Привет. Я Дмитрий — автор и редактор, помогаю IT-компаниям рассказывать о себе с помощью PR-статей на различные ресурсы, начиная от развлекательных и заканчивая большими профильными площадками (Как раз про Хабр, да). Кто-то вроде литературного негра — грубо говоря, ко мне приходят технари, мы долго общаемся, я делаю текст и он размещается от имени компании или специалиста. Или работаем командой — когда объем большой, есть несколько авторов и я редактирую уже их статьи.

Недавно здесь появилась статья о том, как начать писать про технологии. Судя по моему субъективному мнению и минусам, не очень профессиональная. Но текст разошелся по дайджестам копирайтеров, немного завирусилась и её начали рассылать в чатиках авторов. Это плохо, потому что новички могут начать следовать советам из неё, а заказчики, которые первый раз сталкиваются с задачей «рассказать о своих продуктах на Хабре», сделают вывод об индустрии по одному тексту.

Я постараюсь одновременно ответить на спорные моменты в статье Динары и рассказать, как на самом деле строится работа автора или редактора в технической или любой другой сложной сфере.

Поиск специалиста


Допустим, вы решили начать публиковаться на Хабре. Нужен автор. Вот на что стоит обращать внимание при поиске:

Есть ли у человека технический бэкграунд. Я не верю, что человек, который не написал ни строчки кода, сможет сделать хорошую статью о разработке. Он не просто не понимает какие-то сложные технические детали — он просто иначе мыслит. Все эти абстракции, логики, алгоритмы — нужно это хотя бы попробовать.

Я пытался стать программистом — страдал над адаптивной версткой, вникал в PHP Котерова и Скляра, обрабатывал формочки в JS и работал эникейшиком. Но за год понял — если после работы мне интересно писать статьи, а не пилить свои проекты, то логичнее работать автором. Но и сейчас, я скорее откажусь от задачи, чем буду писать про области, в которой не понимаю совсем ничего.

Копирайтер, который пишет по разработку, должен уметь хотя бы сделать калькулятор, сверстать и оживить банальную форму, отправить данные из неё себе на почту. Нанимаете человека на тексты про системное администрирование — спросите его про шутку UDP-TCP, хотя бы.

Интерес к теме. Выясните, что в последнее время его бесит на Хабре. Прислушайтесь к ответу — насколько хорошо он знает площадку, что рассказывает. Понимает ли местный стиль общения. Это, кстати, работает и для других порталов — если вам нужна статья для РБК, ищите человека, который часто читает РБК, а не называет этот ресурс политической помойкой.
Портфолио важно, но не имеет прямой связи с тем, какую статью вы получите в итоге. Оно лишь показывает, в каких компаниях работал автор — например, если у него есть тексты для условных Сбербанка или «Госуслуг», он смог преодолеть множество согласований. Для Яндекса — прошел зубодробительные интервью.

В остальном тексты автора в портфолио не обязательно отражают его уровень — они могут быть написаны с редактором. Например, у меня есть статьи в Т-Ж — там сплошной инфостиль. Есть в глянце — шутеечки и похабщина. Для Хабра я пишу совсем иначе.

Если ищете автора, попросите его показать исходники статьи в гугл-доке. Или еще проще — хорошо работает быстрое тестовое задание, буквально на полчаса. Вот тема, расскажи, где будешь искать информацию, о чём спрашивать наших специалистов. Напиши пару абзацев также, как будешь писать для нас.

Если пытаться сделать тестовым заданием большую статью или «накидайте 10 тем», тем более не оплачивать это — адекватный и востребованный автор не станет связываться. Хотя, если денег совсем мало, можно попробовать поискать новичков.

В остальном процесс найма получается дорогим — находите несколько претендентов, заказываете за деньги по статье и смотрите, что получилось. Как сделать иначе, я не знаю. Да, сделать классный и полезный блог для Хабра — это не история про «вот пять тысяч рублей, напиши статью, которая приведет нам сто клиентов». Это дорого даже на этапе подбора авторов.

Как писать об IT


В тексте Динары про это не говорится совсем — якобы можно наговорить автору информации, он переводит её на человеческий язык, вы чекнете факты и всё, можно публиковать. На деле же, даже если автор понимает в тематике, так просто никогда не получается.

Сначала я хотел написать здесь большую универсальную инструкцию, но потом понял, что никакого шаблона быть не может. Всё зависит от цели статьи и её аудитории. Если с текстами для новичков в технологиях еще можно использовать какие методички, то для специалистов — нет.

Самые успешные и эффективные статьи на Хабре у меня получились по такому же принципу, по какому оптимизируют код.

  1. Заказчик присылает написанную им статью. В ней обычно плохая структура, мысли скачут с одной на другую, нет логики повествования. Но куча интересной информации, факты, нюансы из опыта. Спрашиваю, зачем мы вообще пишем текст? Какой результат должен быть для читателя.
  2. Раскладываю это полотно текста по логическим блокам. Создаю некие «абстрактные сущности», раскладываю мысли по нескольким «коробочкам».
  3. Переписываю каждый объект — выкидываю ненужное, где можно, заменяю абзац на одно предложение. Сокращаю.
  4. Затем думаю, в каком порядке всё это должно восприниматься читателем — чтобы было просто, понятно и логично.
  5. Окончательно причесываю всю статью — получается «сухой» скелет с информацией.
  6. И добавляю примеры, чтобы было проще понять всё это дело. Как будто пишу комментарии.

Ничего не напоминает?

Если же писать текст для новичков в IT, которые еще не понимают всех этих терминов, то суть работы не меняется — взять от специалиста кучу информации и сделать из неё логичный и структурированный контент. Разве что придётся где-то упрощать алгоритмы, где-то писать больше комментариев, где-то использовать побольше кода, чтобы было понятнее. Тьфу, не кода, текста, да.

Как дружить с айтишниками


Дальше Динара рассказывает, что нужно дружить с «айтишниками» и предлагает шпаргалки для общения. Конечно, в этом есть здравая мысль — если постоянно пишете на тему технологий, стоит больше общаться с людьми из этой сферы. Вот только не нужно скатываться в лицемерный нетворкинг и зашоренность стереотипами.

В моём окружении много IT-специалистов — часть из них осталась от работы сисадмином-эникейшиком в институте, часть появилась во время работы над проектами офлайн. Думаю, вряд ли мы стали много общаться, если бы я воспринимал их с точки зрения стереотипов.
Нет, айтишники это не какие-то особые люди с другой планеты, не стоит добавлять в эту сферу какой-то бытовой и профессиональный «расизм». Это просто люди, с разными интересами и характерами. Есть тихие интроверты, которые ненавидят шумные сборища, а есть тусовщики, которые не против выпить под бамс-бамс. Кто-то обожает видеоигры, другие лучше книжку почитают. И уж точно не все увлекаются «ЗОЖ, путешествиями и саморазвитием».

Спокойнее, это просто люди. И мы, авторы, можем спокойно с ними, IT-специалистами, общаться на любые темы.

Какой текст заинтересует айтишника


В ответ на этот вопрос почему-то предлагается выделить айтишников в какую-то особую группу, которая не только на работе, но и в прочее время интересуется чем-то определенным. Так это не работает.

Вот что делать не нужно:

  • Везде тыкать айтишные мемы — если вы не в теме, то можете получить обратный эффект. Например, не так понять шутку и выглядеть странно. Или вовсе использовать баян, который всех уже достал, и оттолкнуть людей от статьи.
  • Обращаться к читателю на «ты», думая, что так дружелюбнее. Кому-то нравится общение на «ты», кому на «вы». Проще всего не обращаться к читателю ни так, ни так. Хорошая статья от этого ничего не потеряет.
  • Опасаться терминологии — когда я вижу текст, в котором вместо простого и понятного жаргонного слова используется длинная расшифровка, мне хочется плакать. И не мне одному.

Айтишнику любопытны те же тексты, которые заинтересуют других людей — те, которые помогут больше заработать, вызовут эмоции, помогут разобраться со сложным профессиональным или моральным вопросом.

Что делать в итоге?


На самом деле, всё просто:

  • Если вы автор и хотите писать на Хабр экспертные статьи — хотя бы пройдите какой-нибудь курс по программированию. Не нужно быть экспертом и мастером, но и объяснять, что такое базы данных, вам никто не будет.
  • Если вы заказчик и хотите публиковать статьи, которые воспримут хорошо — готовьтесь не просто вкладывать деньги, но и много работать. Написать полезный контент — это не просто купить пиджак. Это совместный путь автора и специалиста, где они помогают друг другу.