Всем известно — чтобы что-нибудь продать, нужно это что-то или купить, или найти, или отобрать, или ИЗОБРЕСТИ! Вот это, последнее, мы сегодня и разберем. Для чего вообще нужно ставить разработанное программное обеспечение (ПО) на баланс? С чего начать? Когда остановиться? Какие есть пути продажи? Эти и множество других вопросов могут возникнуть у новоиспеченного изобретателя и его руководства. Меня зовут Марина Ремизова, я главбух со стажем работы в ИТ-компаниях, на балансе которых стоит уже не один НМА, и, открою вам тайну – все не так страшно. Изобретать было гораздо сложнее! Давайте пройдем вместе по этому пути.



Если Вы разработчик, сисадмин или тестировщик – можете смело пропустить эту статью. Вряд ли она Вам пригодится. А вот директору или руководителю проекта поможет узнать схему постановки программного обеспечения на баланс с целью продажи. Ведь, как и любое другое изобретение, разработанное ПО хочется не только показать всему миру, но и продать, желательно не один раз, а много и часто. Да так, чтобы конкуренты не позарились — не присвоили себе наши труды и не выдали за свое, и собственная бухгалтерия лишних вопросов не задавала.

Когда мы покупаем чужие лицензии, например, Microsoft, мы не ставим их на баланс, а списываем в расходы будущих периодов, потому что покупаем их для себя, а не для продажи.
Само выражение «поставить на баланс» означает, дословно, увеличить актив бухгалтерского баланса за счет стоимости каких-либо активов.
Один из активов, которые, бесспорно, украсят наш баланс — нематериальный актив (НМА) – это либо собственный самописный софт, либо тот, на который мы приобрели исключительные права.
Чтобы продать другим желающим права на НМА, который нам принадлежит, он должен быть у нас в активе, т.е. стоять на балансе.

С чего начать?



Постановку ПО на баланс осуществляет бухгалтерия вашей компании, а все действия бухгалтерии основаны на документах. Рассмотрим схематично алгоритм разработки и учета абсолютно нового ПО и сопутствующие им документы.

Генеральный директор выписывает задание на разработку программного обеспечения [программы для ЭВМ] «ХХХ» с целью распространения ее третьим лицам для извлечения прибыли. Директор вправе в этом документе назначить исполнителей и ответственного за процесс, описать, что это будет за ПО, и подписать Задание.
Если вы, вдруг, решили продавать ПО, которое когда-то изобрели для себя (назовем его «старым») – этот пункт можно пропустить. У вас уже есть готовый продукт, который осталось только оценить.

Не забудьте уже на этом этапе уведомить свою бухгалтерию об планах на разработку, чтобы она начала «копить» затраты на отдельном счете. Задним числом это сделать будет… непросто. Вы же не хотите ссориться с бухгалтерией?
«Копить затраты»: это означает не списывать все затраты, уменьшая вашу прибыль, а отложить в сторонку те расходы, которые связаны с разработкой именно этого, нового ПО, они и будут составлять его будущую балансовую стоимость.
Какие же это расходы? Зарплата всех исполнителей, участвующих в разработке продукта, их страховые взносы, материальные расходы — быть может, закупка лицензий, без которых нельзя сотворить новое ПО, таможенные пошлины, не исключено привлечение соисполнителей, аренда офиса, если разработчики сидят в отдельном помещении, канцелярия, картриджи и т.д. Копятся расходы по месяцам, с момента начала разработки ПО (начиная с конкретного числа) и до момента завершения (тоже точная дата).
Советую не затягивать процесс разработки надолго (больше, чем на год), чтобы не отвлекать средства из оборота и не переплачивать лишние налоги.

Когда остановиться?




Когда вы считаете, что продукт готов к продаже, вы называете это первой версией и считаете, что разработка завершена. Это не значит, что у вас закончились идеи по улучшению — просто вы готовы начать продажи. Пора уведомить об этом генерального директора. Ответственный пишет ему следующий документ — «Уведомление о создании нового ПО». Генеральный директор ликует и создает «Распоряжение о завершении»: Считаю разработку нового программного обеспечения «ХХХ» завершенной.

Дается указание бухгалтерии: принять программное обеспечение «ХХХ» на баланс и ввести в эксплуатацию в качестве нематериального актива (НМА) с первоначальной стоимостью … рублей. Помните, бухгалтерия все это время откладывала затраты? Это и будет балансовая стоимость вашего ПО.

Далее следует определить срок полезного использования нематериального актива (в большинстве случаев – это период в месяцах, в течение которого планируется использование соответствующего актива с целью получения экономической выгоды). В течение этого периода будет начисляться амортизация (износ). Стоимость ПО будет списываться ежемесячно, равными долями, в течение срока его использования, например, по 1/25 от первоначальной стоимости в течение 25 месяцев.
Производить начисление амортизации бухгалтерия начнет со следующего месяца после принятия на баланс, и будет делать это ежемесячно до окончания срока полезного действия (срок амортизации собственного ПО должен прописываться в Учетной политике организации).

Поздравляю! Теперь вы стали обладателем нематериального актива (НМА), который стоит у вас на балансе и имеет право быть проданным.

Способы продажи собственного ПО


Продажа прав на использование программного обеспечения осуществляется по лицензионному договору. Есть два варианта продажи – передача исключительного и неисключительного права. Чем они отличаются?
Если вы продаете широкому кругу лиц права на одно и то же ПО – это передача неисключительных прав.
Если же вы отчуждаете исключительные права – это означает, что вы отдали свое творение раз и навсегда, распрощались со своим детищем, и теперь покупатель является владельцем вашего ПО и может с ним сделать всё, что угодно – модифицировать, перепродать, переписать код.
• Договор об отчуждении исключительного права: происходит полное отчуждение (уступка) исключительного права от правообладателя третьему лицу.
• Заключение лицензионного договора: исключительное право передается третьему лицу лишь в установленных договором пределах, само же исключительное право остается у правообладателя.
К исключительным правам обычно относится продажа заказного ПО под конкретного заказчика, чаще всего остальным покупателям оно будет не нужно и неинтересно.
Если вы хотите продавать много, часто и широкому кругу лиц — продавайте «Простую (неисключительную) лицензию на ПО «ХХХ».

Если нематериальный актив через какое-то время перестает приносить экономическую выгоду, он подлежит списанию с бухгалтерского учета. Это может случиться и в результате окончания полезного срока действия, передачи исключительных прав по договору об отчуждении (продажи его другому лицу) и пр. Если амортизация по сроку еще не полностью начислена, при списании НМА с баланса она «добирается» за счет чистой прибыли.

Ответы на предполагаемые вопросы




За сколько мы можем продавать права на наше ПО?
Стоимость продажи не зависит от стоимости ПО на балансе. За сколько продадите – заслуга вашего коммерческого отдела, но права на одно и то же ПО продать разным покупателям можно с разницей ± 20%

Нужно ли каждую новую версию созданного ПО ставить на баланс?
Маленькая хитрость, чтобы не плодить НМА, если вы увлечены изобретениями или новыми версиями: на баланс ставим основную версию, а дальше прописываем новые версии и расширения уже в лицензионных договорах на продажу, через запятую после названия основной лицензии.

Что делать, если новое ПО не продается?
Сожалеть и надеяться. Никаких дополнительных налогов на этот случай не предусмотрено.

Нужно ли оформлять юридические документы на право собственности?
Это никак не связано с постановкой ПО на баланс, это вопрос регистрации прав на созданный вами продукт, а не возможность его продавать. Регистрация прав длится от 2 до 12 месяцев, по окончании вы получаете на руки сертификат, в котором прописано: это ваше ПО и вы его правообладатель.

Куда списывать затраты на техподдержку нового ПО?
Техподдержка не относится к разработке ПО и списывается в затраты согласно Учетной политике.

Сколько должно стоить ПО?
Откладывать на это из оборота миллионы нерационально, стоимость будущего ПО зависит от ваших аппетитов, выручки и ФОТ, но, на мой взгляд, разумным будет тратить на это не более 3% от годовой выручки.

Сколько минимально по времени должно создаваться ПО?
Если у вас есть гении, которые за ночь написали шедевр – пусть это ПО стоит 100 рублей, никаких законодательных ограничительных рамок нет.
Берегите ваших гениев!

Если после этой инструкции у вас ещё остались (или, наоборот, возникли) вопросы – с удовольствием подскажу, пишите!

Комментарии (10)


  1. RouR
    12.08.2015 17:06

    а дальше прописываем новые версии и расширения уже в лицензионных договорах на продажу, через запятую после названия основной лицензии.
    Договора договорами, а что у с бух.учётом новых версий? Изменение стоимости ПО? Перерасчёт амортизации? Рассмотрите вариант ежемесячного выпуска новых версий.


    1. docsvision
      12.08.2015 17:48
      +1

      1. Каждая новая версия, если вы хотите продавать ее отдельно, со своим наименованием, ставится на баланс аналогичным образом. Чтобы не ставить их все на баланс и предлагается такой вариант – ставим основную версию, а продаем «основная, +…»

      2. Если вы обновляете первоначальную версию и продаете далее уже ее новый вариант – эти расходы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли (уменьшают прибыль), не изменяя стоимость первоначальной версии.

      3. Переоценку существующих активов можно осуществлять не чаще 1 раз в год по коэффициентам росстата, если вы считаете это необходимым.

      Для ежемесячного выпуска новых версий я бы выбирала вариант 1.


  1. vanxant
    13.08.2015 00:48

    ИМО это все про случай коробочного ПО (неисключительные лицензии). Если лицензия исключительная, то в 99.99% случаев у нас есть договор с конкретным заказчиком, по которому мы и пилим. И нет смысла заморачиваться постановкой на баланс, если мы сразу передаем результат заказчику.
    Другое дело — разработка для себя. Ну, банальный пример, сайт веб-студии, который она сама себе сделала. Тут да, имеет смысл выделить затраты и потом их амортизировать (и не платить налог на прибыль).


  1. bromium
    13.08.2015 08:52

    Разница продажной цены на одно и то же ПО 20% — это прописано в законодательстве? Откуда такая цифра?

    Предпоследний вопрос «сколько должно стоить по» и ответ на него не понятны. Вы про себестоимость разработки?


    1. docsvision
      13.08.2015 10:30

      Согласно п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ достаточно удерживать разброс цен в пределах 20%, чтобы не давать повода налоговым инспекторам сомневаться в правильности применения таких цен при расчете налога на доходы и НДС.

      Предпоследний вопрос – про себестоимость, конечно. В общем случае, амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
      Если стоимость НМА менее 40 000 рублей, затраты списываются не через амортизацию, а в виде материальных затрат или расходов будущих периодов.


  1. phprus
    13.08.2015 12:05

    > Регистрация прав длится около 8-12 месяцев, по окончании вы получаете на руки сертификат, в котором прописано: это ваше ПО, вы его правообладатель, срок его полезного действия.
    Скажите, пожалуйста, что именно Вы понимаете под этой формулировкой?

    Если имеется ввиду свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте, то при правильно заполненной заявке все проходит за 2-3 месяца, да и там нигде не фигурирует срок полезного действия.


    1. docsvision
      13.08.2015 13:58

      Имелось в виду свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте. Срок полезного действия в нем не указывается, он определяется внутренним распоряжением (или учетной политикой) компании. По поводу сроков – могу судить только о нашем опыте (при правильно заполненных документах) – минимум был 8 месяцев.


  1. ictlawyer
    13.08.2015 12:19

    Продажа прав на использование программного обеспечения осуществляется по лицензионному договору. Есть два варианта продажи – передача исключительного и неисключительного права. Чем они отличаются?
    Если вы продаете широкому кругу лиц права на одно и то же ПО – это передача неисключительных прав.
    Если же вы продаете исключительные права – это означает, что вы отдали свое творение раз и навсегда

    Здесь вы допустили неточность. Исключительная лицензия не влечет перехода прав лицензиату. Для передачи исключительных прав заключается договор отчуждения.

    Регистрация прав длится около 8-12 месяцев

    Откуда такие сведения? Нормативный срок регистрации ПО в Роспатенте 2 мес. И он обычно выдерживается.

    И вы не ответили на главный вопрос зачем нужна постановка ПО на учет в практических целях? «Продавать» ПО можно и без «постановки на баланс».


    1. docsvision
      13.08.2015 13:57

      1. За поправку спасибо – восполняю юридические пробелы:
      • Договор об отчуждении исключительного права: происходит полное отчуждение (уступка) исключительного права от правообладателя третьему лицу.
      • Заключение лицензионного договора: исключительное право передается третьему лицу лишь в установленных договором пределах, само же исключительное право остается у правообладателя.

      2. Любой тип имущества предприятия должен быть отражен в его балансе, в том числе интеллектуальная собственность. Постановка ПО на баланс нужна для того, чтобы обозначить исключительные права на собственную разработку. В бухгалтерском учете исключительные права на объекты интеллектуальной собственности учитываются в составе нематериальных активов.


      1. ictlawyer
        13.08.2015 14:22

        В бухгалтерском учете исключительные права на объекты интеллектуальной собственности учитываются в составе нематериальных активов

        Здесь вы заблуждаетесь, наличие исключительных прав не зависит от их постановки на учет. Например, авторские права возникают с момента создания ПО и не требуют соблюдения каких-либо формальностей.

        Более того, в качестве НМА к учету принимаются не всякие исключительные права, а только те, которые
        1) будут использоваться в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев
        2) не планируется продавать в течение указанного срока.

        Для целей налогового учета есть еще 1 важный критерий — стоимость прав превышает 40 000 руб.

        Поэтому далеко не все исключительные права должны ставиться на учет. Тем блее это не удобно, если предприятию нужны текущие расходы для уменьшения прибыли. В случае постановки НМА на учет его первоначальная стоимость будет списываться в течении установленного срока полезного использования.

        Вопрос: зачем это нужно предприятию? Не проще ли списать затраты на создание/ регистрацию актива в текущие расходы, поиграв с любым из указанных выше обязательных параметров, и отказаться от постановки на учет?

        Единственный вариант, когда нужен красивый баланс — это искусственное завышение прибыли для получения кредита или привлечения инвестиций.