По данным издания «Известия», крупнейшие операторы связи в России рассматривают вопрос по установке на абонентские устройства отслеживающего уровень сетевого сервиса специального программного обеспечения, которое позволит им превентивно узнавать о проблемах с доступом в интернет у пользователей. Это может помочь более оперативно распознавать и устранять аварийные ситуации и нештатные моменты при оказании сетевых услуг, так как клиенту не нужно будет самому дозваниваться в контакт-центр и объяснять сотрудникам поддержки суть проблемы.

Пользователям будет предложено устанавливать на свои устройства специальное программное приложение, которое в фоновом режиме будет следить за скоростью доступа в интернет, задержками передачи данных и другими параметрами соединения, а также передавать эти данные провайдеру для анализа и при необходимости корректировки механизмов оказания услуг. На данный момент есть информация, что потенциальный интерес к внедрению подобного готового решения выразил только Ростелеком. Другие провайдеры сейчас следят за этой ситуацией и анализируют положительные и отрицательные моменты от запуска такого механизма мониторинга. Также сетевые эксперты отмечают, что такого рода приложения могут передавать компаниям и разработчикам важные пользовательские данные, что незаконно, и этот момент будет необходимо дополнительно контролировать.

Гендиректор компании-разработчика Telecom Daily Денис Кусков рассказал «Известиям», что их приложение Megabitus, измеряющее качество связи между провайдером и пользователем, можно будет скачать на ПК и мобильные устройства с начала 2020 года. В отличие от известного SpeedTest американской Ookla или сервиса «Яндекс.Интернетометр», эта программа способна не только измерять скорость доступа в интернет, но и задержку (время передачи в одну сторону), пинг, коэффициент неуспешных передач и другие сетевые показатели качества услуг. Планируется, что с помощью этой информации провайдер будет руководствоваться при анализе качества обслуживания абонента. По словам Дениса Кускова, в данный момент идут переговоры с крупными российскими операторами связи о возможности внедрения такого мониторингового программного обеспечения. Разработчики объясняют, что приложение рассчитано, в первую очередь, на операторов и пользователей домашнего проводного интернета и WiFi.

Такой программный инструмент мог бы стать дополнительным и независимым от операторов источником данных о том, как работают их сетевые услуги, уже непосредственно в месте их получения. Данные, передаваемые операторы с помощью этой программы могут быть использованы для проактивного взаимодействия с абонентом. Если, например, будет зафиксировано, что скорость передачи данных на устройстве пользователя отличается от заявленных характеристик тарифного плана, то автоматически будет заводиться тикет в техподдержку. И далее уже сотрудники и специальные системы со стороны оператора будут выяснять что нужно сделать для пользователя — перенастроить роутер, протестировать линию связи или изменить сетевые настройки на устройстве клиента на корректные. Причем, как заверяют разработчики, их приложение не будет передавать провайдерам или третьим лицам персональные данные абонентов и их информацию. На серверную часть оператора связи будут передаваться только технические сетевые параметры, причем, если абонент предварительно даст на это свое согласие.

По мнению гендиректора аналитического агентства «Рустелеком» Юрия Брюквина, протестировавшего данное приложение, оно отличается от многих других тем, что адресовано и операторам, и конечным пользователям.

Согласно информации компании «ТМТ консалтинг», на конец II квартала 2019 года в России было 33,3 млн подключенных к интернету домохозяйств. За год их количество выросло всего на 1,8% –– в основном, за счет новостроек и подключений домов в отдаленных населенных пунктах. Слабые темпы роста базы пользователей объясняются насыщением рынка. Ведь в России к интернету уже подключено 60% квартир и частных домов. В таких условиях качество связи становится важнейшим конкурентным преимуществом. Тем более, что цены на домашний интернет в России относительно невелики. Низкие скорости, долгое время загрузки веб-страниц, зависания в воспроизведении видео могут обернуться оттоком абонентов к другому оператору.

Поэтому операторы связи стараются использовать любую обратную связь от пользователей для улучшения своих услуг, по возможности. Большинство провайдеров уже используют специальные платформы, которые удаленно анализирует активность в сети и позволяют в режиме онлайн проводить тестирование и устранять неполадки в короткие сроки. Однако, 90% проблем с доступом обычно возникает на стороне абонента, а диагностировать и решить эти проблемы удаленно в оперативном режиме с помощью текущих средств мониторинга в большинстве случаев в техподдержке нет возможности без реального общения с абонентом или вызова инженера на адрес пользователя.

Комментарии (36)


  1. baragol
    29.10.2019 12:52

    Спасибо, но нет.


  1. Murimonai
    29.10.2019 13:07
    +4

    Гиблый номер. Они там собрались ПО под все виды платформ и прошивок разрабатывать что ли? А потом по квартирам\дворам ходить с предложением поставить программку?
    Я еще могу понять такой подход в случае роутеров выдаваемых провайдером, но «абонентские устройства»…
    Словом, такое же бредовое безумие, как и запрет ино-мессенджеров в школах.


    1. Garbus
      29.10.2019 13:45

      Ха, тут вот в небольшую фирму провели интернет, так провайдер выделил мыльницу с «великолепными» настройками. Чтобы банально настроить пару портов — пришлось звонить в техподдержку, потому что со стороны клиента изменение подобных настроек заблокировано.
      Не удивлюсь дальнейшим «усовершенствованиям» услуг.


      1. Murimonai
        29.10.2019 13:54

        Все фигня пока провайдерскую железку можно поставить в bridge-mode к своей.


  1. toolchans
    29.10.2019 13:20

    Я плачу денежные средства оператору, и буду еще тестировать оборудование, которое находится в его зоне ответственности. Интересный ход. А Cacti, графики с их коммутаторов, перестало рисовать уже?


    1. Whuthering
      29.10.2019 13:59

      Я плачу денежные средства оператору, и буду еще тестировать оборудование, которое находится в его зоне ответственности.
      Так это все нужно как раз для того, чтобы оператор мог оперативно узнать о проблемах с оборудованием в его зоне ответственности.
      В противном случае об этом сначала узнаете вы (когда станет совсем плохо), и сами сообщите оператору.


      1. roscomtheend
        01.11.2019 14:25

        Не узнает. Они и так видят оборудование до абонентского (или не видят, если обрыв) — надо ехать и чинить (но никто так не делает, ведь если клиенты не жалуются, то и ехать не надо, хотя проблема уже есть и известна).
        Проблема на ПК пользователя — конкуренты отрезали провод к свичу, как этот чудоспайсофт сообщит о проблеме?
        В свете последних новостей, скорее, мысли о выявлении проблемных пользователей. Кто непгавославное порно смотрит, кто качает контент, не одобренный Ногосом, кто на сайты некошерные ходит.
        Куда-то делись рекламщики софта для автолюбителей, которые его должны поставить, т.к. удобно получать спам от дилера и предложение заехать на сервис когда угодно дилеру (или средней температуре по больнице), а не когда сообщает машина, исходя из точных данных.
        Общее тут — не ясно как это поможет клиенту, а вот неудобств добавит точно.


        В противном случае об этом сначала узнаете вы (когда станет совсем плохо)

        Не так, они уже с существующими системами это знают и не чешутся (да и зачастую проблемы мнгновенны — сгоревший порт, обрыв кабеля, включая районный), а "ухудшение качетсва связи" — это в основном те же магистрали провайдера. они уже под контролем.
        Последняя миля и полувыпавший разъём из ПК во-первых редок, во-вторых не факт что удастся сообщить, а в-тратьих всё равно до звонка никто не почешется.


  1. snowfox
    29.10.2019 13:24
    +1

    Если только откроют исходники. А так это сильно напоминает шпионское ПО.


    1. S-trace
      29.10.2019 16:21

      Ну так-то оно и есть.
      Раз уж их приложение сможет изменять настройки сети на устройстве — значит, оно будет скорее всего под рутом/администратором устройства работать. Ну и (соответственно) такое к себе я бы пускать не стал. И так уже несколько раз звонили от провайдера с настойчивым предложением подключить их антивирус, хотя я уже при первом звонке вежливо объяснил, что меня вирусы не беспокоят, а это их предложение не интересует и никогда не заинтересует.


      1. Whuthering
        29.10.2019 16:52

        На самом деле схема «провайдер рулит настройками абонентского оборудования» далеко не нова: ru.wikipedia.org/wiki/TR-069


        1. S-trace
          29.10.2019 16:58

          Да, про «автонастройку» роутера мне в целом понятно, некоторые провайдеры некоторым юзерам даже логин на роутер в их квартире не дают (не говоря уже о пароле).

          Но на картинке совсем другое нарисовано, софт провайдера теперь хочет проникнуть не на роутер, где он, (по сути), почти безвреден (всё, что этот софт может украсть/натворить с роутера, по сути может сделать и сам провайдер на вышестоящем коммутаторе/роутере), но и на оконечные устройства (и это уже совсем другая история).


          1. nevzorofff
            30.10.2019 14:43

            с DHCP opt82 никаких логинов и нет, потому и не дают.


          1. mig126
            30.10.2019 15:24

            Мне РТ оптику в дом(частный) завёл, но логин/пароль не дал.
            Создал тикет в ЛК и без вопросов выдали.


    1. Sartorio
      30.10.2019 15:05

      Скорее оно и есть.
      Я в любом случае, всегда отказываюсь от любых железок провайдеров.
      Покупаю свое, пусть и за деньги, за то я почти уверен, что там нет никаких «сторонних фокусов», да и прошивку могу залить, ту что по душе или отвечает насущным требованиям.


  1. mig126
    29.10.2019 13:40

    Роутеры на сегодня более чем навороченные. Что мешает тому же РТ изменить прошивку так чтобы он периодически делал проверку соединения.
    Правда в случае обрыва не понятно, это джамшуты трактором кабель выкопали или у абонента нет света/отключён роутер по разным причинам.


    1. Wexter
      29.10.2019 13:49

      Что мешает тому же РТ изменить прошивку

      Видимо китайцы которые хотят за это денег


      1. S-trace
        29.10.2019 17:04

        Кстати, а прошивки подобных роутеров как с лицензионной стороны относятся к собственной модификации?
        Там, кажется, довольно часто GPL-компоненты встречаются?


        1. VerdOrr
          31.10.2019 22:43

          Например, так — habr.com/ru/post/236997

          Д-Линк был первым кто в это «вляпался» — суд обязал опубликовать исходники


  1. Caracat
    29.10.2019 13:41
    +1

    Жил в 18-19в. на Руси известный баснописец Иван Андреевич Крылов, который умело в стихотворной форме обличал человеческую хитрожопость. Книжный рынок по поведенческой психологии тогда еще был недостаточно развит, потому донести умные мысли о манипуляциях сознанием массовому читателю можно было лишь в литературной прозе и поэзии. И его произведения будут актуальны во все времена, пока человечество не сгинет в небытие. Справедливости ради, не только дедушка Крылов любил проехаться красивым словцом по человеческой натуре. В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 15) сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Отсюда и выражение "Волк в овечьей шкуре". Кстати есть одноименная басня за авторством Олеси Емельяновой.


  1. DrunkBear
    29.10.2019 13:51

    Как только сообщество dd-wrt одобрит и внесёт сей восхитительный инструмент в прошивку — я немедленно подумаю об обновлении.
    А до тех славных пор и сам решу «90% проблем, возникающих на стороне абонента» — и питание проверю, и на роутер зайду, и провод переткну.


  1. transcengopher
    29.10.2019 14:20

    сли, например, будет зафиксировано, что скорость передачи данных на устройстве пользователя отличается от заявленных характеристик тарифного плана, то автоматически будет заводится тикет в техподдержку. И далее уже сотрудники и специальные системы со стороны оператора будут выяснять что нужно сделать для пользователя — перенастроить роутер, протестировать линию связи или изменить сетевые настройки на устройстве клиента на корректные

    Не хватало мне ещё звонков от техподдержки в духе "наша программа показывает, что у вас плохое качество соединения, пожалуйста, перезагрузите оборудование и перезвоните".
    Что-то мне не особо верится, что "сотрудники и специальные системы" будут не из первой линии техподдержки.


  1. razielvamp
    29.10.2019 14:43

    А по-моему, очень удобно, в случае падения интернета девайс это сразу замечает и отправляет отчет… по интернету


    1. Whuthering
      29.10.2019 14:45

      между «все отлично работает» и «все упало намертво» есть множество промежуточных состояний :) и именно такие состояния часто наиболее сложно диагностировать.


  1. loki82
    29.10.2019 15:35

    Достачно вот этой фразы.


    Это может помочь более оперативно распознавать и устранять

    Ну можно ещё добавить одно слово "неугодных"


  1. Mykola_Von_Raybokobylko
    30.10.2019 12:57

    Эмм, а банкам, больницам, гражданским ведомственным организациям тоже будут предлагать установить подобный зонд?


    1. Anastasia_K
      30.10.2019 15:38
      +1

      это для обычных людей такое ПО — зонд. А для юр. лиц мониторинг состояния канала вполне себе нормальная практика. провайдер ставит управляемый коммутатор и сам его мониторит. В том числе и звонит в случае проблем. И это нормальная и удобная практика.


      1. vviz
        31.10.2019 12:51

        А можно озвучить такого провайдера? Или это частное предположение?


        1. loki82
          31.10.2019 13:17

          Ну для юр. лиц мониторинг действительно имеет место быть. Другой вопрос что провайдер ставит свой управляемый коммутатор часто не для того чтобы мониторить конкретную организацию, а для разделения клиентов по VLAN. Т.к. часто приходит 1 канал оптики, а в нем и VoIP(за ним стоит шлюз FXS. Так как цеха еще со времен СССР, и там лапша растянута), раздача по портам для разных организаций. Потому как часто бывает что не одна организация в здании. Ну а дальше уже сами юр. лица ставят свои Пограничные маршрутизаторы. И я часто видел, что в стойке стоят управляемые свитчи не от одного провайдера.


          1. vviz
            31.10.2019 14:38

            Никак не могу найти в Вашем ответе название провайдера, который мониторит клиентские каналы.


            1. loki82
              31.10.2019 14:56

              мониторит клиентские каналы.
              Не клиентские, а свои каналы. Но если дело только в названиях провайдеров, то для примера РТ, Билайн,


              1. vviz
                31.10.2019 15:06

                Свои каналы — это магистральные?
                Вот у меня (юр.) четыре канала от Билайн и ни разу не было от Билайна звонка/сообщения. Канал лежит пока сам не инициализируешь инцидент…


                1. loki82
                  31.10.2019 15:10

                  А вот с этого места надо вводить критерии мониторинга. Билайн контролирует свою железку ну канал до этой железки. Магистральным я его бы не называл. Сам клиентский канал он не контролирует как и большинство провайдеров.


                  1. vviz
                    31.10.2019 17:05

                    Масло маслянное. Автор цитаты утверждает «А для юр. лиц мониторинг состояния канала вполне себе нормальная практика».
                    У меня это вызвало сомнение. Вы вступились с утверждением, что «Ну для юр. лиц мониторинг действительно имеет место быть». Затем сообщаете, что «Сам клиентский канал он не контролирует как и большинство провайдеров».

                    Так в чем же существующий мониторинг в контексте данной публикации? В состоянии коммутатора здания, на который в SFP приходит оптика? Или в RTT/Lost packets до IP, который был выделен клиенту? Ведь канал это не физическй носитель и не 1,2 уровень OSI, а именно параметры прохождения TCP/UDP пакета, ИМХО. А на прохождение влияет куча всяких всячин, что и будут пытаться выяснить, очевидно, с помощью ПО, которое будет стучаться на некий ответчик, затем замерять параметры прохождения пакетов и эмпирически вычислять стостояние клиентского канала. Но думается, решать это с помощью клиентского софта, немного бред. Ибо гаджет, подключенный через WiFi и находящийся в туалете, навыдаст просто гадкое состояние канала. Т.ч. очередной подкат под получение приватных данных гуманоида, ИМХО.


  1. Sergei_Erjemin
    30.10.2019 14:52

    Мы будем знать кому и за что предназначены ваши платежи, и улучшим это! Вы будете платить чаще и больше!


  1. nevzorofff
    30.10.2019 15:55

    Как-будто раньше операторы не могли в свои прошивки встроить iperf и открыть пинги.


  1. vviz
    31.10.2019 12:50

    Я правильно понимаю, что такие вещи как SNMP, ip sla, zabbix и др. уже не доступны пониманию провайдеров? Или это дальнейшее развитие закона Яровой?