В 1991 году всё больше игр выходило с поддержкой VGA, хотя за EGA ещё держались и не так много игр именно требовали VGA. Для меня же в 1991 начинался период отлучения от РС. Регулярному доступу приходил на смену эпизодический, гораздо больше времени начал проводить за MSX в школе. На РС же, к которым был доступ, был паскаль, а не игрушки. Это тоже было интересно, но всё же проходило по другому ведомству.


Деревянные игрушки, часть четвертая — 1990
Деревянные игрушки, часть третья — 1989
Деревянные игрушки, часть вторая — 1986-1988
Деревянные игрушки, часть первая — 1982-1985

Another World

Out of this World для американцев. Довольно короткая игра, которая здорово удлинялась тем, что на каждом экране вас хотели убить. Кучей способов. Но всё равно было интересно — красивая графика, плавная анимация, бессловесный сюжет.



Sid Meier's Civilization

Игра из тех, что я отношу к категории вечных. И, не смотря на всякие там пятые и шестые части, количество часов, наигранных в первую, всё равно больше. И продолжает увеличиваться, даже на планшете стоит. Правда там играть не особо удобно, но терпимо.



Crisis in the Kremlin

Слегка запоздавшая идеологическая диверсия — в год выхода игры СССР уже развалили. А так — игра начинается в 1985, вручаются бразды правления СССР, движки управления бюджетом и сыплющиеся один за другим кризисы. Голод, Чернобыль, забастовки, распад страны… При этом сообщение о голоде в СССР сопровождается новостями о том, что «в США навсегда победили голод». До 1991 кризисы историчные, а дальше начинается фантазия и повторение старого. Чернобыль у меня несколько раз взрывался. Развал страны тут неотвратим, можно лишь чуть-чуть оттянуть. А с отделением республик уменьшается бюджет, приходится урезать траты, новые кризисы — и опять кто-то отделяется. Мой рекорд — где-то до 2040 дотянул, оставшись с одной Московской областью в итоге.



Dangerous Dave in the Haunted Mansion

Dangerous Dave. Не первый в серии и не последний. Но для многих — первый и единственный. Ружьё с восемью патронами в обойме, враги, которые убивают разными — и показываемыми крупно — способами и дом с привидениями. Что ещё надо для хорошей игры?



Jones in the Fast Lane

Простенький симулятор карьерного роста. Учишься, работаешь, продвигаешься вверх по должностям. Цель — набрать сколько-то очков. Игра так себе, но вытягивалась многопользовательским режимом за одним компьютером.



Commander Keen 4: Secret of the Oracle

Кинов было шесть, но мне запомнился именно четвертый. Не особо навороченная, но затягивающая аркада.



Lemmings

Надо провести толпу неведомых зверушек к выходу. Зверушки постоянно прут вперёд. Сотни уровней оригинальной игры, дополнений и продолжений. Когда зверушки особо доставали своей тупостью, на помощь приходила кнопка «всех взорвать нафиг».



Metal Mutant

Игра от Silmarils. История приключений роборотня — киборг-динозавр-танк. С разными возможностями, на чём основаны головоломки в игре. Дополнительные способности приобретаются картриджами по пути, а финальная битва — просто быстрая демонстрация высвечиваемых на экране способностей. Ну и концовка в духе Дьябло.



Boston Bomb Club

Другая игра от Silmarils — у них вообще было много игр с интересным игровым процессом. Не всегда хороших по исполнению, но задумка обычно была неплоха. Тут — поле с препятствиями, через которое надо провести бомбу с горящим фитилём. Кроме самого поля зрители мешаются, переключая ловушки на поле.



Paperboy 2

Цель — доставить газету подписчикам в паре кварталов. Сложности — газету надо метко кинуть в ящик. Если не попал, то к следующему уровню подписку отменят. Ну и по пути мешаются всякие там машины, газонокосилки, собаки, пушки, зомби, монстры из канализации и прочие ежедневные напасти обычного развозчика газет.



Prehistorik

Забавная аркада. Цель — наполнить желудок, убивая и поедая врагов.



Scorched Earth

Игра шла с подзаголовком «The mother of all games». Было много реализаций, но эта — до выхода Worms — была самой популярной. Поле, несколько танков перестреливаются по очереди. Несколько видов оружия, влияние окружения (ветер, гравитация, границы экрана, ландшафт) делали игру очень интересной, не смотря на простенькую графику. Цвета были принесены в жертву разрешению. С компьютером было играть не интересно, он либо снайпер, либо очень тупой — не смотря на десяток различных видов AI. С людьми было в разы интересней.



Space Quest IV: Roger Wilco and the Time Rippers

Четвертая часть Space Quest, теперь в VGA и с мышиным управлением. В этом же году было переиздание первой части в VGA, а вот вторая и третья не удостоились.



Supaplex

Та самая реализация Boulder Dash, за которой было проведено очень много времени. 111 встроенных уровней, а потом и самодельные пошли.



Wing Commander II: Vengeance of the Kilrathi

Вторая часть Wing Commander'a — ещё больше сюжета при том же количестве симулятора.



Личный «золотой фонд»:

Another World
Civilization
Dangerous Dave
Supaplex
Wing Commander II


На ноуте работают все, разве что Wing Commander'у опять хочется компьютер помедленней.
А у supaplex'а нету нижней информационной панели. Вообще, видеокарта у ноутбука не такая уж совместимая со старыми игрушками.

Не до невозможности играть, как у некоторых бывает, но в некоторых местах есть такие вот графические артефакты.

Комментарии (60)


  1. Deaddy
    02.10.2019 08:05

    Ооо! Скорч! Самое интересное было, когда собиралось играть человека 4 как минимум. Там было все — подкуп, политика, альянсы, предательства… «Игра престолов» отдыхает )
    Сколько человеко-часов убито было…


  1. mtkachowA
    02.10.2019 08:48
    +1

    Даааа! Помню, в Dangerous Dave было жутко интересно посмотреть все анимации смертей, но не хотелось начинать заново. А вот Supaplex кажется до боли знакомой, но не помню чтобы я в нее играл.


    1. DieSlogan
      03.10.2019 17:58

      Там был прикол, все уровни в папке были линейными и можно было просто переименовать пятый уровень в первый


  1. vp1000
    02.10.2019 09:13

    Почему то из этих запомнилась Metal Mutant. По тем временам казалась очень крутая графика. Правда и тормозило все ужасно.


    1. Alexey2005
      02.10.2019 11:03

      А ещё там была защита от пиратства, чрезвычайно эффективная в условиях отсутствия Интернета. Из-за неё я так и не смог пройти эту игру, потому что там на определённом этапе надо ввести фразу с определённой страницы руководства, которого, конечно, ни у кого на руках не было.
      Впрочем, к тому времени, как «пароль» понадобился, игра всё равно успела наскучить: этот комплекс, выполненный в ядовито-сиреневых тонах, представлял собой лабиринт, по которому приходилось очень долго ползать туда-сюда в поисках пропущенных путей и предметов, без которых не продвинуться дальше.


      1. aik Автор
        02.10.2019 11:31

        Слова из руководства в то время были стандартной защитой. Потому почти к каждой игре прилагался кряк.

        На счёт же однообразия — да, это беда всех игр Silmarils, в которые я играл. Через некоторое время механика начинает доставать.


        1. JC_IIB
          02.10.2019 12:17

          У Silmarils была еще такая игра Colorado. Подбирать предметы и заряжать ружье я там научился далеко не сразу, поэтому ходил только по начальным экранам :)
          А Metal Mutant да, я застрял на уровне-заводе (который после сиреневого лабиринта). Там, видимо, нужен был какой-то предмет, чтобы пройти дальше.


      1. goodbear
        03.10.2019 00:58

        Это первая и единственная игра ради которой я запустил отладчик и подправил код перехода, в результате прошел до конца. Более того, она была на французском, но это тогда не смущало. Самым сложным испытанием было подобрать правильную мелодию на писи-спикере.


    1. Eldhenn
      02.10.2019 12:09

      Как. Из него. ВЫЙТИ?! Ну сейчас-то можно закрыть окошко досбокса, а тогда приходилось перегружать компьютер. Как из него выйти?


      1. aik Автор
        02.10.2019 12:52

        Стандартные кнопки не работают.
        Но вообще это беда многих ранних игр, из многих резетом выходить приходилось. Ну или через CAD.


  1. Victor_koly
    02.10.2019 09:31

    Играл в каких-то более новых «Леммингов», кажется осенью 2002 года.


  1. LoadRunner
    02.10.2019 10:13

    Встречал более современный Supaplex — с поддержкой большого разрешения и современных OS, но те же уровни. Возможно, просто энтузиасты написали свой движок, взяв те же карты уровней.


    1. LordDarklight
      02.10.2019 10:52

      ИМХО, Rockford как-то поинтереснее был, чем Supaplex, хоть и вышел в аж в 1987 году (там было аж 4 графически отличных набора карт, и разное число стратегий прохождения, но самих уровней было меньше)


      1. Oldster
        02.10.2019 22:28

        О сколько времени было потрачено на эту игру!


      1. DieSlogan
        03.10.2019 18:00

        Над некоторыми уровнями там пришлось изрядно поломать голову.


    1. aik Автор
      02.10.2019 10:53

      Было переиздание. В стиме в продаже есть.


      1. inferrna
        02.10.2019 11:19
        +1

        В убунте есть набор игр на одном движке под названием «Rocks'n'Diamonds». Там помимо оригинального Supaplex и Boulder Dash есть даже Зельда.


        1. npocmu
          02.10.2019 12:57

          Rocks'n'Diamonds есть также и под Windows и Mak. И там внутри реально куча старых игр. В том числе сокобан.
          Родной сайт https://www.artsoft.org/


          Недавно проходил в Rocks'n'Diamonds supaplex по новой — игра не стареет!


      1. LordDarklight
        02.10.2019 11:22
        +1

        Именно Rockford там я не нашёл — как-то видел на андрой инди самопал — но он был так себе — о нашёл Digger must die! не знаю причём здесь Digger ;-)
        image
        Хотя на Rockford всё-таки не до конца похоже — мне кажется всё-таки я видел что-то ещё

        А вот ближе к теме Super Cave Dash
        image

        Там есть ещё
        Diamond Mine
        image

        The Gem Hunter


        Digger Dash X
        image

        бубны
        image

        Разрушитель камней


        Разные Supoplex'ы например
        Supaplex
        image

        Ну, и Boulder Dash-30th Anniversary
        image

        А в steam маркете только относительно похожие:

        Pushcat 2015 года
        image

        GET THE GEMS 2016 года
        image

        Ruby Hunter 2107 года
        image

        Diamond Caves 2018 года
        image

        Cat-o-Combo! ещё не вышла в 2019 году :-(
        image

        … Ну, и ремейки Supaplex
        image

        Hyperplex 3D
        image

        и BOULDER DASH
        image


        1. aik Автор
          02.10.2019 11:25

          Я про супаплекс отвечал.


          1. LordDarklight
            02.10.2019 13:00

            Supaplex в Steam весь платный (при том что оригинал был бесплатным). Проще на мобильной платформе в бесплатные версии поиграть! Хотят тут кому что удобно.
            Современный BOULDER DASH не нравится как выглядит ни для персоналок ни для мобильных платформ (в отличии от ремейков Supaplex).
            А, вот, «Cat-o-Combo!» выглядит многообещающе — может и куплю в Steam — как выйдет


            1. aik Автор
              02.10.2019 13:13

              при том что оригинал был бесплатным

              Изначально всё же нет, вполне коммерческая игра. У него даже защита от копирования есть.
              Его потом уже отпустили на свободу.


        1. inferrna
          02.10.2019 12:16

          Учимся убирать картинки под

          спойлер
          image


          1. LordDarklight
            02.10.2019 12:55

            Спасибо за подсказку приму к сведению


  1. inferrna
    02.10.2019 10:30
    +1

    у supaplex'а нету нижней информационной панели
    она у него скрывалась, пробелом, кажется.


    1. aik Автор
      02.10.2019 10:54

      Там либо черную полосу показывает, либо графический мусор какой-то.
      Так что сомневаюсь, что в пробеле дело.


      1. mistergrim
        03.10.2019 01:37

        Вы играли в оригинал или в speedfix? Там многое поправлено. Ну и ключами запуска можно побаловаться.
        Вообще говоря, игра про VGA знает, и использует его возможности.

        Алсо, уровни делал инопланетный интеллект. Каждый на отдельную игру тянет.


        1. aik Автор
          03.10.2019 06:49

          В оригинал, насколько понимаю.
          Про VGA знает. Но это не единственная игрушка, которая у меня мусор на экране показывать может, потому я больше всё же на видюшку грешу.


    1. vesper-bot
      02.10.2019 13:47

      Как-то точно скрывалась, но пробелом колобок "лизал" в сторону от себя без смещения. Может Enter'ом?


  1. Alexey2005
    02.10.2019 11:06
    +2

    Отсюда вывод: если кто-нибудь возьмётся делать Crisis in the Kremlin 2, то разработку нужно начинать сильно заранее, чтобы на этот раз уж точно не опоздать.


    1. aik Автор
      02.10.2019 13:15

      В стиме римейк имеется. Правда туда дополнительно навертели чего-то.


    1. Pafnutyi
      02.10.2019 13:57

      Результат всё равно будет один — останется только Неризиновск ))))


  1. LordDarklight
    02.10.2019 13:57

    Commander Keen 4: Secret of the Oracle — действительно, лучшая часть всей серии. Именно с неё я и познакомился с Командиром Кином. С первыми 3-мя (3+1/2) частями (вышедшими на год раньше на боллее простом движке) — я познакомился только около 10 лет назад, когда поиграл в них на эмуляторах (в т.ч. для мобильной платформы). Но именно 4-ая была самой интересной, красивой, а 5 и 6 части ей сильно уступали — особенно 6. Кстати, 6-ая часть не долджна была стать последней — должна была выйти как минимум ещё одна игра Commander Keen in The Universe is Toast! (или даже целая стройка — т.к. Кин в основном выпускался триадами, объединёнными единым сюжетом приключения, хотя 6 часть немного выбивается (и реально предшествует событиям 5 и 4 частей) — и история последней триады (реально 4 и 5 частей) осталась незаконченной). Эти эпиходы были выпущены уже фанатами как моды к 4-му и 5-му эпизодам — вот тут про всю серию включая неофициалки.

    А тут на хабре — инфо об исходном кодах отдельной части 3.5 Commander Keen in Keen Dreams — выпущенной вне осноного цикла, скорее как тестовая версия для нового движка — вся мощь которого расскрылась в 4-ой части (на самом деле Кармак сразу хотел что-то подобное делать в 1-ой части — но мощности железа тогда ещё не позволяли — начало 90-х эпоха гиперазвития компьютерноного железа, особенно видеоподсистемы).

    Ну и есть неофициальный эмулятор (или, скорее полностью переписанный код — там что-то комбинированное) Всех частей и некоторых модов Кина для разных платформ, в т.ч. мобильной — Сommander Genius (там же есть и пакет улучшения графики, а так же, есть МУЛЬТИПЛЕЕР).
    Версия Play.Google
    image

    Исходники на GitHub

    Вернее они уже переехали на GitLab


  1. pda0
    02.10.2019 14:05
    -1

    в год выхода игры СССР уже развалили
    Опасная формулировочка. :-D
    image


    1. Victor_koly
      02.10.2019 14:31
      -1

      СССР не распался сам по себе. Развалили его как внутренние, так и внешние причины.


      1. pda0
        02.10.2019 14:54

        Это не отменяет того, что тема для многих больная до сих пор. Даже с вашей формулировкой многие бы не согласились, изо всех сил утверждая, что это были только внешние силы или только внутренние (по указке внешних).


    1. aik Автор
      02.10.2019 17:09

      Вчера была страна, а сегодня не стало — так не бывает.
      За любыми изменениями стоят люди. А раз люди — значит развалили.

      Дальше обсуждать не буду.


  1. Slavik_Kenny
    02.10.2019 14:49
    +1

    Все ждал, будет упоминание Warlords или нет…
    Неужели вы не застали эту игру?


    1. aik Автор
      02.10.2019 17:05

      Застал, но решил не упоминать по недостаточной значимости. Хотя в изначальном списке она всё же была. Про вторую часть упомяну. Но это уже в 1993.


      1. LordDarklight
        02.10.2019 17:24

        Жаль не упомянули — хорошая была игра, известная в определённых кругах


      1. DoctorStein
        03.10.2019 11:46

        Мы в первых рубились запоем, а вторые уже как-то не очень


  1. LordDarklight
    02.10.2019 17:23

    Помимо, упомянутой в первой части статьи, игры Xonix была ещё игрушка начала 90-х, где так же надо было очерчивать прямоугольные области экрана. Но графика намного круче (не знаю EGA или уже VGA, наверное, всё-таки, eщё EGA — хотя VGA был выпущен аж в 1986 году — в неё я играл на VGA мониторе и видеокарте). Отличительной особенностью (помимо красивой графики) были меняющиеся стили уровней (и соответственно вся графика и монстры), наличие на уровнях, помимо рядовых врагов (которые погибали если попадали внутрь очерченного прямоугольника), больших боссов, занимавших заметную площадь и которых нельзя было убить (как раз их и надо было ограничить минимальной областью для прохождения на следующий уровень, и с каждым уровнем – всё меньше). И Босы могли периодически стрелять. А при задевании незавершённой линии – по ней бежал снаряд – и если успевали её дочертить – то всё было ок, а не успевали – теряли жизнь! Ещё, при «откусывании» определённых частей, можно было получать разные бонусы – например для временной заморозки противников или ускорение своего движения, или лазерную пушку…
    Похожим клоном является Xoid

    Xoid скриншот
    image


  1. axe_chita
    02.10.2019 18:25

    Цивилизация затягивала, и «еще один ход» приводил к ситуации, что вроде только что было «еще детское время», к офигиванию «блин… завтра рано работу» глубоко за полночь.


  1. TigerClaw
    02.10.2019 20:48

    Кстати в Wing Commander 2 играл достаточно поздно. Точно был уже пень. Возможно замедлял процессор.


  1. Oldster
    02.10.2019 22:43

    Леминги… Сколько было потрачено часов после уроков, чтоб поиграть в них.


  1. glycol
    03.10.2019 10:04
    +2

    Была еще вторая часть Prehistoric, но наверное на несколько лет позже, прошел всю, крутейшая была игра, очень много времени было на нее убито. И еще игра Ugh!


    1. aik Автор
      03.10.2019 10:12

      Ugh будет, а вот второй части prehistoric — нет. Он был на дискетке, которая оказалась дохлая. Так в итоге в него и не поиграли.


    1. mtkachowA
      03.10.2019 11:05

      Присоединяюсь. В первый Prehistoric не играл, а вот во второй наиграно дофига времени. Но так и не получалось пройти его до конца.


  1. nowfine
    04.10.2019 06:49

    Играл во все эти игры. Больше всего впечатлился «another world», буквально пару лет назад вспомнил о ней и решил снова поиграть. Потратил пол часа до конца… И несколько месяцев будучи совсем ребенком.

    И еще эта цивилизация единственная, которая зашла как надо. ни в одну другую доиграть я так и не смог.


    1. aik Автор
      04.10.2019 06:59

      Another world да, так-то короткий. Недавно переиздание выходило, кстати.
      Ещё, насколько знаю, было то ли продолжение от ли приквел о приключениях инопланетянина, которого из клетки спасаешь.

      А цивилизации я во все играл, всерьёз — в третью и пятую. Но в первую всё равно больше наиграно.


      1. JC_IIB
        04.10.2019 11:07
        +1

        А мне почему-то больше всего нравился вариант Цивилизации про Америку — Колонизация.


        1. aik Автор
          04.10.2019 11:10

          Одно другому не мешает. Колонизация тоже хороша была, но она всё же менее глобальная и быстрее заканчивалась — была близкая и понятная цель, объявить независимость и отбиться от сил вторжения.


          1. JC_IIB
            04.10.2019 11:14

            Тем и подкупала. Я в 4Х не очень хорошо умею, народ вон в Стелларис играет и доволен, а мне скучновато :(


            1. aik Автор
              04.10.2019 11:29

              Первая цивилизация на фоне многих 4Х кажется маленькой песочницей с короткими раундами. Тем более космических 4Х, которые, в среднем, гораздо длиннее были.


    1. Nikita_64
      04.10.2019 17:53

      Мне тоже. Я даже играл в нее часами на черно-белом мониторе. Сейчас, кстати, есть CiwWin — аналог под Windows (до XP), в котором карту можно растянуть на весь экран. Наверное, есть еще отличия, но минимальные.


  1. aik Автор
    04.10.2019 06:59

    .


  1. zmejserow
    04.10.2019 22:50

    О, ну раз Another World помянули… был ещё Flashback от этих же ребят. Тоже затягивал весьма!


    1. aik Автор
      04.10.2019 22:55

      Был. Попозже. В следующих выпусках.


  1. 3aBulon
    05.10.2019 07:55

    Заголовок спойлера
    Colonization обожал


    1. aik Автор
      05.10.2019 11:03

      На рутрекере есть и то, и другое. Давно скачал, просто чтобы было.