Один из неприятных побочных эффектов перехода автомобилей на программную платформу с дистанционным управлением — тот факт, что важные функции и возможности автомобиля теперь могут быть удалены без какого-либо фактического контакта с данным автомобилем. Там, где раньше снять деталь можно было только отвёрткой (если очень спешите, молотком), теперь оборудование на тысячи долларов отключается щелчком мыши, причём вы не знаете, кто и где щёлкнул. Именно это произошло с одним владельцем Tesla, и, похоже, со многими другими, пишет Jalopnik.

20 декабря 2019 года американский любитель современных автомобилей по имени Алек (фамилия скрыта по соображениям конфиденциальности) купил автомобиль Tesla Model S 2017 года выпуска у стороннего дилера. В свою очередь, сам дилер купил автомобиль непосредственно у Tesla через аукцион 15 ноября 2019 года. Автомобиль был продан на аукционе после обратного выкупа у владельца производителем по калифорнийскому закону Lemon Law. Отзыв произошёл после известного глюка c появлением жёлтой рамки на центральном дисплее.

Когда дилер 15 ноября купил автомобиль на аукционе у Tesla, он продавался с автопилотом, а именно с двумя опциями: Enhanced Autopilot и Full Self Driving Capability, подключение которых вместе стоит $8000. Данный факт зафиксирован в наклейке на автомобиле в момент продажи, вот фрагмент этого документа:


Tesla официально продала дилеру автомобиль 15 ноября, а через три дня провела дистанционную «ревизию» машины. Результатом проверки стало то, что при последующем обновлении программного обеспечения до последней версии в декабре 2019 года произошло удаление функций Enhanced Autopilot и Full Self Driving Capability, о чём Tesla рапортовала в акте произведённых работ:



Таким образом, что в сухом остатке:

  1. Tesla продаёт на аукционе Model S с улучшенным автопилотом (который включает функцию вызова машины) и функцией FSD.
  2. Дилер покупает машину с заявленными спецификациями, которые указаны на наклейке автомобиля.
  3. После продажи Tesla проверяет автомобиль и решает, что этих функций у него не должно быть.
  4. Дилер продаёт автомобиль клиенту на основе имеющихся спецификаций (которые зафиксированы на наклейке)
  5. Когда клиент после покупки обновляет программное обеспечение автомобиля, автопилот и функция FSD у него удаляются.

Когда Алек обратился с этим вопросом в службу поддержки клиентов Tesla, она ответила: «Tesla недавно выявила случаи, когда у клиентов был неправильно установлен автопилот, за который они не платили. С тех пор была проведена ревизия, чтобы исправить эти случаи. Ваш автомобиль — один из тех автомобилей, где был неправильно настроен автопилот. Мы посмотрели историю ваших покупок, и, к сожалению, не обнаружили в нём функции Full-Self Driving. Приносим свои извинения за возникшую путаницу. Если вы всё ещё заинтересованы в наличии этих дополнительных функций, мы можем инициировать процедуру покупки обновления».

Всё это выглядит довольно странно, ведь Алек купил у дилера автомобиль с определённым набором функций, с которыми этот автомобиль сама Tesla продала на аукционе. Если эти функции указаны в описании товара, то покупатель при покупке платит за них. Почему же Tesla говорит, что он за них не заплатил?

Проверка и удаление функций произошло после продажи, когда автомобиль уже не принадлежал Tesla.

Интересно, что это не уникальный случай. На форумах Tesla много жалоб от покупателей, которые столкнулись с такой же проблемой.

Эти функции стоят восемь тысяч долларов. На них нет абонентской платы, это одноразовая плата, как за установку круиз-контроля или кондиционера. Если продавец вашей машины вдруг решит, что вы не заплатили за какое-то оборудование — и пошлёт к вам механика, чтобы он ночью проник к вам в гараж и удалил этот механизм с вашего автомобиля, то это можно расценить как кражу со взломом. Не совсем понятно, чем здесь отличаются действия Tesla. На самом деле, это выглядит попыткой дважды получить деньги за одни и те же функции после перепродажи автомобиля, пишет Jalopnik.