Новый беспилотник от компании DJI наделал много шума, о нем написано много статей.

Большинство из них расхваливают вес квадрокоптера, который позволит не ставить его на учет
(что в тех же статьях часто выставляется существенной проблемой). И это действительно так, по недавно вступившим в действие правилам учета БПЛА, беспилотники легче 250 не надо регистрировать. Но такой ли это большой плюс? Ведь поставить беспилотник на учет можно минут за 20, если у вас есть конверт для писем и принтер. По сравнению с необходимостью получать разрешения на каждый полет это мелочь. Получается, не такой уж и хороший новый дрон? Давайте разберемся.

image

На сегодняшний день для любительского полета на БПЛА весом до 30 кг требуется два разрешения: разрешение от местной администрации (если полет происходит над населенным пунктом) и разрешение на использование воздушного пространства (ИВП) от органов организации воздушного движения. И это вне зависимости от веса. Однако, на данный момент на рассмотрении находятся изменения Правил использования воздушного пространства РФ, которые существенно меняют правила полетов БПЛА.

Во-первых, в изменениях есть подпункт б пункта 2:
б) пункт 49 после слов «указанных городов» дополнить словами «, за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг»;

Который отменяет необходимость получения разрешения на полет в пределах населенного пункта у органов местного самоуправления для БПЛА весом менее 0,25 кг. И это уже существенный плюс. И дело даже не в том, что сейчас приходится получать разрешение в администрации, а в том, что лишь в нескольких городах существует процедура получения разрешения на полет, и прежде придется заставить администрацию вашего населенного пункта заняться этой процедурой.

Во-вторых, есть пункт 3, касающийся уже БПЛА весом вплоть до 30 кг:
52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов, на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства, за исключением выполнения визуальных полетов беспилотными воздушными судами в пределах прямой видимости, осуществляемых беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой до 30 кг в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения охранных мероприятий, публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок…

Который отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в перечисленных в пункте случаях. Предвижу множество комментариев по поводу количества ограничений и разделяю их, тем не менее это существенное послабление действующих правил полетов.

В виде блок-схемы это будет выглядеть так.

image

В итоге имеем: в случае принятия изменения правил ИВП РФ, DJI Mavic Mini будет беспилотником, на полеты которого либо вообще не нужно получать разрешения, либо надо получать только разрешение на ИВП.

Я автор ресурса «Летаем по закону». Если статья покажется интересной читателям, то в следующей подробно рассмотрим ограничения пункта 52 новых правил ИВП.

Комментарии (61)


  1. oisee
    27.11.2019 18:29

    Спасибо.

    А вот как летать по закону в других странах (в разных тёплых и красивых краях) — это в сфере интересов вашего сайта?


    1. Azat2015 Автор
      27.11.2019 18:34
      +2

      Пожалуйста.
      Нет, сам статьи на эту тему не пишу, только про наши законы. Разве что могу посоветовать вот этот ресурс www.google.com/maps/d/embed?mid=1OkEtyCaGNjKhLeMr6L2IU975SP8&ll=14.056672192674617%2C58.47482176653&z=2


    1. Vacxe
      28.11.2019 02:40

      Мне кажется, что я первый человек из пост-СССР кто получил разрешение (полное) на полеты в Тайланде.

      Для этого было потрачено
      1) Страховка — порядка 70 баксов (30 минут)
      2) Регистрация как телекомуникационного устройства — бесплатно (45 минут)
      3) Регистрация в СААТ — бесплатно (около трех месяцев!)

      Могу описать процесс подробно, если необходимо.


      1. Azat2015 Автор
        28.11.2019 14:33

        Если не затруднит. С вашего разрешения потом размещу инструкцию у себя, с ссылкой на вас, конечно.


  1. silvestr22
    27.11.2019 18:54
    +2

    Что интересно закон изначально разрабатывался для противодействия разных терр актов — типа прикрепить шашку к коптеру и залететь в окно на 15 этаже

    По факту имеем безумные ограничения которые испортят жизнь обычным людям но для бандитов толку нет так как для противоправных действий никто не будет напрягаться с регистрацией — купят на авито и взорвут что нибудь

    то же самое и со съемкой правительственых объектов — если для фильма снимают то там можно купить с десяток коптеров и просто выкидывать их после съемок.

    С одной стороны дебилов летающих над скоплением людей много — с другой добавили проблем обычным людям при этом не решив никаких своих задач

    так как единственное средство это глушилки


    1. Azat2015 Автор
      27.11.2019 19:15

      Ну, "правила учёта", возможно, да, хотя я скорее назвал бы это попыткой упорядочить использование воздушного пространства в связи с скачкообразно возросшим количеством БПЛА на руках у граждан. А все заморочки с получением разрешений вытекают из исторически сложившихся правил полетов, которые всегда ранее ориентировались только на "традиционные" летательные аппараты. Все эти заморочки по наследству передались беспилотникам. Думаю, из-за нежелания глубоко вникать в суть беспилотной революции, беспилотнику в лоб дали статус воздушного судна, что и повлекло за собой бюрократический ад.


      1. Jef239
        28.11.2019 02:48

        А как не дать статус судна, если беспилотники (они же самолеты-мишени) издавна имеют размах крыльев до 30 метров, то есть с девятиэтажку.

        Да и современные российские беспилотники хоть и поменьше, но требуют перевозки на двух грузовиках.

        Где уж тут учесть китайскую гражданскую мелочь…

        Надо бы её не беспилотниками, а авиамоделями назвать — вот и был бы иной статус.


        1. Misaka10032
          28.11.2019 07:41

          А где там про 30 метров? Я вижу 7.5.


          1. Jef239
            28.11.2019 09:18

            У китайцев и 40 метров есть. И у США тоже. Из наших судя по фото примерно такие размеры у Орион (взлетный вес — тонна). Про 30 метров — ссылку дать не могу.


    1. Azat2015 Автор
      27.11.2019 19:22

      А, кстати, для противодействия терроризму приняли на дня новый закон, разрешающий различным силовым структурам сбивать беспилотники. Можете почитать небольшой разбор https://uavdoc.ru/%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%8b/%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd-%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%82%d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b8-%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8/


      1. silvestr22
        27.11.2019 22:26

        Сбить коптер летающий от вас в 100 метрах вверх — практически невозможно особенно в движении
        Просто потому что у стреляющего нет горизонта и он не может правильно прицелится (см наставления по воздушной стрельбе )

        Разве что коптер

        1 — летит ниже 100 метров (при 150 метров коптер уже не видно визуально ) Утки летают низко по этому на них можно охотится
        2 — стрельба осуществляется дробовиком ( ружьем ) с применением дроби
        3 — Посадка каптера осуществляется глушилкой

        В связи с этим понятие «сбивать» мне кажется немного некорректным


        1. Azat2015 Автор
          27.11.2019 22:32

          Согласен, конечно. В "сбить" я вкладываю то, что написано в законе: перехват/глушение управляющего сигнала, физическое уничтожение и "воздействие на пульт" (интересный, кстати, момент, видимо, имеется в виду завладеть пультом и посадить БПЛА).


          1. DarkWolf13
            28.11.2019 01:01

            ввести в пульт а автопилот режим «антикража», когда дрон самостоятельно «рвет когти» «домой» с противозенитными маневрами))))


            1. Newcss
              28.11.2019 09:04

              Главное чтобы не летел защищать хозяина и обратно отбивать пульт)


        1. safari2012
          28.11.2019 18:31

          Утки летают ещё как высоко и оочень быстро. На уток мало кто охотится в лёт. Их бьют в основном на посадке/взлёте и в плавающем положении.


      1. Jef239
        28.11.2019 02:56

        Ну это лишь до тех пор, пока случайно не собьют что-то крупное, военное и дорогое. А дальше — и ущерб от падения крупной туши (бывает и несколько тонн) и военные наедут не слабо.

        В итоге просто забояться дальше сбивать.


  1. pproger
    27.11.2019 20:16

    автор ресурса «летаем по закону» не понимает разницы между массой и взлетной массой бпла? регистрировать требуется как раз бпла, ВЗЛЕТНАЯ масса которых овер 250г.


    1. Azat2015 Автор
      27.11.2019 20:29

      Не понял, поясните. Если я где-то написал, что ставить на учёт надо БПЛА легче 250г, то дайте, пожалуйста, ссылку, я поправлю. Если дело в терминологии, то взлетная масса (масса на момент взлета) для мавик мини 249 гр равна массе мавик мини 249 гр. Если вы имеете в виду, что кто-то повесит доп оборудование на мавик мини перед взлетом, то его масса и его взлетная масса будут больше на вес этого оборудования и пилот, думаю, это понимает.


      1. edogs
        27.11.2019 21:08

        Занудства ради.
        В законе указано «с максимальной взлетной массой от 0,25». Тесть речь идет не о том с какой массой взлетает квадракоптер, а с какой он может потенциально и безопасно взлетать.
        Если взлетная масса при соблюдении безопасности mavic mini может быть «больше на вес оборудования»©, то тогда его максимальная взлетная масса (этой конкретной модели квадракоптера) на самом деле больше чем 250гр и он подпадает под действие закона.


        1. Azat2015 Автор
          27.11.2019 21:58

          Да, с максимальной взлетной массой, конечно же, согласен. Однако, конструкция мавика не предусматривает установку доп оборудования и это нарушение правил эксплуатации воздушного судна. Поправьте, если не прав.


          1. edogs
            27.11.2019 22:22

            Разница между 249гр (разрешенные) и 250гр (неразрешенные) всего 1 грамм. Капля воды, слой пыли, зацепленная земля или листик, сд карта побольше размером, альтернативные аккумулятор — превысить как делать не фиг. Очень тонкий лед.
            И дальше варианты: либо нарушение закона (эксплуатация аппарата весом от 250гр) либо нарушение правил безопасной эксплуатации (максимальная-то безопасная 249, а тут аж 250) либо то и другое вместе. Подойдет полицай в середине полета, взвесит на сертифицированных весах и привет.
            Лично нас этот вопрос смущает, сделали бы вес скажем 240гр — было бы спокойнее, все же 10гр легче превысит чем 249.
            Возможно разработчики дрона рассчитывали на законодательства стран где разделение более четкое (именно по базовой массе, а не по максимальной взлетной), но именно в российских реалиях решение спорное.


            1. Azat2015 Автор
              27.11.2019 22:43

              На мой взгляд маловероятный, хоть и реальный вариант. Если надо кого-то конкретно нагнуть, могут использовать. Однако, возможно, проще, например, просто сбить. Органы по новому закону самостоятельно разрабатывают процедуры принятия решения об перехвате/уничтожении, так что возможности есть.


              1. DarkWolf13
                28.11.2019 00:58

                асли сделать правильно автопилот сбить могут только физически, главное что бы автопилот по аларму или сбою канала управления правильно включился на возврат по резервной системе навигации


            1. Sun-ami
              27.11.2019 23:21
              +1

              Капля воды, слой пыли, или листик не могут весить 1 грамм — капля воды весит от 0,025 до 0,05 грамма, грамм воды — это объём 10х10х10мм, слой пыли весом в 1 грамм — это уже не слой пыли, а слой грязи.


            1. snnrman
              28.11.2019 01:45

              Надо ориентироваться на то что указано в ТТХ, а не капли воды, слой пыли и тд.


              1. edogs
                28.11.2019 21:33

                Один из нюансов в том, что при массе 249гр взлетная масса так же указана 249гр. Поэтому «один грамм сверху» и оппа — нарушение правил безопасной эксплуатации, эксплуатация с массой превышающей максимальную взлетную.
                И хотя выше нас верно поправили (что пара травинок, пыль и капля воды погоды не сделает), все же 1гр это слишком небольшой зазор что бы чувствовать себя спокойно.


                1. agat000
                  01.12.2019 07:28

                  Учитываются только данные паспорта. Никто с весами не будет бегать за дроноводами. Если на «Газель» нагрузить 3т картошки, она все равно останется легковым автомобилем, массой до 3,5т по ПТС.


          1. silvestr22
            27.11.2019 22:28

            конструкция мавика не предусматривает установку доп оборудования


            Ну с такой формулировкой можно 90 % коптеров запускать ))


            1. Azat2015 Автор
              27.11.2019 22:38

              Запускать можно 100% коптеров.) Но использовать поблажку в плане не получения разрешения от органов местной власти — только с мавик мини, т.к. среди серийных качественных моделей легче 250 гр есть только он. Это все, конечно же, если закон будет принят в существующем сейчас виде.


              1. DmitrySpb79
                27.11.2019 23:00

                Кстати про Mavic и 250гр:
                www.youtube.com/watch?v=BbdBboDGeG0

                :)


          1. uzverkms
            28.11.2019 10:12

            У него в качестве официального аксессуара предусмотрена клетка для пропеллеров. А ещё на него можно нацепить алиэкспрессную бижутерию типа удлинителей ножек. Тогда масса составит наверное 270 г. — уже превышение!!!111 )


    1. azatfr
      28.11.2019 10:03
      +1

      Вы не путайте взлетную массу с тягой моторов. Максима?льная взлётная ма?сса — Максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности полётов.
      Если в инструкции нет, что дрон може перевозить грузы, то можно считать, что «ВЗЛЕТНАЯ масса» == «масса дрона». А моторы для безопасности полетов могут тянуть хоть 10 килограмм, но в законе нет ограничения к тяге моторов.


      1. Tarakanator
        28.11.2019 10:08

        А что такое взлёт?
        Если я брошу БПЛА в воздух, а потом включу его, то в какой момент происходит событие взлёта?
        А если дрон проходит дозаправку в воздухе, то его полётная масса может быть больше взлётной.


        1. Blackwing215b
          28.11.2019 15:16

          Максимальная взлётная указывается в паспорте, сколько он весит де-факто не должно интересовать. Если производитель написал 249 — значит 249.


          1. Tarakanator
            28.11.2019 15:17

            А если я сам производитель? Документов нет.


  1. DarkWolf13
    28.11.2019 00:56

    да сейчас регистрация и учет бесплатные, но если что то рядом случится из-за квадрокоптера где гарантия что не придется доказывать, что «Гималайский не верблюд»- а нет гарантии, и придется тратя свое личное время и возможно деньги на юриста… а если я делаю экспериментальные модели и они не живут у меня за редким исключением больше 7...10 полноценных вылетов (либо планер с особенностями аэродинамики, либо электроника управления со своим алгоритмом ) и свои полетные «автоматы» не вижу смысл регистрировать, да и испытываю я их совсем не в городе… не на площадке автодрома или досаафского аэродрома по разрешению руководителя площадки/аэродрома, что было бы логично… А интересно привязав к кирпичу стабилку от Д6 можно его зарегистрировать как беспилотник вертикально взлета-посадки[сарказм]…


  1. Tarakanator
    28.11.2019 09:56

    Бегло почитал по теме. Поправьте если я ошибаюсь:
    1)Если аппарат не имет внешнего пилота, то он не является беспилотником.(Управление автопилотом, полёт без управления)
    2)Что такое максимальная взлётная масса? Точнее что такое взлёт? Если у меня есть БПЛА максимальной взлётной массой 249г, я примотаю к нему ещё что-то и его масса будет более 250грамм, то нарушу ли я что-нибудь, если кину этот БПЛА в воздух и включу уже в воздухе?
    Максимальная полётная масса не установлена, события взлёта вроде как нет.
    3)Могу ли я состыковать несколько БПЛА уже в полёте, чтобы обойти ограничение на максимальную взлётную массу?


    1. Azat2015 Автор
      28.11.2019 10:34

      1. Автопилот был кем-то запущен (т.е. управлялся), БПЛА не сам принял решение о взлете.
      Вообще, мне понравился такой ответ на этот вопрос:

      Вина характеризуется осознанием связи между деяниями человека и совершенным им преступлением. Так же преступление, помимо вины характеризует, в числе прочих, противоправность. Программист, создавая ПО не совершал противоправной деяние, а потому не виновен, ведь он не мог предположить, что его деяние приведёт к совершению преступления, потому что по умолчанию считается, что разрешённые законом действия не обязательно приводят к преступлениям. Человек же, запускающий БПЛА и активирующий программу совершает противоправные действия, абсолютно точно понимая (если мы предполагаем, что он знает закон, а в российской системе мы всегда предполагаем, что он знает закон), что его действия ведут к совершению преступления. Осознание причинно-следственной связи между действиями и результатом преступления и есть вина. То есть в данном случае виновен именно тот, кто запускает, а не тот, кто пишет ПО. Если писать ПО не запретят законом, конечно же.

      2. Максимальная взлетная масса — максимальная масса воздушного судна (ВС), при которой оно может взлететь без нарушения правил безопасности полетов. Если вы совершаете с ВС действия, не предусмотренные правилами его эксплуатации, то его эксплуатация запрещена.
      Взлет — переход в состояние полета. Видимо, взлетом следует считать отрыв от руки во время броска.)
      3. В принципе это, кажется, не противоречит правилам, т.к. максимальная взлетная масса не нарушается.) Думаю, такой вариант просто не рассматривался из-за отсутствия подобных устройств.


      1. kolu4iy
        28.11.2019 11:36
        -1

        Ой, то есть кирпич без регистрации кидать уже нельзя получается? Он автоматом в момент отрыва от руки переходит в категорию БПЛА (кстати, абсолютно автономного) массой более 250 грамм…


        1. Azat2015 Автор
          28.11.2019 11:39

          БПЛА — воздушное судно, управляемое внешним пилотом. Кирпич после отрыва от руки не управляется внешним пилотом -> это не БПЛА.


          1. kolu4iy
            28.11.2019 11:51

            Логично, вы правы. Не подумал.


          1. Tarakanator
            28.11.2019 12:16

            Автопилот тоже не управляется внешним пилотом после отрыва от руки.


        1. Treviz
          28.11.2019 16:46

          Надо бы ввести понятие разницы между управляемым полётом и полётом по баллистической траектории. Тогда летящий кирпич сразу отсекается.


          1. Tarakanator
            29.11.2019 11:15

            Т.е. если я включу БПЛА, когда он летит по баллистической траектории, то взлёта не происходит?
            Понятия взлётной массы тоже нет?


  1. Tarakanator
    28.11.2019 10:49
    -1

    2)Т.е. Если у меня в рюкзаке БПЛА, то прыжок преследуется по закону?
    3.1) Развиваем тему: т.е. если мне нужно запустить БПЛА на 30+ кг, то я запускаю мавик мини, с 2-х сторонним скотчем на брюшке. Даю ему команду зависнуть, и приклеиваю к брюшку БПЛА на 30+ кг? Профит? Технически вроде не отличается от дозаправки в воздухе.


    1. opckSheff
      28.11.2019 13:41

      Молодой человек, пройдёмте. Что-то вы больно изобретательный.


  1. Closius
    28.11.2019 11:07

    Шума он наделает… такие мелкие беспилотники довольно шумные. И это очень большая проблема когда например хочешь полетать и поснимать и не беспокоить людей вокруг


    1. Aleksazhko
      28.11.2019 16:28

      По сравнению с его более увесистыми родственниками этот достаточно тихий. Метров с 20 его уже не слышно


  1. ilyaska
    28.11.2019 11:36

    основная проблема это разрешение генштаба на видеосъёмку. Это собираются поправить?


    1. taishy
      28.11.2019 13:48

      Разрешение генштаба если только съемка секретных объектов


      1. Tarakanator
        28.11.2019 14:20

        А где получить список секретных объектов, чтобы узнать нужно получать разрешение на съёмку в конкретном месте или нет.


        1. BackLaN
          28.11.2019 17:40

          Нигде нельзя получить. Список же секретный!


        1. kAIST
          28.11.2019 23:02

          Все просто: получите отлуп либо на этапе получения разрешения от муниципалитета, либо при представлении на местный или временный режим (над секретными объектами и пр, нельзя летать не только беспилотникам но и другой авиации)


          1. Tarakanator
            29.11.2019 08:13

            Так если меньше 249 грамм, то не нужно разрешение в некоторых случаях.


            1. kAIST
              29.11.2019 09:27

              В каких случаях?)
              Разрешение на использование воздушного пространства сейчас требуется в любом случае


              1. Tarakanator
                29.11.2019 11:57

                Блок-схема в статье.


                1. kAIST
                  29.11.2019 12:00

                  В этой схеме предпологаемые изменения в законах.
                  Но опять таки, если их примут, то все равно остаётся много жирных НО. Например, летать практически во всех крупных городах и рядом с ними, вы не сможете.


  1. ErshoffPeter
    29.11.2019 10:39

    Было бы смешно, если бы не так грустно: наиболее вероятным, к сожалению происшествием является столкновение коптера с мотодельтапланом (или любым подобным аппаратом сверхмалой авиации). Ибо площадки для запуска обоих видов техники обычно выделяются в одном и том же месте и, как следствие, расположены рядом, полеты никто не разграничивает и так далее.
    У меня были подобные инциденты (слава богу, ничем плохим не закончились) в поле под Жуковским, когда я вёл занятие с детьми и с коптерами, а через нас, внезапно и без предупреждения, стали заходить на посадку мотодельтапланы, катающие людей. Причём кто где летает согласовали за час до этого с ихним старшим. У меня с пяток коптеров, два-три в воздухе — у них пяток мотодельтапланов, 2-3 в воздухе… Пошёл, поругался — стали облетать.
    Я к тому, что такие ситуации нигде не прописаны, законом не предусмотрены и остаются только на усмотрение тех кто такие полёты организуют.


    1. Azat2015 Автор
      29.11.2019 10:56

      К сожалению, скоро, видимо, будут прописаны в Изменениях правил ИВП РФ (п. 2(в)):

      Ответственность за предотвращение столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.».


      1. ErshoffPeter
        29.11.2019 13:19

        Презумпция виновности выходит.


  1. taishy
    30.11.2019 20:41

    Кстати, без рег.номера не выдают местный режим и не подтверждают план полета