В Dentsu Aegis Network мы любим экспериментировать, потому что эксперименты это часть культуры нашей компании. Благодаря экспериментам можно выйти за границы собственной компетенции, сферы, взглянуть на вещи под другим углом, попутно изучив и применив что-то новое на практике.

В этой статье я хочу рассказать о наших экспериментах в области персональных ассистентов, с кейсами, антикейсами и, как принято теперь говорить, итоговыми lessons learned.


Пролог


С чат-ботами я познакомился году в 2017, в то время Телеграм уже 2 года как раскручивал собственную открытую бот-платформу, а Gartner рассуждал о трендах их использования в компаниях. Тогда же, в рамках эксперимента, я установил себе первого бота RubBot, которым пользуюсь и по сей день, когда нужно оперативно узнать актуальный курс основных валют.

Но серьезным поворотным моментом для нас, чат-бот энтузиастов из Dentsu Aegis Network, была встреча с ребятами из КРОКа в Феврале 2018-го, к которым мы напросились после прочтения серии статей (Что может чат-бот и Роботы внутри офиса) на Хабре. Суть их внутрикорпоративного бота сводилась к простым вещам – отдавать базовую и актуальную информацию, а также при помощи RPA запускать частоиспользумые сценарии – заказ пропусков, планирование и организация обучения, командировки, получение справок из HR и т.д., но делать это дьявольски красиво , с понятной обратной связью и человекоподобными репликами.

Тогда же примерно и возникла идея, что нам в Dentsu Aegis Network нужен свой бот. В каком канале? С какими функциями? Кому? Точно ли нужен? А нет ли уже готовых ботов? Кто в этом сейчас самый опытный на рынке в мире / в России?

В тот момент эти вопросы казались нам важными, но эйфория от увиденного, уверенность в том, что всё получится и желание заиметь своего бота, который бы решал вопросы сотрудников, перевешивало любые сомнения, особенно когда чат-боты стали появляться, как грибы после дождя, в сферах и бизнесах, где они были не особо нужны и являлись, скорее, дополнением к основному продукту, своеобразными венцом технологичности и крутизны.

Идея


Шёл 2018 год, и по воле случая мы познакомились с компанией Just-AI. У ребят на тот момент уже были разного рода интеграции и виджеты на клиентских сайтах, а также экспертиза в построении сценариев для голосовых и текстовых ассистентов.

У нас в компании давно витала идея сделать некую каталогизацию знаний и инструмент, который бы смог по метаинформации (теги, ключевые поля, именованные сущности) вытаскивать материалы и отвечать на частые вопросы.

Например:

  • Презентации с последней digital-конференции Измени сознание?
  • Кейсы в FMCG?
  • Доля мужского населения по городам России за 2015-2018 годы?
  • Как подключиться к wifi?

Но, поигравшись сами вокруг всего этого многообразия вопросов, мы решили, что нужен простой и понятный сценарий, который подойдет не отдельным подразделениям или группам людей, а прямо вот почти всем сотрудникам.

В итоге выбор был сделан в пользу сценария по организации внутренних встреч. Почему именно он? Всё было довольно прозаично, если выбирать между заказом временного пропуска и поиском произвольной информации по ресурсам компании.

Нам казалось, что сценарий организации встречи:

  1. простой: выбрать участников, переговорную, дату и время;
  2. довольно популярный: 70% сотрудников организуют встречи/участвуют в них не реже 1-2 раз в неделю;
  3. может быть реализован быстро: от 2-4 недель.

По факту, каждый из пунктов либо оказался на порядок сложнее в реализации, либо вообще не подтвердился. А в то время про CustDev мы только читали, на практике использовать стали гораздо позднее, но это отдельная история :)

Первый провал


Если упростить проект по разработке и запуску чат-бота, то получится следующий набор шагов:

  1. Выбираем поставщика / бот-платформу
  2. Выбираем сценарий
  3. Прописываем основной сценарий и его ответвления
  4. Описываем интеграции в / из вашей инфраструктуры с поставщиком / бот-платформой
  5. Реализуем интеграции и сценарии
  6. Настраиваем аналитику, тестируем интеграции и сценарии
  7. Запускаемся
  8. Мониторим и докручиваем
  9. Подводим итоги: успех или провал
  10. Рефлексируем

Нам казалось, что самым сложным и долгим будет шаг номер 5, по факту же оказалось, что продумать логику сценария, копирайтинг (шаг 3) и проработать механику взаимодействия с инфраструктурой (шаг 4) на порядок сложнее, особенно если вы делаете это в первый раз.

Но так или иначе, через 6 месяцев (!) мы прошли все шаги и чат-бот появился в виде виджета на главной странице корпоративного портала, который ненавязчиво маячил в углу и всячески побуждал сотрудника кликнуть по нему и инициировать диалог.

Первую неделю мы регистрировали “повышенную активность”, целых 20 сотрудников попробовали организовать встречу через чат-бота и аж 12 дошли до конца сценария:



И тут мы осознали основную проблему — мы конкурируем минимум с двумя основным сервисами компании: бронирование переговорных на портале, организация встреч через Outlook и организация встреч через секретарей.

Второй не менее важной проблемой было то, что могучий русский язык настолько гибкий, что на вопрос: “Укажите дату и время встречи?” люди отвечали (ранжирование от самых безобидных):

  • Сегодня на 12:00
  • Завтра на 4
  • Любое свободное
  • На сейчас
  • А какое есть?
  • Зачем?

В итоге мы немного докрутили логику удобства выбора, обработки ответов и пропуск некоторых шагов, но даже с этим, это была неравная битва, в которой мы сложили оружие перед человеческим превосходством в вариативности сценариев и способов изменять изначальные параметры.


Уточняем время и дату встречи, а также выбираем переговорную


Подтверждаем все параметры встречи и отправляем приглашения в календари

Правда оставили виджет на портале в надежде, что сможем вкрутить туда ещё какие-нибудь более популярные сценарии.

Результат: отрицательный, существующие проблемы решаются привычными инструментами, новый инструмент не добавляет дополнительной ценности.

Первый позитивный опыт


Близился конец 2018 года и коллега поделилась статьей VC о Телеграм-боте для игры “Тайный Санта”, которая быстро нашла отклик в наших сердцах. Во-первых, как опыт создания собственных ботов в Телеграм, во-вторых, как некая фан-механика, вовлечение в которую сулило гораздо больший успех, нежели организация встреч.

И поскольку тут уже был несдвигаемый дедлайн, мы решили сделать так, чтобы работал основной сценарий, пожертвовав красотой и вариативностью. По факту же получилось, что фреймворк Телеграма для работы с ботами позволил нам не только собрать и протестировать бота за 2 недели, но ещё и навести лоск, сделав общение более непринужденным.



Несмотря на сложности работы с Телеграм в России, в тот момент около 50 человек вовлеклись в Тайного Санту, 27 смогли обменяться подарками.

На уровне всей группы компаний Dentsu Aegis Network это был все равно довольно низкий показатель (3-5%), но эксперимент мы посчитали успешным, так как:

  • Бот отработал все сценарии без сбоев
  • Стало ясно, что сотрудники готовы инвестировать своё время на эксперименты, даже без явной выгоды в конце эксперимента
  • Инфоповод стал триггером вовлеченности

Результат: положительный, инфо-повод + фан-механика = шанс получить гораздо большее вовлечение.

Рождение Ивана


В том же 2018 нам удалось больше погрузиться в то, что есть на рынке виртуальных ассистентов — платформ, на которых они собираются, и интеграторов, которые были готовы собрать бота под любой запрос и на любой бюджет клиента.

Но нам хотелось решить какую-то бизнес-задачу, сделать это самостоятельно (благо на это есть внутренняя экспертиза), технологично, не создавая армию ботов в разных каналах (виджет на портале, Телеграм, корп.мессенджер Lync/Teams) и не сильно выбиваясь из бюджета экспериментального направления.

Так мы познакомились с компанией autofaq.ai, и ребята рассказали про свой основной продукт, задача которого помочь в ответах на повторяющиеся вопросы в разных, но близких по смыслу формулировках благодаря использованию глубоких нейронных сетей и механизмов дообучения базы с ответами.

Тут мы вспомнили про нашу изначальную идею — отвечать на вопросы сотрудников в разных формулировках, анализируя дополнительную информацию в контексте запроса от сотрудника. Так появился первый демо-прототип чат-бота на базе Телеграм:



Прозвали мы его «Иван» (i1, читается как ай-ван), это не от скудного интеллекта нашего героя (все совпадения случайны), а скорее, вследствие принятого внутри единого нейминга платформ (A1, B1, D1, I1, M1, V1), к которому мы недавно пришли.

Прототип был воспринят сотрудниками хорошо, в рамках проведенного после демонстрации опроса 105 человек проголосовали, что идея отличная и они готовы использовать его в своей работе.

Когда же мы дошли до стадии первичного наполнения базы, то столкнулись со следующими сложностями:

  • пополнение базы ответами или добавление синонимов к вопросам такой же труд, как и ответы на эти вопросы в чатах, в почте и на это нужен отдельный человек или группа людей
  • отсутствие онлайн-операторов, на которых можно переключиться, когда чат-бот не знает ответ
  • отсутствие обратной связи для сотрудника, когда его вопрос появляется в базе ответов
  • скорость изменения API со стороны подрядчика, чтобы реализовать логику работы с чат-ботом без механики с операторами

Результат: отрицательный, сложная механика пополнения базы знаний ответов, отсутствие экономического эффекта, даже отложенного, необходимость рекрутирования онлайн-операторов.

Взросление Ивана


В 2019 году мы уже немного охладели к теме чат-ботов, но летом случайным образом сложились звёзды:

  1. Намечалось выездное корпоративное мероприятие (#WellDAN) для сотрудников
  2. В Dentsu Aegis Network осознали, что нам может дать глубокое знание аудитории Instagram
  3. Сносно работали алгоритмы и открытые библиотеки по распознаванию лиц на фото



И мы решили, что на корпоративе будет работать чат-бот Иван в Телеграме, который сможет:

  • Рассказать о мероприятии, трансферах, показать программу и карту локации
  • Зачекинить сотрудника на мероприятии
  • Найти коллег по фото и рассказать про их интересы, проанализировав открытые Instagram профили

Изначально механики были очень сложными, порой не очень логичными, но нам удалось их сократить до простого и понятного сценария:

1. Сотрудники получают письмо в день мероприятия с описанием того, что может чат-бот Иван



2. Сотрудник приезжает на мероприятие, выполняет check-in, отправляя любое кол-во своих selfie-фото — нужно для последующей отправки его фотографий с мероприятия


3. Активирует разные команды бота


4. Проверяет, как работает поиск коллег по фото, и есть ли у вас общие интересы на базе информации из Instagram




В результате благодаря такой фан-механике через бота в день мероприятия было отправлено 2403 сообщения, а ботом воспользовались 137 человек:



Результат: положительный, понятная механика, наличие релевантного большинству сотрудников инфоповода, мобильный, в качестве приоритетного канала, а также переиспользование чат-бот платформы.

Эпилог и заморозка Ивана


После летнего корпоративного мероприятия наш чат-бот еще работал на конференции группы для клиентов и партнеров. Но всё, так или иначе, сводилось либо к разовым мероприятиям под конкретные инфоповоды, либо носило чисто развлекательный характер.

Поэтому на данный момент мы приняли решение “заморозить” это направление, в надежде, что в будущем сможем найти нишу, в которой чат-боты будут работать лучше, чем традиционные интерфейсы, к которым люди уже привыкли (поисковая строка, форма ввода данных, страницы FAQ), либо вообще не будут иметь аналогов или иметь преимущество в скорости решения вопросов. Например, проход по голосовому меню 8-800 через сценарий в чат-боте вместо использования тоновых команд с телефона.

Так что прежде, чем затевать разработку собственного чат-бота или голосового помощника, попробуйте начать с изучения успешных и не очень кейсов. Тогда есть ненулевая вероятность, что ваши эксперименты приведут к созданию действительно полезного, удобного и востребованного продукта или сервиса, что впоследствии станет стимулом развития коммуникационной среды, где чат-боты смогут стать прародителями более современных и умных ассистентов для человека.

Комментарии (15)


  1. cellmon
    12.11.2019 10:19

    Странно о каких поставщиках и есть ли в них смысл идёт речь, если на Viber и telegram прекрасные API.

    cellmon.com.ua/radio


  1. virusde Автор
    12.11.2019 11:09

    cellmon, речь о платформах для создания «умных» чат-ботов, таких, н-р, как autofaq.ai, Just-AI, Chatme.ai и прочих, как правило они привносят дополнительную ценность и функциональность. Такую, например, как NLP или NER. И смысл обращения к ним как раз в том, чтобы быстрее получить ту экспертизу, которую предоставляет поставщик, чем развивать её годами у себя, оттягивая старт.


    1. cellmon
      12.11.2019 14:50

      Не в месенджере а корпоративный свой? Так?


      1. virusde Автор
        12.11.2019 16:11

        Тот, что организовывал встречи, анализировал реплики — это виджет поставщика Just-AI, но с запрограммированным сценарием именно на это действие: «организация встреч».

        Тот, что отвечал на произвольные и семантически близкие вопросы — на базе движка autofaq.ai, но с интерфейсом через Telegram.

        А тот, что «Тайного санту» провести — да, реализация сценария через понятный API Telegram.

        Ценность поставщика тут в том, что простого бота можно собрать и самому и «на коленке», а вот сделать его «умным» (хотя бы понимающим что от него хотят), тут уже нужны системы другого класса, потому как мессенджер, это всего-лишь канал доставки сообщений со своим UI и UX, без какой-либо логики.


  1. gregor58
    12.11.2019 11:11

    Думал интересно. Ничего не понял, не в обиду автору.


    1. virusde Автор
      12.11.2019 11:14

      Да, спасибо за комментарий! Никаких обид, мой первый опыт. :) Будем пробовать и короткие форматы.


  1. hlogeon
    12.11.2019 18:25

    Любопытно, что я пытаюсь решать теже задачи, но заходя с другой стороны. Не пытаться понимать и распознавать кучу запросов в разных формулировках, а ограничивать вариативность выбора и вести пользователей по строго определенным туннелям.
    Огромное спасибо за то, что поделились опытом!


    1. virusde Автор
      12.11.2019 18:34

      Не за что, hlogeon. Да, вы правы, мы пришли примерно к этому же. Есть даже такое направление дизайн чат-ботов, как-то рассказывал про это на Conversations AI.

      Ну и старайтесь делать сценарии короткими, как делают ребята из Моя Москва, там даже текстовый ввод включается только тогда, когда нужен :)


      1. hlogeon
        12.11.2019 18:36

        Мы работаем скорее не над самими чат-ботами, а над платформой для их создания. Как будем готовы получше — обязательно расскажу про это на Хабре! А Вы можете ознакомится, быть может мы под ваши нужды уже сейчас подойдем??)
        chatterb0x.ru


        1. virusde Автор
          12.11.2019 18:46

          Как писал в статье, мы пока приостановили эксперименты с чат-ботами и платформами на которых их можно спроектировать и реализовать. Но как знать, если появится явная потребность внутри или для наших клиентов, обязательно вас рассмотрим ;-)


  1. ifisunov
    13.11.2019 14:40

    Спаибо за статью! Есть интересные идеи на заметку.
    У нас в компании телеграм бот очень популярен, работает по строгим сценариям и предоставляет сервисы заказа переговорной, парковки, интегрирован с телефонией, exchange, печатает докумнеты, оформляет всевозможные реквесты и пр.
    Статистика — ежедневное обращение к боту 100+- запросов, но и компания конечно не маленькая.


    1. virusde Автор
      13.11.2019 14:45

      ЗдОрово, было бы интересно послушать: как вы к этому пришли, как запускали и что стало отправной точкой? Просто решили попробовать или стояла цель – упростить/ускорить/дать доступ к сервисам с мобильного?


      1. ifisunov
        14.11.2019 10:10

        Было предположение, что в компании где штат около 800 сотрудников сервис может стать популярен.
        Изначально бот был быстренько собран на Node-red для опробации модели. Стало ясно, что интерес есть.
        Позже бот был полностью переписан на js и сейчас продолжает обрастать новым функционалом и интеграцией с рядом корпоративных систем. В общем, популярность бота довольно высокая, как конечные юзеры, так и подразделения частенько выходят с предложениями и хотелками :)


        1. virusde Автор
          14.11.2019 10:20

          Отличная идея с проверкой востребованности!
          А что стало первой версией? Какие сервисы выдали в бота и как рассказали о нём внутри? И как часто вы рассказываете про его обновления и через какой канал (почта/корп.мессенджеры/портал)?

          И главный вопрос: до бота, как осуществлялся доступ к тем сервисам, что вы в него выдали? Через корп.портал? Непосредственно через людей (телефон/почта)?


          1. ifisunov
            14.11.2019 10:58
            +1

            Изначально были такие сервисы как поиск сотрудника и его контактных данных, вкл. переадресации звонков на мобилу, некоторые сервисы отдела кадров (заказ справки и т.д.), бытовые сервисы, еще по мелочи информационные…
            Новый релиз примерно раз в квартал (занимаюсь один им), информируем по почте.
            До этого что-то делалось через корп портал, что-то посредствам телефона.
            В общем и целом, в крупной компании тема оказалась востребованной, экономит кучу времени сотрудников и порой даже анекдотик расскажет ))
            У Вас понравилась тема с фотками после корпоратива, надо подумать как у нас вкрутить.