6 августа исполняется три года со дня посадки на красной планете уже ставшего легендой марсохода Curiosity. Несмотря на масштабы уже затраченных усилий как на сам проект, так на сопровождающую его PR-кампанию, NASA, по всей видимости, останавливаться не собирается. Команда визуализации из знаменитой Лаборатории реактивного движения (JPL) впервые использовала 3D возможности интернета, презентовав Experience Curiosity — интерактивное трехмерное веб-приложение на тему миccии на Марсе.



После непродолжительной загрузки в течение 15 сек (второй раз грузится уже всего 2 сек — спасибо браузерному кэшу), перед нами предстает шестиколесный красавец. Первым естественным желанием было кликнуть где-нибудь на… поверхности Марса и — о чудо! — ровер важно развернулся и медленно направился в указанном направлении (это при том, что скорость движения намеренно увеличена в 20 раз по сравнению настоящей). Пока он двигается, его можно рассмотреть со всех сторон и на любом расстоянии — ракурс виртуальной камеры изменяется зажатой левой кнопкой и колесом мыши.

Самые интересные места для посещения (напомним, настоящий марсоход путешествует по кратеру Гейла) можно выбрать в окне слева — лично мне очень понравился процесс фотографирования селфи, которое состоялось и в реальности, на 868 марсианский день миссии.


Кстати, управлять камерами и манипулятором в приложении можно и вручную, в режиме пользовательского контроля. А для технарей, которым важно назначение каждой детали, разработчики предусмотрели обучающий режим — настоящая Википедия в 3D! О том, что у ровера три антенны и ядерная «батарейка» с пятью килограммами диоксида плутония-238, как именно работает подвеска в ходовой части и бур, а также что может химическая лаборатория, я узнал по клику на интересующих частях. На мой взгляд, обучающие видео не идут ни в какое сравнение с активным опытом, получаемым в интерактивной программе-симуляторе.



Ну и что тут удивительного? — спросит скептически настроенный читатель. Самое главное, чем отличается эта новая игрушка от остального контента на сайте NASA's Eyes, это то, что ее не нужно загружать и устанавливать на компьютер или мобильное устройство — 3D графика работает прямо на сайте, в обычном стандартном браузере. Значение сего факта сложно переоценить — в этот «омут», который раньше был уделом геймеров, теперь сможет окунуться любая домохозяйка, имеющая доступ в Интернет.


Технически возможность показывать 3D на сайтах обеспечивается передовой технологией, называемой WebGL (Web Graphics Library, т.е. графическая библиотека для веб-приложений), которая пришла на замену устаревшего Flash. Как и другие низкоуровневые технологии (привет, DirectX), WebGL требует наличия «обвязки», так называемого «движка» — либо квалифицированных специалистов, которые смогут его сделать. Примечательно, что и то и другое нашлось именно в нашей стране: как и в случае с ракетными двигателями РД-180/181, в NASA решили не изобретать велосипед и взяли за основу движок Blend4Web, на котором красуется гордый лейбл «Сделано в России». Как говорится, санкции — санкциями, а работать и сдавать проекты в срок тоже нужно.

Хотя мне лично очень понравилось это атмосферное, вызывающее аддикцию приложение, как специалист в области компьютерной графики я не мог не отметить некоторых его недостатков. Картинка несколько темновата, даже мрачновата — на реальных фото с Марса все выглядит куда веселее. Модель марсохода могла бы быть изготовлена и поаккуратнее, а при движении не должно быть дрожаний колес. Все же думаю, что это дело поправимое, всё-таки это первый опыт NASA в технологиях подобного рода.

Комментарии (4)


  1. icepro
    06.08.2015 19:17
    +1

    Почему он так странно поворачивает? Допустим я хочу осмотреть местность левее текущей на 20 градусов, а он поворачивается к ней делая оборот на 340.


    1. HomoLuden
      07.08.2015 18:23
      +1

      Видимо поворот делается через матрицу направляющих косинусов.


  1. maxru
    07.08.2015 13:26

    Продолжение в Take on Mars? :)


  1. TheShestov
    07.08.2015 15:57
    -1

    интересную особенность «поймал». когда указываешь какую-либо точку — ровер начинает поворот и если перед самым финалом доворота — сделать еще одну точку, более 45 градусов (примерно), то ровер разворачивается в обратную сторону :) хотя казалось-бы стоило еще немного довернуть.
    Например: Ровер смотрит лицом на 6. Указываем точку 11 (ровер начинает поворот по часовой стрелке) и следом ставим точку на 3. Ровер начинает поворот ПРОТИВ-часовой :)
    Особенность 3д модели или в действительности он так-же делает. любопытно )