Всегда любил читать истории разработчиков. Мне нравилось пересчитывать их победы и доходы, но особенно — представлять себя на их месте. Не обращал внимание на истории с грустным концом. Шел вперед с горящими глазами и думал, что этого будет достаточно.

Ниже я описал путь от мечты о создании приложения и огромном заработке до суровой реальности всех инди-разработчиков.

Предисловие


В обычной жизни я flash-game разработчик. Сам в игры не играю и не понимаю, зачем это людям (может быть, из-за моей профессии). Отбирать время у людей мне невыносимо, а вот давать его – это настоящая радость. С начала своей деятельности в качестве разработчика я хотел реализовать Свою Идею и искал ее во всех углах каждую минуту… Прошел год – я вымотался и совсем расстроился. «Видимо, не мое это», — подумал я и смирился. Через неделю идеи полезли отовсюду. Я не успевал обрабатывать одну, как приходила новая, еще более «крутая». За полгода ни одна из них так и не вышла в свет. Тут я собрался с мыслями и сказал: «СТОП!» Надо взять одну идею и сделать из нее шедевр.

Рынок


За время работы я понял, что работать в родной Беларуси с клиентами сложно. Все хотят Феррари за 300$. Я обратил свое внимание на рынок мобильных приложений. Тогда у меня еще был старенький Самсунг на Андроид. Извращался с eclipse и был доволен. Однажды ко мне пришел друг с более новым Самсунгом и я решил протестировать приложение на нем. О, ужас! Все прыгает в разные стороны (хотя на симуляторах все было в полном порядке). Мое терпение лопнуло, и я закинул это дело.

Apple


На мои глаза попался образ Maveric на Windows. Долго корпел, чтобы поставить — и тут он завелся. Поставил Xcode и был поражен, что даже на виртуалке он работает лучше, чем eclipse на винде. Не пришлось особо разбираться с интерфейсом, потому что и так все понятно. Тогда я и понял, что хочу разрабатывать на iOS. Пару раз виртуалка отказалась компилить проект. После этого я решил, что надо идти дальше, и купил б/у МакБук.

Идея


Моя жена каждый день задает один и тот же вопрос: «Какая на улице погода?.. Что мне надеть в такую погоду?» Я смотрю в окно и вижу: бабушка в шубе идет на рынок, а парень в майке играет в футбол.



Тогда мне пришла идея создать приложение, которое будет точно показывать, что надо надеть в нужное время в конкретном месте.

Я нашел пару похожих сервисов. Один из них был связан с какой-то знаменитостью, другие отнеслись к одежде несерьезно, остальные сделали фото одежды и не совсем удачно их сопоставили.

Передо мной стояла непростая задача, но тогда меня было уже не остановить.

Поиск единомышленников


Так как идея была не совсем новая, я не боялся, что её украдут. Наоборот, начал задавать всем вопросы. И извлек из этого большую пользу. Люди смотрели на мой замысел по-разному, и мне удалось получить ценные советы из всех мнений. Если бы я держал идею в себе, то ошибки обнаружились бы только из комментов в Store. Это сэкономило очень много времени и усилий.

Разработка структуры и дизайна


Дизайн разрабатывался и совершенствовался в течение всего времени, пока шла разработка приложения. Хотелось найти что-то действительно стоящее. В конце концов была выведена формула: «Чем проще – тем лучше!»



Изначально я отображал на экране всю информацию. Придерживался принципа «хорошего много не бывает». Но после того, как макет №1 стал получать комментарии «Экран перегружен информацией», решил, что надо что-то менять.

Тогда и пришло понимание, что надо уменьшать количество блоков информации. Еще один случай направил меня в эту сторону. Когда я дал другу приложение и попросил поюзать, у него был такой момент: приложение показало температуру +10C и ветер 12м/с. Посмотрев на персонажа, он сказал, что надо одеться теплее, так как большой ветер. Хотя приложение показало адекватный комплект одежды, потому что оно изначально использовало формулу эффективной температуры, которая сочетает в себе температуру воздуха, влажность и скорость ветра. Но моего друга сбил этот показатель. Тут я понял, что все, что отвлекает пользователя от основного — одежды по погоде – надо убрать. Вот так мы дошли и остановились на структуре №3.

Довольно долго разрабатывалась и иконка. Было множество вариантов, но по большинству голосов была выбрана первая версия:



Осторожно, локализация!


Приложение было переведено на 15 языков. Но при публикации меня ждало большое разочарование: описание, скриншоты и ключевики можно перевести только для основных языков (а это значит, что никакого украинского, белорусского, польского, эстонского, иврита и арабского) Если вы собираетесь делать локализацию, проверяйте перед этим, поддерживает ли AppStore нужные вам языки. Вот актуальный список:



Выбор модели монетизации


После всех «за» и «против» была выбрана модель платного приложения. Так как, по моему мнению, мы создали самое качественное приложение среди аналогов, но целевая аудитория намного меньше, чем у игр, а в категории бесплатных выбраться в топ нереально. Причем никакого другого нормального способа монетизации, кроме рекламы, придумано не было.

Скриншоты




Скриншоты подверглись обязательной обработке и, по-моему, получились хорошие.

Лендинг


Здесь я решил креативить по-полной. Не хотелось покупать шаблон на Wordpress, так как это может сделать каждый. Я создал 7-секундный ролик, который рассказывает, что делает приложение. Правда, пока не удалось оценить его эффективность.

Публикация


Наконец-то приложение было протестировано и опубликовано по цене в 1.99$. Мы выбрали мягкий запуск: получить первый фидбек и возможные баги, чтобы потом все исправить и вложиться на выход в топ, будучи в полной уверенности, что у нас все отлично.

Хотелось дать себе передышку после целого года работы. Получить первую отдачу от моего детища. Но не тут-то было…
Сразу же после публикации мы ждали, что приложение появится в «новых» в категории «погода». Это позволило бы получить первые рывки скачиваний в топе «новых». Но оно все никак не появлялось. Позже я нашел его глубоко (после нажатия «см. все») внутри новых. Значит, этот раздел формируется не от даты публикации, а от каких-то других неизвестных мне параметров. Тут было первое разочарование. В этот же день я попросил знакомого из Москвы купить приложение.

Мы в «топе»


На следующий день я обнаружил свое приложение на 4 месте в топ платных по России в категории «погода». Хотелось бы радоваться, но я понимал, что это очень плохо. Это означало, что категория погоды настолько мала и настолько мало в ней идет покупок, что достаточно одной, чтобы выйти в топ. Значит, там нет никакого движения. День мы провисели в топе погоды и не получили ни одного скачивания. Планы были разбиты. Надо поднимать планку и брать топ AppStore.

Подготовка к рывку


При подготовке к продвижению мы изучили тонны информации. После глубокого анализа был сформулирован общий план:
1. Выход обзоров. Среди всех тематических сайтов выбор пал на 4pda.ru, appledigger.ru, app-s.ru, macdigger.ru и planetiphone.ru. Обзоры проплачены, в общем, потрачено 500$. (Еще была отправлена dev story на сайт iphones.ru, по плану должна была выйти как раз в день публикации всех обзоров.)
2. Поддержка позиции в топе с помощью рекламы в Facebook. Я создал несколько объявлений и подключил счет.

Оставалось только ждать намеченного числа...

Продвижение


День первый


Обзоры начали выходить с 11 утра. Но картина этого дня оказалась совсем странной. За этот день в целом было сделано 35 покупок. В 17-00 мы добрались до Топ-3 погоды и Топ-300 всего AppStore. «Нам отказали в публикации dev story на iphones.ru. Плюс произошла задержка выхода обзора на macdigger.ru на 1 сутки», — подумал я. Но это не могло быть оправданием сложившейся ситуации.

День второй


После выхода задержавшегося обзора мы уже добрались до Топ-150 всего AppStore. 31 покупка. Я пробовал включать рекламу на Facebook. Но потратив 13$ на 8000 показов рекламы мы не получили ни одной установки.

Из комментариев под обзорами я понял, что люди не готовы платить за то, что и так понятно, так как никто не ошибался в выборе одежды. Возможно^ это еще и потому, что «дорога ложка к обеду»: товар надо предлагать тогда, когда он нужен. Подбор гардероба на день происходит в 7 утра с «закрытыми глазами», когда не до AppStore и обзоров.

День третий и последующие...


Я обнаружил скопированные обзоры в группах «Вконтакте». После публикации в группе численностью 500 000 человек, через 3 часа обнаружил приложение на 1 месте в категории «Погода» и на 65 месте в топе всего AppStore. За это время было 10 скачиваний.

Пересчет рейтингов производится каждые 3 часа. Проанализировав всю статистику скачиваний, могу сказать, что позиция в топе в основном определяется по скачиваниям за предыдущие 3 часа. Именно после таких вот рывков позиции приложения резко взлетали.



Через 3 часа снова падали на дно. Выводы делайте сами.

Немного цифр


Полгода идея была в моей голове, и год разрабатывалось приложение. За это время потрачено:
$150 — дизайн (без иконки);
$150 — локализация (15 языков);
$3500 — примерно 500 часов моей работы по ставке, разделенной на 2;
$500 — на обзоры;
$13 — на Facebook;
$200 часов бессонницы – приложение не отпускало меня ни днем ни ночью.

За 50 дней после публикации без продвижения мы получили 70 покупок и заработали почти 90$. За неделю после продвижения заработали еще 200$.

Выводы


В первую очередь надо изучить рынок. Я пробивал количество покупок приложений в сервисе xyo.net. Он дал мне очень большой заряд энергии, показывая, что не лучший аналог, выпущенный для России и даже не оптимизированный под iphone 6/6+ получил 8 000 покупок (по 0.99$). И он даже не появлялся в Топ-50 ни одной страны. Возможно, что не увидев этих цифр, я бы не продолжил разработку приложения. В реальности же этот сервис можно использовать только для поднятия духа, но никак не для бизнес-плана.

Продукт оказался своеобразный, но даже после всего услышанного в наш адрес я считаю его полезным. Просто для него надо найти свой индивидуальный метод продвижения и монетизации.

По поводу продвижения — тут мы за минимальный срок получили колоссальный опыт.
1. Не стоит полагаться на информацию 1-2-годичной давности. AppStore развивается и меняет свою политику.
2. Все каналы трафика надо запускать единовременно. Задержка может сломать все планы.
3. Не стоит рассматривать лучший исход. Продумайте худший и свои действия при нем, так как скорее всего вас ждет именно он.

Комментарии (35)


  1. Rumlin
    08.04.2015 19:45
    +2

    Я в интерфейсе погодных программ ищу «по ощущениям ...» — здесь на скриншоте №3 я этого не вижу. Без этого не воспринимаю «одежду».


  1. kostyl
    08.04.2015 19:54
    +4

    Попробуйте другую идею


  1. Katasonov
    08.04.2015 20:51
    +1

    Зря переводили на 15 языков. Лучше было эти 150$ потратить на раскрутку и обкатку в русском.
    А дизайн зачетный!


    1. ConstFlash Автор
      08.04.2015 22:21

      Спасибо.
      До продвижения 99% покупок шли из иностранных регионов.
      Также локализация позволяет как-то приблизиться к неизвестным нам доселе буржуйским рынкам.


      1. Katasonov
        08.04.2015 22:50

        Так у вас там особо продаж не было до продвижения как я понял.


        1. ConstFlash Автор
          08.04.2015 22:53

          тогда еще надеялись на чудо прорыв во всем мире)


    1. Suvitruf
      09.04.2015 10:01

      На 150$ ничего не раскрутишь. Локализация больше пользы принесёт.


  1. Goodkat
    08.04.2015 20:56
    +4

    Мне кажется, что при обилии бесплатных погодных приложений и наличии встроенного прямо в панель уведомлений родного мало кто готов платить даже два бакса за непонятно зачем нужное приложение.

    Что происходит по тапу на иконку шаринга? Можно послать MMS/iMessage с картинкой из приложения? Типа «Пойдём гулять, солнышко светит, но ветер, одевайся вот так:» и ваша красивая картинка.
    Температура в бадже приложения выводится?
    Виджет есть, чтобы приложение не открывать?
    Оповещения о похолодании/дожде приходят?

    P.S.
    Почему модели без носков в такой мороз? :)


    1. ConstFlash Автор
      08.04.2015 22:19

      • Шаринг — можно поделиться скриншотом текущей позиции приложения с другом или друзьями во всевозможных сервисах.
      • Виджет обязательно сделаем.
      • На дизайн носков денег не хватило =(


      1. roboter
        09.04.2015 11:06

        носки это задел на будущее — дополнительные покупки :)


  1. stardust_kid
    08.04.2015 22:32
    +7

    Не вижу особых причин платить сколько-то за ваше приложение. Оно полезно, но его ценность очень невелика. С другой стороны идея клевая и, наверное, можно монетизироваться за счет рекламы магазинов одежды онлайн, например. Например, когда холодно, ссылка на зимние куртки.


    1. ivan386
      08.04.2015 23:51
      +2

      Можно показывать брендовую одежду вместо абстрактной куртки и штанов например.


  1. nicolausYes
    08.04.2015 22:59

    В твиттере подсказывают, что идея не нова и что есть Swackett.


    1. Rumlin
      08.04.2015 23:03

      причем интерфейс более информативен
      image


    1. ConstFlash Автор
      08.04.2015 23:12

      В главе «Идея» я немного написал о конкурентах.


  1. lair
    08.04.2015 22:59

    А как вы решаете проблему с тем, что у кого-то спортивный гардероб (и конкретный выбор по показателям «температура/ветер/осадки/что под ногами»)?

    Ну и да, то, что у вас на скриншотах девушка одинакоао одета в -17 и -6 — много говорит о точности ваших предсказаний.


    1. ConstFlash Автор
      08.04.2015 23:09
      +1

      Гардероб пока носит универсальный характер. Далее будем смотреть в сторону разных стилей одежды.
      Температура воздуха основной, но не единственный показатель комфортности. Если при -6°С ветер будет 20 м/с, то ощущаются они как все -17.


      1. lair
        08.04.2015 23:19
        +2

        Гардероб пока носит универсальный характер.

        А зря, потому что он не обладает универсальной применимостью.

        Если при -6°С ветер будет 20 м/с, то ощущаются они как все -17.

        … а если вы при -6 и ветре наденете ветрозащитную куртку, то вам не понадобится пуховый утеплитель, который вам нужен в -17 вне зависимости от ветра. Про что и речь выше.


  1. SyavaSyava
    08.04.2015 23:19
    +3

    Живя в Москве, часто встречаю зимой молодых людей в рубашках (наверное, у них нет айФона и вашего приложения), но босиком видел только одного — судя по всему, это один из ваших несчастных клиентов, поверивший рекомендациям умной программы :)


  1. xzDeveloper
    08.04.2015 23:27

    Если не забрасывать, года за три окупится.
    Раздайте на месяцок бесплатно, потом цену поднимете.
    За почти 5 штук вы приобрели бесценный опыт к тому же.


  1. oYASo
    09.04.2015 01:08
    +1

    Исключительно мое субъективное мнение.

    Во-первых, очень специфичные рынок и само приложение. Если бы Вы не написали тут эту статью, мне бы даже в голову не пришло, что приложение на моем телефоне может советовать мне одежду. Поэтому, как кажется мне, продвижение в данном приложение — чуть больше, чем все. С другой стороны, вложившись в продвижение, далеко не факт, что Вы вообще что-то окупите с такой спецификой.

    Во-вторых, отсутствие виджета — это очень плохо. Классно, когда такая информация выводится прямо на экран блокировки или рабочий стол (не знаю как Вы, но я, кроме как виджетом на экране блокировки телефона, больше никак не смотрю погоду).
    Юс кейс обычно такой: взял телефон, куда-то пошел, по привычке тапнул на включение, посмотрел на экран, а там, например, дождь. Тормознул, вернулся за курткой/зонтом. Аналогично было бы с одеждой.

    А вот графика у Вас клевая, мне нравится.


  1. PapaBubaDiop
    09.04.2015 01:23
    +2

    Поставьте рекламу (баннер внизу в Вашем случае), с выходом новой версии объявите программу бесплатной. $100 в месяц будут гарантировано Ваши. Единственная засада — как не показывать рекламу тем, кто уже купил.


    1. mnemoLinux
      09.04.2015 02:21
      +1

      Или выпустить Free версию с рекламой и оставить Pro без рекламы. :)


      1. DevAndrew
        10.04.2015 12:58

        Тогда потеряются позиции.


  1. jarvis
    09.04.2015 02:18
    +23

    По-моему, в корне неверные выводы. Хорошая идея, но очень мало маркетинга и не совсем верная реализация.

    Во-первых, «план» — «запускаемся в апсторе и продажи сами повалят» ну уж очень наивный). под лежачий камень загрузки не капают :)

    Что вы сделали, чтобы приложение появилось в топ50 каждой страны? купили 5 обзоров и настроили рекламу на facebook? Конечно этого мало, но сдаваться еще рано.

    Во-вторых — 90 баксов за 1.5мес. без продвижения для такого «бесполезного» приложения это неплохо, показывает что потенциал есть и можно получить гораздо больше! Но возникает вопрос — если основные загрузки шли из-за рубежа, то зачем было тратить деньги (500 баксов) на продвижении в России? Нужно же анализировать, если видно, что в России 5 загрузок, а в Германии и США 30, то ясно же, где продукт пользуется спросом. За те же деньги в США вы получили бы раза в 4 больше установок + обзоры утащили бы другие локальные блоги и сайты. Если платные каналы не отбиваются, то использовать бесплатные.

    Еще что более странно, потратив 150$ на локализацию вы за 3 месяца даже не попытались попродвигать его за рубежом. В общем, у вас все продвижение еще только впереди, судя по всему попробовано пока только 5% каналов.

    По-поводу приложения, нужно вначале понять, что у вас в приложении первично — данные о погоде, температуре, ветре? Потому что если информация о погоде, то тогда надо давить на пользу и расширять функции погоды, а одежду оставить как прикольную маленькую фичу. Если подбор одежды — то на «fun»

    Как бы я сделал:

    — Убрал бы переход по дням сбоку (или убрал в in-app). На вскидку приходит только один кейс, когда нужно смотреть погоду на день вперед — это когда ты готовишься к поездке. В остальных случаях это лишнее. а раз функционал не для каждого, то в ин-апп.

    -убрал бы в футере такие подробные данные о температуре. оставил бы в правом нижнем углу текущую, (-17) и дал бы возможность свайпать экраны для смены. свайп — одежда через 3 часа, еще свайп — через 5. В прошлое смотреть не надо. Хотя в идеале надо бы и от этих свайпов избавиться, приложение должно быть интеллектуальным, чтобы была магия).

    — мало фана, не весело. Главное в таких приложениях как у вас — это fun, а не польза. Серьезно, когда я вижу цифру -17 и я так отлично знаю как одеться. Но это не помешает его скачать, если оно обещает быть веселым. А сейчас этого нет. Но это несложно исправить.

    Видите, у вас название города вверху? Так вот, убираем название и меняем его на что-нибудь по веселее. Тут несколько вариантов.
    1) Забавные фразы, которые соответствуют погоде. например — 25 можно взять и написать что-то вроде «Ice, baby, ice!» В -35 и ниже предложить поработать дома и на картинке нарисовать скафандр космонавта, который выдерживает до -100. в + 35 рисовать плавки и маску для ныряния и предлагать выпить что-нибудь холодненького.
    2) цитаты из песен или фильмов, которые подходят погоде. По клику открывать Itunes и проигрывать песню + вам будет идти % от ее возможной покупки.
    3) Случайные факты, которые относятся к текущей температуре, вроде «0 градусов — точка кипения воды» и тд.
    Хотя в этом случае придется чуть больше вложиться в локализацию. Сделать ее только для основных языков — русский, английский, испанский, португальский. Никакого украинского, белорусского, польского, эстонского, иврита и арабского не надо. В первых 4 нет денег, израиль хорошо владеет английским, арабы одеваются всегда в одно и тоже)

    И самое главное — расширить ассортимент. Одежда для мужчин\женщин? надо думать шире. Есть же еще дети и собаки! Предлагать подобрать одежду для детей и собак! серьезно.

    Детей и собак сделать в виде in-app. И тут сразу есть фишка, если подбирать одежду для людей скучно и никого не удивишь, то для собак это в духе app for evetything.

    Провокационно, необычно, ново и в некотором роде глупо. Именно то что нужно чтобы получать бесплатные обзоры и репосты по всему миру. Одежду для детей и собак сделать в виде in-app. Само приложение сделать бесплатным.

    Скриншоты нарисованы красиво, но текст не очень. В последнем текст не цепляет, никто не будет покупать приложение из-за этой фичи, следовательно не стоит выносить ее в скриншот. На первом сделать текстовку чуть поярче. Прогноз погоды и одежды звучит суховато. Ваша основная аудитория — это женщины, отталкивайтесь от этого.

    В самом описании приложения сделать ставку на интеллектуальность, «супер-навороченный человечный ИИ подберет вам идеальный набор по погоде» и тд.

    Что можно еще добавить — разные стили одежды, спортивный стиль, классика, кэжуал, вечерний и тд. Все это тоже убрать в ин-апп.

    Можно еще попробовать такой вариант, чтобы сэкономить на художнике. Если приложение могло бы на основе погоды строить «аутфиты» из предметов гардероба. И каждый день новые. Забить в приложение вариантов 500, разных видов плащей, курток, джинс, обуви, свитеров. Женской, мужской, для собак)) Очень много вариантов для комбинирования появляется + если использовать партнерские ссылки, то дополнительная монетизация. И так человек встает утром, видит погоду, читает забавную шутку для поднятия настроения, видит красивую одежду, если нравится — кликает и покупает.+ можно сделать шер подобранного набора в соц сети. красота)

    Отзывы — найти человек 20-30 знакомых, всех попросить купить и оценить. В платных приложениях отзывы сильно влияют на процент загрузок.

    Основное направление в маркетинге — fashion-блогеры как из России, так и иностранные. Группы и страницы о моде в facebook,vk, tumblr, instagram. Сайты, форумы и блоги о моде. Сайты и форумы мам. ЖЖ блогеры, не стоит о них забывать, жж хоть и умирает, но еще живет. В общем обзоры можно размещать не только на сайтах с проплаченными обзорами приложений, есть и другие качественные ресурсы и каналы) Если приложение хорошее, то многие согласятся бесплатно его опубликовать. Локальные новостные издания Беларуси так же можно задействовать, 10-15 скачиваний они могут дать и в топе закрепить, что тоже неплохо.

    Зарубежные сайты, где обозревают приложения. Их там сотни, если не тысячи, отправить на каждый в течении месяца — штук 10, если приложение качественное, опубликуют точно. Reddit, Hacker News, product hunt (можно напрямую попросить активного пользователя запостить). Лучше всего чтобы все ссылки на приложение были опубликованы в течении 1-3 дней.

    Цену выбирайте сами, но не исключено что на бесплатном можно заработать больше. Тут надо уже цифры анализировать, возраст аудитории, ее географию. можно вообще сделать 2 приложения, одно платное, другое бесплатно, разбить все на 3 — для взрослых, детей, собак и тд. Тут много можно экспериментировать. Если сделаете бесплатным, то добавьте рекламу. + за ин-аппы ее тоже можно отключать.

    Что такое «аутфит»
    image


    1. estum
      09.04.2015 08:04
      +7

      <(^.^<)

      В кои-то веки полезный комментарий на хабре.


    1. Shlom
      09.04.2015 11:27
      +3

      Мне кажется, что автору стоит взять вас в партнеры.


    1. Gamegen
      09.04.2015 15:47
      +1

      Шикарный комментарий! Тони Старк должен гордиться своим помощником. :)


    1. ConstFlash Автор
      11.04.2015 09:54

      Большое спасибо за ваши мысли. Всем остальным тоже очень благодарен. Я попал в хорошую компанию. Вот он жирный ПЛЮС который я получил создав это приложение!!!


  1. askl
    09.04.2015 04:57

    Идея хорошая, но слишком абстрагированная от реальной жизни =) Тут можно бесплатно глянуть на наш вариант ;) Но тоже особо пока без движухи… надо серьезно вкладываться в маркетинг и продвижение — это факт!


    1. DonkeyHot
      16.04.2015 01:21

      Сколько установок, если не секрет?


      1. askl
        16.04.2015 01:26

        Смешно — 300+  


  1. Viacheslav01
    09.04.2015 13:08

    xyo.net для моих приложений завышает результаты от 2 до 5 раз.


  1. SeoJiHun
    09.04.2015 16:23

    Как говорится в известной фразе, вы пытались решить несуществующую проблему. Отсюда и результат.


  1. RedRoseSinging
    09.04.2015 23:12

    Вы можете попробовать поучаствовать в программе fbstart от Facebook. Даже с моим приложением всё получилось: надавали разных скидок и, главное, 500$ на рекламу в самой Facebook. В вашем случае могут дать больше, так что можно сэкономить. Заявку рассматривают недели две.