Работы по расширению трансграничного пространства доверия на базе использования Сервиса валидации электронной подписи (СВЭП) и услуг Доверенной третьей стороны (ДТС) активно продолжаются. На этот раз мы поговорим о пилотном проекте в рамках которого создан сервис по проверке иностранной электронной подписи в России и Казахстане.
Участниками проекта являются: со стороны России – СВЭП ООО «УЦ ГИС», со стороны республики Казахстан (РК) – ДТС РК в лице доверенного оператора ДТС РК АО «Национальные информационные технологии» и представитель российского бизнеса – биржа вагонов «Рэйл Коммерс».
Договор о взаимной проверке электронной подписи (ЭП) между ДТС РК и СВЭП ООО «УЦ ГИС» был заключен в мае 2019 года и в настоящий момент завершается активное тестирование схемы работы в применении к бизнес-задачам биржи вагонов.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» иностранная ЭП с иностранным регистрационным свидетельством (в России – с сертификатом ключа проверки ЭП), признается на территории РК при условии регистрации иностранных УЦ и СВЭП в ДТС РК. В частности, СВЭП ООО «УЦ ГИС» была успешно зарегистрирована в Республике Казахстан в качестве доверенной.
СВЭП ООО «УЦ ГИС» построена на базе ПК «Litoria DVCS», реализующего протокол сервиса проверки электронной подписи и сертификатов ключей проверки электронной подписи (DVCS, RFC3029). Это не единственный протокол, позволяющий реализовать данный сервис, однако он обладает рядом преимуществ, являющихся ключевыми для использования при трансграничном юридически-значимом электронном документообороте (ЮЗЭДО).
Основной заказчик проекта ООО «РЭЙЛ ЭКСПЕРТ» – биржа железнодорожных вагонов. Это электронная торговая площадка железнодорожных грузоперевозок. Площадка ориентирована на ключевых участников рынка грузоперевозок: грузовладельцев, владельцев вагонов и операторов подвижного состава. С её помощью владельцы грузов получают возможность оперативно доставить свои грузы в пункты назначения, а владельцы вагонов находят клиентов и избегают простоев вагонов.
Коммуникация клиентов сервиса происходит через Интернет и часто среди резидентов разных государств. Таким образом, основной проблемой клиентов рынка железнодорожных перевозок остаются высокие транзакционные издержки на документооборот. На данный момент, компания обслуживает более 2600 компаний-пользователей, что составляет около 12% от всего рынка СНГ.
Внедрение трансграничной безбумажной торговли по оценке ЭСКАТО ООН позволяет компаниям сократить до 44% время экспортных процедур, экспортные расходы — до 31%.
Технология взаимодействия трёх перечисленных участников проекта представлена на рисунках 1 и 2. Рассмотрим подробнее процессы, сопровождающие эту технологию.
Рисунок 1.
Рисунок 1 предполагает, что организатором торгов является российская компания, а участником казахстанская компания.
Организатор торгов и участник могут быть в других юрисдикциях. В таком случае схема взаимодействия меняется зеркально. Если же и участник, и организатор в одной юрисдикции, то транснациональная проверка не выполняется.
Проследим алгоритм работы по шагам, где номер шага соответствует нумерации на стрелках рис.1:
Рисунок 2.
Рассмотрим вариант взаимодействия участников в процессе признания результатов торгов, представленный на рисунке 2, когда оператор подвижного состава находится на территории РК, а участники торгов – и на территории РФ, и на территории РК.
Таким образом данный пилотный проект представляет собой типовую реализацию электронного документооборота при трансграничном бизнес-взаимодействии. Надо заметить, что таких бизнес-процессов в условиях динамичного развития деловых, экономических и инфраструктурных международных связей существует очень много, и на основе данного пилотного проекта в настоящее время активно разрабатывается идея создания единого шлюза к сервису проверки электронной подписи для типовых задач, но это — тема для следующих публикаций.
Сергей Анатольевич Кирюшкин,
к.т.н., советник Генерального директора ООО «Газинформсервис»
Участниками проекта являются: со стороны России – СВЭП ООО «УЦ ГИС», со стороны республики Казахстан (РК) – ДТС РК в лице доверенного оператора ДТС РК АО «Национальные информационные технологии» и представитель российского бизнеса – биржа вагонов «Рэйл Коммерс».
Договор о взаимной проверке электронной подписи (ЭП) между ДТС РК и СВЭП ООО «УЦ ГИС» был заключен в мае 2019 года и в настоящий момент завершается активное тестирование схемы работы в применении к бизнес-задачам биржи вагонов.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» иностранная ЭП с иностранным регистрационным свидетельством (в России – с сертификатом ключа проверки ЭП), признается на территории РК при условии регистрации иностранных УЦ и СВЭП в ДТС РК. В частности, СВЭП ООО «УЦ ГИС» была успешно зарегистрирована в Республике Казахстан в качестве доверенной.
СВЭП ООО «УЦ ГИС» построена на базе ПК «Litoria DVCS», реализующего протокол сервиса проверки электронной подписи и сертификатов ключей проверки электронной подписи (DVCS, RFC3029). Это не единственный протокол, позволяющий реализовать данный сервис, однако он обладает рядом преимуществ, являющихся ключевыми для использования при трансграничном юридически-значимом электронном документообороте (ЮЗЭДО).
Основной заказчик проекта ООО «РЭЙЛ ЭКСПЕРТ» – биржа железнодорожных вагонов. Это электронная торговая площадка железнодорожных грузоперевозок. Площадка ориентирована на ключевых участников рынка грузоперевозок: грузовладельцев, владельцев вагонов и операторов подвижного состава. С её помощью владельцы грузов получают возможность оперативно доставить свои грузы в пункты назначения, а владельцы вагонов находят клиентов и избегают простоев вагонов.
Коммуникация клиентов сервиса происходит через Интернет и часто среди резидентов разных государств. Таким образом, основной проблемой клиентов рынка железнодорожных перевозок остаются высокие транзакционные издержки на документооборот. На данный момент, компания обслуживает более 2600 компаний-пользователей, что составляет около 12% от всего рынка СНГ.
Внедрение трансграничной безбумажной торговли по оценке ЭСКАТО ООН позволяет компаниям сократить до 44% время экспортных процедур, экспортные расходы — до 31%.
Технология взаимодействия трёх перечисленных участников проекта представлена на рисунках 1 и 2. Рассмотрим подробнее процессы, сопровождающие эту технологию.
Рисунок 1.
Рисунок 1 предполагает, что организатором торгов является российская компания, а участником казахстанская компания.
Организатор торгов и участник могут быть в других юрисдикциях. В таком случае схема взаимодействия меняется зеркально. Если же и участник, и организатор в одной юрисдикции, то транснациональная проверка не выполняется.
Проследим алгоритм работы по шагам, где номер шага соответствует нумерации на стрелках рис.1:
- Участник торгов из зоны KZ подаёт заявку в виде электронного документа (ЭД), подписанного ЭП на стандарте РК.
- Сервер биржи вагонов принимает заявку, определяет, что организатор торгов находится в российской юрисдикции, подготавливает запрос на проверку ЭП (DVCS-запрос) и передаёт его на сервер СВЭП в зоне RU.
- Сервер СВЭП, разобрав запрос понимает, что запрос был на проверку ЭП, выработанной на стандарте РК передаёт его на ДТС в зону KZ для его проверки.
- Сервер ДТС зоны KZ проверяет ЭП в запросе и подготавливает квитанцию (положительную или отрицательную в зависимости от результата проверки), подписывает ее своей подписью и передаёт её в виде DVCS-ответа на сервер СВЭП зоны RU.
- Сервер СВЭП зоны RU подписывает квитанцию своей ЭП и пересылает её вместе с заявкой на биржу, где она принимается или отвергается в зависимости от результата проверки ЭП.
- Организатор торгов получает заявку вместе с набором квитанций, подтверждающих подпись частника торгов, которые являются юридически значимыми доказательствами подписи в российской юрисдикции.
Рисунок 2.
Рассмотрим вариант взаимодействия участников в процессе признания результатов торгов, представленный на рисунке 2, когда оператор подвижного состава находится на территории РК, а участники торгов – и на территории РФ, и на территории РК.
- Организатор торгов отправляет на сервер биржи вагонов акт с результатами торгов в виде электронного документа (ЭД), подписанного ЭП на стандарте РК.
- Сервер биржи вагонов принимает заявку, определяет, что среди участников торгов есть те, кто находится в российской юрисдикции, и те, кто находится в юрисдикции РК. Подготавливает запросы на проверку ЭП (DVCS-запрос) на сервер СВЭП в зоне RU и на ДТС в зону KZ.
- Сервер ДТС зоны KZ, разобрав запрос понимает, что запрос был на проверку ЭП, выработанной на стандарте РК, подготавливает квитанцию (положительную или отрицательную в зависимости от результата проверки и пересылает ее вместе с актом на биржу, где он принимается или отвергается в зависимости от результата проверки.
- Сервер СВЭП зоны RU, разобрав запрос понимает, что запрос был на проверку ЭП, выработанной на стандарте РК, передаёт его на Сервер ДТС зоны KZ для его проверки.
- Сервер ДТС зоны KZ проверяет ЭП в запросе и подготавливает квитанцию (положительную или отрицательную в зависимости от результата проверки), подписывает ее своей подписью и передаёт её в виде DVCS-ответа на сервер СВЭП в зоне RU.
- Сервер СВЭП в зоне RU подписывает квитанцию своей ЭП и пересылает её вместе с актом на биржу, где он принимается или отвергается в зависимости от результата проверки ЭП.
- Каждый из участников получает акт вместе с набором квитанций, подтверждающих подпись организатора торгов, которые являются юридически значимыми доказательствами подписи юрисдикции каждого участника.
Таким образом данный пилотный проект представляет собой типовую реализацию электронного документооборота при трансграничном бизнес-взаимодействии. Надо заметить, что таких бизнес-процессов в условиях динамичного развития деловых, экономических и инфраструктурных международных связей существует очень много, и на основе данного пилотного проекта в настоящее время активно разрабатывается идея создания единого шлюза к сервису проверки электронной подписи для типовых задач, но это — тема для следующих публикаций.
Сергей Анатольевич Кирюшкин,
к.т.н., советник Генерального директора ООО «Газинформсервис»