Дисклеймер

Последняя из статей автора, переносимых на Хабр с других ресурсов.

Следующая публикация планируется на середину весны и будет посвящена физподготовке и эргономике рабочего места оператора ЭВМ.




Спирограмма:

image

В статье рассмотрен ключевой для всех киберспортивных пользователей мыши и клавиатуры момент — блокировка дыхания мелкомоторными ручными операциями.

До тех пор, пока устройства ввода не пересмотрены до уровня сносной киберспортивной пригодности и офисная техника продолжает использоваться для спортивной деятельности, описываемое явление будет краеугольным камнем как киберспортивного отбора (в плане специфической одарённости), так и подготовки.
МКМ — мышь, клавиатура, монитор
Впервые опубликовано здесь 2 февраля 2019 года.

* * *


До тех пор, пока в качестве основного устройства ввода в компьютерном спорте используется компьютерная мышь и схожее, одной из главнейших модельных характеристик киберспортсмена будет оставаться толерантность к кислородному голоданию, или, если угодно, резистентность к гипоксии.

Глубокое и ровное дыхание (особенно грудное!) вносит прецессионную погрешность в текущее положение плечевого пояса, а через то и в вектора прилагаемых к мыши усилий. Следовательно и в контроль положения курсора/прицела. Меняя положение плеча относительно мыши, каждый раз приходится на ту же величину менять и направление вектора прилагаемых усилий. Для таких крупных мышц как дельтовидная, трапециевидная, бицепс и трицепс, мелкомоторная сложнокоординационная деятельность такого рода естественной не является, потому невыполнима рефлекторно.

Только сознательно.

Для её эффективного осуществления требуется всё внимание, переключение которого лишает человека возможности эффективно производить сами целевые мелкомоторные операции. Связано это с тем, что кисти, руки и плечи неравномерно представлены в сенсомоторных областях коры головного мозга.

image

Тема подробно и интересно затронута нейроморфологом Сергеем Вячеславовичем Савельевым в радиопередачах «Вынос мозга», посвящённых соматической чувствительности за номерами…

14


и 15.


Вносимая погрешность критична для выполнения результативных действий, т.к. ошибка в позиционировании курсора даже в пределах 5мм, как правило, подразумевает промах нажатия («миссклик»). На соревнованиях несколько, а зачастую и один, промахов нажатия в ключевые моменты схватки приводят к поражению.

Прецессионная погрешность, вносимая в текущее положение курсора/прицела дыханием, мышечными сокращениями полноценно компенсирована быть не может — ввиду специфики вовлекаемых мышц (размер/иннервация/соматосенсорное представительство в коре головного мозга).

image

Из: «Физические нагрузки современного человека» (В.П.Загрядский, З.К.Сулимо-Самуйлло) 1984

Компенсация вышеописанного фактора всегда осуществляется рефлекторной остановкой дыхания ради точности осуществления мелкомоторных операций.

Постановка экспериментов


  1. Прецессия

    Свободно положив руку на мышь (без опоры запястьем и глядя на курсор) глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз.

    Попытаться одним движением мыши (без отрыва и остановок) провести длинную ровную линию в графическом редакторе, при этом интенсивно и глубоко дыша.

    Сюрприз!
  2. Блокировка дыхания

    Для полноценного эксперимента в «лабораторных условиях» потребуется спирограф и импортная, коммерческая компьютерная программа StarCraft2, т.к. стратегии в реальном времени наиболее требовательны как к точности попадания курсором, так и к количеству точных нажатий в минуту. Следовательно позволяют наиболее надёжно получить интересующие нас данные. Конкретно — график действий в минуту (apm).

    Спирограмма, фиксируемая в течении всей схватки, должна быть точно по времени наложена на график действий, совершаемых игроком в минуту (apm).
image

Данное изображение наверняка является художественной фотожабой и требует экспериментальной проверки. Желательно несколькими независимыми экспериментаторами.
Если на это дело наложить кардиограмму, будет ещё интереснее.
Наложите уже кто-нибудь!
image

Данные получены на кафедре киберспорта РГУФКСМиТ

Не «затаивание» ли с последующей гиперкомпенсацией?!

Выводы


  • Лучший друг киберспортсмена — инструктор по фридайвингу.
    Именно предварительная закачка кислорода в кровь непосредственно перед схваткой специальными методами, наложенная на хорошую функциональную подготовленность (развитые капиллярная и митохондриальная сети), позволит компенсировать периоды кислородного голодания во время игры.
  • В распоряжении высококлассной киберспортивной команды не может не быть открытого олимпийского бассейна на горной тренировочной базе, желательно находящейся не ниже 1500м над уровнем моря, где и должны проходить предсоревновательные киберспортивные сборы. Тренировки в условиях среднегорья наиболее эффективны для развития стойкой резистентности к гипоксии. Что перемножается на наиболее эффективно среди циклических видов спорта развиваемую плаванием аэробную выносливость (повышение аэробного порога).
    Более того, разгрузка опорно-двигательного аппарата в воде и биомеханическая специфика оставляют плавание вне конкуренции в плане киберподготовки, т.к. киберспортсмены, вкупе с гиподинамией и гипокинезией, испытывают постоянную статическую нагрузку на ОДА.

См.: Агаджанян Н.А., Миррахимов М.М. «Горы и резистентность организма.» М., «Наука», 1970.

Кроме того, киберспортивному тренеру, очевидно, желательно иметь представление о том, кто такие есть эти ваши антигипоксанты.

См. также:
2019 — Проблемы подготовки спортивного резерва в компьютерном спорте (доклад)