Лучшие ресурсы для девопсов, дизайнеров и не только


Такая ситуация встречается довольно часто среди программистов: отлично развит словарный запас, хорошие навыки по письму и чтению, а когда заходит речь о понимании на слух, сразу жесткое «нет». Итак, вопрос, что слушать, где слушать, как и зачем?

Прежде всего, хотелось бы поделиться профессиональными ресурсами, чтобы вам не приходилось слушать набивший оскомину сериал «Друзья» или «Гарри Поттер».

Я покажу вам список пособий с аудио, видео, рабочими тетрадями и книгами для студента, по которым можно заниматься техническим английским и шаг за шагом улучшать свой уровень понимания на слух.

Nota Bene! Внимание!


При работе с пособиями старайтесь достать полный комплект, а не просто Coursebook/Student's book или CD. Полный комплект обычно включает несколько разных компонентов: Student's book или Coursebook with CD, Workbook with CD, Teacher's book, Apps or Online access, Video (DVD), etc. Прогресс в аудировании достигается в комплексном освоении страниц учебно-методического пособия и прослушивании аудио, прилагающихся к учебнику, шаг за шагом, выполнении всех упражнений на аудирование. Как только вы освоили один курс, не бросайтесь за новый, продолжайте работать по данному УМК, но выше уровнем. Многие из них включают уровни А1, А2, В1, В2, С1, С2 (Beginner, Elementary, Pre-intermediate, Intermediate, Upper-intermediate, Advanced)

Для начинающих:


  • Technical English 1 (Elementary)
  • Author: Bonamy, D
  • Publisher: Pearson ELT
  • Basic English for Computing (New Edition) Student's Book
  • Author: Glendinning, E & McEwan, J
  • Publisher: Oxford University Press
  • Career Paths: Computer Engineering Student's Book with Cross-Platform Application (Includes Audio & Video)
  • Publisher: Express Publishing
  • Career Paths: Electronics Student's Book with DigiBooks App (Includes Audio & Video)
  • Publisher: Express Publishing
  • Career Paths: Information Technology Student's Book with DigiBooks App (Includes Audio & Video)
  • Publisher: Express Publishing
  • Career Paths: Software Engineering Student's Book with Cross-Platform Application (Includes Audio & Video)
  • Publisher: Express Publishing
  • Vocational English: English for IT 1 Coursebook with CD-ROM
  • Author: Olejniczak, Maja
  • Publisher: Pearson ELT

Все данные пособия подходят для начинающих, многие из них имеют курсы для продолжающих, (например, это серия, начинающаяся с А1 и заканчивающаяся В1, а некоторые и до С1-С2 ведут).
Если вы будете энергично и с интересом проделывать все упражнения из Student's book, не забудете про Workbook, и все приложения, которые включены в учебный курс, вы сможете развивать свой язык постепенно, грамотно и поступательно, при этом будете правильно произносить основные технические термины и сможете понимать их на слух. И самое главное, никаких «Friends» или «Harry Potter».

Пособия для уровня В1 и выше:

  • Interface — English for Technical Communication Student's Book
  • Author: Hutchinson, Richard
  • Publisher: Canford Publishing
  • Technical English Course Book
  • Author: Phillips, Terry
  • Publisher: Garnet Education
  • Technical English 2 (Pre-Intermediate) Coursebook (Intermediate тоже есть)
  • Author: Bonamy, D
  • Publisher: Pearson ELT
  • English for Telecoms Student's Book with MultiROM
  • Author: Ricca-McCarthy, Tom & Duckworth, Michael
  • Publisher: Oxford University Press
  • Infotech (4th Edition) Student's Book
  • Author: Remancha Esteras, S
  • Publisher: Cambridge University Press
  • Moving into Information Technology Course Book with Audio DVD
  • Publisher: Garnet Education
  • Oxford English for Information Technology (New Edition)  Student's Book
  • Author: Glendinning, E & McEwan, J
  • Publisher: Oxford University Press
  • Workshop: Information Technology Workshop
  • Author: Demetriades, Dinos
  • Publisher: Oxford University Press

Для В2 и выше:

  • Technical English 3, 4 Course Book
  • Author: Bonamy, David
  • Publisher: Pearson ELT
  • English for ICT Studies in Higher Education Studies Course Book with Audio CDs
  • Author: Fitzgerald, Patrick & McCullagh, Marie
  • Publisher: Garnet Education

Охватила многие пособия, которые знала, но далеко не все. Ведь для уровня В2 и С1 море ресурсов: курсы на Coursera, FutureLearn, edX по Internet of Things, Linux, Python, чего только нет. Гораздо сложнее достать пособия и аудио для Starters/Beginners/Elementary, касающихся технического английского, что я считаю не очень верно, ведь правильно понимание и произношение нужно закладывать с самого начала, а не обходиться только словами «talking»-«walking».

Если у вас появились вопросы, пишите, оставляйте свое мнение в комментариях.

Искренне Ваша, Ольга Берельковская. :-)

Комментарии (35)


  1. Magikan
    17.11.2019 00:27

    Я ни разу не эксперт в языках, однако не согласен с автором в подходах. И причина тому банальная разница в восприятии информации. Если грамматику, чтение и письмо самостоятельно можно развить, то вот в направлении разговорного все совершенно не так. И по своему опыту могу сказать, что self study в направлении понимания и особенно разговорного — это вероятнее всего дорога в никуда с последствиями в виде неисправимых «дефектов речи». т.к. для того чтобы понимать на слух надо научиться говорить, а говорить надо с кем-то, и в идеале с носителем (в наше время это не сложно и не дорого). Несомненным плюсом к аудированию будет естественно само аудирование, подойдёт все что угодно и чем ближе к простому диалогу тем лучше (мне отлично зашли подскасты на интересные мне темы) фильмы и сериалы могут дать полезные навыки, но мало — это считайте мертвый язык в большинстве своём. А если не согласны посмотрите на сайт bbs learning english и скажите сколько лет уйдет чтобы осознать, что в беглой речи i do not know превращается в i donnow? или то что звук th может звучать как Зе, тэ, д в зависимости от акцента носителя. И еще добрая сотня таких вот мелочей, которые сломаю мозг любому, объяснения которым найти в книгах и аудиозаписях найти невозможно (или я не умею гуглить). И не стоит забывать, что русский язык в отличии от многих (или не многих) — это фонетический язык и нашему мозгу сложно принять тот мир, где пишется Манчестер, а читается Ливерпуль. И если вовремя не обратится за помощью получим те самые сложно исправимые «дефекты речи».


    1. berelluv Автор
      17.11.2019 05:13

      Для этого есть очень хороший метод: слушать и следить за говорящим по строчкам. Скачиваете любой адаптированный подкаст, песню, аудиокнигу (адаптированную), скачиваете или покупаете к ней текст (главное, чтобы он 100% совпадал, опасайтесь разночтений и сокращений), и пальчиком следите по строчкам когда диктор читает. С учебниками это удобно: там всегда есть скрипты и расшифровки диалогов, полилогов, сюжетов. Найти интересный и несложный отрывок не из УМК сложнее, но тоже возможно, хорошо подойдут любые адаптированные книги, подкасты или simple/easy stories for Starters/Beginners/Pre-Intermediate.Попробуйте, и у вас все получится! А начинать с уровня Стартер общаться с носителями я бы не рекомендовала. Можно нахвататься разговорной грамматики и научиться говорить на Coventry English вместо стандартного. В любом случае, спасибо за прочтение статьи и комментарий!


      1. alex_zzzz
        17.11.2019 19:35

        для того чтобы понимать на слух надо научиться говорить

        Не надо. Чтобы понимать на слух, надо просто слушать, слушать и слушать. Всё.


        1. VolCh
          17.11.2019 21:17

          Не работает оно так. Тысячи часов прослушано почти без толку.


          1. alex_zzzz
            18.11.2019 12:34

            Я говорил по-английски с двумя людьми: с учительницей в школе и преподавателем в вузе. Школа обычная, вуз технический. Смотрю кино/ютуб не обращая внимания на язык. Школа/вуз в этом не помогали.


            По-испански не говорил вообще ни с кем и никогда. Правда, почти все обучающие материалы выбирал аудио. Штук пять оригинальных сериалов отсмотрел, тоже периодически забывая, что там не по-русски говорят.


            1. VolCh
              18.11.2019 16:01
              +1

              Ну, видимо, у вас какой-то дар пассивного обучения


              1. alex_zzzz
                18.11.2019 16:29

                Почему пассивного? Слушать конечно не в фоне надо, а вполне активно, всё внимание на речь. Про английский однозначно утверждать трудно, всё-таки он нарабатывался с младших классов 20 лет. Но эксперимент с испанским получился показательный — трудно не начать понимать на слух, если 95% выбранных изучательных материалов — это речь.


                Хорошо помню момент, когда шёл, слушал в плеере подкаст, серии для продвинутого уровня, и вдруг осознал, что более-менее уже их понимаю, хотя несколько месяцев назад вообще не воспринимал, мог лишь выдёргивать отдельные слова и фразы.


                1. ru1z
                  18.11.2019 16:55

                  с испанским получился показательный

                  Нет, не показательный. Во первых, что очень важно, испанский у вас после английского, то есть навыки вычленения слов из речи уже работают, да и многие слова похожи. Во вторых испанский для русскоговорящих фонетически относительно несложен (особенно после английского, когда дополнительные звуки известны).
                  Так же легко такой фокус с каким-нибудь более далеким фонетически и грамматически от русского/английского не пройдет. Я уже не говорю про восточные языки, где как произношение так и лексика мало совпадает с рус/англ. Слушать придется долго.


                1. VolCh
                  19.11.2019 07:46

                  Я про то, что в ваше описание обучения пониманию на слух как-то не попадает ни работа со словарём, ни грамматика. Выглядит как будто значения незнакомых (в принципе незнакомых) слов и конструкций вы понимаете лишь несколько раз прослушав.


                  1. alex_zzzz
                    19.11.2019 16:44

                    Есть 4 навыка в языке, которые надо прокачивать независимо: читать, писать, понимать на слух, говорить. Некоторые из них друг с другом связаны, но чтобы понимать на слух, уметь писать, читать или говорить не требуется.


                    Какой-то базовый уровень лексики и грамматики конечно полезен, но аудиоматериалов существуют вагоны разных уровней сложности. Например, в аудиокурсах Мишеля Томаса, где он учит пару студентов разным новым языкам с нуля, вообще можно ничего не знать, только понимать медленную английскую речь старого поляка, потому что курсы англоязычные.


                    Я про то, что если ставить себе задачу научиться понимать на слух, надо тренировать конкретно навык понимания на слух. От зубрёжки лексики и надрачивания грамматики потоки звуков не превратятся в осмысленные фразы. Надо слушать, слушать и слушать. Не новости сразу и радио, а для начала что попроще, какие-нибудь обучающие курсы/подкасты. Бессмысленный поток звуков начнёт разбиваться на части, которые ты услышал и понял, и которые услышал и не понял. Но поскольку ты смог их вычленить из общей массы, их уже можно пробивать по словарям/справочникам/гуглу.


                    С какого-то момента можно смотреть фильмы не особо заумные — там даже если 2/3 непонятно, общий смысл всё равно восстанавливается из визуального контекста и поэтому нескучно. Задача ведь не понять кино на 100%, а тренировать навык распознавания на слух.


                    1. VolCh
                      20.11.2019 08:34

                      Я вот для себя разбиваю навык понимания на слух на несколько поднавыков, таких как:


                      • навык вычленения из речи отдельных слов (без него заглянуть в словарь не получится)
                      • навык разделения схожих или даже идентичных для русскоговорящего (все эти длинные и короткие гласные, например) по звучанию слов
                      • навык распознования "проглоченных" или видоизмененных звуков, слогов и даже целых слов (а-ля wanna или gonna, которы даже в английских толковых словарях или отсутствуют, или помечены как non standard)
                      • навык собственно понимания этих слов (словарный запас)
                      • навык вычленения грамматических конструкций и устойчивых выражений
                      • навык понимания этих конструкций

                      часть из них универсальны для общего владения языком, часть специфичны только для слушания. Часть неплохо ложится на русский язык, часть очень плохо. И, по-моему, только пассивным слушанием все их не прокачать.


    1. gatoazul
      17.11.2019 12:34

      фонетический язык


      Фонетических языков не бывает. Бывает фонетическая орфография.


      1. VolCh
        17.11.2019 15:03

        Русский, английский и т. д. разве не фонетичне в отличии от языков глухонемых и прочих невербальных?


    1. igninus
      17.11.2019 15:41

      А если не согласны посмотрите на сайт bbs learning english и скажите сколько лет уйдет чтобы осознать, что в беглой речи i do not know превращается в i donnow? или то что звук th может звучать как Зе, тэ, д в зависимости от акцента носителя. И еще добрая сотня таких вот мелочей, которые сломаю мозг любому, объяснения которым найти в книгах и аудиозаписях найти невозможно (или я не умею гуглить).

      Сейчас заканчиваю изучать учебник американского английского Basic English Grammar (автор — Azar Betty) и там периодически затрагиваются подобные особенности произношения, например что «have to» часто произносится как «hafta», а «did I» как «dih-di», с конкретными примерами в аудио-формате. Так что не так уж и невозможно.


    1. MooNDeaR
      17.11.2019 21:15

      Разные мы с вами сериалы видимо смотрим) Берём ту же игру престолов и получаем просто набор каноничных акцентов. Да, может сами фразы там не очень повседневные, но для тренировки слуха вообще норм.


      В целом, я не очень согласен, что для того, чтобы слушать нужно уметь говорить. Например я как-то начинал учить немецкий (но бросил), но однако адаптированные лёгкие материалы уже мог слушать через месяц-полтора, в то время как сформировать грамматически верное предложение без десятисекундных пауз не мог зачастую.


  1. chaffinch
    17.11.2019 08:36

    А давайте добавим в заголовок «Аудирование на английском»!
    Иностранный язык далеко не всегда = английский! Вы не поверите — для миллионов людей английский — вообще не иностранный, а вполне себе родной.


    1. vaslobas
      17.11.2019 10:21

      Навряд ли эти миллионы сидят на русскоязычном хабре.


      1. chaffinch
        18.11.2019 09:54
        -2

        И что — у всех хабровчан проблемы с английским? Представить что кто-то учит другие языки — это выше вашего понимания?


  1. taliano
    17.11.2019 11:28
    +1

    набивший оскомину сериал «Друзья» или «Гарри Поттер».
    Любимые сериалы никогда не наскучат в отличии от бездушных учебных материалов.


    1. ice2heart
      18.11.2019 00:26

      Можно просто смотреть ютуб на английском, куча топиков на любой интерес и вкус.


  1. chnav
    17.11.2019 13:13

    2 all
    Подскажите какую-нибудь программу, аналог лингафона. Чтобы надиктовывать за диктором и потом прослушивать.


  1. ittakir
    17.11.2019 13:25

    Просто включаете Youtube в фоне и слушаете во время работы, что вам по душе.
    Самый простой уровень — документальные фильмы. Они начитываются профессиональными дикторами и язык там довольно простой.
    Следущий уровень — длинные подкасты от обычных людей. Там уже больше разговорной речи.
    И самый последний уровень — уличные банды: www.youtube.com/watch?v=nqgO7-fRiXg
    допросы: www.youtube.com/watch?v=tacAaadrKco
    хиллбилли: www.youtube.com/watch?v=iHIJfbYhQFg
    рэднеки: www.youtube.com/watch?v=4Hs95TBBAGg
    бомжи: www.youtube.com/watch?v=uI8NnzHIpC4

    И слушать, слушать, слушать…


    1. ru1z
      18.11.2019 12:25

      Спасибо, интересно. Где вы такие берете?


      1. ittakir
        18.11.2019 20:02

        Просто поиском на Youtube интересных мне тем. Интересно как живут простые люди там, их культура, история. После школы я ни разу не брал в руки специальные тетради, не изучал слова из списка, разучивая на слух снова и снова. Даже если бы попробовал, то через 5 минут бы бросил, т.к. это очень скучно.
        Дети учатся говорить не по учебникам, они просто слушают окружающий мир. Вот и я просто старался погрузиться в эту среду, чтобы английский язык звучал каждый день. И слушая речь, мозг запоминает её звучание, и даже практически не говоря вслух, я все равно подстраиваю свою речь, чтобы она звучала без акцента.
        К сожалению, негров-бандитов пока осилить никак не могу. Уж очень они невнятно говорят. Остальных вообще без проблем понимаю, хотя могу упустить какие-то мелкие детали в разговоре.


        1. ru1z
          18.11.2019 22:43

          В принципе бандиты более-менее понятно говорят, бывают гораздо более сложные случаи, хотя да, из-за посторонних звуков, непонятного контекста, веществ и того что они друг друга перебивают, все как-то в целом уныло. Ну честно там просто поток сознания, повторения, жалобы и хвастовство. Когда им задают вопрос, они, кстати, сразу понятнее начинают говорить, а чуть погодя теряются в разговоре, в конце реп и танцы.
          Бездомные и хиллбилли интереснее)


  1. donkeystep
    17.11.2019 19:03

    Есть сервис TubeQuizard для тренировки аудирования по видео с субтитрами на YouTube.

    Например, вот quiz для тренировки самых частых сочетаний слов, которые составляют значительную часть речи носителей, произносятся быстрее всего, и сложнее всего воспринимаются:
    tubequizard.com/quiz.php?id=118

    Можно использовать готовые тесты или создавать свои для regexp.


  1. puyol_dev2
    17.11.2019 20:24
    +1

    Чушь какая-то даже в названии статьи. Проблема программистов не в том, что они не воспринимают на слух, а в том, что эти самые 7000 английских слов — специфические отраслевые, а на говорят на обычные разговорные темы. То есть проблема в не знании слов из разговорного повседневного словаря


    1. tmin10
      17.11.2019 21:21
      +1

      Да, есть такая проблема: на технические темы получается свободно общаться, а вот на свободную тему уже сложнее, т.к. особо не пользуешься таким постоянно.


    1. VolCh
      17.11.2019 21:23

      Есть разные проблемы. Говорить на бытовые темы сложнее, но и на профессиональные непросто, если английский слышишь раз в пару недель, а у половины профессиональных терминов не знаешь правильного произношения. Например, если более 30 лет произносил item как "итйэм", то в беглой речи с большой вероятностью ты его не распознаешь.


  1. rasswet
    18.11.2019 10:14

    Один из топиков, где могу высказаться на основании собственного опыта.
    Английский начал изучать в возрасте под 40 с абсолютного нуля (В школе и универе был немецкий), даже англ алфавит не смог прочитать. Через 3 года сдал FCE на B2. Способностей у меня нет никаких вообще к этому.
    Что касается аудирования. Начинал с обучающего аудио и видео к учебникам, примерно 2 месяца. Начальных уровней. Потом подкасты учебные для начинающих уровней, прмиерно 5-6 месяцев. Через месяца три начал отчетливо различать слова. Хоть не все слова понимал, но «каша» разложилась в набор слов.
    Потом пару месяцев слушал teacherluke подкасты. Они довольно понятные, говорит не быстро. Около 100 прослушал, потом надоело-сильно просто показалось. Сейчас продолжаю слушать подкасты не адаптированные, новости и смотрю фильмы без субтитров (что казалось вообще не реальным). Всего прослушал подкастов более 500 часов, сериалов просмотрел серий 500 из них без субтитров где-то 200.
    Если коротко, то рецепт это аудио вашего уровня от 20 минут каждый день. Через 3 месяца будет первый результат, через полгода проблема что-то расслышать перестанет быть проблемой.
    При этом говорю я не очень из-за отсутствия практики, на уровне В1 и простыми фразами.
    Для себя сделал вывод, что улучшить слушание можно только многократным слушаньем и начинать надо со своего ± уровня.


    1. VolCh
      18.11.2019 11:07

      А как слушаете? В фоне, просто слушаете/смотрите, игнорируя что что-то не понимаете, или на каждый чих перематываете до десятка раз, лезете в титры, в словари, справочники и т. п.? Мне вот последние два способа никакой ощутимой пользы не принесли, только привили отвращение к любимым когда-то фильмам. Теперь что-то вроде обречённости и полной неспособности к иностранным языкам вызывает любая мысль о просмотре любого видео на английском — будет пустой тратой времени в лучшем случае, что-то вроде плевания в потолок.


      В целом, наверное, такое отношение к любым занятиям английским теперь: надо значит надо, другого пути точно нет, но крайне неэффективный он, может к пенсии что-то и освою.


      1. rasswet
        18.11.2019 11:21

        Слушаю в метро и когда пешком добираюсь куда-то.
        В подкастах всё игнорирую, в фильмах иногда включаю сабы, если это сильно важно для понимания сюжета. А какого там цвета закат (иссиня-красный или малиново-алый) меня не колышет на текущем уровне развития).
        В фоне пробовал слушать радио — ну не думаю, что это как-то существенно мне помогает. Еще пробовал матрицы по Замяткину (аж два трека смог себя заставить, каждая по неделе)- решил, что для меня это полный бред.
        Еще с неделю пробовал метод A. J. Hoge. Мне тоже не зашло, одно и тоже по 20-50 раз слушать реально не интересно.
        Я учу «для себя», мне не надо быть ни переводчиком-синхронистом, никем.
        Вам посоветовал бы что-то несложное. Типа аудио уроков. BBC 6 minut grammar например. У них много там есть разных тем в рубрике «6 минут». Это бесплатно, например, в приложении для андроид Player Fm
        Фишка в том, что вам должно быть не понятно максимум 3 слова в предложении примерно. Если вам не понятно 7 слов из 10 то, смысла такое слушать нет, моё мнение.
        — Подумал… еще наверное существенно, что я уже почти 1500 дней ежедневно учу слова на лингволео. Это с одной стороны не является прокачиванием аудирования, но все слова я выучил оттуда. Около 5000тыс слов в словаре из них более-менее в пассиве где-то 4000. Полагаю 90% изучающих и 95% преподов скажут, что учить слова без контекста ла-ла-ла это без толку. Но мой опыт показывает, что для меня это работает.
        вот еще полезные ссылки на материалы разные smartprogress.do/goal/139508


        1. VolCh
          18.11.2019 16:03

          А учите слова с их произношением? В смысле программа произносит слово, когда показывает?


      1. ru1z
        18.11.2019 12:35
        +1

        Почему неэффективный? Просто имхо занимает время. Согласен с rasswet, что пару месяцев займет, чтобы увидеть прогресс. Хотите быстрее, то можно набирать фразы на слух (можно параллельно проговаривать), то есть субтитры делать или то же самое можно в rklim делать. Тоже не самое интересное занятие и, конечно, каждый выбирает метод, который ему больше нравится но кмк, отличная тренировка. Ну и разговаривать больше, как только можно. С иностранцами у которых английский второй, легче говорить и аудировать. Недавно подсказали языковой чат для изучающих английский speak-peak.club, имхо хорошо сделали. Найти бы такой для других языков, ну или еще как-нибудь искать людей для общения на неанглийских иностранных, было бы отлично.
        Еще имхо, лучше абстрагироваться от проблемы непонимания, изучения чего-бы то ни было — это просто долгоиграющая задача и нужно планомерно тратить время на изучение. Быстрого прогресса в принципе невозможно ожидать. Если вдруг возникает быстрый прогресс, то скорее всего, был пассивный запас знаний и умений.

        Я никогда не смотрел любимые фильмы с переводчиком, это действительно убивает интерес. Зато интересные учебные материалы прослушивал помногу. Сначала вникал в то что слушаю, а потом в фоне (вот это точно неэффективно, но имхо помогает привыкнуть к тембру и манере). Сериалы помогает брать брутфорсом, первые серий пять понимаешь по ситуации, потом включается мозг и додумывает что человек говорит в той или иной ситуации. Аудиокниги можно параллельно повторять с текстом за диктором, я так в самом начале делал. Не нужно в такой ситуации смотреть в словарь, это просто практика языка. В словарь нужно смотреть для решения конкретных проблем. Некоторые люди рекомендуют последовательно читать словарь, чтобы въехать во все значения и быстрее освоить слова.

        Еще мне помогало переключиться на более простые задачи. Первоначально, когда было сложно учить английский, я учил испанский. Аудирование испанского гораздо более простая задача, близкие звуки, куча похожих слов. И в целом язык, на начальном уровне (наверное до B1), гораздо проще учить. Конечно этот вариант я не рекомендую, так как имхо лучше концентрироваться на изучении более важного языка. Но можно чередовать подзадачи (смотреть, читать, слушать) или планировать отпуск в изучении. Мозг биохимический механизм и на установку связей тратится ощутимое время. Когда вы пытаетесь выжать больше, мозг может просто не успевать усвоить то что вы в него заложили, должна же быть какая-то конечная скорость записи и доступа к информации. Скорее всего все ваши усилия не пропали даром и пассивные умения уже есть, но вот полноценное использование придет не сразу (надеюсь до пенсии :)).


      1. chaffinch
        18.11.2019 14:15

        Если вы слушаете материалы +- своего уровня, то нет проблемы их понять без перемотки десяти раз туда-сюда. 70% материала должны быть понятны с первого раза. Иначе- ищите более простые материалы, вашего уровня. Можно слушать на замедленном воспроизведении, 75-80% достаточно.
        Нет смысла терять час времени на перевод единственной фразы, если только вы не профессиональный переводчик.