про применение камер для FPV

          Ох это больше к чудному миру квадракоптеров наверное :))


          1. lingvo
            01.10.2019 17:44

            Про квадрокоптеры все и так знают. А вот на машинках...


            1. tretyakovpe
              02.10.2019 14:51

              Пробовал, адовая тряска не позволяет ничего разглядеть. Лениво думаю в сторону гибкой штанги, чтобы ракурс был как в играх от 3го лица.


              1. BJM
                03.10.2019 10:03

                Смотря для чего. Для краулер-стайла вполне работает. Я ставил на WLtoys A979 со снятой коркой камеру (RunCam Eagle 2) и передатчик прикрученные к банальной деревянной линейке. И все это над задней осью, так, что в поле зрения камеры попадали еще и передние колеса и индикатор заряда. По буеракам быстро скакать конечно не комфотно, но переезжая препятствия помедленнее или по более менее ровным поверхностям всё видно нормально — не укачивает. А поездки ровера по закоулкам офиса вообще хорошо зашли :-)

                Видел, что кое-кто заморочился дальше и печатал на мою же модель управляемый подвес под хэдтрекер, чтобы камера вращалась от поворота головы пилота (тыц).


          1. fmkit
            01.10.2019 18:02

            вчера был бой ;)
            www.youtube.com/watch?v=0HyK8K-PG8M
            почему подбитая машинка отворачивает свой лазер
            www.youtube.com/watch?v=8rmVPgjql64


        1. Snarky
          02.10.2019 01:15

          ФПВ на автомоделях у нас пробовали на соревнованиях во Владимире. Был заведен даже отдельный класс — GT FPV. Но не пошло. Камера стоит низко, обзорности никакой, ездить очень сложно.

          GT FPV
          image


          1. fmkit
            02.10.2019 10:45

            камера с автофокусом == Next level FPV
            www.youtube.com/watch?v=3WrnpMG0XZQ


      1. Kelsink
        01.10.2019 20:59
        +1

        Аппаратура это как раз самое сложное. Как только начинаешь ездить на соревнования, то это понимаешь.
        В свое время я имел большие проблемы с Radiolink'ом. Когда в заезде из 7 человек моя модель вдруг перестала управляться и пошла в стену на полном газе (ковровый туринг 1 к 10). В последний момент чудом удалось слегка отвернуть от стены. При стоимости модели 500+ долларов это ооочень неприятно. Ну и на полную переборку после таких ударов попадаешь, а занчит покатушки в этот выходной закончились.

        Хорошие аппаратуры (Futaba, KoPro, Sanwa) это не гироскопы и телеметрия, это поддержка цифровых сервомашинок, минимальные задержки, стабильный сигнал при наличии помех и хрошая механика. Это важно. Минимальные люфты, возможность подобрать и настроить длину хода курка, колесика, степень сопротивления пружин и т.д.

        На соревнованиях телеметрия и гироскопы запрещены во всех классах (кроме дрифта, наверное, не знаю)


        1. Snarky
          02.10.2019 00:44

          Гироскопы запрещены везде, кроме дрифта. А телеметрия запрещена только активная, с передачей сигналов коррекции обратно на модель. Пассивная телеметрия, то есть прием различных состояний — температуры, оборотов, уровня напряжения борта (для нитро) или ходовой батареи (для электро) — разрешена. Но в заезде на это всё смотреть обычно нет времени и возможности, я пробовал — отвлекает.


          1. Kelsink
            02.10.2019 01:49

            Верное замечание.

            В туринг заездах я моргнуть боюсь, какая телеметрия =D После заезда — да.
            Кстати. Если нужно, можно заставить аппаратуру читать показания.

            Пассивная телеметрия, то есть прием различных состояний

            Всегда интерсовался, а где границы?)
            Ну, например, аппаратура может компенсировать просадку аккумулятора плавно отпуская триммер газа.
            Можно делать это, через таймер, вообще не имея телеметрии. Я уже не говорю про ручной вариант.
            Можно управлять бустом — для анлима.


          1. Capacitor10n
            02.10.2019 08:30

            А не подскажите почему запрещены? То есть гироскопы — в смысле датчики угла наклона?
            Погуглил, нашел что только действительно запрещены какой то ассоциацией, а причин не нашел.
            Или запрещены механические которые могут выступать в качестве стабилизаторов? Оо
            p.s.
            Я не RC-шник, просто стало интересно.


            1. Snarky
              02.10.2019 10:21

              Гироскоп — датчик, показания которого можно учитывать в управлении. В канале руля (обычно) или в канале газа (реже), типа трекшн-контроля, облегчает управление моделью. Считается что неспортивно, потому и запрещено. На последнем Чемпионате Мира в багги из-за подозрения в наличии спрятанного гироскопа такой скандал был… Модель до винтика разобрали. Не нашли :)
              А официальные соревнования вообще крайне зарегулированы. Прописано и регламентируется практически все — от покрытия самой трассы до длины трубочек топливной магистрали и напряжения ходовых аккумуляторов модели.


              1. Capacitor10n
                02.10.2019 10:27

                Понятно спасибо.
                И тут «допинговые» скандалы :)


                1. Snarky
                  02.10.2019 10:40

                  Кстати, на допинг, в его обычном понимании, на соревнованиях не проверяют :) Поэтому ходят упорные слухи, что топ-пилоты пользуются медикаментозной поддержкой для стабилизации и борьбы с различными стрессами и нагрузками в процессе. И судя по их несколько угашенному виду на соревнованиях высокого уровня (я специально обращал внимание) — это не слухи :)
                  А так нагрузки на нервную систему высочайшие конечно… Я как то пульт вдребезги разбил от нервов. Даже два пульта, если за все время считать…


              1. lingvo
                02.10.2019 11:48

                Гироскопы — это скорей всего мини-аналоги автомобильных систем курсовой устойчивости ESP/VSC в RC-модели.
                Конечно неспортивно.


        1. fmkit
          03.10.2019 13:14

          вкладыватся в аппаратуру приходится только пользователям «глупых » аналоговых приемников, с 2013 года с появлением MultiWii,BaseFlight, iNav и подобных конфигураторов разделение аппаратуры на самолетную, вертолетную или машинки потеряло всякий смысл — все настройки в модели а от аппаратуры требуется самый простой режим без миксов


    1. fmkit
      02.10.2019 17:44

      полчаса назад задумался какой на самом деле отклик самодельной РУ учитывая вес машинки и все шестеренки, камера 60к/с не позволяет определить задержку:
      www.youtube.com/watch?v=hgexCVBYhpU


  1. xshura
    01.10.2019 16:46

    Сайт по RC моделям.


  1. old_gamer
    01.10.2019 16:55
    +1

    Эти машинки действительно дрифтуют. Они красивые, как правило это точные копии тех или иных моделей авто. Светятся фары и всякие пиу-пиу. Единственный минус, что для них нужны хорошие трассы. Так как на асфальте с твердыми колесами дрифтовать так себе удовольствие. Но из плюсов, если такая трасса есть в вашем городе, то она скорей всего круглогодичная.

    Можно синей изолентой заклеить протектор обычной дешевой «электричке», желательно, полноприводной, и будет дома по полу дрифтить очень задорно )


    1. EviGL
      01.10.2019 21:13
      +1

      На описанный в статье минимальный 1:10 масштаб нужен большенький такой дом :)
      Я пытался на MST 1:10 с brushless моторами в офисе по линолеуму ездить, всё-таки она сильно большая и излишне мощная для этого. По ровному асфальту куда лучше раскрывается.


      В итоге взял себе дешёвую Wltoys K969 в 1:28 масштабе. Она, напротив, подходит исключительно для линолеума в комнате. И можно начинать изучать азы дрифта по минимальной цене.
      Единственная беда, что ей бы пару модификаций, а под такой масштаб приходится всё изобретать, ассортимента готовых деталей нет.


      1. old_gamer
        01.10.2019 21:48

        Я когда увлекался, полно было всего на 1:18. Довольно универсальный в этом плане формат. Для улицы была на ДВС модель на титановом шасси с обгонной муфтой вместо центрального дифференциала, а для дома электрические машинки из пластика. Но честно говоря, не зацепило, наверное, компании не нашёл ))
        Так и остались самые яркие впечатления от хобби — пластиковая электричка с изолентой на колёсах дома ))


  1. vlreshet
    01.10.2019 17:02

    купив raspberrypi pi почти 4-5 лет назад на нем так нечего и не сделал кроме простых hello world'ов
    А в итоге нет желания сделать свою машинку на raspberry? В плане полностью своего радиоуправления, управления двигателями, и тд.


    1. DmitryOlkhovoi Автор
      01.10.2019 17:18

      Я пытался, расскажу об этом :) В целом получилось, но в итоге понял, что надо хотя бы обычную собрать.


    1. nochkin
      01.10.2019 17:23

      По какому каналу на Pi управлять? Не WiFi ведь. Думаю, на скоростях этих buggy/truggy особенно задержки будут ощущаться.
      На Pi интересно делать более медленный транспорт.


      1. DmitryOlkhovoi Автор
        01.10.2019 17:37

        Либо WiFi, либо покупать радио по типу xBee. Но получается их нужно два, для передачи и приема. По этому я пришел к выводу, что лучшее решение будет научится работать с радиоприемником который идет в комплекте с аппаратурой. И управлять с его помощью Pi, которая в свою очередь будет управлять ESC. Но и тут будут нюансы, управлять ESC напрямую через Pi, не очень классное занятие. Надо ардруино наверное, Pi тут оверкил и слишком хайлвл по своей природе. И в итоге, непонятно зачем это делать, так как подключив радиоприемник напрямую к ESC, у тебя готовая машинка :)) Вообщем это больше для экспериментов

        Думаю, на скоростях этих buggy/truggy особенно задержки будут ощущаться.

        Это все надо пробовать на практике, вот фишка железок, что на бумаге считаешь одно, а на практике все не так плохо или даже лучше, чем думал :)


        1. nochkin
          01.10.2019 17:47

          XBee тоже задержки не для скоростей таких машин.
          Самые низкие задержки именно с нормальной аппаратурой, которая предназначена для этих дел, конечно.
          На Pi есть вроде PWM выходы, которых должно быть достаточно для ESC. Но возможно отдельным МК будет проще это крутить. Я делал на ESP8266, но задержки ограничили применение только для медленных «танков», а не для гоночных моделей.


        1. yatanai
          01.10.2019 22:15

          Или сделать жуткую штуку с FPGA. Даже на 4 циклонах сделать АМ/FM не проблема :D, а ещё можно параллельно подключить какой-нить amber ARM, чтоб обрабатывать что нужно. Проблема что это всё надо знать и разработать…
          Думаю в таком случае можно придумать что-то с минимальными задержками…


        1. fmkit
          01.10.2019 22:30
          +1

          я прикрутил SI4432 к полетному контроллеру NAZE32, подправил чуть INAV V1.3 на работу с двумя H-bridge, купил тележку «arduino» за $10 и готова машинка с автопилотм (GPS), rc response 3-4ms! затраты ниже $40 www.youtube.com/watch?v=izvBDiMOt6Y


  1. fmkit
    01.10.2019 17:39

    Брашед мотор больше подходит на crawlers и танки а также для домашних роботов особенно если нужна точность и не нравится противный визг от брашлес, мы играем ЛазерТаг на FPV машинках брашед позвляет точно прицеливатся


    1. DmitryOlkhovoi Автор
      01.10.2019 17:40

      Есть же sensored brushless, они умеют медленно кататься


      1. nochkin
        01.10.2019 17:49

        На тех скоростях и применениях sensored brushless неоправданно дорого получаются.


  1. VBKesha
    01.10.2019 17:49

    Brushed и Brushless. Первые по факту просто прошлый век, а вторые современные.

    Да что первое что второе прошлый век(ладно вру Brushed позапрошлый). Просто Brushless сложней в управлении был, поэтому до появления доступных и распространенных контроллеров оборотов(ESC) нужных размеров, их не использовали в данной области.


  1. megaDRONe
    01.10.2019 18:03

    Класс! Я вот тоже думаю попробоваться заняться этой темой, еще и сына привлечь :-)


    1. xshura
      01.10.2019 20:12

      Обязательно пробуйте.
      Вы для сына станете старшим или даже младшим братом (пап, ты че, в детство ударился?) :).
      Готовьтесь к материальным затратам, т.к. проф. аппаратура не копейки стоит.
      У меня аппа начального уровня и есть «слойка», которую сам собрал (самолет из подкладки для ламината). Вернее их было три, пока учился летать :)
      Иногда летаю, классно, но страшно — вдруг опять разобью.
      С машинками в этом плане полегче.


      1. Snarky
        02.10.2019 01:26

        Я попробовал привлечь сына :) Его не зацепило, а я остался… Вот уже десять лет как. Постепенно дошел до высоких уровней, участвую в различных соревнованиях в России, СНГ и Европе, ради соревнований доехал даже до США :)
        Но это, конечно, уже не дворовые покатушки, это уже уровень сугубого спорта, с соответствующими расходами. Но покатушки на поляне или во дворе не идут ни в какое сравнение с эмоциями и удовольствием от участия в соревнованиях.


      1. VolodjaT
        02.10.2019 14:36

        Вы для сына станете старшим или даже младшим братом (пап, ты че, в детство ударился?) :).

        Это что то плохое?
        Папе годится только на работе зарабатывать?


  1. Stantin
    01.10.2019 21:39

    А где все описанные модели и их части обычно покупают?


  1. Kelsink
    01.10.2019 23:20

    Мелкие замечания.
    1) Если хотите реже ломать модель — катайте на специальных площадках. Покатушка во дворе часто заканчивается поломкой. На трассах есть отбойники и, как правило, убираются все возможные углы, зацепы. Простое касание стыка бордюра на скорости и рычаг\диск надо менять.

    2) Багги\трагги — это не для двора. Нет защиты колес. Высокий шанс сломать рычаги, спойлер, бабочку. ШортКорс гораздо крепче за счет бамперов и большого корпуса. На совревнованиях в класе шортов можно толкаться бочиной. Очень веселое зантие — скинуть конкурента с трассы или отжать траекторию.

    3) Модельный пластик не любит холод. Особенно HARD версии. Ковровые спортивные модели начинают крошиться уже при температурах меньше 20 градусов.

    4)

    Электромоторы в свою очередь двух основных конструкций — Brushed и Brushless. Первые по факту просто прошлый век, а вторые современные.
    Тем не менее почти все crawlers будут именно коллекторными. Специфика. У них больше момента на низких оборотах.

    5) К стоимости модели стоит сразу добавить поцентов 20 как минимум. Моделька будет ломаться. В ней надо менять подшипники, обслуживать амортизаторы (в них силикон), geerBox'ы, дифференциалы (в них тоже силикон, но разной вязкости). На асфальте резина очень быстро кончается. Она вообще очень быстро кончается. Все это не любит воду и грязь.


    1. vlreshet
      02.10.2019 09:10

      geerBox'ы
      Оо, кстати, хотел спросить — а как обстоит дело с КПП на машинках с ДВС?


      1. Snarky
        02.10.2019 10:27

        Двухскоростные КПП есть на нитро-шоссейках, участвующих в соревнованиях на асфальтовых трассах… Автоматическая центробежная. Вторая передача подключается по достижении определенных оборотов двигателем.


        1. vlreshet
          02.10.2019 12:14

          А даже односкоростная кпп — как со сцеплением? Автоматически включается при команде ехать? Или что-то вроде вариатора?


          1. Snarky
            02.10.2019 12:28

            на валу двигателя закреплен узел сцепления — маховик с кулачками, расходящимися под действием центробежной силы. Разжимающиеся кулачки прижимаются к колоколу сцепления, выполненным конструктивно с шестеренкой, передающей движение на трансмиссию.


    1. lingvo
      02.10.2019 10:13

      1) Если хотите реже ломать модель — катайте на специальных площадках.

      ИМХО важнее правильно выбрать модель. Мой первый багги был нонейм и абсолютно пластиковый и сравнительно дешевый. Так я его замахался ремонтировать после каждой покатушки. Очень быстро начал хрустеть дифф.
      А потом я купил б/ушный (!) Traxxas e-revo и забыл о поломках вообще. Машинка неубиваемая.


      Так что тут правило "скупой платит дважды" работает в полной мере.


  1. Zmiy666
    02.10.2019 07:21

    Эх… круто. Сейчас все что нужно, можно купить или заказать в хоббишопах.
    Помниться когда мы в деревне хотели поиграть в машинки, нам приходилось делать их самим. Про радиоуправление никто не слышал, точней видели на картинках в журналах и по телеку. Поэтому управление было проводным. Поскольку провода купить было нельзя (до ближайшего радиомагазина 320км) то мы искали по деревням старые телеки и выдергивали провода и прочие элементы с них, а провода там короткие, так что управляющие-питающий кабель связывался из кучи разных проводов, чтоб было хотя-бы метра три. Пультов тоже взять негде было, поэтому выстругивали из дерева и присобачивали к ним самопальные кнопки, рычаги, тумблеры и тд. Сами машины тоже напоминали поделки орков из вахи. Из доступных материалов — дерево в разном виде и элементы из выпотрошенной техники магнитофоны, проигрыватели пластинок, особо невезучие детские игрушки — за моторчики реально шла битва. Когда был совсем туган — делали моторы сами (благо тонкой медной проволоки и магнитов динамиков в телеках было прилично), но они были фиговые. Шестеренки в основном от часов, но они там все разные, поэтому обычно потрошили несколько будильников. В качестве батареек — использовали аккумуляторы от мотоциклов часто убитые в хлам, они влезали в противогазную сумку, которую перешили в рюкзак, тяжело конечно, но хоть не от машины. Хватало такого аккумулятора на час максимум, зато их было много — дядька друга привез их с какого-то мотокружка, хотел на грузила для рыбалки поплавить, но руки не дошли, а там и мы до них добрались. Двух одинаковых машинок не было, чтоб они смотрелись круто в ход шло вообще все, что находилось на помойке. особо ценились пивные банки из тонкого люминя. А кому везло меньше, использовали банки консервные. Колеса делались из всего круглого — начиная от детской игрушки — пирамидки из колечек и спилов дерева, и заканчивая колесами от сумки тележки и от коляски (нам за них влетело потом) амортизаторы-пружины наматывали сами или использовали от разной электротехники. Полуоси и прочие элементы названия которых мы тогда не знали (ага, в качестве учебного пособия была методички по ремонту тракторов Белорусь и ДТ, где половина страниц отсутствовала, а на на остальных были характерные круги и пятна от закуси) делались из пластика, дерева и железа… но железо тяжелое, напильник и пила по металлу была одна на всех так что точили только самые нагруженные элементы… что это за элементы — выяснялось в ходе испытаний.
    Соревнования… соревнования были трех типов… забег на скорость — тут приходилось бежать за своей машинкой по трассе Но недолго, благо обычно сразу становиться ясно чей пепелац быстрее. Соревнование типа ралли — когда недалеко от деревни, например на заброшенной стройке выбирался участок местности и надо было его преодолеть, не поправляя машинку. По траве, лужам, камням, пыли и тд. Весьма сложно, ведь надо было еще и маршрут выбрать.
    Ну и третье простое месилово… в машину сажалось куриное яйцо и задача была используя силу машинки расколотить яйцо в машинке противника и сохранить свое. Посему яйца обрастали системами безопасности, а машины средством нанесения ущерба… это сильно напоминало бои роботов, которые я как-то видел на дискавери…
    Вобщем вот такое было развлечение… сейчас такое увы уже никому не интересно, а все части машинок можно и купить в магазе)

    Один из первых агрегатов, следующие были крупнее и совершеннее, а этот сохранился просто по тому, что я сделал его ближе к концу лета и забрал с собой в город, где он и пролежал 23 года в коробочке в шкафу (нет внешнего корпуса и ремни из резинок давно сгнили и осыпались трухой) IMG-20191002-071049
    мне тогда вроде 10 было)


    1. EvgeniyNuAfanasievich
      02.10.2019 08:39

      Это похоже на безумный Макс на минималках.


  1. PendalFF
    02.10.2019 12:22

    Если тут есть энтузиасты, которые загорелись попробовать — готов подарить Pilotage mini monster 2. Был косяк вроде с ESC на газ, но уверен что легко поправимый, просто у меня туда явно руки уже не дойдут. Полный привод, обе оси поворотные.
    Кто надумает — пишите в личку, если будет более одного надумавшего, не обессудьте отдам первому кто обратится. Сам нахожусь в Самаре, могу отправить почтой.
    Выглядит так image


    1. PendalFF
      02.10.2019 14:46

      Есть победитель. Поздравим тов. knxx


  1. nitso
    02.10.2019 13:49

    Тема он-роада (туринг и дрифт) совсем не раскрыта.


    Туринг — кольцевые гонки на "шоссейных" моделях. Самый популярный класс — "ковровые" (трассы размечают на ковролине) полноприводные электро в масштабе 1:10.


    Дрифт — перерождение туринга.
    Изначально на шоссейные модели устанавливали твердые покрышки (например, пластиковые), чтобы понизить сцепление с поверхностью. Сейчас этот класс достаточно активно развивается — проектируются шасси, отличающиеся по геометрии от классических шоссейных в угоду специфики дрифта, но в самом популярном сегменте суть аналогична турингу — полноприводные "электрички" в масштабе 1:10.
    Отдельно хочу упомянуть класс RWD (Rear Wheel Drive) и CS (Counter Steering). В первом случае привод только на задние колеса, шасси существенно отличается от классического шоссейного: двигатель или батарея в заднем свесе; как правило, обязательно используется гироскоп. CS — фактически полноприводное шасси, но задние колеса вращаются быстрее, по поведению машинка где-то посередине между полным и задним приводом.


    Украшательства и визуальная проработка — это, пожалуй, особое направление хобби. Фары, поворотники, ливрея (sic!), звуковое сопровождение, и т.д.


    Вполне реально собрать любительский "конфиг", на котором комфортно и дрифтить, и ездить по кольцу — можно сэкономить в начале пути, понять, что по душе.


    И, на последок, когда речь стоит о покупке модели, начинающие могут ошибиться и купить игрушку, совсем не приспособленную к "хоббийной" эксплуатации, т.е. не поддающуюся дальнейшему тюнингу, апгрейду, да и вообще ремонту. Я выделил один очень явный признак, который позволяет разделить радиоуправляемые масштабные машинки на эти два класса, это — пропорциональное управление. Видишь дискретное управление (кнопки лево-право, газ-тормоз на пульте) — это точно игрушка, не стоит даже смотреть в эту сторону, если думаешь о чем-то серьезном. Видишь пропорциональное управление — можно уже смотреть и изучать, что это за зверь.


    P.S. в контексте Хабра самой интересной могла бы быть статья про аппаратуру управления (и передатчик, и набортную) — тут есть и OpenSource наработки, и возможность сборки "конструктора" из разных модулей на самой модели.


    1. lingvo
      02.10.2019 14:01
      +1

      Видишь пропорциональное управление — можно уже смотреть и изучать, что это за зверь.

      Ну производители-то тоже поднатужились и пропорционалку уже можно встретить во многих модельках из магазина игрушек.
      Так что даже тут надо изучать признаки отличия "хобби" от "профессионала". Как минимум снять кабину и посмотреть, выполнены ли серва, приемник и ESC на отдельных дискретных компонентах, а также пульт — нужно хотя бы чтобы он имел возможность выбора/ограничения максимального газа


  1. JustSaintMike
    02.10.2019 15:56

    Спасибо автору, давно по тематике статеек на хабре не видал)


  1. fmkit
    02.10.2019 16:20

    А кто-нибудь может предложить вариант бесшумной машинки? — для съемки животных


    1. nitso
      02.10.2019 18:43

      Из готовых RC-компонентов вряд ли получится собрать что-то достаточно тихое. Даже если по-максимуму убрать механические шумы (дребезг элементов конструкции, шум редукторов), останется высокочастотный шум (писк) от электроники и двигателя.


      Теоретически, существующие контроллеры шаговых двигателей (например, используемых в 3d-принтерах, вроде tmc2130) работают достаточно тихо, можно попробовать организовать "танковый" привод с помощью двух шаговых моторов. Но это точно не готовое решение.


      Все равно у животных достаточно хорошо развит слух и зрение, чтобы свести попытки решить вопрос технически на нет.


      У BBC есть серия фильмов "Spy In The Wild", в которых они строят подвижные макеты (чучела?) животных для съемок. Звуки передвижении они издают индустриальные, но хорошо замаскированы.


      1. fmkit
        04.10.2019 20:16

        решил проблему: обратил внимание что когда прицеливаешся и IMU ограничивает ход машинка поворачивается почти бесшумно, теперь сигнал с микрофона также включен в loop стабилизации — шум выше установленного предела и PWM на H-bridges падает. Машинка приобрела свойства хамелеона ;) (сам снимал)