Журналисты Technology Review представили свой собственный рейтинг технологических фейлов уходящего года. Он был богат на проблемы, и наиболее заметные из них вошли в этот список.

Проблемы с автопилотом Boeing


Новый самолет 737 Max от Boeing, Lion Air Flight 510, разбился вскоре после взлета. Затем ситуация повторилась — крушение потерпел еще один самолет. Никто из находящихся на борту не выжил ни в одной из катастроф. Как оказалось, действовал неверно автопилот системы, причем пилоты-люди в каждой из ситуаций ничего поделать не могли.



У них было катастрофически мало времени для того, чтобы среагировать на действие системы MCAS — новой функции, о которой они знали совсем немного.

В новых самолетах были установлены более мощные реактивные двигатели. Для того, чтобы помочь пилотам справиться с ними, разработчики установили новый автопилот, полагая, что он даст возможность легко управлять самолетом. Но вторая автокатастрофа, с Ethiopian Airlines Flight 302 в марте 2019 года, показала, что проблема не только в этой системе, но и в том, что Boeing получал все больше и больше доверия от регуляторов из США.

Все это в совокупности и привело к целому ряду катастроф.

Убытки компании в настоящее время составляют миллиарды долларов США, а все самолеты Boeing 737 Max до сих пор прикованы к земле.

Фейковый “food computer”


MIT Media Lab часто называют фабрикой будущего. Но ее «пищевой компьютер» явно не часть будущего.

В 2015 одно из видео TED Talk набрало 1,8 миллионов просмотров. В нем рассказывалось о гидропонической ячейке, управляемой ИИ. Она, как заявил ее разработчик, в состоянии подобрать миллионы комбинаций освещения, температуры и влажности для создания оптимальных условий выращиваемых культур.

Разработчик «пищевой ячейки» назвал свой проект «кибернетическим сельским хозяйством».



Как оказалось, это просто фейк, обильно сдобренный фразами вроде «хак климата», «опен сурс», «микробиом» и другими умными словами, которые привлекли внимание инвесторов. Абсурд достиг апогея в апреле, когда разработчик «пищевого компьютера» сообщил о машинном обучении, которое дало возможность вырастить базилик, вкус которого в MIT назвали «выдающимся».

Но затем сотрудники проекта показали подноготную. Выяснилось, что весь проект — фейк. Растения не выращивали, а покупали, для того, чтобы продемонстрировать результаты инвесторам. В октябре администрация MIT закрыла большинство направлений работы автора проекта.

Редактирование ДНК коров




Компания Recombinetics представила миру безрогих коров, заявив, что это новый вид, который не является ГМО и не должен подпадать под правила регулирования ГМО. Компания получила коров без рогов.

Но после анализа ДНК этих коров оказалось, что в ДНК животных компания случайно внедрила участок ДНК бактерий. Результат был случайным.

Собственно, модификация была безвредной, но все же животных посчитали генетически модифицированными, что не дало проекту развиваться дальше — правила регулирования ГМО очень жесткие.

Приложение «How Gay Are You»


В этом же году было разработано приложение «How Gay Are You». За пять долларов США, используя результаты ДНК-тестов (например, от 23andMe) пользователь мог узнать, насколько носитель этой ДНК гей.



«Уровень гейности», на русский это можно перевести примерно так. Но приложение вызвало бурю возмущений, так что оно пропало с радаров. Были ли его результаты точными или это просто хайп — неясно.

Космические безбилетники




В этом году Израль запустил первую в стране лунную станцию, которая, к сожалению, потерпела крушение в апреле этого года. К счастью, никого на борту не было. Вернее, почти никого.

Как оказалось, американская организация Arch Mission Foundation, не уведомив никого, включила в состав миссии капсулу с тихоходками. Как известно, эти организмы могут выжить практически везде, возможно, они способны перенести условия, царящие на поверхности Луны.

Но это было против правил — хотя бы потому, что ученые опасаются «загрязнения» других миров земной жизнью. В частности, потому, что если мы собираемся когда-нибудь обнаружить жизнь вне Земли, то нужно быть уверенными в том, что не мы сами стали причиной ее появления на других планетах.

Скорее всего, тихоходки погибли, ведь без воды они не могут существовать. Но этот случай показал, насколько ненадежными могут быть правила, установленные для космических исследований.

Целью Arch Mission Foundation было создание некоего «хранилища земной ДНК», в качестве бэкапа жизни. Решение о внедрении капсулы с тихоходками было принято в последний момент.

Samsung Galaxy Fold




Компания Samsung одной из первых выпустила телефон со складным гибким дисплеем. Но из-за спешки конструкция этого очень недешевого девайса оказалась очень уязвимой к внешним факторам. В условиях обычного использования многие телефоны, которые были отосланы тестировщикам, вышли из строя.

Пыль, нажатие на экран, удаление с него пленки, которая многим тестировщикам показалась обычной защитной пленкой — все это приводило к частичной или полной неработоспособности устройства.

Сейчас компания подготовила более надежные телефоны, учтя обнаруженные проблемы.

Apple Card и гендерная дискриминация




Несколько клиентов Goldman Sachs пожаловались на дискриминацию при определении кредитных лимитов по карте Apple Card. Оказалось, что женщины получают кредитный лимит, размер которого в несколько раз меньше, чем у мужчин.

Так, Стив Возняк заявил о том, что его супруга получила в 10 раз меньший кредитный лимит, чем он. И это при том, что их счета объединены.

В банке заявили, что размер лимита определяется алгоритмом, который объективно оценивает уровень платежеспособности клиента. Зависимости от пола, возраста, расы и т.п. нет.

Выключатель интернета в Индии




В декабре этого года Индия отключала Интернет для 60 млн. человек. В течение года она ограничивала подключение к сети около 90 раз. Аналогичные действия предпринимались Пакистаном, Турцией, Ираном, Суданом и другими странами, правительства которых решили, что отсутствие интернета позволяет решить многие проблемы, включая протесты населения.

Комментарии (28)


  1. 61brg
    30.12.2019 07:21
    +3

    Я таки не понял, а на что рассчитывал Стив Возняк? Даже имея объединённые счета с супругой стоит взглянуть на источник их пополнения. Да, и кто такой Стив Возняк я знаю, а про его супругу впервые слышу.


    1. yurisv3
      30.12.2019 09:29
      -1

      кто такой Стив Возняк я знаю, а про его супругу впервые слышу

      Такова участь супруг.

      Давеча приставали из банка — открыть карточку с большим лимитом, я говорю — мне нафиг не уперлось, делайте моей бабе — я трачу помногу, но редко, а она — каждый хоть что-то да берет.

      А вот фиг — да, объединенный счет, но мне да, а ей — нет.


      1. bearoxide
        30.12.2019 11:59

        Дополнительную карту можно ведь выпустить. Будет привязана к вашему счету, но с другим именем на карте.


        1. stilic
          30.12.2019 13:38

          Дополнительную карту можно ведь выпустить. Будет привязана к вашему счету, но с другим именем на карте.


          Дык проблема-то вовсе не в этом.
          Так то можно и свою карту давать или дополнительную выпустить.
          Но дело то совсем в другом.

          Банки не рассматривают супругов с общим счетом как равноправных.


      1. ne_kotin
        30.12.2019 12:05

        Хо-хо-хо, сэйм шыт, бро!
        Зарплатный проект в Альфа-банке. Периодически звонят и умоляют взять их кредитку (35% годовых штоле). Говорю — лучше рефинансируйте ипотеку.
        Сейчас в ВТБ под 12 что ли процентов, в Альфе — от 8.9%.

        Не, говорят. Не можно. Супруге (которая не работает) — можем рефинансировать. А у вас зарплатный проект, вы хорошо получаете, еще и ипотеку вам рефинансировать — слипнется.
        Г — логика.


  1. yarosroman
    30.12.2019 07:29
    +5

    Прежде чем публиковать, надо хотя бы самим разобраться. На Boeing система MCAS вообще и никак не имеет отношение к автопилоту.


    1. Cirno_9
      30.12.2019 10:57
      +3

      Самая мякотка в том, что этот фэйл непонятно как устранять. Что произошло? Желание еще больше повысить экономичность вылилось в увеличение диаметра вентилятора двигателя. Более крупный двигатель не хотел лезть под крыло (у 737 классики и NG и без того сплюснутые снизу капоты, а движки тянут с полосы любой сор). Пришлось выносить вперед и вверх. У обычного самолета стабилизатор в полете постоянно тянет хвост вниз. Это лишний расход топлива. А здесь, за счет выноса центра тяги вперед пришлось бы тянуть еще сильнее. Решением стала «умная» подруливающая система, динамически компенсирующая небаланс тяги, созданный вынесенными движками. К сожалению, такое решение противоречит нормальному пилотированию и запасу стабилизации ВС в полете. И чего с этим делать, пока не совсем понятно, раз самолеты до сих пор на земле.


      1. TedBronson
        30.12.2019 13:00
        +3

        Разве финальной причиной аварий не были вышедшие из строя датчики (которые не были дублированы по умолчанию)? Я к тому что эти самолеты с работающей системой MCAS совершили множество полетов, и она успешно справлялась с компенсацией этого крутящего момента.


        1. Eklykti
          30.12.2019 16:40
          +1

          Датчики были сдублированы, но MCAS в начале полёта выбирала один и дальше читала только его. Если он внезапно начал показывать погоду на Марсе, то упс.


      1. Fedorkov
        30.12.2019 13:29

        за счет выноса центра тяги вперед пришлось бы тянуть еще сильнее.
        Тогда уж за счёт смещения вектора тяги вверх и центра тяжести — вперёд. Если двигать тягу взад-вперёд, на рычаг это не повлияет.


      1. Gourry_aka_pm
        30.12.2019 13:31
        +1

        Не совсем так. МКАС начинал работать в очень специфических условиях, и его поставили больше для того, чтобы именно в этих режимах поведение самолета не отличалось от NG, уменьшая объем переучивания. Сам вопрос с МКАС похоже закрыт уже давным давно (там реально небольшой объем доделок в коде), но сейчас идет куча разборок политических в конгрессе, плюс рубятся за объем сертификации, необходимый для подъема бортов, объем курса переучивания НГ-МАКС, плюс к боингу изначально вопросы по архитектуре системы управления в целом, и там тоже активно возятся.


      1. Bedal
        30.12.2019 16:45
        +1

        самая мякотка в том, что для того, чтобы фейл не наступил — достаточно было выполнять инструкции.


    1. 0xd34df00d
      31.12.2019 05:52

      И пилоты таки могли что-то сделать, и время у них было.


  1. Gourry_aka_pm
    30.12.2019 08:14
    +1

    60 чего человек?


    1. StSav012
      30.12.2019 08:28

      «мон» — это миллион, когда не попал. Вообще, конец написан будто трясущимися руками и разумом.


      1. CrzyDocTI
        30.12.2019 09:22
        +2

        это все прионы=)


        1. zverolyub
          30.12.2019 11:24
          +3

          Прионы уже обгубкали мозг и ввели новые единицы исчисления людей =)


    1. stilic
      30.12.2019 09:02
      +7

      В декабре этого года Индия отключаила Интернет для 60 мон человек.

      60 чего человек?

      Моны — это такая народность. В Юго-Восточной Азии, правда.

      Наверное, в Индии представителей этой народности так мало, что любое неудобство для монов трактуется как ущемление меньшинств.

      И вот уже индийцы массово выступают против какого-то Отключаила, что создал неудобства для шестидесяти монов

      Отключаила, судя по аналоги с Мафусаилом и Самуилом — видимо, это еврей. И, наверное, евреи не являются меньшинством в Индии, в отличии от монов.


      1. zverolyub
        30.12.2019 11:30
        +3

        Тот ловкий момент, когда толкование опечаток смешнее и интереснее самой статьи.


        1. zomby
          30.12.2019 14:53
          +1

          вспомнил старую ветку, которая даже на башорг попала :)


  1. iig
    30.12.2019 09:42
    +10

    Не думаю, что кидалово инвесторов является технологическим фейлом. Или отключение интернета в Индии, он же не сам отключился.


    1. dimm_ddr
      30.12.2019 15:21

      Да тут вообще кроме самсунга именно технологических фейлов нет. Даже с боингом все не очень однозначно и есть масса разных мнений.


      1. FirExpl
        02.01.2020 12:33

        Да и с самсунгом фейл не такой уж большой, раз уж они признали недоработки, перенесли дату релиза и в общем и целом довели девайс до некоторого приемлемого состояния.


  1. DrGluck07
    30.12.2019 13:36
    +1

    Боинг облажался по полной. Но такое впечатление, что пилоты сами не хотели жить. Окончательный отчёт по Lion Air это тихий ужас. Парни просто ничего не делали чтоб спастись. В итоге КВС вообще отдал управление ВП, который не знал что делать с этим счастьем и тупо тянул штурвал на себя, вместо того чтоб управлять стабилизатором.


    1. corvair
      30.12.2019 17:27

      Так на Lion Air 610 пилоты молились вместо попыток каких-либо адекватных действий. В итоге сложилось и привело к катастрофе всё — и аховая компетенция лётного экипажа и косяки производителя аэроплана, не уведомившего никого о применении костыля.


      1. DrGluck07
        30.12.2019 22:13

        А эфиопы ещё хуже. Они знали в чём проблема, но сделали всё неправильно. Особенно радует, что они до самого конца керосинили на полном газу.


  1. xsevenbeta
    30.12.2019 15:02
    +2

    Как оказалось, американская организация Arch Mission Foundation, не уведомив никого, включила в состав миссии капсулу с тихоходками. Как известно, эти организмы могут выжить практически везде, возможно, они способны перенести условия, царящие на поверхности Луны.

    Возможно в это самое время, несколько оставшихся в живых тихоходок пытаются совместными усилиями вырастить на Луне картофель… Когда-нибудь, после несколько сотен миллионов лет эволюции они будут смотреть на звёзды и задаваться вопросом, есть ли жизнь ещё где-нибудь…


  1. CrazysAlien
    01.01.2020 00:47

    да, с тихоходками не всё так однозначно… это были специально тренированные на выживание тихоходки и хитрые разрабы не потеряли аппарат, а заныкали ;)
    через тысячу лет можно будет проверить как дела в лунной колонии :)