Доброго времени суток, Хабр. Представляю Вашему вниманию перевод статьи:«Coding Mentor: Why You Should Become One and How to Do It» автора Oleg Sklyarov (Олег Скляров).



Привет! Меня зовут Олег Скляров, я работаю руководителем группы разработки мобильных устройств для детей в Skyeng. В свободное время я работал репетитором студентов IT сферы. Это был большой опыт для меня, поэтому я хочу поделиться своей историей и идеями, которые я получил в ходе этих занятий.



Как я стал наставником


Пару лет назад мой обычный день выглядел довольно скучно. Я обычно уходил из дома в 9 утра, приходил на работу около 10, болтал с товарищами по команде за кофе перед обедом, обедал, смотрел YouTube и фактически начинал работать где-то в 3 часа дня. Чтобы что-то сделать, я должен был оставаться в офисе до 9 вечера.

В какой-то момент меня осенило — куда уходит всё моё время? Я ухожу из дома на 12 часов, но получаю зарплату только за 8. Поэтому я провёл некоторые расчёты. Результат оказался ужасающим — 33% моего времени ушло на ветер.

Откровение №1: Поймите, куда уходит ваше время


Я не был удовлетворен этим результатом. Кроме того, я чувствовал, что расту не так быстро, как мог бы. У меня были перспективы стать руководителем команды через пять лет, может быть оказаться архитектором через десять лет. Но мне это казалось очень медленным. Передо мной был пример Билла Гейтса и Стива Джобса — они достигли гораздо большего, когда были в моем возрасте.

Откровение № 2: Дело не в том, что эти парни крутые, а в том, что я делаю что-то не так


В этот момент я понял, что если хочу быть на одном уровне с Гейтсом или Джобсом, мне нужно что-то изменить в себе. Я могу стать более продуктивным и эффективным, если внесу некоторые коррективы в свою жизнь.

Однажды, просматривая YouTube после обеда, я увидел вступительную речь Стива Джобса в Стэнфорде. И это действительно что-то изменило во мне.

Я понял, что все эти ребята — Стив, Билл, Марк Цукерберг — делятся. Стив Джобс поделился этим видео. Я уверен, что это не единственное, что он сделал по доброй воле. Билл Гейтс пожертвовал половину своего состояния на благотворительность и убедил половину списка Forbes сделать то же самое. Они делятся тем, что могут, но у меня никогда не было такой идеи.

Откровение № 3: Если вы делаете все по-старому, все останется по-старому


Я захотел что-то изменить. Во-первых, я сменил свою офисную работу на удаленную работу в Skyeng. Я не получил обратно свои четыре часа — только два. Но нужно было с чего-то начинать.
Я посмотрел на всех этих парней и подумал — “может быть, мне стоит попробовать репетиторство”. Я связался со своим местным университетом, затем искал платформы для преподавателей. Именно так я нашел место, где работаю сейчас — онлайн-платформу с курсами программирования. Всё сошлось и я стал репетитором.

Что я делаю сейчас как репетитор



Моя работа-проверять домашние задания студентов на Github и давать им советы. Мы проводим консультации раз в неделю через видеочат. Они задают вопросы, а я на них отвечаю. Часто они демонстрируют свой экран и мы пишем код вместе. Иногда студенты присылают мне свои вопросы. Например, “как объединить два массива". И я объясняю, как объединить массивы. Я как Google, но более продвинутый :-)

Конечно, не все идет гладко. Вот одни из самых болезненных эпизодов:

  • Я брал слишком много учеников. В какой — то момент у меня было пять учеников-и это было слишком много. Оценка домашних заданий и ответы на вопросы занимают много времени, но репетиторство не так хорошо оплачивается, как программирование. В результате я тратил больше времени на работу, но зарабатывал меньше. Моя жена была не слишком рада этому.
  • Я понял, что моих знаний PHP было недостаточно. Я программировал в Yii Framework годами и в Symfony в течение нескольких лет. Поэтому, когда кто-то спросит “Как я могу объединить два массива с помощью plus, а не объединить массив?” Я сказал:" Давай сделаем перерыв.” Мне пришлось освежить свои знания, чтобы объяснить им это.
  • Я не устанавливал границы с самого начала. И студенты могут быть довольно навязчивыми. Они могут ничего не сделать в течение всей недели, а затем появляются, спрашивая " Я отправил свое решение, вы его проверили? А теперь? Вы проверили его сейчас?” Вам нужно установить правила вашего общения, чтобы не стать каким-то роботом.

Все это было довольно неприятно; я чувствовал, что мои надежды не оправдали себя. Я подумывал о том, чтобы вернуться на офисную работу, но решил дать репетиторству последний шанс.

Откровение № 4: Если вы не преуспеете сразу, не сдавайтесь. Работайте над своими ошибками и все может стать лучше.


Я внес некоторые коррективы и получил первые плоды своей работы. Трудный период закончится.

Преимущества быть репетитором

  • Повышение эго. Когда вы делаете проект со своими студентами, а затем независимый эксперт оценивает его 90 из 100 и выше-это вдохновляет. Я чувствую себя так: «Вау, посмотри на них, они действительно чему-то научились.”
  • Запас уверенности. Для меня это отзыв от моего самого раздражающего ученика. Вначале он критиковал каждый мой шаг и всегда был чем-то недоволен. Но в конце курса он дал мне 9 из 10 и прокомментировал: „раньше это было отстой, но теперь с вашей помощью все в порядке.” Я перечитываю этот комментарий всякий раз, когда чувствую себя подавленным-это вдохновляет меня продолжать.
  • Повышение квалификации. Я основательно усовершенствовал свои технические навыки. На работе вы иногда используете вещи, не понимая, как они работают. Но как только вы изучите их с самого начала, вам станет намного легче находить и исправлять ошибки.
  • Повышение софт скиллз. Одно из самых любимых. На моей работе я управляю командой из семи разработчиков. Репетиторство помогло мне стать лучшим менеджером. Поскольку я общаюсь со многими людьми, я изучил различные подходы и типы мотивации. Теперь я точно знаю, как мотивировать своих программистов.

Почему вы должны быть репетитором



Однажды я встретил парня с моей старой работы. Я рассказал ему о своем наставничестве — и он не совсем понял, зачем я это делаю. Я объяснил ему это и объясню вам:

  • Изменяйте. Для меня быть наставником — значит быть активным. Сегодня вам не нужен кандидат наук, чтобы преподавать, вы можете поделиться тем, что вы знаете и используете на своей работе. Если вас не устраивает система образования в вашей стране, у вас есть все шансы ее изменить. Я счастлив быть частью этого изменения.
  • Повышайте свои навыки. Как я уже говорил, преподавание безмерно развивает ваши собственные навыки. Вы получите массу информации о программировании и инженерии. Кроме того, вы станете лучше общаться с людьми и управлять ими. Эти два пункта помогут вам в вашей основной карьере.
  • Инвестируйте в будущее. Многие люди задаются вопросом, почему я занимаюсь наставничеством вместо того, чтобы взять два дополнительных часа работы. Для меня это как инвестирование — я инвестирую в себя, развивая свои навыки, и в других людей, помогая им расти. Я думаю, что это более полезно, чем складывать бумаги в стопки.

Если моя история нашла отклик у вас, попробуйте репетиторство. Это очень просто, и это оказывает реальное ощутимое влияние на окружающих вас людей и профессиональное сообщество.

Давайте расти вместе!

Комментарии (27)


  1. vlreshet
    16.12.2019 14:40
    +1

    ИМХО, главная суть менторства — это саморазвитие. Чтобы чему-то обучить человека, нужно самому в этом досконально разобраться. Приходится вспоминать какие-то основы, открывать для самого себя что-то новое, структурировать свои знания и навыки. Это действительно полезно. А делать это бесплатно, или нет — каждый решает для себя сам.


    1. Bratak
      18.12.2019 13:10

      Если ничего не умеешь сам — попробуй учить этому других. Хохма эта стара как мир, но суть отражает правильно. Если ты хочешь в чем либо преуспеть, стать лучшим в какой-то теме — надо много учиться, и много трудиться. Есть такое правило 10000 часов. А все эти менторы, не старше 25 лет — чему они могут научить молодежь? Они сами еще вчера разобрались едва едва с какими-то вопросами.


      1. vlreshet
        18.12.2019 13:44

        А все эти менторы, не старше 25 лет — чему они могут научить молодежь? Они сами еще вчера разобрались едва едва с какими-то вопросами.
        Я начал работать веб-разработчиком в 18. Пусть «выкинем» год работы когда я учился, чтобы было честно. Тогда сейчас у меня 4+ лет опыта, в 25 будет 6+. Вы действительно думаете что я ничему не способен научить?)


        1. Bratak
          18.12.2019 13:52

          Не могу утверждать ничего конкретного в отношении Вас, но отвечая на вопрос: да, шестилетний опыт — это всего лишь шестилетний опыт. Все мы чему то учимся, причем постоянно, каждый день. Мы совершаем ошибки, раз за разом, огорчаясь, и радуемся, когда находим нужное и лучшее решение. Опыт человека измеряется как раз в количестве набитых шишек, и только человек не просто знающий, и возможно даже очень неплохо знающий предмет, а имеющий большой багаж непосредственного опыта сможет сделать процесс обучения предмету более качественным. Много знать — этого мало. Надо еще и путь долгий пройти.


          1. akryukov
            18.12.2019 22:42

            только человек не просто знающий, и возможно даже очень неплохо знающий предмет, а имеющий большой багаж непосредственного опыта сможет сделать процесс обучения предмету более качественным

            Это распространенное заблуждение.
            Качество передачи знаний зависит не от объема знаний у тренера, а от (внезапно) умения их передавать. Главное требование — чтобы знаний было больше, чем у ученика.


            1. Bratak
              18.12.2019 06:26

              Вы, видимо совсем не пытаетесь понять, что речь не об объеме знаний, а об опыте. Поразмышляйте об этом.


              1. akryukov
                18.12.2019 09:21

                Опыт в какой области вы имеете в виду?


                1. Bratak
                  18.12.2019 09:34
                  -1

                  Опыт в предметной области.


                  1. akryukov
                    18.12.2019 11:17

                    Только опыт в преподавании помогает сделать процесс обучения предмету качественным. Чем лучше умеешь объяснять, тем лучше знания усваиваются учеником.
                    Опыт в предметной области влияет только на возможную продолжительность курса. Чем больше знаний имеешь, тем больше знаний можешь передать.


                    Поразмышляйте над этим на досуге.


      1. siroBS
        18.12.2019 00:11

        Bratak, позволю с Вами не согласиться:
        1. «Метод обучения Ричарда Фейнмана»
        2. Книга Тимоти Ферриса «Как работать по 4 часа в неделю» («букварь»)

        Если ничего не умеешь сам — попробуй учить этому других. Хохма эта стара как мир, но суть отражает правильно.

        Это не хохма, а весьма практичная и очень эффективная парадигма.
        Рассуждения по поводу 10000 часов до того момента, когда кто-то получает, обратите внимание, моральное право кого-то учить — деструктивно. А судьи кто? Автор даже прямо указывает что был вынужден подтянуть свои знания. Даже тот, кто «отпахал» 10000 часов всегда найдёт бесконечность для развития в своей области. Ибо, чем больше мы знаем, тем больше понимаем сколько нам неизвестно. Сама суть социального взаимодействия опирается на непреложную истину: «Научился сам — обучи другого». Если человек не повар, но умеет готовить яичницу, что теперь, он не имеет права научить это делать другого? Если есть желающие внимать, это принесёт пользу обоим индивидам. Более того, именно это и даёт синергетический эффект развитию цивилизации, я уже не говорю про неоценимый вклад в психику человека «отдающего» благодаря социальному взаимодействию.
        А устои «стать 100% специалистом» и затем уже учить, сродни вечному откладыванию жизни на потом.


        1. Bratak
          18.12.2019 09:38
          -1

          Если человек не повар, но готовил яичницу 10000 раз, он знает, как определить несвежие яйца и не отравить всю семью и не заразиться сальмонеллезом.Потому что у него есть «этот опыт». Возможно вам и не понять смысл этого примера, но вы уж постарайтесь.


      1. akdes
        18.12.2019 16:31
        +1

        я лично, да и весь мир знает кучу тренеров футбольной, баскетбольной лиги и т.д. которые умеют тренеровать, при том очень хорошо. Но каждый из них скажет, что играть на уровне своих игроков он не умеет и скорее всего никогда не умел. Не смотря на это он/они постоянно повышают планку. Я это вижу как с мастер по алмазам. Уметь работать интсрументами, чтобы из камня сделать ценный камень. Так и учитель, понимает материю и знает, как её преподнести.
        Не путайте наставника или мудреца с учителем.


        1. Bratak
          18.12.2019 16:36
          -2

          Ничего я не путаю, дружище. Одно я знаю точно — минусующим комменты обьезьянам не поможет уже ничего: не мастер, ни учитель, ни мудрец. ни кокаин.


          1. s_suhanov
            18.12.2019 19:15

            Вот про кокаин — обидно было. Такие надежды были возложены.


            1. akdes
              18.12.2019 20:18

              ну, такая вот она, горькая правда видать. Реакция нашего собеседника слегка намекает.


  1. Amomum
    16.12.2019 17:19

    Чем больше учеников, тем сильнее нужно автоматизировать проверку заданий :)
    Но в целом я со статьей согласен. Автору спасибо!


  1. Skyeng-Habr
    16.12.2019 19:57
    +1

    Привет, спасибо большое, что обратил внимание на материал и проделал работу!

    p.s. Исходно это был доклад на первом нижегородском PHP-митапе — полную версию можно найти на ютубе.


  1. JosefDzeranov
    17.12.2019 21:29

    Спасибо за статью. Расскажите поподробнее как вы мотивируете своих подопечных


  1. mvv-rus
    16.12.2019 23:53

    Пару лет назад мой обычный день выглядел довольно скучно. Я обычно уходил из дома в 9 утра, приходил на работу около 10, болтал с товарищами по команде за кофе перед обедом, обедал, смотрел YouTube и фактически начинал работать где-то в 3 часа дня. Чтобы что-то сделать, я должен был оставаться в офисе до 9 вечера.

    В какой-то момент меня осенило — куда уходит всё моё время? Я ухожу из дома на 12 часов, но получаю зарплату только за 8.

    А вот я не вижу тут ничего неправильного.
    Автор тратил 6 часов в день, выполняя работу по найму, а ещё 6 — на удовлетворение других своих потребностей. Он же не робот, а человек, в конце концов, а у человека разные потребности есть: общение и т.д. Да ещё — и получал за это деньги из расчета 8 часов работы по найму. Впрочем, думаю, что никакого обмана нанимателя там не было, учитывая, что коэффициент использования рабочей силы в офисе — он как раз где-то в районе 0,7-0,8.
    Куда хуже приходится тем, кто вынужден ездить на работу в Москву из Замкадья — это никак не меньше 3 часов туда-обратно, а если добавить ещё и час обеденного перерыва, то как раз эти 12 часов и получится, причем — без шансов на удовлетворение каких-либо личных потребностей.
    Я понял, что все эти ребята — Стив, Билл, Марк Цукерберг — делятся
    Сомневаюсь, что именно это стало причиной их успеха. Впрочем, если у кого-то, как у автора, есть потребность делиться, то нет ничего плохого в том, чтобы тратить время на её удовлетворение. Ровно так же, как нет ничего плохого во всех других потребностях, не наносящих прямой вред окружающим. Пиво пить, к примеру. Или телевизор смотреть. Вся эта деятельность — она вполне равнозначна IMHO.


  1. 16tomatotonns
    17.12.2019 06:28

    Если не хочется брать деньги — можно просто найти чаты в телеграме по профильным темам, и помогать людям там, и там же можно вылавливать учеников которые нравятся, и заниматься с ними уже индивидуально. Для меня в своё время это было небольшим открытием, что отвечая на дурацкие и не очень вопросы, можно действительно повысить качество своей работы, но тут есть примерно 2.5 подводных камня:
    1. Если тебе нравится именно исследовать область, то стоит брать тему побольше (например, js или c++ из ЯП), потому что в моём случае это был очень маленький язык (lua), и благодаря ученикам и вопросам из чатов, я его изучил настолько вдоль и поперёк, что никаких новых открытий не было уже очень долго, и исследовательская часть меня плавно охладела к области, исчез восторг на тему «ух, как тут оказывается можно», а учитывая то что вопросы и темы в целом повторяются — это довольно сильно утомляет, и ты уже думаешь «всё, пишу для вас статью по вашим тупым вопросам, а дальше буду тыкать лицом в неё, чтобы не переписывать одно и то же по двадцать раз». Работа гуглом, через пару лет, начинает очень сильно раздражать, и от этого никуда не убежать;
    2. Нужны довольно приличные личные качества. Преподавание — это тоже навык, и для него нужна база. Просто так записывать всех подряд в преподаватели не имеет смысла: даже из мастера спорта и медалиста — далеко не всегда получится тренер, и наоборот. А мастерство в некоторой области + терпение + склонность разжёвывать атомарно + терпимость к ошибкам и готовность перелопачивания тонн говнокода — редко сочетаются в одном человеке;
    2,5. Поиск нормальных учеников тоже может затянуться. Так же как для преподавателя необходим навык преподавания, у ученика должен быть навык обучения, и он должен быть готовым самостоятельно учиться в перерывах между занятиями, и хорошо запоминать. Вспоминаем как мы сами учились в вузе (в большинстве случаев) — лишь бы вызубрить в кратковременную память и сдать, а завтра (через месяц, год и т.д.) можно забыть как страшный сон, и это — очень плохой навык обучения, но таких большинство. Так же, приличное количество «учеников» практикуют разработку софта методом «сделайте это за меня», что довольно унизительно, и это стоит научиться отлавливать. Ещё полно просто странных личностей, которые услышали что «в айти много денег и ничего делать не надо», и хотят чтобы «ты их научил делать деньги и ничего не делать». И таких полно даже на курсах, они просятся и навязываются, готовы платить, но в них нет вообще никакого потенциала.

    В целом, работа довольно грязная, с этим ничего не поделаешь, и, по заветам Д. А. Медведева — тут действительно нужно призвание, без него — убежишь от этих тупых необучаемых идиотов, с полным разочарованием в людях. Никакими Гейтсами и Цукербергами тут и не пахнет, они сначала реализовались, и только потом начали делиться. Не наоборот. И это, разумеется, были стратегические ходы (вроде повышения репутации/уменьшения налогов/сброса грязных денег и т.д.).


  1. potan
    18.12.2019 15:45
    -1

    Эх, если бы требовалось репетирорство по Haskell, Scala, Coq или, хотя бы, Elm, я бы с удовольствием. Преподавать то, что самому не интересно я не готов.


  1. kimisa
    18.12.2019 16:14

    Это хорошо, когда человек хочет учиться. А так детей часто отдают и не спрашивают, а хотят ли они этому учиться. И вот в этом основная проблема заинтересовать того, кто не хочет.
    Мне после стольких лет работы преподавателем, всё еще периодически снятся кошмары )))


  1. amakhrov
    18.12.2019 10:15

    А чем репетиторство (в плане саморазвития) отличается от обычного код ревью как части рабочего процесса? Вы все так же делаете смотрите и комментируете код ваших коллег (учеников). Для более аргументированных комментариев вы углубляетесь теоретическую базу по мере надобности. Часто в компаниях практикуют Lunch & Learn — где можно презентовать команде свои систематизированные знания по какой-то конкретной теме.


    Отличие только в том, что разница между уровнем вашим и ваших коллег обычно меньше, чем в случае репетиторства? Или что-то еще?


    1. spasibo_kep
      18.12.2019 11:21

      Привет, думаю, что код-ревью это работа, а обучение — все же призвание. Если посмотреть оригинальный доклад на ютубе, там в секции вопросов и ответов один человек из зала рассказывает про свой опыт менторства — и тоже говорит, что это больше про некую миссию, ро делиться и вот это все.


      1. amakhrov
        18.12.2019 11:43

        Понял.


        Похоже, меня сбила с толку часть про "Преимущества быть репетитором" — про это и был мой вопрос.


        Социальный аспект (указанный в заключительной части статьи) тоже важен, да.


  1. olegsklyarov
    18.12.2019 13:08
    +1

    Alanhis, спасибо что нашел время и перевел эту статью! Забавно, что изначально моё выступление на русском было переведено английский. А потом уже с английского переводом на русский пришло на хабр. В результате часть формулировок забавно изменилась. Но смысл сохранился )))


  1. s_suhanov
    18.12.2019 19:09

    Я ухожу из дома на 12 часов, но получаю зарплату только за 8. Поэтому я провёл некоторые расчёты. Результат оказался ужасающим — 33% моего времени ушло на ветер.

    Извините, но я не могу сдержаться и не взоржать в этом месте. )))