Здравствуйте, и снова появилось желание поделиться чем-то полезным! Статья о пользе домохозяйки не зашла на Хабр, по этому я выудил статью 4 летней давности написанную специально для habrhabr.ru для рекламы digital агентства, которое я уже закрыл. Надеюсь этот раз плюсов будет гораздо больше.

Задумывались вы или нет, но, вне всякого сомнения, когда вы ищете информацию в интернете, часть заголовков пропускаете сразу. Вообще не дочитывая их до конца.

Это происходит потому, что они попросту не интересны. И поэтому авторы статей, блогеры и копирайтеры всеми силами пытаются придумать нечто такое, чтобы зацепить вас с первых же слов (если не слова!). Получается это, очевидно, далеко не всегда, да и золотого правила написания заголовков не существует. Но некоторые единые формы или типы структур заголовков встречаются чаще всего.

Мы отобрали по 100 заголовков топовых новостей (за 2008-2016 года) сайтов geektimes.ru и habrahabr.ru, и постарались выделить схожие цепочки и логические связи. Получилось восемь категорий, которые приведены ниже.

I) X чего-либо, при этом Х может заменяться словами с количественной характеристикой, например, Несколько, или со сравнительной характеристикой, в частности Самый.

  1. 8 типов сайтов, которые нужно перестать делать;
  2. Несколько полезных сервисов;
  3. Самая маленькая игра в мире (58 байт).

II) Как сделать, в том числе в прошедшем времени типа Как я/он/кто-то сделал что-то». Кроме того, Личный/чужой опыт и заголовок типа «Как/Почему/Вы знаете, что/Нужно ли/Зачем я/он/они…глагол». В большинстве случаев они без вопросительного знака; в самой статье на вопрос дается ответ. Контекст к данному формату необязателен. Также может быть в виде Уроки/Опыт/Советы (по…) или История [о том, как…]

  1. Как я покупал 3D-принтер;
  2. Почему я ушел из Google;
  3. Зачем Mail.Ru занимается разработкой шпионского программного обеспечения?
  4. Почему Microsoft Internet Explorer 11 — худшее, что могло случиться с нами;
  5. О том, что сегодня произошло с «аськой» (часть 1-я);
  6. Что же яблофилы и яблофобы так и не поняли?

!!! Относящиеся к данному типу по смыслу:

  1. Это Вы купили программу? Да ладно…[Как я покупал программу…];
  2. Безопасность интернет ресурсов — взлом сайта rospil.info [как я взломал…];
  3. Отказ от устаревших браузеров [как я отказался от…].

III) Тип построения от обратного, отрицание?

  1. Вы неправильно пишете животных = Как правильно писать животных;
  2. Как нельзя зарядить смартфон = Как правильно заряжать смартфон.

Но важно обратить внимание на фразы, начинающиеся со слова «уроки», ведь они могут означать не рекомендации как таковые, а рассказывать о последствиях некоего события или опыте, полученном в результате чего-либо. Пример тому заголовок «Уроки космических катастроф».

IV) Вопрос заменяется утверждением – вместо «как сделать» используется тип с глаголом по форме Делаем/Создаем или с существительным Создание/Разработка и т.д. Сюда же относится и DIY-тип – «Своими/собственными руками/С нуля/Из подручных средств. Впрочем, данные слова могут и опускаться, но в заголовке четко видно, где они пропущены.

  1. Делаем приватный монитор из старого LCD монитора;
  2. 18-ступенчатый гауссган;
  3. Мощный лазер своими руками за один вечер;
  4. Восстановление расфокусированных и смазанных изображений. Повышаем качество;
  5. Ядерный реактор – дома с нуля.

V) Факты о…/Особенности /Введение в… /Памятка о…

  1. О гриппе А (H1N1) с точки зрения программирования;
  2. Краткое введение в SIM-карты;
  3. Памятка дизайнеру сайтов;
  4. Особенности русской разработки.

Но вступительные фразы могут опускаться без потери смысла, как в случае с заголовком «Полупроводниковая электроника» и «Микроэлектроника для космоса и военных» или, например, «Советская операция по спасению мертвой космической станции».

VI) Сугубо новостные/Под сайт. Обычно это поздравления, сообщения об изменениях в работе сайта, отображения контента, предупреждения и т.д.

  1. Сервис XXXXXX.ru временно закрыт;
  2. Официальное мобильное приложение Хабрахабра;
  3. ВНИМАНИЕ! XXX.RU ВЗЛОМАН!

VII) Обзор, оценка, тест-драйв, рецензия, биография.
Форматы заголовка: зачастую сам объект. Важно: полнота/глубина обзора, наличие полноценного вывода или оценки, контекстная привязка к событиям.

  1. Обзор Apple iPad;
  2. Процессор;
  3. Взгляд изнутри: CD и HDD;
  4. Стив Джобс, которого я знал.

VIII) Предложения/активные призывы к действию. Сюда же относятся написанные «на эмоциях», «гневные» статьи

  1. Прекратите скручивать!;
  2. Верни мои деньги, банкомат!;
  3. Не дразните программиста;
  4. QIP — Минутка ненависти (хистори на сервере).

IX) Не подпадающие ни под одну вышеуказанную категорию

  1. Воронежец заключил с банком договор, внеся свои правки, и собирается отсудить 24 миллиона рублей;
  2. То, чего еще никто не писал про Нокиа, Элопа и горящую платформу;
  3. Секс и насилие в Google Play;
  4. TOP'ай отсюда.

Количество заголовков по категориям:



Очевидно, если не брать во внимание уникальные, не подпадающие ни под одну категорию заголовки, чаще всего встречаются те, что берут за основу структуру 2 категории («Как сделать/личный опыт»), 4-ой (Создание/своими руками) и 6-ой (Под сайт).

Но в целом второе место по популярности занимают заголовки с уникальной структурой, например, «То, чего еще никто не писал про Нокиа, Элопа и горящую платформу» или «Медиамагия: Приходишь домой, берёшь пульт и выбираешь, чтобы посмотреть с трекера».

Пишите интересно и с привлекательными заголовками!

Комментарии (18)


  1. WhiteBlackGoose
    03.10.2019 20:43
    +3

    Уважаемое хабр-комьюнити, можете мне объяснить кое-что?
    Хабр всегда на 10% заполнялся статьями о самом хабре, или только нынче так? А то я тут недавно.
    Представляете, заходите вы на ютуб, а там каждый десятый ролик про то, как нужно делать видео для ютуб. Или открываете вы нью-йорк таймс, а там каждая десятая статья о том, как писать для нью-йорк таймс. Ну не задолбало ли, а?


    1. Exosphere
      03.10.2019 21:17
      -1

      Спокойствие, только спокойствие! Это явление носит волнообразный характер и весьма полезно. Это круто, что аудитория участвует в развитии сообщества, до такого не все доживают ;-)


      1. WhiteBlackGoose
        03.10.2019 21:27

        Я что, не вижу, что вы из хабра?) А остальным каково? Ну я надеюсь, что волнообразное. Полезность… сомневаюсь, честно. Особенно учитывая сколько писателей против сколько читателей.


        1. Exosphere
          03.10.2019 22:29

          Так а я и не скрываю, просто отвечаю на возникший вопрос, который касается коммьюнити :-) Пока это первая жалоба в такой прямой формулировке. Можно пропускать эти посты в ленте, если они вам неинтересны. Читателей хватает, обсуждение активное и местами плодотворное. Разве плох диалог площадки и пользователей? Разве не интересны посты DmitrySpb79 даже с точки зрения обработки, визуализации и анализа данных?


          1. WhiteBlackGoose
            03.10.2019 22:52

            Ну там вроде нет чего-то выходящего за рамки, это просто проделанная работа. Будь я на пикабу — кинул тег в игнор и забыл. А тут вот это в лучшем (не этот конкретно, но что-то подобное). Вам кстати сюда можно кидать накопившиеся идеи по улучшению хабра?


            1. Exosphere
              04.10.2019 10:24

              Можно и сюда, но лучше в личку, чтобы нам потом по комментариям не собирать (хотя именно так и бывает). Мы всегда рады предложениям и идеям.


  1. FocusReactive
    03.10.2019 21:15

    Вы упустили важность ключевых слов. Грамматика мало важна если тема не актуальна для аудитории. Вы неправильно зашиваете колготки будет нерелевантен хоть и построен по популярному шаблону.


    1. TheShock
      04.10.2019 03:02

      Кстати, зря вы так про колготки. Я вполне представляю хардовую статью с таким заголовком, которая набирает на Хабре более сотни плюсов.


      1. LoadRunner
        04.10.2019 09:36

        Я даже знаю, кто будет автором статьи с таким заголовком.


        1. tvr
          04.10.2019 10:56

          «Вы неправильно пишете животных!»
          Он?


          1. LoadRunner
            04.10.2019 12:17

            Нет, Meklon


            1. Meklon
              04.10.2019 12:50

              В принципе, подобная наркомания мне близка) Хотя Milfgard тоже может, да.


  1. Shkaff
    03.10.2019 22:14

    И какие же привлекают? Вы сделали статистику по количеству статей, а как насчет качества? Имело бы смысл написать, какие заголовки дают лучшую оценку или количество комментариев. А так это довольно малоинформативная статистика.


  1. KvanTTT
    04.10.2019 00:40

    Cудя по рейтингу и количеству просмотров этот пост не привлек большого внимания.


  1. Georg089
    04.10.2019 10:23

    Мне кажется, что эта статья является примером ошибки выжившего, ведь исследовались только 100 самых популярных статей. Стоило бы проверить не только популярные, но и непопулярные тексты.


    1. Kiever1
      04.10.2019 15:36

      Да, интереснен анализ непопулярных статей.


  1. andyudol
    04.10.2019 14:18

    …не подпадающие ни под одну категорию заголовки…


    Забавная обмолвка.


  1. KEugene
    04.10.2019 16:49

    Не совсем понятно, что здесь посчитано.
    Как отбирался "Топ"? По каким критериям и откуда?
    Есть ряд категорий и распределение по ним заголовков в количественном выражении. По этим данным построена диаграмма. И в чем суть? Я мог бы понять, если бы был получен рейтинг категорий. Типа, самые популярные заголовки в категории "Сделай сам". Отсюда можно сделать практический вывод: хочешь привлечь читателей, используй шаблон для заголовка "Как сделать {} из {}".
    Как для аналитической статьи, не хватает описания методологии и выводов.