Около самолёта трап, жёлтая штука — багажный самоходный механизм, красная — пожарная машина, видно ещё автобусы для пассажиров и «головастики» для автопоездов, которые заодно могут быть тягачами.

Фиг вы где увидите, что происходит внутри аэропорта. Всё потому, что это место, где встречается сразу куча юрисдикций: полиция и кинологи — федеральные, таможня и пограничники предпочитают вообще минимизировать любые рассказы о себе, досмотр багажа — не место для гражданских, в орнитологической службе может оказаться на балансе волк, а чтобы снимать в бизнес-зале международных вылетов, надо покинуть Россию.

Но ведь интересно же! Когда-то давно Вадим рассказывал про Внуково, и вы просили описать те службы, которые не видит пассажир. В общем, сейчас мы пройдёмся по части из них и вообще посмотрим на то, как устроен аэропорт Казани. Он стал «Лучшим региональным аэропортом России и СНГ» пять раз подряд в рейтинге Skytrax.


Первый пост был про центры управления — ОрВД и ПДСА (диспетчеров по самолётам и руководство аэропортом). Это пост про терминал и то, что происходит в нём.

Раз уж мы посмотрели на технику, то начнём с аэродромной службы.



Работа аэродромной службы


Задача — чтобы всё работало. Точнее, сначала, чтобы всё было безопасно, а потом — чтобы работало.

День инженера аэродромной службы начинается с заступления на смену: это случается в 7:40 или 19:40, смена 12 часов. Сменяющийся инженер рассказывает словами, что происходит, показывает журнал о проделанной работе и замечаниях (это такой аналог лога консоли). Заступающий инженер смотрит на состояние лётного поля, метеосводки, расписание, статусы людей и техники (сколько и чего доступно). У него два рабочих места: в диспетчерском центре и в автомобиле. Собственно, дальше он садится в машину и объезжает лётное поле, чтобы сделать окончательную оценку состояния.


Эта штука может быть тягачом автопоезда или использоваться для буксировки небольших самолётов

Функция инженера аэродромной службы — так управлять людьми и техникой, чтобы аэропорт функционировал на достаточном уровне безопасности и при этом эффективно экономически (то есть без простоев). На каждое типовое действие в аэропорту есть описанный процесс и нормативы, поэтому работа заключается в расставлении приоритетов, контроле выполнения процессов и решении нестандартных ситуаций.

В каждый сезон есть свои особенности. Весной и осенью птицы учат своих детей летать, охотятся и мигрируют в тёплые края и из тёплых краёв. Поэтому нужно уделять больше внимания тому, чтобы по курсу самолётов не оказывались стаи птиц и одиночные чайки. Для этого в аэропортах по миру есть самые разные интересные штуки, включая массово-габаритные макеты птиц, сделанные из самих птиц. И дискотечные шары. Ещё часто патрулируют орнитологи с хищными птицами: эти птицы жрут и пугают мирных птах, не осознающих свою опасность для самолётов.


Фото из архива аэропорта

В Казани никаких биотехов, только старая добрая механика.

Биоакустические установки — это питание, управляющий блок и динамики.


Фото из архива аэропорта

Управляющий блок тоже раз в несколько минут проигрывает очень громкие звуки паники разных мирных птиц. Сэмплы идут подряд, и звучат как старый антивирус Касперского, вцепившийся в папку с вирусами. Не знаю, как записывались эти звуки, но птицам там реально плохо. Вроде как, сэмплы покупаются. Проблема установок — привыкание местных птиц. А ещё другие птицы слышат, как кого-то убивают, и могут прилететь посмотреть, что там осталось, и можно ли это доесть. Чаще всего так делают вороны. Поэтому нужно либо что-то ещё для них, либо ловушки с мясом прямо на биоакустике. Крики хищных птиц можно использовать, но это не очень эффективно. Хищники не кричат при атаке. Если хищник кричит, можете быть уверены — ему или очень плохо, или очень хорошо (и он занят личным размножением). Но, тем не менее, такая птичья «эротика» иногда применяется, потому что как минимум умные птицы понимают, что рядом хищник. Но записать крик паники именно для конкретного вида, обитающего на территории аэропорта, эффективнее.

Вторая частая штука — пропановая пушка DBS-MC. Состоят из баллона с газом, компрессора и устройства, способного издавать очень громкий звук, похожий на ружейный выстрел громкостью 120 дБ.


Фото из архива аэропорта

Есть стационарные и на машине. Предполагается, что птицы, знакомые с опасностью охоты, улетают без оглядки. Птицы, на которых с ружьём не охотились, просто боятся громкого звука и тоже улетают. На деле это далеко не так: местные птицы очень быстро разбираются, что это просто звук, и ничего он не сделает. Поэтому пушки хороши против перелётных птиц (непривычных к ним) — и их стараются использовать только там, где это важно, например, на той стороне поля, которая выходит к водоёму. Чем меньше пушек установлено, тем меньше птицы привыкают. «Стреляет» такая пушка по таймеру, по умолчанию эта установлена на раз в 10 минут.

Для тех птиц, кто совсем ничего не понял или слишком привык к двум предыдущим типам установок, есть пиротехника (предупредительный выстрел сигнальной ракетой в голову всегда работает) и зеркальные светобликовые установки (представьте, что вам в глаза моргают вспышками так сильно, что вас кроет, как при эпилепсии). Птицы такого боятся и стараются улететь подальше. Такие установки есть вдоль ВПП.

Ну и до кучи раз в три года проводится обследование — а не стоит ли, например, подвинуть свалку ещё на 5 километров, а то птицы могут летать к свежей траве аэропорта кормиться.

Про орнитологию я бы ещё рассказал отдельно, но это в ближайший год будет довольно неприятная тема для российских аэропортов. Поэтому однажды мы вернёмся к этой теме, а пока возвращаемся к инженерам аэродромной службы.


Багажные механизмы и рукав для пассажиров на заднем плане

Итак, инженеры чистят полосу (кстати, новая ВПП 3500 метров на 45 метров) от препятствий для самолётов. Речь чаще всего про снег, грязь, лёд и так далее. Лето — самый простой сезон, полоса почти всегда чистая. А вот зимой всё куда сложнее: возможен снег, образование гололёда, а это очень сильно влияет на полосу.

Предположим, при снегопаде полосу почистили. Дальше снег продолжает падать, и полоса начинает медленно менять свои качества по сцеплению шасси с поверхностью. Через какое-то время на неё нельзя будет сажать суда, и нужно будет снова её чистить. Есть чёткая граница безопасного уровня сцепления, до которого ещё можно сажать борт. Его измеряет специальная машина с оборудованием на полосе.

Инженер может получить время (примерно, потому что погода меняется) между чистками и организовать очистку полосы в момент, когда есть перерыв между взлётами-посадками. Либо же связаться с диспетчером ОрВД и согласовать время проведения чистки, освободить полосу для работы техники. Для этого ему нужно знать, сколько и какой техники будет, где и как она пройдёт — из этого получится время работ. Например, он сообщает диспетчеру, что нужно дать полчаса, чтобы почистить полосу. Диспетчер говорит об этом командиру прибывающего судна и просит его перейти в зону ожидания (по сути, нарезать круги над аэропортом существенно выше посадочных курсов), либо вообще отправляет на запасной аэродром.


Фото из архива аэропорта

Когда диспетчер разрешает выезд техники, вся эта масса идёт чистить. В парке сразу много интересных штук. Обычно по самой полосе идёт 8 машин сразу. На самой полосе — штука с плугом, воздушной пушкой и щёткой. За ней остаётся чистая полоса, но по бокам образуются сугробы снега. Поэтому за ней ползут по краям полосы шнекороторы, чтобы отбрасывать снег ещё дальше (чтобы с этих сугробов не намело обратно на ВПП). Рядом ходят специальные машины для очистки сигнальных огней. За ними идут распылители жидкого или гранулированного реагента (чтобы полоса хотя бы некоторое время была безо льда). Есть ещё грейдеры, бульдозеры и тракторы на всякий случай. В конце проходит машина, которая измеряет коэффициент сцепления. Замеры автоматически передаются диспетчеру ОрВД.

В более-менее крупных аэропортах при везении можно найти шедевры сумрачного русского гения: например, кое-где по стране встречаются танки без башен (тащить самолёты после выкатывания), можно встретить эпическую шайтан-хреновину АЛМИ-1 с блоком инфракрасных ламп или ТМ-59 — «Змея Горыныча», способного при очистке посёлка от снега заодно провести очистку от стёкол в окнах.

Но обычно всё куда прозаичнее. Последнее, что нужно инженерной службе — это чтобы образовывались байки и истории. 10 лет без интересных воспоминаний — хороший результат. В Казани были происшествия, но буквально пару раз за всю историю аэропорта. Гораздо чаще происходит наоборот: где-то в другом месте случается история, а Казань выступает запасным аэродромом, поскольку полоса позволяет принять что угодно в мире из гражданской техники. И тут самый большой парк техники из прилежащих аэропортов (сейчас 56 единиц). Техника, в основном, белорусская или швейцарская.

Понятное дело, если техника прошла, а потом сразу за ней что-то нападало, то полоса почти сразу может стать непригодной снова. Если процесс медленный — то будет несколько взлётов-посадок и очистка повторится. Если техники много, и всё делается в один проход, и ещё есть правильные реагенты — аэропорт может работать в очень сложных условиях. Но иногда бывает такая погода, когда сразу ливни и процесс гололёдообразование при температурах около нуля (когда сверху всё ещё падает вода вместо снега или града, а снизу замерзает). Тогда чистить бесполезно: как только техника пройдёт, за ней снова всё замёрзнет. В прошлом году, например, был прекрасный день, когда примерно 5-6 часов полосу трогать было бесполезно.

Всю эту технику нужно заправлять, и тут заправочная станция прямо за воротами аэропорта в шаговой доступности (так бывает далеко не всегда в России, иногда вся эта куча техники ползёт до заправки довольно далеко от территории аэропорта, что добавляет уровень сложности к логистике).

Ситуация на ВПП постоянно передаётся специальными сообщениями. Пилоты видят данные о состоянии полосы и при подготовке к вылету, и в воздухе.

От точности работы наземных служб зависит коммерческая эффективность аэропорта. В смысле, что полоса доводится в любом случае до гарантированно-безопасного состояния, но от слаженности работы зависит время, за которое это делается. Поэтому очень много внимания тут уделяется обучению перед сезоном: инженеры и водители проходят обучение два раза в год и регулярно сдают тесты. Сначала лекции, потом экзамены по процедурам, потом внешние экзамены в проверяющих организациях.

Ещё инженерная служба отвечает за состояние полосы в плане конструкции. Мне вот в детстве казалось, что это нечто незыблемое, как памятники — один раз сделали и 50 лет потом можно не трогать. На практике это бетон, и он, оказывается, ведёт себя довольно непредсказуемо. Инженеры смотрят на сколы, трещины, швы. Есть плановые работы, но бывают и всякие сколы и трещины, которые образуются подло и спонтанно, никого не предупреждая заранее. Инженер видит их при объезде и отправляет технику и людей всё заделывать (точнее, осмотр, дефектовка, план работ, потом сами работы). В Казани на складах запасы для разделки-заливки швов и текущего ремонта по бетону вообще на год. Задача — работать так, чтобы трещины не стали такими, чтобы пришлось закрывать полосу для работ. Поэтому все проблемы должны давиться в зародыше.

К ИТ-автоматизации нужно было измерить все процедуры для разных условий и стандартизовать все операции. Чувствуется, это была адова работа — если вы когда-нибудь наводили порядок в процессах на живой организации, то умножьте на 10 — но тут её сделали. Точнее, как говорит мой респондент Адель Гатауллин, делают, потому что недостатки свои знают и работают, чтобы дальше было лучше.

Что бывает, когда самолёт посадили?


Коротко уже было в прошлом посте про ОрВД и ПДСА. Самолёт довели «за ручку» до выделенной стоянки, осмотрели, к нему пришли трапы, багажные механизмы, заправщики, амбулифты (если надо) и прочая техника.



Давайте посмотрим, как это выглядит на одной из самых интересных процедур — встрече первого рейса. Мне повезло, и удалось увидеть прибытие первого рейса из Будапешта. Это Wizz договорилась с Казанью, и теперь будет регулярное сообщение. Причём первый рейс пришёл с загрузкой 143 сюда и 173 пассажира обратно в Венгрию — это очень и очень приличный результат.

Итак, самолёт ещё где-то далеко в воздухе, но пассажиры уже приходят на регистрацию:



На первый рейс она с шариками, фуршетом и толпой голодных журналистов, поэтому пассажиры отходят в сторону и звонят родным: «Мама, у меня взяли интервью!».



Девушки в национальных костюмах страны не входят в наземное обеспечение, но аэропорт может и не такое, когда приезжает сразу много почётных гостей, включая генконсула Венгрии.



Собственно, вот он, озвучивает, что в этом году за октябрь шенгена в их визовом центре было выдано в два раза больше, чем в прошлом году:



Регистрацию можно пройти и онлайн, а потом напечатать себе талон вот на таких штуках:



Синий автомат Аэрофлота, там есть регистрация. Зелёный S7, он меняет QR на талон. Чёрный аэропорта, он делает то же самое, но для любого рейса. Поддерживать регистрацию очень муторно и дорого, поэтому регистрироваться можно прямо на телефоне рядом с ним (есть открытый Wi-Fi со входом по SMS), а он выступает в роли принтера.

Пассажиры заканчивают регистрацию примерно к моменту прибытия самолёта (он пришёл чуть раньше плана):



Люди в жилетах — это сотрудники наземных служб. Они его осматривают. Вообще-то, этот осмотр в обычных обстоятельствах снимать нельзя, потому что там работают пограничники, которые категорически против раскрытия своих лиц и процедур. Но в данном случае с данной точки для данного рейса — исключение. Дальше пускают технику:



За самолётом уже стоят заправщик, багажные самоходки и пожарная машина. Пожарная машина нужна для заправки с пассажирами на борту (выгрузка пассажиров тоже считается). В автомобиле должен быть огнетушитель, а тут он подъезжает сам.



Визз хотят выгрузить пассажиров очень быстро, поэтому два трапа: спереди и сзади. В Казани есть много близких стоянок, с которых можно пешком дойти до терминала, и это одна из них.





Но вот вам суперпроцедура — пассажиров сзади сажают в автобус:



Журналисты выманили экипаж. Это как контакт цивилизаций в художественном фильме «ДМБ», потому что им нельзя выходить за красную линию, а мне со съёмкой нельзя за неё заходить.



Ну а дальше пассажиров загрузят в самолёт и он после кучи проверок (технических и организационных) полетит на свою базу. Туалет, кстати, для ускорения, сливают только на той стороне — как и грузят бортпитание и воду. Да, лишний груз и лишнее топливо, но скорость важнее. Самолёт на земле стоит очень дорого, в коммерческой логике Визза — максимум флота должен находиться в любой момент времени в воздухе.

Куда дели вышедших из самолёта пассажиров?


На паспортный контроль, получение багажа и таможню. Как я уже анонсировал, фиг вы увидите эти операции. Дальше мы встречаем пассажиров уже за пределами чистой зоны аэропорта. Границу почти в любой стране мира в любом аэропорту можно отличить по людям с табличками и охренелым таксистам.

Поэтому пора рассказать про сам терминал. Вот так он выглядит:





Пассажиры сразу выпадают к длинному «торговому ряду» — как и в большинстве цивилизованных аэропортов, арендаторы в этой части зала подбираются по потребностям прилетающих. Аренда машин, аптека и так далее.



Но сначала робот:


Эта хреновина машет флагом всё время, показывая, что в Казани много айтишников.

Почти сразу можно встретить вторую вожделенную вещь — точку зарядки (и испуганного мужика за ней). Их на территории терминалов несколько штук, и одна как раз около выхода с таможни.



Конечно, туалет. Тут он с пеленальной:



Но удивительна там другая штука (это туалет у другого выхода). Вот эта белая коробка сверху достаточно тихим голосом говорит вам прямо в ухо: «Вы находитесь около туалета». Для тех, кто не понял — это для инвалидов, которые ориентируются наощупь и по слуху. На полу ведёт тактильная дорожка, а критичные места озвучены.



Но если вы успели подумать в полёте, не разрядили телефон и вам хорошо, то первое, что бросается в глаза — это всё-таки туристическая стойка и очаровательная девушка за ней (у неё реакция лучше, чем у мужика за зарядным устройством).



Казань — третья туристическая столица России. Говорят, когда Нижний Новгород возмутился этим и попытался оспорить, хитрые местные жители уже подавали товарный знак на регистрацию. Тут много спортивных объектов и известных команд, тут была Универсиада — в общем, всегда кто-то приезжает. Ещё, поскольку это Татарстан, тут проводятся конференции. Выставочный комплекс прямо около аэропорта (и рядом ещё есть гостиница).

Самый частый вопрос: «А какой это терминал?». Потому что в мире авиации существует традиция называть терминалы максимально непонятно. В Риме в FCO, например, есть терминал 1, терминал 3 — и нет терминала 2. А нумерация у них была 1, АА и BC. Здесь в KZN два первых терминала — 1 и 1А. Новый — это 1А. Его в объявлениях называют просто «А», чтобы пассажиры не запутались. И они прямо соединены, и идти между ними минуту, поэтому опозданий пока не было. Следующие вопросы от туристов — где и что в Казани (туристам вручается карта на русском или английском), куда можно сходить (советуют Кремль), где поесть, какие сувениры купить и где. Всех иностранцев живо интересует чак-чак (это татарская сладость), и он есть даже в аэропорту в магазине сувениров — прямо на тот случай, если вы забыли его в городе.


Ещё можно купить колбасу из конины (в принципе, многие советские колбасы были с кониной, и это куда вкуснее колбас с кенгурятиной из 2007-2008 года)

Почему-то разбирают казанских котов, флаги, тюбетейки. Один раз самолёт то ли китайцев, то ли корейцев на корню скупил портреты президента Татарстана. Но чаще попадаются наши туристы, реже немцы, французы. Китайцев привозят организованно большими группами, поэтому они почти не задают вопросов, но зато выпивают всю горячую воду в терминале. Ну и ещё, если вы иностранец, то перед вылетом можно купить себе тёплой одежды, в которой будет вполне реально огрести в другом городе:



Все торговые точки, кстати, работают круглосуточно. Кроме Почты РФ. Ну это ж почта. Зато днём можно отправить открытки.



Связь с городом


От KZN до Казани ходит электричка (она тут называется «Аэроэкспресс», но это не тот же перевозчик, что Аэроэкспресс в Москве, и билет всего 40 рублей за 28 минут). Расписание, фактически, «заточено» под московские самолёты. Вообще, внутренние направления — это в первую очередь Москва, Петербург, Сочи, а внешние — Анталия и Стамбул. Вот железнодорожная станция:



Рядом с аэропортом парковка:



20 минут бесплатно, дальше берут 200 рублей за час. В Шереметьево был момент, что 16-я минута будет стоить вам 1000 рублей, и я неоднократно видел, как трагически влетают таксисты в момент пробок. И как они стараются проломиться к выходу быстрее, усиливая пробку ещё больше. Ещё ходят автобусы. Такси до центра стоит примерно 350-500 рублей.

В целом, обычный цикл на этом и заканчивается. Кто-то прилетел, кто-то улетел. VIP-пассажиры маршрутизируются через другой терминал и по другим процедурам:



Так, а что нужно, чтобы пять раз подряд стать лучшим региональным аэропортом?


Для меня новый терминал Казани похож на японский вокзал: всё эстетично, уютно и очень быстро. Это, скорее, на уровне дизайна интерьера и ощущений — в старом терминале не так, там советское расположение всего-всего. Но уют — это так себе показатель для Скайтракса. Точнее, они оценивают экспертно комиссией и на основе «тайных пассажиров», поэтому он, наверное, туда входит, но не с очень большим весовым коэффициентом.

Вот эти штуки, наверное, входят:



Вот эта фотовыставка — маловероятно:





Раздельный сбор мусора даёт плюс балл — все в аэропортах сейчас топят за экологичность:


Я на всякий случай спросил, раздельно ли вывозят этот мусор, или это обычное обучение — оказалось, вывозят тоже раздельно.

Рестораны — их много, они разные, но цены не как в городе. Это не Япония всё же:



Что выделяется — это комната матери и ребёнка. С 1979 года она очень большая. Это место, куда может пройти один из родителей (папа тоже подходит) отдыхать с ребёнком. Чаще всего это минимально-оборудованная комната с игрушками и водой. Но тут всё интереснее.

Во-первых, маленький детсад.



Во-вторых, спальная комната.





В-третьих, холодильник, микроволновка, штука для стерилизации бутылок и прочие полезные вещи.



Нужно всё это чаще всего либо при задержке чартера (тогда пассажиры с детьми приходят в комнату), либо когда кто-то едет из региона с долгой пересадкой. Можно спать тут (кровати детские, для взрослых стулья и диванчики), а можно при долгой задержке ехать в гостиницу. Комната бывает полностью загружена при задержке чартеров на 500 человек — там всегда много детей.

Больше всего меня заинтересовала надпись «Smartavia» на детском рисунке пузатого самолёта:



Прообраз этого самолёта я нашёл на игровой площадке в общей зоне (там мягкие стены и маленький сенсорный лабиринт):


Но вот откуда взялась надпись, и именно «Смартавиа», а не «Нордавиа» — это загадка. И куда делся пулемёт — тоже.

Поскольку мы в Татарстане, есть выделенная молельная комната.







Подсказываю: если вы атеист, то молельные комнаты — лучшие места почти в любом аэропорту, чтобы поспать пару часов и принять душ.

Теперь надо рассказать про маршала. Точнее, официально должность называется «Диспетчер терминального обслуживания», но сокращённо — именно так. Дело в том, что проблема с персоналом на любом сложном объекте в том, что каждая служба должна делать свою работу. Чтобы это получалось лучше, фактически, делаются макроскрипты на все типовые действия. То есть каждая операция изучается, разбирается и пересобирается оптимальным образом, а потом полученный образ действий становится основой процесса. Следствие — можно работать эффективно, делая каждого сотрудника человеком-скриптом. Но на любой нестандартный вопрос или ситуацию может последовать странная реакция. Потому что обучать всем исключениям сложно, и это требует куда более долгого и дорогого обучения, и сразу поднимает требования к людям.

Вторая проблема (уже вам известная) — работа на стыке служб, когда надо быстро решить, кто и что делает и раздать задачи, а не ждать, пока двое-трое спецов перекидывают ответственность, прикрывая себе задницу.

Именно поэтому ввели должность обработчика исключений — маршала. Это человек, который решает в аэропорту все проблемы пассажиров. Год назад выбрали лучших спецов из тех, кто взаимодействует с пассажирами и поставили маршалами.


Права пассажира висят в понятной форме прямо у стоек. Круто!

Поспорили на регистрации с сотрудником авиакомпании или он эпически тупит? Вызывайте маршала. Бабушка не знает, как пройти в Москву? Зовут маршала, её провожают до выхода на посадку. Нужна справка? Ну, вы уже знаете, кого звать. Маршал может засунуть опоздавшего пассажира без багажа на его рейс, быстро проведя через все контроли (в связке с представителем, если он даёт добро — и да, подсказываю, что это необязательная процедура). В целом, любой сотрудник аэропорта от уборщицы до охранника знает, что если пассажир хочет чего-то нестандартного, надо не послать его, а вызвать маршала.

Мария Сиразиева:
— Приехала в аэропорт пожилая пара. В билетах одно время на чартерный рейс в Сочи или Симферополь, не помню точно. А это время позже, чем у нас в плане: просто чартер подвинули, это же не расписание. Регистрация уже кончилась, идёт посадка. Поэтому подошла к представителю авиакомпании, обсудили. Он согласился, что вины пассажиров нет — да, формально пассажиры должны знать, когда их рейс, смотреть пуши или SMS от туроператора, проверять онлайн. Для молодёжи обычно проблем нет. Ну а пожилым людям это сложно. В итоге представители пошли навстречу. Но так делается далеко не всегда.

Ну или вот рейс на Симферополь регулярный, семья с мамой-папой, ребёнком маленьким и бабушкой подходят за 5 минут до конца регистрации. На маленького ребёнка при перевозке не нужно брать отдельное место, но нужно брать билет, чтобы подтвердить его право лететь в самолёте. Найти ребёнка не можем ни в инвенторной системе, ни даже не видим транзакции на это при покупке билета. У меня есть гипотеза, что семья просто не купила билет. Но так или иначе, мы в перевозку без билета взять не можем. Мама с ребёнком остались, улетели позже.


Утро начинается с картины дня: где какие рейсы, где плотнее вылет или прилёт. Это важно, потому что иногда нужно двигать грузчиков или о чём-то договариваться с агентами. Дальше нужно собрать статусы по поломкам и передать их инженерам. Если это замена лампы, то они обычно знают и сами, а вот всякие вещи вроде остановившейся ленты на регистрации или ещё чём-то, что влияет на скорость прохода пассажиров — это всё нуждается в расстановке приоритетов. Потому что инженеры исходят из своих SLA и удобства маршрута по аэропорту, а маршал может поменять этот порядок в сторону устранения бутылочного горлышка для пассажиров. Потом, фактически, патрулирование своей территории. Важен контроль очередей: иногда нужно открывать новую стойку, но чаще — перенаправлять людей, которые не видят соседние открытые. Иногда нужно помочь пассажирам с багажом, который улетел в другой город. На некоторых рейсах бывают поломки багажа, тоже отдельная обработка. Довести людей от терминала 1А до 1 (часть служб вроде бюро находок в другом терминале).

Заявки на сопровождение инвалида поступают тоже к маршалу. Нужно организовать сопровождение, узкую коляску (чтобы влезала в проход самолёта), амбулифт (это что-то вроде трапа, только подъёмник для коляски). Амбулифтов в аэропорту две штуки, кстати. При посадке через рукав стараются провести прямо с обычными пассажирами, а при посадке через автобус — на амбулифте.



Любимые ситуации — споры про багаж или ручную кладь. Но, вроде, моменты, когда это вызывало бурное непонимание граждан, уже прошли. Напомню, эта история связана с тем, что билеты дорожали, а покупательская способность населения падала или не увеличивалась. Спрос на авиацию стал драматически уменьшаться, и тогда из билетов выкинули почти всё «лишнее» (обмены-возвраты-багаж-ручную кладь-колл-центр-регистрацию) и предложили конструктор «собери себе нормальный тариф сам» с кучей опций, как уже было принято в Европе.

И ещё. Если вдруг вам кажется, что регистрация всегда заканчивается за 40 минут до вылета, то знайте, что у тех же Флайдубай или Туркишей это случается за час. Мария просила это сказать.

Про перевозку животных надо предупреждать. У каждой авиакомпании свои правила от очень жёстких до вполне себе гуманных. Служебную собаку или животное-компаньон обычно перевозить легко (кстати, это может быть в зависимости от компании не только кошечка, собачка, ёжик или морская свинка, но и полоз или улей пчёл — хотя с насекомыми в РФ уже почти нереально). Ну а тяжёлых собак точно нужно класть в багаж в специальной клетке. В Казани возили коров, лошадей и кур, но на грузовых рейсах. Самое крутое было при перевозке животных для нового зоопарка из Праги. Дальше нужен ветконтроль (это федералы, они, как и, например, полиция или ОрВД, не относятся к аэропорту, но работают в нём).
— Ещё нестандартные ситуации? Иностранка как-то забыла папку с документами на борту, а там паспорт, деньги. Говорит только на английском, и это не её родной язык, с нами ей очень сложно. Я сходила на борт, у меня есть доступ. А там уже всё под акт. Но представитель пошёл навстречу, чтобы ей не ждать полный цикл всех процедур. Опознали её по паспорту, по описи передали всё… Мексиканцы как-то на Чемпионат приезжали, хорошо, у нас девушка была в волонтёрах испаноговорящая, очень помогала… В целом, как бы ты ни оснастил терминал по сервису, всё равно появится пассажир, который скажет, образно говоря, что у вас всего 12 розеток для зарядки смартфонов на 1 квадратный метр, а не 20. Мы к этому относимся здраво, реагируем на действительно важные замечания. С каждым годом стараемся внедрить больше новинок, ввести что-то новое. Каждый год формируем отчёт о том, что было сделано в плане сервиса. Обязательно отвечаем пассажирам на все жалобы. Если мы виноваты, то стараемся вносить коррективы в свою работу, а не относится к этому формально.


Список недавних изменений
• Мобильное приложение: добавилась оплата парковок, пуши по изменению статуса рейса, схема аэропорта, новые онлайн-табло и сезонные расписания, сообщения в обратную связь через приложение, полный перечень услуг аэропорта с контактами.
• Открыли Duty Free в зоне прилёта (одни из первых в стране). Так можно после изменений таможенного законодательства.
• Проход без распечатки посадочного — в проде. Испытания начались в 2018 году.
• В аэропорту установлены антенны FlightRadar и RadarBox.
• Новые бизнес-залы в терминале 1 — AirLounge и SkyLounge. Залы рассчитаны на пассажиров всех авиакомпаний.
• Новые мониторы с расписанием и + 2 экрана 6х3 метра с информацией по рейсам.
• Появился круглосуточный маршал для помощи пассажирам
• Новый цех бортпитания
• Допофис представительств авиакомпаний
• Добавился Tax free для выезжающих в зоне международных вылетов.
• Оплата негабаритного багажа на стойке регистрации (обычно это надо делать отдельно и возвращаться на стойку)
• Новая розница и кафе, больше вендинговых автоматов.
• Тактильные полосы на полу, травмобезопасные соединения к поручням на пандусах, стационарные приемники вызова. Специализированная зона ожидания, с информационным терминалом с сенсорной панелью и клавиатурой с шрифтом Брайля, поддерживающая видеосвязь с сотрудником справочной службы аэропорта в онлайн-режиме. Звуковые информаторы с датчиками движения, кнопки вызова сотрудника подразделения по оказанию поддержки маломобильным пассажирам, индукционная петля в зонах регистрации и ожидания терминала 1, позволяющая человеку с ограничениями по слуху комфортно общаться с сотрудниками аэропорта, а также воспринимать аудиосообщения радиотрансляционной сети аэропорта, дополнительные предупреждающие тактильные индикаторы с противоскользящей поверхностью, а также тротуарная плитка из полимерно-песчаного материала, устойчивого к многочисленным факторам внешнего воздействия, контрастные тактильные полосы на краевых ступенях лестничных маршей, выполняющие сигнальную и противоскользящую функции, разработана русскоязычная версия сайта для людей с ограничениями по зрению.


Маленькая проблема пока с названием должности — у нас это нечто непонятно, и ни слово «маршал», ни «диспетчер терминального обслуживания» не объясняют, почему нельзя продолжить звать начальника смены, русского консула и Арнольда Шварценнегера.

Что ещё нужно, чтобы стать лучшим аэропортом? Быстро проверять людей на барьерах безопасности (есть), сделать хорошую навигацию (тут всё просто, навигация определяется архитектурой), расти (2,62 миллиона пассажиров в 2017, а в 2018 — 3,14 миллиона, в этом году будет около 3,4, похоже). Иметь телескопические трапы (4 штуки, два для внутренних, два для международных вылетов), нормальную медслужбу (тут она крутая, но про неё следующий раз), хорошее сообщение с городом (есть, и даже станция поезда через крытый переход), гостиницу рядом (есть), большую парковку (800 мест для легковых и 50 автобусных), безбарьерную среду (есть) плюс бонусы — молельная комната, комната матери и ребёнка, детские игровые площадки, бизнес-залы, бесплатные телефоны для звонков по миру (да, есть). Аэропорт может принимать любые тяжёлые воздушные суда (сигнальное оборудование и длина полосы позволяют взять даже А380 и Ан-225 «Мрия»). Хорошая ERP минимизирует баги в работе служб. Талоны печатаются в аэропорту. Есть мобильное приложение. На вылете можно купить конины или сувениров. Есть связь с экспоцентром напрямую тёплым переходом. Принимается много авиаперевозчиков. Нужно соответствовать всем стандартам по инженерке типа тройного и четверного резервирования питания. Это всё, конечно, не предел и лучший-в-мире-аэропорт, но из именно региональных — да. И сотрудники KZN ездят по другим городам делиться своим опытом по подготовке к наплыву гостей — потому что перед Универсиадой они это проходили на практике.


С нами в аэропорту был Адель Гатауллин и представители служб. Фото из архива аэропорта.

В нашем хабе Туту.ру можно прочитать ещё кучу всего про транспорт.

Комментарии (54)


  1. ProRunner
    28.11.2019 10:45

    Меня вот всегда интересовал вопрос, почему в чистой зоне (куда с водой не пропускают), маленькая бутылка воды в дьюти-фри (который типа дешёвый без налогов) стоит как бутылка хорошего вина в супермаркете в Европе? В любом аэропорту


    1. Milfgard Автор
      28.11.2019 10:53

      Не в любом, я почему Японию вспомнил: там продукты типа воды стоят одинаково и на туристических объектах, и в чистой зоне. Похоже, местная ФАС бдит. А как представитель розницы из РФ могу сказать, что мы в своё время не открывали точки в аэропортах из-за того, что аренда и маржа немного не бились.


      1. ProRunner
        28.11.2019 11:17

        аренда и маржа немного не бились
        Причина в дорогой аренде квадратного метра на территории аэропорта? Или там ещё другие расходы?


        1. Milfgard Автор
          28.11.2019 11:21
          +1

          Да. Это же рынок арендодателя — он повышает цену до тех пор, пока кто-то готов вставать. И зарабатывает, соответственно, не розница. В нашей модели «цены одинаковые по всей стране» юнит-экономика не складывалась.


          1. mikeee1
            28.11.2019 12:59

            Это бич всех закрытых зон в стране, без разницы аеропорт это или ЖД вокзал… Ну я согласен, ФАС должна за этим следить.


          1. ChieF_Of_ReD
            28.11.2019 15:31

            А не в курсе часом та же ли причина: питер, автовокзал в одно время оттуда выехали абсолютно все ларьки, кроме одной кафешки на втором.


            1. klikalka
              29.11.2019 02:03

              О! А кафешка ещё осталась? Странно… Думал, только шавермичная, по соседству…


    1. Tenebrius
      28.11.2019 10:54

      Капитализм!
      image

      Предположу, стоит столько, потому что могут выставить любую цену за которую еще будут покупать. Больше то взять воду негде.


      1. Areso
        28.11.2019 18:21

        Внезапно, но можно поставить кулер с одноразовыми стаканчиками в чистой зоне.
        Да-да, такое тоже бывает (но, видимо, не в России).


        1. Tenebrius
          29.11.2019 13:59

          Но… Это же… Недополученная выгода!


        1. Aualex
          02.12.2019 00:31

          Видел такое. Кажется, во Внуково.


    1. pokryshkin
      28.11.2019 11:40

      Берите пустую бутылку. В чистых зонах частенько бывают фонтанчики/кулеры, указателей к ним либо нет, либо они чисто символические. Поэтому нужно немного наблюдательности или не стеснятся спрашивать сотрудников.


    1. VIPDC
      29.11.2019 05:30

      В Китае (Пекин и Шанхай) в чистых зонах везде диспенсеры с чистой водой.


      1. MaxALebedev
        29.11.2019 12:51
        +1

        Не просто с чистой водой, а еще и термопоты с кипятком. А то китайцы без кипятка бунт устроят)


  1. tvr
    28.11.2019 10:54

    Техника, в основном, белорусская или швейцарская.

    Бацьку падабаецца, Бацька ўхваляе!


  1. Javian
    28.11.2019 11:25

    офф

    откуда взялась надпись, и именно «Смартавиа», а не «Нордавиа»

    Просто рисунок свежий:
    Smartavia (до 14 марта 2019 года — «Нордавиа») — российская авиакомпания, образованная в 2004 году и базирующаяся в Архангельске


  1. vsvasya
    28.11.2019 11:49

    Собственно, вот он, озвучивает,


    Хороший, тонкий юмор :D


    1. SandroSmith
      28.11.2019 12:13

      Либо он очччень тонкий, либо я тугой.
      В смысле что стало в 2 раза больше последователей поросёнка Пети?


      1. vsvasya
        28.11.2019 12:27

        В том смысле, что некая группа людей хорошо известна своей склонностью говорить «озвучил» вместо «сказал», «имеет некоторые недостатки» вместо «полный п..» и т.д. ) И эта склонность тонко подчёркнута)


  1. SandroSmith
    28.11.2019 12:10
    +2

    туристическая стойка и очаровательная девушка за ней (у неё реакция лучше, чем у мужика за зарядным устройством)

    В смысле что она успела перейти в состояние «полностью за стойкой»?
    Или я чего-то не замечаю?
    image


    1. Milfgard Автор
      29.11.2019 02:14

      Она увидела камеру и сразу спряталась. По опыту съёмки на вокзалах — частая ситуация, но эта дама самая быстрая в европейской части России.


  1. v2kxyz
    28.11.2019 12:40

    в орнитологической службе может оказаться на балансе волк

    Ну вот, заинтересовали волком, а ничего про него не рассказали…
    Понятно, что он тоже против птиц, но как, почему волк, а не специально обученная собака и т.п. Ну и фото было бы неплохо.

    Рассказ вообще интересный, мне аж захотелось поиграть в симулятор аэропорта — интересно такие есть?


    1. tvr
      28.11.2019 13:10

      мне аж захотелось поиграть в симулятор аэропорта — интересно такие есть?

      Вот офигенная тестовая трансляция такого симулятора.


      1. tvr
        28.11.2019 14:54

        *текстовая


      1. v2kxyz
        28.11.2019 15:07

        Спасибо. Прочитаю на новогодних праздниках.
        Просто аэропорты меня поражают своей организованностью, это же дико сложно — все делать по жестким таймингам, когда такая куча людей и разнообразной техники задействована. ЖД вокзал, к примеру, такого впечатления не производит почему-то.


    1. Milfgard Автор
      28.11.2019 14:32

      Он кое-где против лис, которые на полосу выбегают. А лисы тоже кое-где против гнёзд на лётном поле.


      1. v2kxyz
        28.11.2019 15:13

        А почему именно волк, а не более привыкшая к людям собака? Раз он на балансе, значит его как минимум кормят.

        Про орнитологию я бы ещё рассказал отдельно, но это в ближайший год будет довольно неприятная тема для российских аэропортов. Поэтому однажды мы вернёмся к этой теме

        Вот если решите рассказывать, то реквистирую подробности про волков и лис.
        Кстати, а что такого произойдет в следующем году, что российские аэропорты станут испытывать трудности?


        1. boroda_el
          29.11.2019 10:53

          Аварийная посадка A321 под Жуковским
          Причиной называются злые чайки с помойки. Предполагаю что из-за этого чаек запретят, и всем придется исполнять строжайшие регламенты сверху.


          1. Javian
            29.11.2019 11:42

            Есть подробная статья по вопросу. Видимо в 2020 году будут трясти аэропорты по этому вопросу т.к. в статье есть фраза «многие региональные аэропорты ведут эту работу для галочки».

            Столкновения с птицами в России происходят гораздо чаще, чем в других странах

            По данным Росавиации, в России в 2017 г. на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.

            В СССР аэропорты для сокращения популяций птиц повсеместно использовали охотничьих ястребов. «Домодедово» и «Внуково» используют ястребов-тетеревятников и сейчас. «Внуково» также использует легавых охотничьих собак для поиска гнезд куропаток, перепелов, коростелей, вальдшнепов и бекасов. Ведется подсчет количества птиц и анализ их перелетов, говорит представитель аэропорта.

            Важный фактор риска – свалки, на которые сами аэропорты повлиять не могут. Но при этом аэропорты отвечают за орнитологическое обеспечение полетов. Поэтому они обязаны через правоохранительные органы добиваться закрытия свалок, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. А так как незаконные свалки существуют благодаря коррупции и попустительству чиновников или силовиков, добиться результата очень сложно.

            15 августа Росприроднадзор сообщил, что в 2 км от «Жуковского» есть несанкционированная свалка. Компания «Вымпел К» несколько раз штрафовалась за создание свалки, но штрафы не платила, а свалка продолжает существовать, сообщило ведомство.


      1. dgrees
        28.11.2019 15:16

        Своя экосистема, блин) А против волков — волкодавы?)


  1. LeToan
    28.11.2019 15:25

    Казанский «Аэроэкспресс» это натуральная электричка, там остановки по пути, потому не разгоняется, но ехать всего полчаса, не слишком страшно. Но вот указанная ориентированность на московские рейсы выражается в перерыве в их движении примерно с полудня часа на 4 в обоих направлениях. Не уложился — сиди, жди, или плати таксистам. Аэропорт далеко от города, городской транспорт там не ходит, есть проходящая маршрутка с сельчанами и дачниками. О каких автобусах речь — не понятно.


    1. Milfgard Автор
      28.11.2019 15:28

      Речь про маршрут 197, который, как раз, с дачниками.


      1. LeToan
        28.11.2019 15:38

        Туда залезть-то возможно с вещами?
        Да и таксисты не всегда выход. Не хотят ехать далеко по городу. Не заказать, например, проезд от аэропорта до Северного вокзала, который в противоположном конце Казани.
        Но всё-таки, это гораздо лучше, чем в Актау, где аэропорт где-то в 30 км, общественного транспорта туда нет совсем, а рейсы в основном глубокой ночью.


        1. LIJaMaH
          29.11.2019 01:10

          Да и таксисты не всегда выход. Не хотят ехать далеко по городу. Не заказать, например, проезд от аэропорта до Северного вокзала, который в противоположном конце Казани.

          Регулярно езжу из аэропорта в деревню в 80 км от Казани, чаще всего именно на такси — такие проблемы не возникали ни разу. Просто не надо ловить местных «бомбил», а стоит вызвать нормальное такси через мобильное приложение — например, тот же Яндекс-такси или с недавних пор Ситимобил — за ваши деньги они вас с удовольствием довезут туда, куда скажете.


  1. triplebanana
    28.11.2019 15:58
    +1

    Не, не могу сдержаться — слово «лучший» прямо конкретный триггер. Возможно, что он лучший для пассажиров, но явно не для пилотов:
    1) Схема нумерации в стиле «taxi to the gate 5 stand 3» — это тот еще ребус, хорошо, что наконец то после многочисленных жалоб недавно сделали все по человечески.
    2) Версия системы SafeDock, используемая в Казани для заруливания на гейты, самая ужасная из всех существующих, это просто тихий ужас для заруливания. Такое впечатление, что взяли самую дешевую и неудобную из всех существующих.
    3) Знаменитые провалы покрытия прямо перед гейтом — в итоге самолет может попасть в ловушку, без солидной дачи режима на гейт просто так не заедешь. Помнится, рулили как то на одном двигателе — после мучений с попыткой выехать из ямы перед гейтом, все кончилось вызовом тягача. Особенно порадовали слова представителя: «да у нас тут это нормальное явление».
    4) Про высоту входа в глиссаду 400/500 метров и отсутствие полетов по QNH ниже нижнего (как например в Питере или новом порту Саратова) — я уже молчу.
    А так — да, полоса хорошая, длинная, чистят нормально) Простите, но реально триггер сработал.


    1. SandroSmith
      28.11.2019 18:06

      О, интересно было с другой стороны мнение послушать.
      А можно в двух словах — что не так с «парктроником»? И расписать мыслю из 4-го пункта.


      1. triplebanana
        28.11.2019 21:16
        +2

        Сейчас будет немного старческого брюзжания и моего личного (а стало быть – субъективного) мнения, но я постараюсь объяснить все максимально понятно, если что то будет неясно, напишите, разверну более подробно. Итак:
        1) Для лучшего понимания сути вопроса и моих претензий, начну немного издалека — представьте себе, что у вас есть замечательный трехколесный велосипед массой 50-80 тонн, ширина которого составляет порядка 35 метров, а длина — от 35 до 45 метров. При этом — вы сидите далеко впереди перед передней (разворачивающейся) ногой этого велосипеда, где-то метрах в 5 от нее, если мне не изменяет память. Ах да, при этом вы еще подняты над землей метра на 4. То, что происходит внизу — вы не видите от слова совсем, только прямо впереди и по бокам. Все это про семейство Airbus 319/320/321.
        А теперь мы попробуем этот «велосипед» красиво запарковать на гейт — тут важно не только остановиться передней ногой в нужном месте, но и поставить ось самолета четко вдоль разметки, которая ведет к гейту. В противном случае — телетрап к самолету подъехать не сможет, придется вызывать тягач, а это дополнительное время, деньги и последующие разборки с тем, кто этот самолет вел к гейту (=с пилотом). Учитывая количество стоянок в больших портах — придумали все эти docking guidance systems для упрощения (казалось бы) жизни летного и наземного состава.
        Как всем известно, разновидностей этих docking guidance system’ов вагон и маленькая тележка. Обычно, перед полетом в каждый новый порт открываются аэронавигационные сборники и изучаются все особенности, включая индикацию docking guidance system. Зверь, который стоит в Казани, называется APIS/APIS++ (Aircraft Positioning and Information System). К сожалению, картинки вставлять не умею, но они гуглятся по названию этой системы без проблем. Приведу цитату из одного из наших внутренних документов, описывающих принцип работы системы: «с) Элемент азимутального наведения в левой части индикатора показывает отклонение ВС от осевой линии стоянки с помощью желтых и черных полос, изломы которых направлены в середину. Полосы будут прямыми, если ВС находится на осевой линии, а угол излома будет тем острее, чем самолет дальше от осевой линии стоянки». Говоря простым русским языком, чем дальше ты от осевой, тем более сильный излом желто-черных линий ты наблюдаешь на приборе. Но поверьте лично мне и моему опыту и опыту моих коллег – заруливать на гейт, используя подобную индикацию – НЕУДОБНО. По факту ты видишь все эти ползущие изломы линий с трудом понимая на сколько ты отклонился от осевой линий. А учитывая ямы на перроне в Казани, про которые я писал ранее – процесс заруливания перестает быть томным. Опять же, данная система – это большая редкость не только в России, но и в Европе. В 90-95% случаев это Safedock. Небольшая выдержка из документации: «Safedock позволяет устанавливать самолет на стоянке с точностью до 10 см с использованием лазерного сканирования Красные и желтые стрелки указывают направление, в котором должен маневрировать пилот, чтобы быть на оси стоянки. Центральный желтый столбец исчезает снизу вверх по мере того, как самолет приближается к точке остановки». Несмотря на это дикое описание, просто откройте картинку данной системы – большей прозрачности трудно себе представить.
        4) Постараюсь кратко изложить основные тезисы:
        Во всем цивилизованном мире FDP (Final Descent Point), они же точки входу в глиссаду при точном заходе находятся на довольно больших высотах – обычно от 700 до 1000 метров в переводе на наши единицы измерения. Это позволяет выполнить т.н. decelerated approach, т.е. последовательное гашение скорости самолета в глиссаде с выпуском механизации и шасси. При этом, двигатели самолета работают, скажем так, на режиме не сильно выше approach idle. Это все позволяет экономить топливо, не шуметь над зоной порта, организовывать больше взлетно-посадочных операций в час и т.д.
        У нас же в большинстве региональных портов живы пережитки прошлого – вход в глиссаду на высотах 400-300(!) метров, что не позволяет использовать методику decelerated approach при заходе. Вместо этого, обычно самолет занимает горизонтальную площадку перед FDP и летя на приличном режиме двигателей конфигурируется полностью для посадки (механизация+шасси) с одновременным гашением скорости.К FDP самолет проходит на довольно большом режиме работы двигателей, будучи полностью готовым к посадке. Сие действо называется early stabilized approach. Оно неэкономично, шумно и вообще пережиток прошлого, но что имеем — с тем и работаем.

        Вы спросите – а почему вообще так происходит? Ответ простой – на высоте 1000 футов над торцом ВПП самолет полностью должен быть стабилизирован – быть в посадочной конфигурации, на определенной скорости и т.д. Если вы попытаетесь исполнить decelerated approach имея высоты FDP 300-400 метров – это 100% уход на второй круг из-за невозможности стабилизировать ВС на высоте в 1000 футов.

        Про QNH – лень даже писать, но когда тебе некоторые диспечера выдают «занимайте 1000 метров, QFE 993», а у тебя все в футах и по QNH и на схемах захода в Approach/Arrival conversion table 1000 метров нет от слова совсем, а есть только 700 и 1200 метров (пламенный привет Новосибирским диспечерам), то на критическом этапе полета начинается судорожный перевод одного в другое с последующим кроссчеком и т.д. что явно не добавляет безопасности полетов. Вон, в Домодедово пару лет назад А380 так чуть в планету не вошел с этими метрами, два раза его EGPWS спасала. Опять же, MSA (минимально безопасная в радиусе 25 миль от порта) выдерживается по QNH. Короче, тонкостей много там, не буду забивать голову. НО! увидеть после посадки на высотометре 0 с накрученным QFE – это неправильно и небезопасно.


        1. SandroSmith
          28.11.2019 22:55

          Ага, спасибо. Стало понятнее про парковку. А то я изначально загуглил просто SafeDock и первым наткнулся на ADB SafeGate и проблем там особых не увидел.

          А APIS выглядит так


          1. ProRunner
            29.11.2019 09:20

            Вот нашел мнение пилота про QNH и QFE


            1. triplebanana
              29.11.2019 09:25

              Да, это старый боян, но Денис во многом прав. Хотя, адептов секты QFE у нас до сих хватает.


          1. triplebanana
            29.11.2019 09:25

            Отличное видео. По факту — при заруливании есть еще одна тонкость — путь от рулевой дорожки до гейта обычно очень короткий, не так, как на видео. Как результат — заруливание происходит с протягиванием вперед передней ноги, с этаким переездом вперед, иначе ровно по разметке у гейта не запаркуешься. Как результат — данная с позволения сказать «система индикации» сначала тащит тебя в одну сторону, потом другую, что при используемой индикации просто тихий ужас, взрывающий мозг.


    1. Milfgard Автор
      28.11.2019 18:27

      А вы будете дальше такое рассказывать вообще про разные аэропорты? Очень интересно в деталях, как это выглядит из кабины пилота.


      1. triplebanana
        28.11.2019 21:17

        Да я бы рассказал, только что? Мне интереснее дискуссионное общение в стиле «вопрос — ответ». Что знаю — расскажу, что не знаю — не расскажу)


      1. ProRunner
        29.11.2019 09:23

        Milfgard, по-моему в рамках сотрудничества с туту вам нужно ещё от лица пилота публикацию оформить)


        1. Milfgard Автор
          29.11.2019 10:47

          Так у нас есть цикл.


    1. olekl
      29.11.2019 11:38

      Наверное, «лучшим» для пилотов его не делают из-за того, что пилоты аэропорту непосредственно денег не приносят :( Как с софтом от какого-нибудь оракла, когда принимающий решение о покупке никогда с ним работать не будет, а мнение тех, кто с ним в итоге работает, никого не интересует…


  1. CAJAX
    28.11.2019 16:06

    Нефотогеничные и скромные пограничники на осмотре прибывшего самолёта, — это какая-то фишка аэропортов в РФ? Никогда такого не видел в Европе.


    1. Halt
      29.11.2019 10:47

      Ну так секретноть жеж.


  1. olekl
    28.11.2019 19:36

    «Ну и до кучи раз в три года проводится обследование — а не стоит ли, например, подвинуть свалку ещё на 5 километров, а то птицы могут летать к свежей траве аэропорта кормиться.» — а правду говорят, что в загоревшемся от удара о полосу суперджете поучаствовали чайки со свалки, недавно организованной рядом с аэропортом?


    1. SandroSmith
      28.11.2019 22:56

      Там же, вроде, молния была?


      1. olekl
        29.11.2019 11:35

        А да, сорри, это про другой, который без двигателей потом в кукурузу приземлился…


  1. klikalka
    29.11.2019 02:01

    Milfgard, ты восхитителен, а твои материалы завораживающи! С нетерпением буду ждать следующих!


  1. sgm128
    29.11.2019 10:47
    +1

    Очевидное название для «маршала» — «решала».


  1. andersong
    29.11.2019 11:48

    Живу в Перми, летал из Казани домой 2 раза.
    Первый раз у 2ГИС спросил, как добраться из города в аэропорт, он мне предложил сначала на метро, потом автобус, добирался часа 1,5. По приезду домой узнал, что есть Аэроэкспресс, 2ГИС спасибо.
    Второй раз вылет был в 6 утра, с радостью увидел, что есть аэроэкспресс в 3 часа. Купил билет в приложении РЖД, был на вокзале минут 40 до отправления, электричка уже стояла на 1м пути (который имеет выход на 2 стороны: с низким перроном на вокзальной стороне и высоким с противоположной), но невозможно было понять, посадка началась или нет.
    Пару раз выходил к поезду (было холодно, а вернуться на вокзал через эти же двери нельзя, нужно обходить вокзал кругом), двери электрички были закрыты, спрашивал у нескольких встреченных сотрудников в форме — никто ничего не знал.
    Минут за 10 до отправления я начал нервничать и догадался пройти до кабины машиниста, тот жестами показал, чтобы я обошел с другой стороны. На другую сторону нужно было переться через надземный переход, что мне с тяжелым багажем доставило. Когда я уже поднимался на переход минут за 5 до отправления диктор объявил, что посадка будет с высокой стороны. Спасибо, блин, уже не надо).
    Компенсацией за всё я ехал на аэроэкспрессе совсем один!!! Сама поездка, встреча на вокзале, досмотр были для меня одного, ощутил себя VIP)))
    Аэропорт тоже доставил. Поезд приходит к терминалу 1, помню, в прошлый раз был там туалет (его я тогда искал долго: указатель был, а туалета не было, а что нужно ещё спуститься в подвал — ни указателей ни самого спуска видно не было) в этот раз часть аэропорта была закрыта, видать построили слишком большой, а обслуживать не хотят. Пришлось переться в соседний терминал, котором было открытие какого-то рейса и народу было не протолкнуться, ещё и шум от аниматоров.
    Ещё вопрос: ну зачем в чистой зоне аэропорта (после досмотра, где уже ждут посадки) закрывать окна на ВПП? Я очень люблю смотреть на самолеты, а в Казани на окнах как нарочно, на высоту человеческого роста сделаны дурацкие полосы! Приходится смотреть в узкие щели.
    Вишенкой на торте: при посадке в самолет хотел его сфотографировать (всегда так делаю — люблю самолеты), но какой-то вахтер запретил мне это делать! Ни в одном аэропорту такого не было, это фишка Казани?
    Уже простыня получилась, ещё добавлю, что в Казани отвратительная навигация по городу, в переходах, метро, аэропорту. Например, можно идти в подземном переходе и выйти на развилку из 2х-3х проходов и не будет ни одного указателя!
    ИМХО, это недружелюбие к приезжим — основной недостаток Казани, хотя он позиционируется, как туристический.