Когда школьник старших классов или студент ВУЗа приходит учиться к преподавателю зачастую он неосознанно ожидает того, что преподаватель научит его предмету без особых усилий со стороны студента. В идеальном мире учащемуся выдали бы волшебную таблетку с надписью «Матан», он запил ее водой водкой и смело пошел на экзамен. В реальном мире можно сделать почти также – только без таблетки и с другим результатом экзамена.


Толковые студенты на волшебную таблетку не надеются и даже понимают, что главное не экзамен сдать, а разобраться в предмете, который возможно пригодится в дальнейшей жизни. Для этого они ищут себе хорошего преподавателя и начинают разбираться в предмете сами, в результате по уровню знаний и умений они обгоняют своих пассивных товарищей на порядок. Точно как в ситуации с разработчиками: хороший разработчик может быть производительнее плохого в 100 и более раз, а очень плохой участник проекта будет еще немножко вредить.

Почему же так происходит? Допустим, что:
«полученные знания = знания, которые дал преподаватель * знания, которые студент изучил сам»
Из этой простейшей формулы видно, что если хоть кто-то из пары преподаватель-студент не работает, то КПД обучения катастрофически снижается.

Что же можно посоветовать для эффективного обучения (все просто и далеко не ново):
  • Найти хорошего преподавателя. Как это сделать: поговорить со старшим курсом; попросить у него список литературы, который стоит прочитать перед его курсом; по-тихому зайти к нему на лекцию (даже если вас вычислят, что-то успеете услышать).
  • Найти хорошую литературу. Для этого достаточно найти одну хорошую книгу, а дальше «все хорошие книги ссылаются друг на друга».
  • Учиться, ибо «образование мультипликативно» и какой бы хороший преподаватель не был, если его умножать на ноль, то ноль в результате и получится.

Цель этого поста
Цель этого поста в преддверии нового учебного года расшевелить хотя бы нескольких студентов. И им будет хорошо, и преподавателям с ними интересно заниматься.

Комментарии (3)


  1. jasiejames
    17.08.2015 02:18
    +1

    Если вы преподаватель, то почему бы вам не начать учебный год вот именно с такого вступления на первом занятии? Если бы я еще был студентом, то стопудово мотивировался бы, хотя бы на первое время)


    1. dmalov
      17.08.2015 13:06

      Да, я преподаватель, и учатся у меня уже магистры (5ый курс) — каждый год на первой лекции я им говорю что они уже взрослые (это правда), и только они сами заинтересованы в результате (и это правда), и вообще мне чем меньше они знают, тем меньше конкуренции (а вот это ложь во благо — в ИТ конкуренции практически нет). Предмет достаточно актуальный (управление проектами) — рассказываю как можно работать с требованиями в реальных проектах: что пишут в книгах и что там ложь, как общаться с глупыми заказчиками, и как защищаться от умных, как написать требования на полезные 1000 страниц, и как понять что проект умрет до своего начала.
      И тем не менее из 30 человек только 10 выносят что-то полезное (это те кто работает в ИТ), 3-4 потом применяют это на практике. Остальным к сожалению это все непонятно (потому что они не работают) и неважно (потому что даже не думают где будут работать). Хотя возможно КПД в 10% это и неплохо?


      1. jasiejames
        17.08.2015 20:16
        +1

        Если у вас выход 10% — это очень хороший КПД, при учете специфики дисциплины.