В рамках стратегического развития организации решили изучить возможность обновления бизнес-процессов и попробовать внедрить процессный подход внутри. Хотелось бы поделиться именно теоретическим знанием. Так как без теории нам смерть, смерть и еще раз смерть! Начнем. В основном для статьи использовал информацию в книгах М. Рыбаков, М. Ротер, А. Остервальдер, К. Андерсон, К. Мур и из собраний с коллегами.

image

Является организация коммерческой, некоммерческой или государственной, ее главным предназначением является создание продукции и услуг, обладающих ценностью для потребителя. Цели организации достигаются путем осознанного управления бизнес-процессами. К этому должны сводиться все цели организации. Сущность стратегического планирования заключается в определении основных векторов развития организации и показателей его деятельности на определенный временной период, идентифицирующий желаемый результат его активности в целом. «В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей».

Организация – это система, воплощенная в реальную модель. Хорошо работающая модель должна быть непротиворечивой, быстрой, синхронизированной и экономичной. Для построения таких моделей нужно использовать определенные алгоритмы действий, которые получили название бизнес-процессы. «Бизнес-процесс – это логическая последовательность действий человека (или нескольких человек) в коллективе». Бизнес-процесс существует только пока в нем есть наличие человека. Если какой-либо процесс или алгоритм осуществляется автоматизированной системой или компьютерной программой, он становится технологическим процессом. В бизнес-процессе принимают участие люди в разной форме, уровне вовлеченности и ответственности.

Допустим, человек работает один (например, музыкант), у него все равно имеются люди, вовлеченные в его бизнес-процесс (например, студия звукозаписи) и потенциальные потребители (слушатели). Ничто не существует в «вакууме» – так же и у музыканта одиночки есть люди, которые непосредственно являются фактором влияния на его работу. В данном случае — это студия звукозаписи и потенциальные слушатели. Эти люди тем или иным образом оказывают влияние на бизнес-процесс. Для дальнейшего продвижения по теме, необходимо подробнее рассмотреть понятие «бизнес-процесс».

«Бизнес-процесс – это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе». «Бизнес процесс – это четкий, зафиксированный письменно алгоритм выполнения некой деятельности». Бизнес-процессы необходимы для визуализации действий, происходящих внутри организации, для изображения реальных зон ответственности рабочих, для выявления потенциальных слабых сегментов деятельности предприятия, для детальной систематизации и стандартизации рабочих процессов и повышения эффективности принятия решений. Бизнес-процессы присутствуют в любой организации, иногда они являются задокументированными, что приносит огромный скачок в качестве, а иногда нет, что является плохим признаком в рамках развития организации, так как исчезает возможность работать над эффективностью процесса. Организацию в большинстве случаев рассматривают, как набор подразделений, каждое из которых выполняет определенные функции, но у процессного подхода есть свои преимущества. Рассмотрение предприятия с точки зрения процессного подхода позволяет разделить организацию на две части – основную и поддерживающую. Помимо этого, можно выделить управленческую часть и часть ответственную за развитие развития.

image
Рисунок 1.1 – Графическая интерпретация иерархии бизнес-процессов

«Основные бизнес-процессы – это процессы, которые непосредственно создают ценность». «Поддерживающие – процессы, без которых не могут существовать основные бизнес-процессы, бизнес-процессы обеспечения разнообразными ресурсами». Остальные процессы описания не требуют. Углубимся еще немного. Бизнес-процесс можно разбить на сегменты, которые в нем есть:

  • цель, причина по которой бизнес-процесс существует;
  • ответственное лицо, которое осуществляет процесс;
  • ресурсный потенциал, необходимые ресурсы для работы процесса;
  • показатели эффективности и качества;
  • конечность, должно быть четкое понимание, когда процесс начинается и когда заканчивается.

Совокупность основных и поддерживающих бизнес-процессов, направленных на трансформацию сырых материалов и информации в конечный продукт называется потоком создания ценности. Поток создания ценности для наглядности и практичности принято изображать графически, как схему или карту бизнес-процессов. Карта бизнес-процесса – это графическая визуализация бизнес-процесса в виде диаграммы или блок-схемы. «Понятие «поток создания ценности» может оказаться новым в вашем словарном запасе. Поток создания ценности – это все действия (как добавляющие, так и не добавляющие ценность), нужные, чтобы провести продукт через следующие основные потоки операций». Ниже пример потока создания ценности. Карта позволяет целостно рассматривать совокупность всех бизнес-процессов, выявлять узкие места, взаимосвязь и потенциальные возможности повышения эффективности.

image
Рисунок 1.2 – Поток создания ценности

Поток начинается от запроса потребителя и направляется к исходному сырью – другими словами это несколько процессов, которые один за другим вносят полезные качества и определенную ценность для потребителя. В целом все легко и просто. Что еще нужно знать про бизнес-процессы? Их можно разделить на задачи к которым они относятся. На задачи которые они решают. Из этого следует, что разновидностей бизнес-процессов может быть сколь угодно много, выделим основные из них:

  • Поисковые процессы – это процессы, предполагают исследования, генерирование идея, поиск моделей и методов развития организации.
  • Проектный процесс – уникален и может не повторится, например, разработка веб-сайта или внедрение новых стандартов.
  • Информационный процесс – процесс, предоставляет информацию, проявляется в разных формах от обмена информации для заключения сделки до обмена идеями по рабочим процессам.
  • Производственный процесс – постоянно повторяющийся однотипный процесс в различные временные периоды для создания продукта или услуги.

image
Рисунок 1.3 – Виды бизнес-процессов

Для более детального рассмотрения сути бизнес-процессов требуется ввести понятие жизненного цикла бизнес-процесса. Жизненный цикл бизнес-процесса представляет собой прохождение четырех основных этапов, каждый из которых характеризуется набором определенных действий, которые направлены на бизнес-процесс на этом этапе. Жизненный цикл бизнес процесса выглядит следующим образом.

image
Рисунок 1.4 – Жизненный цикл бизнес-процесса

  • Этап «Проектирование» – разработка или изменение бизнес-процесса, который вписывается в стратегические цели организации.
  • Этап «Внедрение» – внедрение и эксплуатация бизнес-процесса в организации, отслеживание соответствия показателям эффективности.
  • Этап «Контроль» – измерение показателей оценки эффективности для анализа соответствия процесса поставленным перед ним задачам.
  • Этап «Анализ» – изменение и адаптация бизнес-процесса под реальный рабочий процесс для повышения его эффективности.

Исходя из этого следует, что бизнес-процессом можно управлять на каждом из этапов жизненного цикла, необходимо только разработать инструмент для управления и выбрать подходящий для улучшение ключевых характеристик. «Улучшение бизнес-процессов – это совокупность методов и подходов, которые дают руководителям предприятия возможность повысить эффективность его работы. Как следует из наименования процедуры, которую также иногда называют менеджментом бизнес-процессов, цель ее – улучшение бизнес-процессов, которое помогает сделать их более эффективными».

Улучшение бизнес-процесса на этапе «Проектирование» состоит из таких этапов, как:

  • стратегическое планирование, соответствие бизнес-процесса стратегическим целям, проектирование долгосрочных бизнес-процессов способных адаптироваться к новым технологиям без потери времени и качества;
  • планирование трансформаций, четкий поэтапный план изменения или разработки бизнес-процесса с указанием дедлайна и необходимых действий для реализации задуманного.

Улучшение бизнес-процесса на этапе «Внедрение» состоит из таких этапов, как:

  • детальное описание бизнес-процесса;
  • описание показателей оценки эффективности бизнес-процесса;
  • внедрение бизнес-процесса;
  • мониторинг и анализ соответствия бизнес-процесса показателям;
  • управление организационными изменениями.

Улучшение бизнес-процесса на этапе «Контроль» состоит из таких этапов, как анализ и контроль деятельности бизнес-процесса. Здесь вышло коротко. Улучшение бизнес-процесса на этапе «Анализ» состоит из таких этапов, как:

  • мониторинг эффективности;
  • определение узких и слабых мест;
  • сбор информации, дальнейшие преобразование и совершенствование;
  • отчетность по эффективности;
  • принятие решения о внесении корректировок.

Исходя из этого следует, что для улучшения и повышения, созданной бизнес-процессом ценности, бизнес-процессы необходимо постоянно подвергать мониторингу и анализу. Для успешного мониторинга и анализа бизнес-процессы необходимо описывать и моделировать. Описание и моделирование может принимать различные формы от откровенно абстрактных до невероятно разработанных и детальных. Но об этом в другой раз.

Комментарии (12)


  1. Strayzar
    22.11.2019 10:11
    +1

    Данный текст практически невозможно усвоить даже после третьего прочтения. Но после третьего прочтения возникает навязчивый образ обычного менеджера, который всей душой желает привнести в свою деятельность некий научный подход, теорию и графики. Вот только по факту получатся пшик или такие наукообразные излияния как Цели организации достигаются путем осознанного управления бизнес-процессами. К этому должны сводиться все цели организации (т.е. путём осознанного управления, достигаются цели организации и к этому (чему «этому»?) и должны сводиться все цели организации).

    Я бы может быть и поверил тому, о чём вы пишете и списал бы своё непонимание на сложность предметной области и поверхностное её освещение в вашей статье. Но, к счастью, я точно знаю что целью любой организации является извлечение прибыли, а не создание продукции и услуг, обладающих ценностью для потребителя. К сожалению, создание ценной продукции — это необходимое условие, для цивилизованного извлечения прибыли. А потому ни ракеты у нас летать не будут, ни ПО не будет высокого уровня (не смотря на все заявления о том, что российские программисты одни из самых лучших (или самые лучше) в мире). Любой лучший инженер, в своей деятельности всегда споткнётся об эффективного менеджера.

    Глубоко убеждён, что сколь бы то ни было качественного менеджмента в нашей стране (как минимум) вообще нет. Российский эффективным менеджер, так же как и 300 и 500 лет назад, осознанно управляет только кнутом и пряником, для достижения максимально возможной прибыли, не обращая никакого внимания на потери, как временные, так и энергетические потери тех людей, кто доверился эффективному менеджеру.

    Когда-нибудь, инженеры доберутся до процессов управления, не утратив при этом той рациональности в действиях и суждениях, которая сопутствует точным наукам. Ну а пока…


    1. Eldhenn
      22.11.2019 18:12

      я точно знаю что целью любой организации является извлечение прибыли

      Ммм. Некоммерческие организации запрещены на веки веков?


      1. Strayzar
        23.11.2019 06:42

        Ну и к чему вы это сказали? Логика всех моих рассуждений рушится при осознании этого факта? Этот факт как-то оправдывает автора статьи? Что он вообще меняет?

        Да, есть НКО. Но разве не очевидно, что для того чтобы осуществлять хоть какую-то деятельность, за этими НКО должно стоять не нулевое количество КО? Или тот факт что организация является некоммерческой позволяет ей получать доступ к требующимся ресурсам на безвозмездной основе?


        1. Eldhenn
          23.11.2019 09:46

          К тому, что ваше утверждение с куратором всеобщности — неверно.


          1. Strayzar
            23.11.2019 14:57

            Ну а из этой неверности что-то далее следует? Она на что-то влияет?


    1. Ok_Lenar
      23.11.2019 00:33

      Илон Маск с вами не согласен )


      1. Strayzar
        23.11.2019 06:43

        А он всё ещё на нашей грешной? Я уже думал что он давно на Марс улетел. И нет ему дел до наших проблем :)


        1. Ok_Lenar
          23.11.2019 12:11

          1. Strayzar
            23.11.2019 14:55

            Прочитал. Ничего особенного. Можно прийти на любую конференцию где бизнесмены вылизывают свои яйца. Услышите примерно тоже самое. По уровню содержательности напоминает сабж.

            Я думаю, что бизнес ради бизнеса не имеет смысла. Если что-то делаешь, то это должно быть полезно для людей, цениться людьми. Самое сложное — это произвести что-то по-настоящему нужное. Это так сложно, и я выражаю уважение тем, кто действительно делает что-то нужное.

            Боже, как глубоко! Туповатые лозунги за всё хорошее против всего плохого. Дальше читать было трудно. Самое сложное — это произвести что-то по-настоящему нужное. Да не уже ли? По этому сегодня спрос создаётся искусственно? По этому сегодня для того что бы попить воды, нужно не открыть кран на кухне, а сходить в магазин за бутылкой воды, которую привезли за десятки километров?


  1. shnegs
    22.11.2019 10:11

    Было -> Стало.
    Зачем стабильность убрали?


  1. DarkHost
    22.11.2019 14:04

    Еще один строитель «коммунизма», утопист.


    1. Strayzar
      23.11.2019 06:44

      Где?