imageФото: Hector Garcia/Flickr

Совместное исследование IDC и Microsoft «Состояние цифровых навыков в Центральной и Восточной Европе» показало, лишь 3,5% IT-кадров соответствуют современным требованиям компаний.

Выяснилось, что самый большой дефицит кадров (35%) наблюдается в компаниях, которые внедряют облачные технологии.

image

Исследователи выделили пятерку самых актуальных навыков для специалистов сейчас:

  1. автоматизация и роботизация процессов,
  2. мобильность,
  3. анализ больших данных,
  4. IT-архитектуры и переход на новые архитектуры (например, облачные)
  5. нетворкинг.


А так выглядит прогнозируемый топ-5 навыков через 2-3 года:

  1. анализ больших данных,
  2. использование приложений для совместной работы,
  3. автоматизация и роботизация процессов,
  4. мобильность,
  5. информационная безопасность и защита данных.

В исследовании сообщается, что большинство компаний Центральной и Восточной Европы хорошо осведомлены о цифровой трансформации и лишь 10,5% из них не считают ее необходимой.

Однако в настоящее время только 13% компаний активно внедряют современные технологии или же разработали стратегию цифровой трансформации бизнеса. Отсутствие квалифицированных кадров в индустрии стало основным барьером для перемен.
См. также: «Тренды сферы финансов: крупным компаниям нужно все больше ИТ-специалистов»

В Microsoft отмечают, что сейчас деятельность любой компании представляет собой и IT-трансформацию, так как большинство процессов завязаны на информационных технологиях.

«Активный процесс цифровой трансформации организаций и предприятий привел к возникновению существенного разрыва между спросом на определенные квалификации специалистов и предложением. Это может повлиять на конкурентоспособность компаний. По мере осознания этой проблемы, государство и бизнес ставят задачу развития необходимых цифровых компетенций во главу угла повестки дня. Позволят ли предпринимаемые инициативы в достаточной степени улучшить ситуацию в будущем, покажет время. Пока разрыв велик», – отметил Михаил Лебедев, руководитель программ исследований IDC Russia.

Исследование проходило в марте и апреле этого года в Чехии, Греции, Венгрии, Польше, Румынии и России. Опрос проводился более чем в 700 организациях, имеющих более 10 сотрудников.
См. также: «Уперся — прокачался, или Три истории о том, как айтишники скилы меняли»

В сентябре Академия больших данных MADE и HeadHunter опубликовали другое исследование «Портрет российского Data Scientist» со статистикой вакансий для специалистов этой профессии в 2015?2019 годы. Выяснилось, что 2018 году количество вакансий с упоминанием специальности data scientist выросло в семь раз по сравнению с 2015 годом, а вакансий с ключевыми словами machine learning — в пять раз. В интернет-компаниях и IT дата-сайентистам предлагают медианную зарплату 145 000 руб., а в в сфере услуг для бизнеса — 170 000 руб.

Специалисты по машинному обучению оказались в дефиците – на одну вакансию приходится всего три резюме. У специалистов по данным ситуация приходится шесть резюме на вакансию. При этом вакансия не считается дефицитной, если на нее приходится восемь и более резюме.

Комментарии (29)


  1. TerraV
    21.11.2019 16:06
    +15

    Если менее 4% IT-специалистов имеют необходимые навыки, то вопросов к IDC я больше не имею. Подобный разрыв в ожидании и предложении говорит за себя о квалификации «исследователей». Простым языком — настолько большое отклонение от «равновесного» может быть объяснено только низкой квалификацией проводящих исследование и желанием сорвать хайп. Если вы ожидаете что вам продадут елисейский дворец за полтора миллиона рублей то вам лечиться а не говорить что менее 0.001% продавцов имеют необходимое предложение.


    1. ardraeiss
      21.11.2019 16:42

      Не обязательно. Возможно, у них просто по пункту "нетворкинг"(упомянут среди "Исследователи выделили пятерку самых актуальных навыков для специалистов сейчас:") высокий порог — и тогда все недостаточно хорошо умеющие в самопиар "не соответствуют требованиям".
      То есть возможен вариант "попросту требования компаниями заявляются такие, что им соответствует менее 4% имеющихся на рынке труда специалистов".


      1. balexa
        21.11.2019 18:50

        Что значит «имеются на рынке труда»? 4% от тех кто уже работает, или 4% от тех, кто ищет работу?


        1. ardraeiss
          22.11.2019 10:15

          Из обсуждаемого текста — нифига не понятно, так что не знаю.


  1. S-e-n
    21.11.2019 16:53
    +1

    Что такое цифровая трансформация? Объём использования хайповых технологий потому что «все» так делают?


    1. 6opoDuJIo
      21.11.2019 17:07
      +2

      Ну а как-же. Блокчейн должен быть даже в собачьей будке на стоянке, иначе вы не инновационная компания. И обязательно пропуска должны быть замены нейросетью, которая опознаёт сотрудника по походке и запаху изо рта.


      1. ardraeiss
        21.11.2019 17:18

        А потом окажется, что взятый с собой котик уверенно проходит такую проверку как директор.


        1. 6opoDuJIo
          21.11.2019 23:01

          И таким нехитрым образом вы узнаёте, для кого эта отдельная кабинка с лотком


    1. algotrader2013
      21.11.2019 18:12

      Всегда, когда слышу это словосочетание, понимаю, что IT и инновациями тут не то, что не пахнет, а, наоборот, какое-то анти IT. Его очень любят использовать разводилы для развода на бабки «серьезных людей», например, когда надо отставший от современности на 20 лет сап впарить.
      Мол, айтишники, они же такие непонятные, на своем птичьем языке разговаривают. это у них какие-то детские фреймворки, деплои, роллбеки. Зачем вам, уважвемым людям, в эту муть лезть? Для серьезных господ такая понятная и очевидная цифровая трансформация есть.


  1. defuz
    21.11.2019 17:14
    +5

    IDC и Microsoft придумали метрику, значение которой составляет 4%. Исследователи решили назвать ее «Соответствие IT-кадров современным требованиям компаний» и сделать на этом пиар.


  1. kekekeks
    21.11.2019 17:27
    +11

    IT-архитектуры и переход на новые архитектуры (например, облачные)

    Читай: 96% специалистов не хочет переплачивать за Azure


  1. Sedlo
    21.11.2019 17:35

    Согласен с ardraeiss, если у нас в РФ

    • полный рынок 1С-ников, а нужны дата саентологи Python под источники данных any DB & и Apache ecosystem и скалиозники для выкатывания ML-моделей на реальный прод,
    • у нас полно эникейщиков, а нужны облачные аритекторы, девелоперы и тестеры
    • у нас эффективные манагеры понабрали человеков-оркестров, умеющих примерно все и одинаково плохо, а весь мир уже слышал про специализацию

    к кому претензии? Не стреляйте в пианиста исследователя, он показывает нам то что наисследовал.
    Что касается других стран, то первым вопросом будет: почему в откровенно отсталой Румынии на высокой стадии цифровизации 19% против 11% в более развитых Чехии, Венгрии и Польше. Думаю, тут может быть какое-то разумное объяснение. Например, на фоне общей местной нищеты, бизнес в стране представлен крупными компаниями из Италии-Франции-Германии, которые «на кошках» тренируются здесь проводить глобальные ролл-ауты по цифровизации.
    Что касается низкого процента России в графе Нерелевантно/Не началось — не удивлен. Живя в Москве, уже привык не иметь в карманах наличных, пользоваться вай-фай в метро и полно где на улице. Из командировки в Персидских залив проверять пару часов в день иностранный у дочки в режиме видео-чата. Мой одноклассник, врач-онколог из западной части Германии, слушал все это как какую-то фантастику. Я думал, троллит. А тут мой студент-стажер приехал с семестра в уважаемом баварском университете, подтвердил: в универе интернет еще ничего, чуть подальше — уже тухляк. Не знаю как сейчас, а пару лет назад в Хайдельберге в автомате можно было купить на автобус только за наличные, никаких PayPass и вообще карт. И это не какая-то депрессивная экс-ГДР, это богатейший город в 100 км от Франкфурта, в этом городке половина сотрудников центрального офиса SAP живет! И плюс еще куча фарма-компаний R&D держит!
    Так что
    — на рынке люди умеют одно, а завтра и даже сегодня нужны другие — ну правда ведь,
    — достойный проценты РФ в сравнении с другими странами и по уровню передовых, и по уровню отсталых — тоже не удивлен.


    1. S-e-n
      21.11.2019 17:50
      +3

      Не стреляйте в исследователя, он показывает нам то что наисследовал.
      Так ЧТО он исследовал? Что конкретно подразумевается под цифровой трансформацией? Откуда и как получены цифры? Я не понимаю. Вы понимаете?


      1. ardraeiss
        21.11.2019 18:12

        Так это вопросы к исходнику — то есть к той самой проводившей исследование IDC, которая это именно так у себя эту новость и написала(первая ссылка в статье).


      1. keydet
        21.11.2019 18:26
        +2

        Показательно, что вы даже не представляете предмет обсуждения, что прекрасно укладывается в концепцию поста.

        Цифровая трансформация это переход к структурированному процессному взаимодействию, с оптимизацией и автоматизацией процессов, вовлеченных в трансформацию. Основными драйверами являются концепции Business Process Management/Business Activity Monitoring, которые утверждают, что любой бизнес-процесс должен быть измерим автоматически и иметь конкретную метрику эффективности. Для этого многие вендоры обьединяются в форумы (например, TMForum, 3gpp, ETSI) и разрабатывают общеотраслевые процессные фреймворки и спецификации (eTOM, SID, OpenAPI, ETSI NFVi), которые становятся отраслевыми стандартами.

        Внедрение же этих или других подобны фреймворков выполняется путем развертывания и конфигурации соответствующих BPMS-систем и смежных business support systems. В рамках внедрения собирается картина «Как сейчас», у стейкхолдеров собираются требования на предмет «Как хотим чтобы было» и создается комплексное решение по трансформации от первого ко второму, включающее в себя развертывание (зачастую и доработку, а иногда даже и разработку) BPMS, а также доработку учавствующих в автоматизированных процессах IT-систем таким образом, чтобы они научились отчитываться об эффективности своих бизнес-процессов по выполнению каждого экземпляра такого бизнес-процесса, научились стартовать и останавливать экземпляры бизнес-процессов по команде из центральной системы BPMS ну и научились включаться в новые бизнес-процессы путём минимальной доработки.

        Если же попытаться передать смысл цифровой трансформации образно, то это переход от ручного труда с вкраплениями автоматизации к автоматизированному управлению предприятием, с вкраплениями ручного труда.

        Лично я специализируюсь на «цифровых трансформациях» операторов мобильной связи. Для этого мне приходится в деталях знать работу каждого типового отдела типового мобильного оператора, знать средства автоматизации всех этих работ, знать технологическую дорожную карту (от неё зависят появление новых отделов, процессов и технологий) с поправкой на уровень развития региона и уметь собрать из этого более оптимально и дешево работающий бизнес (обычно эти измеримые критерии наиболее интересны операторам-заказчикам), выписав список необходимого оборудования и ПО и человекочасов для его организациии, после чего используя этот ограниченный список выполнить/внедрить данные обязательства.

        Предпосылкой к такой трансформации обычно происходит этап, когда бурный рост новоиспеченной компании со временем замедляется и она переходит в следующую фазу, фазу кровавого энтерпрайза. Основная суть выгоды — это вносить изменения в едином для всех отдела виде в BPMS сценарии нужно меньше компетенции, чем писать для этого in-house сервисы или покупать новое COTS-решение для поддержки ветки процессов нового отдела.


        1. balexa
          21.11.2019 19:05
          +1

          Я тоже не понимаю. Ваше

          Цифровая трансформация это переход к структурированному процессному взаимодействию, с оптимизацией и автоматизацией процессов, вовлеченных в трансформацию.

          Звучит как скопипащенное откуда-то введение в курсовую работу нерадивого студента, или какой-то корпоративный булщит. Куча аббревиатур, деепричастных оборотов, и сложноподчиненных предложений. Суть то в чем?

          это переход от ручного труда с вкраплениями автоматизации к автоматизированному управлению предприятием, с вкраплениями ручного труда.

          Ок, это уже лучше. Но все равно, масло масляное.
          И что же это значит? Давайте применительно к какому-нибудь предприятию, которое мы все представляем. Например ИТ-компания, разрабатывающая софт. Или, скажем, ресторан.
          Можете рассказать, чем отличается цифротрансформированная ИТ-компания и цифротрансформированный ресторан от таких же, но не подвергшихся трансформации? Вот прямо на пальцах. С точки зрения клиентов/работников/владельцев/еще кого-то Без аббревиатур и слов вроде «необходимости менять bmps сценарии».


          1. kekekeks
            21.11.2019 20:33

            Можете для интереса на примере ДоДо-пиццы посмотреть. Все этапы приготовления продукта централизованно мониторятся и контролируются. Они натурально рецепты "деплоят" на всю сеть пиццерий.


          1. keydet
            22.11.2019 23:10

            Звучит как скопипащенное откуда-то введение в курсовую работу нерадивого студента, или какой-то корпоративный булщит. Куча аббревиатур, деепричастных оборотов, и сложноподчиненных предложений. Суть то в чем?


            Как я понял, из личной переписки с товарищем выше — вся цифровая трансформация сводится к покупке и настройке BPM.


            Впервые встречаю, чтобы меня понимали с точностью до наоборот, хоть у меня и присутствует некая косноязычность, присущая любому инженеру. Мне так и не удалось вам объяснить в личной переписке, поэтому попробую ещё раз здесь, в общей. Во-первых, позвольте остаться в рамках моей специализации, чтобы объяснить именно по сути, а не быть голословным (про ресторан вам уже корректно подсказали на примере ДоДо пицца). Во-вторых, начну именно с разъяснения того, что вы назвали «скопипащенным введением».

            Каждая развивающаяся компания проходит этапы от бурно растущего стартапа до превращения в неповоротливую махину — энтерпрайз монстра (либо до покупки оным).На первом этапе очень мало, а то и совсем никакого времени не уделяется
            анализу, моделированию и оптимизации бизнес-процессов компании, они создаются на ходу и автоматизируются подручными средствами. Так возникает silo-based структура предприятия, когда отдел по работе с клиентами закупает CRM-систему(B2C,B2B,B2G каждый свою),
            бухгалтерия и HR каждая по своей ERP, каждый новый канал продаж приносит свою систему выполнения заявок и для каждой системы свой отдельный мониторинг её функционала (зачастую, близкого айтишникам, но совершенно нерелевантного бизнесу).

            Часть этих систем подвязывается на дорогие 3rd party лицензии (например, Oracle) или проприетарные технологии/поддержку.

            Рано или поздно, операционные расходы на весь этот зоопарк начинают парить CIO, а долгий Time to market для новых продуктов начинает расстраивать маркетинг, после чего они начинают поглядывать на способы решения этой проблемы и приходят к необходимости структурировать свои процессы в соответствии с неким отраслевым фреймворком. Поддержка ПО, к примеру, таким образом приходит к ITIL, мобильные операторы (а точнее вендоры мобильного ПО и оборудования, но это отдельная история, могу рассказать, если интересно) приходят к Frameworx (используется в том числе и совместно с ITIL, где-то встречал даже карту пересечения процессов).

            Для вендоров телеком ПО и оборудования сейчас суть трансформации, как услуги для клиента, заключается в том, чтобы взять из этого фреймворка те ветви процессов, которые автоматизируются продуктами этого вендора и создать из них кастомное решение (с привлечением оговариваемого в контракте процента доработок), зачастую с широчайшим использованием открытых технологий: camel для API, camunda для BPMS, cassandra для базы абонентов мобильного оператора, hadoop для data-lake натекающего с каждой вышки-коммутатора-свича-финтранзакции и т.д.
            При этом, задача вендора показать телеком оператору повышение эффективности бизнес-процессов в результате трансформации: ускорение времени вывода на рынок новых продуктов, а также снижение операционных расходов на усовершенствования и изменения бизнес-процессов и поддерживающих этих процессы соответствующих IT-систем от кучи сторонних производителей. Вторая же задача, показать инструмент/способ для простого выявления требующих оптимизации бизнес-процессов. Использование же именно этого фреймворка гарантирует межвендорное взаимодействие, так как сам фреймворк хоть и был разработан на базе открытых технологий, но сделано это было сообществом всех вендоров отрасли: от Хуавея, IBM и Microsoft c Red Hat до Нокии с Эрикссоном и VMware.

            Использование BPMS системы (а не BPM, как вы ложно поняли из личной переписки) позволяет лишь перенести точку изменений с дорогой системы, на более дешевую, зачастую opensource, для которой вы найдете интеграторов/разработчиков с улицы, а управлять жизненным циклом типовых изменений смогут даже штатные бизнес-аналитики. Также, использование такой системы позволяет централизованно собирать метрики эффективности всех сервисов, реализующих те или иные субпроцессы и предоставлять аналитикам информацию, которую можно использовать впоследствии для оптимизации бизнеса.

            Если попробовать привести пример далекий от BPMS, то это могут быть ETSI NFVi решения с доработанным Openstack, когда вендор предлагает свои решения по виртуализации, соответствующие отраслевому стандарту. Переход от дорогих проприетарных виртуальных машин к дешевым open-source контейнерам с использованием таких решений тоже можно назвать мини-трансформацией (минимально бизнесовой, максимально айтишной)

            Я постарался привести примеры только открытых стандартов и технологий, но на самом деле фреймворки бизнес-процессов о которых я выше попытался рассказать, являются метастандартом, который может объединять в том числе и проприетарные дорогие вещи, как например решения на базе IBM BPM (WebSphere based) и на базе Oracle.

            Лично вам рекомендую в качестве домашнего развлечения подёргать Nasa API с помощью Red Hat Process Automation Manager, это отрезвляет и уберегает от дальнейших огульных оценок технологий и концепций, которые на первый взгляд непонятны.

            P.S.: Здесь , для понимания глубины кроличьей норы, можете ознакомиться с подробной, хоть и устаревшей, СТРУКТУРИРОВАННОЙ моделью бизнес-процессов типового мобильного оператора, если конечно что-то понимаете в UML. Стоит отметить, ни один мобильный оператор не переходит к её использованию сразу, так как сразу находится на фазе стартапа и это не несёт ему никакой выгоды. Очень надеюсь, что ваша проблема не в банальном незнании смысла слов «структурированный», «процессный», «оптимизация».

            P.P.S.: Простите, что не про ресторан :(


        1. Andrey_Dolg
          21.11.2019 19:43

          То с каким рвением вы сыплете терминами удивляет(видимо деформация). Но по факту идея автоматизации создания новых бизнес процессов(да и бизнесов) и минимизации участвующих в этом процессе людей, так и людей как таковых. Я так понимаю достижения амазона на этом поприще не дают другим покоя.


          1. balexa
            21.11.2019 19:54
            +1

            Если бы. Как я понял, из личной переписки с товарищем выше — вся цифровая трансформация сводится к покупке и настройке BPM.


    1. BobArctor
      21.11.2019 18:24

      Почему Румыния?

      Например по причине налоговых льгот. Не могу найти первоисточник, но мне попадалось описание отрицательной прогрессии налога для ИТ. В качестве пруфа льгот
      А ещё местные конторы осознают что платить надо конкурентно в масштабах Европы.

      Касательно РФ вижу что конторы готовы ныть что специалистов нет. Только они забывают сказать что их нет на те деньги что конторы предлагают. Смотрю отчеты Моего Круга и из года в год медиана топчется где-то в районе 150-200К. Только несколько лет назад 200К рублей это 5К евро, а сегодня всего 2500. Спрашивается зачем жечь себе мозги за зарплату специалиста со средне-специальным образованием.


      1. Sedlo
        22.11.2019 08:05

        Так я о том и написал:
        Румыния: не знаю, почему, но предполагаю вот это. Если вы считаете, что из-за налогов — не спорю, важный фактор.

        Про то что специалистов нет — тут сложнее. Со стороны спроса есть задача по предсказанию оптимальной разблюдовки номенклатуры, наиболее прибыльной цены для каждой номенклатурной позиции по данным в облачной ERP ритейлера и макроэкономическому прогнозу в открытых источниках Росстата. Или оттока клиентов из телекома. Или розничного банка. А к вам на интерьвью ломится толпа 1Сников: мыж 100500 проектов в ООО Вован и Колян в привокзальных палатках с шаурмой понаделали. Ритейлер говорит: ну, с вашими скиллами я готов взять на 120К. А 1Сник прослушал курс на Степике, попил пива на тусовке ODS и говорит: я теперь дата сатанист, хочу 400. В итоге телекомы и мега-ритейлеры идут плакаться в IDC: хотим завтрашних спецов, а на тынке труда — только вчерашние. А «трудовые ресурсы» на интервью говорят: торгаши — жлобы, платить не хотят.

        Кстати, в моем мире SAP еще одна особенная ситуация: на рынке достаточно легко найти эксперта, но к одному эксперту приставить трех юниоров — уже проблема. Те эксперты, кто знал английский — уехали в Европу, Австралию, Канаду, Персидский залив. Но тех кто не знает английского, вполне хватает для текущих проектов, число которых уменьшилось в связи с известными политическими веяниями. А вот юниоры раньше ломились в SAP, а теперь — в ML, NLP, CV, Robotics, Bioinformatics и все такое. Опять же, разрыв между потребностях в компетенциях и тем что есть на рынке.


    1. norguhtar
      21.11.2019 19:37

      У них там по трассе между городами связи нет, вы о чем вообще? А наше правительство активно давит операторов большой тройки и спрашивает до коле трассы не покрыты 100% мобильной связью.


    1. loki82
      21.11.2019 20:11

      полный рынок 1С-ников, а нужны дата саентологи Python под источники данных any DB & и Apache ecosystem и скалиозники для выкатывания ML-моделей на реальный прод,

      я надеюсь это сарказм был? Потому что за 1с обидно против apache ecosystems


      1. Sedlo
        22.11.2019 08:17

        К сожалению, нет, см мой пост выше. Мне вот про сапёров тоже много за что обидно, но что есть то есть, реальный мир суров.


  1. FForth
    21.11.2019 18:12

    Валерий Лаптев: Проблема нехватки программистов в России и что с этим делать


    1. onlinehead
      21.11.2019 19:21

      И кроме всех этих проблем, судя по всему в университетах отсутствуют пульты ДУ для управления презентациями, экраны и указки. Печально…


  1. DrunkBear
    21.11.2019 18:22

    Посмотрел на топ 5 требований через 2 года и понял, что я — человек будущего: и анализировать умею эту бигдату (правда, в основном строю её, но это мелочи), и в гугле в общих листках excel с мобилки сижу, и в nifi/cron автоматизацию добавлять умею, и kerberos /LDAP поднимал и синхронизировал.
    Ну что, Гугл, MS и IDC, начинайте заваливать меня офферами, да побольше, побольше! /sarcasm
    А если серьёзно — не понятен источник требований, больше похоже, что из шляпы вытянули по 5 хайповых вещей и назвали их «требования сегодня» и «требования через пару лет».


  1. HellFir-e
    21.11.2019 20:11

    объясните дутрачку график
    https://www.idc.com/getfile.dyn?containerId=prEUR245660119&attachmentId=47364292
    на картинке с состояние 4% не релевантно/не началось
    т.е. только у 4 процентов трансформации не случилось или они плохие?
    Или перевод такой?