На сегодняшний день такой вид ИТ бизнеса, как маркетплейс, получает все большее распространение. И этому есть вполне очевидные причины. Одна из них — это очень высокая ликвидность, а также большой потенциал к последующему росту, что при грамотном подходе может принести очень впечатляющую прибыль. Именно об этом грамотном подходе я сегодня и хочу с вами поговорить.

Но прежде чем мы начнем, давайте в общих чертах определим, что же такое маркетплейс, зачем он нужен, и какие преимущества он несет бизнесу.

Как видно из самого названия, то маркетплейс — это некая виртуальная площадка для торговли. Которая позволяет одним пользователям предлагать свои услуги или товары, а другим получать эти самые услуги или приобретать товары. На самом деле существует огромное множество всевозможных типов и видов маркетплейсов, но всех их объединяет тот факт, что это именно удобный и продуманный сервис, на котором и держится весь ИТ бизнес владельца маркетплейса.

Теперь, когда мы понимаем о чем идет речь, перейдем к тому, как же собственно создать такой проект. Сразу хочу сказать, что при всей кажущейся простоте и легкости самой идеи, сам процесс создания, да и последующего успеха маркетплейса, отнюдь не тривиальная задача. Итак, хватит разговоров, поехали разбираться, что к чему.

Бизнес модель


Самый первый и главный момент создания маркетплейса — это конечно же бизнес идея. Нельзя просто так решить построить маркетплейс, без подробной бизнес модели и стратегии. Нет, в принципе конечно можно, но результат будет очень предсказуем и печален. Поэтому, многие предприниматели принимают решение создать свой маркетплейс на базе своего существующего бизнеса.

Например, агентство недвижимости (далее АН) создает на базе своего бизнеса электронную площадку по аренде/продаже недвижимости. Я много лет проработал в сфере построения решений для АН, поэтому знаю все подводные камни и особенности. И хочу заявить смело — это очень сложный и специфический бизнес, с массой всевозможных нюансов и особенностей. Поэтому, когда маркетплейс создается на базе АН, у которого есть в этой сфере огромный опыт, своя наработанная база по объектам недвижимости и реальным клиентам, то такой маркетплейс однозначно будет иметь финансовый успех. В противном случае, все закончится потерей времени и денег.

Еще один пример — это проект маркетплейса по оказанию клининговых услуг. Когда я стал погружаться в специфику и бизнес модель заказчика, чтобы построить для него мощное и гибкое решение маркетплейса, тогда я осознал, что данная специфика бизнеса очень сильно отличается от моих представлений о ней. Во-первых заказчик имеет огромный опыт в оказании клининговых услуг в Европе, и именно поэтому решил на базе своего существующего бизнеса построить очень гибкий маркетплейс, чтобы перетянуть на себя большую часть рынка. Как оказалось, в этой простой идее такое количество всевозможных нюансов и тонких моментов, что я был реально потрясен, насколько эта тематика сложна и многогранна. А во-вторых — это тот факт, что для маркетплейса не придется с нуля искать пользователей, так как все клиенты (те кто предлагает услуги и получает) были смигрированы из CRM заказчика в новый маркетплейс, что позволило проекту сразу же стартовать с первого дня запуска. А живой и работающий проект позволил сразу же привлекать новых пользователей в маркетплейс.

Монетизация


Такой момент для маркетплейса, как монетизация, также является немаловажным. Существует много всевозможных моделей по монетизации. Например, по подписке, процент от сделки, оплата за фиксированные пакеты и другие. Поэтому бизнес должен сразу подумать о том, как он планирует зарабатывать. Не всегда можно точно и правильно определить, какой тип монетизации лучше для каждого конкретного проекта. Именно поэтому иногда получается такая ситуация, что бизнес запускает новый маркетплейс, а выбранный тип монетизации не принес желаемого результата. Тогда бизнес начинает менять тип монетизации, и таким образом получается подобрать наиболее эффективный способ получения прибыли. На самом деле — это достаточно сложный вопрос, поэтому его нужно очень хорошо обдумать на этапе создания бизнес логики. Если сразу упустить из вида данный момент, то впоследствии может оказаться очень сложно построить правильную работу маркетплейса, чтобы он начал приносить прибыль.

Подбор команды разработчиков


Этот момент вообще очень сложный. Особенно для заказчика, который не всегда может оценить квалификацию компании и разработчиков. Сразу скажу, что такого уровня проекты, как маркетплейсы, должны создаваться только командами. Никаких одиночек и фрилансеров в эту сферу нельзя пускать, так как проекты, как правило, очень большие и сложные, а также требующие огромного опыта не только в разработке, но и в специфике бизнеса заказчика.

К огромному сожалению, многие заказчики считают, что программисты все одинаковые и просто пишут код. Мол, что тут сложного, дали ему задачу и он ее успешно выполнит. Но если провести интересное сравнение с хирургами, то я более чем уверен, что заказчик не хотел бы попасть на операционный стол к тому хирургу, у которого он будет первым пациентом, на котором можно потренироваться. Вот и при построении сложных компьютерных систем тоже очень важно обращаться к тем компаниям, которые на этом специализируются и обязательно имеют в этом опыт.

Зачем нужно программистам иметь опыт в построении маркетплейсов? Ответ довольно прост. Тематика маркетплейсов очень сильно стала развиваться в последние годы, но вот опыта построения подобных систем очень мало, как у заказчиков, так и у компаний, занимающихся разработкой. И те, кто стали у истоков набили себе очень много шишек на первых проектах. Те технические задания, которые выдвигали заказчики, оказывались в финале неэффективными для пользователей маркетплейса. В итоге приходилось вместе с бизнесом очень много всего переделывать, дорабатывать и менять. Это приводило к большим финансовым и временным затратам. Но все же в результате получались именно те решения, которые удовлетворяли пользователей маркетплейса, заказчиков, которые начинали получать прибыль, и самих разработчиков, которые получали огромный опыт. И этот опыт заключается не только в понимании, как грамотно и эффективно разрабатывать современный маркетплейс, но и в понимании многих бизнес процессов. Что в результате помогает будущим клиентам помочь с бизнес логикой проекта и сэкономить много времени и финансов.

Подводя итоги можно заметить, что создание грамотного маркетплейса — это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий большого опыта и высокой квалификации. Поэтому необходимо доверять только тем специалистам, которые разбираются в данном вопросе и тогда вы не прогадаете.

Продолжение следует…

Комментарии (8)


  1. Vizrok
    12.11.2019 18:12

    Не хватает варианта: прежде чем создавать маркетплейс, нужно передумать и отказаться от этой затеи.
    В целом, все более менее покрывает работы по созданию любого проекта, но с маркетплейсом есть куча ньюансов о которых стоит задуматься заранее.
    Во-первых: примеры, которые вы описали более подходят под описания портала продаж услуг (попросту — интернет-магазина). Одна компания, один набор услуг, подминание под себя рынка в качестве «монополиста» (утрирую). Маркетплейс — это прежде всего площадка для конкурентной торговли, будь то один тип товаров/услуг или множество (техника/одежда/посуда и т.д.). Возможно, тут я придираюсь к формулировке самого понятия «маркетплейс», и именно поэтому нахожу нестыковки в Ваших примерах.
    Во-вторых: бизнес модель. Она требует более детальной проработки, впрочем, при оценке затрат на реализацию, она первое — что должно быть проработано от и до. Пишу об этом так как знаю минимум о двух маркетплейсах которые не вытянули. Так как маркетплейс, фактически, это посредник, то выгода с него получается почти исключительно за счет комиссии за проданные товары/услуги. Комиссия порождает необходимость продавца делиться прибылью. Отсюда следует необходимость ориентироваться на статус самого продавца. Если это крупная сеть, то она скорее всего уже имеет площадку для продаж, и вы должны быть в чем-то сильно круты, чтоб привлечь их еще и к себе (очевидно — это выгода для продавца). Если же это мелкий продавец (назовем его «торговец серыми айфонами») то, по опыту, его маржа и так невелика, конкуренция огромна (как с сетевиками, которые за счет массовости могут позволить себе меньшую наценку, так и с себе подобными). И им тоже надо делать «хорошее» предложение.
    В целом, у меня есть два кейса по этой теме, как стороннего наблюдателя, невольно сумевшего взглянуть на процесс изнутри. И если в первом случае провал мероприятия не очевиден ввиду отличных стартовых позиций проекта, то во втором случае есть явные причины его провала. Возможно, это требует более детального описания, которого хватит на отдельную статью ( с целью, так сказать, и просветления и инвайта:) ), но даже завуалировав названия организаций, боюсь невольно оказаться человеком, раскрывшим чьи-то коммерческие тайны.


    1. Kirill_Dan Автор
      12.11.2019 18:49

      Я с вами полностью согласен, что маркетплейсы — это очень сложная штука. Я работаю в компании Syndicode и только при мне было сделано 5 разноплановых маркетплейсов, из которых смогли раскрутится только два (Германия и Нидерланды). А три так и не смогли подняться. И главная причина успеха двух успешных проектов была именно в том, что они строили электронные торговые площадки на базе уже своего существующего и успешного бизнеса. Это позволило им вылезти из уже «тесных штанишек». А вот те, которые не смогли взлететь, были как раз чистого вида стартапами, которые начинались на базе голой идеи. Я попробую более подробно рассказать в следующих статьях. Но не смотря на сложность создания маркетплейсов, все равно будут находится желающие попробовать свои силы в этом виде бизнеса. По сути проблемы у всех одинаковые, а вот путь к успеху у всех разный. И повторить его довольно сложно.


      1. dady_KK
        12.11.2019 23:28

        Даже больше скажу, стартапы не взлетели потому что у них не было бабла в количестве, когда можно на рекламе выехать за пределы критического объёма клиентской базы, а все строилось на рекламе, потому что, как Вы правильно написали, не было ни опыта, ни клиентской базы. Мы когда-то запускали проект в нише, где не было крупных конкурентов и всех тупо за год задавили рекламой, проект работает до сих пор, хотя ниша его стагнирует (вместе с проектом), но дальше его развивать не могут, потому что запускала команда профессионалов, а занимаются «оперативные» управляющие, т.е. выше описанная проблема в действии, но уже в новом витке спирали истории)


        1. Kirill_Dan Автор
          13.11.2019 00:17

          Очень интересен вопрос расчета бюджета. Я обратил внимание, что подавляющее большинство стартапов планирует бюджет в основном только на сам процесс разработки. Часто даже жмут на профессиональное тестирование, сами хотят все тестировать. И это я не про наших даже говорю, а про западные компании (США, Германия, Нидерланды и т.д.). А вот что делать дальше с созданным продуктом, некоторые толком и не понимают. Была цель создать маркетплейс, его создали. А как привлечь на него пользователей, тут уже совсем другой вопрос и деньги.


          1. dady_KK
            13.11.2019 12:54

            Точно такое же наблюдение по бюджетам, мне кажется это от того, что зачастую нет понимания разницы между проектом и продуктом (я склонен считать, что это разные стадии проекта/продукта, но заниматься управлением этим должны разные люди) и продуктом занимаются те же люди, что и запуском проекта и при этом у них нет знаний, что же делать с проектом дальше и думают, что дальше само заработает — ведь это же крутой проект, столько сил в него вложили, но забывают, что это знают только они.


            Когда-то общался с менеджером одной крупной международной компании (компания канула в Лету), они хотели выйти на рынок СНГ, но не хотели платить денег за рекламу, ведь они такие классные, в итоге так и не "зашли". Именно это вспомнилось, потому что компания занимала довольно большое здание на Кипре в три этажа вроде (или около того), а что говорить про стартапы и другие небольшие амбициозные компании с небольшими бюджетами в большинстве случаев.


  1. Vlad800
    14.11.2019 02:17

    А что, Амазон еще не все маркетплейсы задавил?


    1. Vizrok
      14.11.2019 12:17

      Амазон до сих пор не делает «доставку» по всему СНГ. И это касается только товаров. А есть еще услуги. А они, как правильно, локализованы по городам, реже — по регионам.


      1. Vlad800
        14.11.2019 14:57

        Вот маркетплейсы услуг — это очень конкурентно!