Проживая в эпоху технологических прорывов и свершений, взирая на то, как устремляются в небо ракеты Маска и Безоса, мы, простые люди с высшим техническим образованием, часто не замечаем возможности совершить прорыв не там, далеко в космосе, а здесь рядом с нами, буквально не вставая с дивана из-стола.

Судите сами, к какому открытию может привести чтение обычной статьи о современных смартфонах. Источник приводить не буду, чтобы не делиться будущими доходами.
Вершиной вычислительной фотографии можно, пожалуй, считать ночную съемку. Примером может служить «Ночной Режим» в смартфонах Google Pixel. В нём IT гиганту пришлось задействовать съёмку в RAW, HDR-стекинг, компенсацию «смазов», распознавание сцен нейросетями. А появление второй камеры в прошлогоднем Pixel 4 сделало «Night Sight» пригодным даже для съемки звезд. В сумме это создает ощущение волшебства: глаза видят кромешную тьму, а на фотографии лёгкие сумерки. Как шутят на форумах, скоро на смартфон можно будет снять чёрную кошку в тёмной комнате и она будет чёткой.

Другое дело, что ходить ночью и тыриться в экран мобильника как-то неудобно, даже в ночном режиме. И тут мой взгляд случайно упал на VR-гарнитуру для смартфона, валявшуюся на полке. Прорыв свершился! Осталось только, используя её и накопленные за четыре поста знания о Android Camera2 API, направить изображение с «Night Sight» прямо в глаз. Заодно и руки будут свободны, чтобы поймать чёрную кошку в тёмной комнате. Совсем без света, конечно, не получится, фотонов, хоть немного, да нужно. Но по крайней мере уровня котановских гляделок в темноте мы достигнуть (а может, даже превзойти) обязаны.

Итак, чтобы научиться видеть во тьме, нам понадобится:

1: гарнитура виртуальной реальности для смартфона, (можно самую дешёвую)



2: смартфон с поддержкой современных гуглофич для камеры (ну, он точно самым дешевым не окажется)



3: знание основ Android Camera2 API (это у нас уже есть)

часть первая
часть вторая
часть третья
часть четвертая

Открываем новый проект в Android Studio и начинаем ваять код.

Первым делом надо собрать, собственно VR поверхности, которые будут светить в гарнитуру.

Макет
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<androidx.constraintlayout.widget.ConstraintLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    xmlns:app="http://schemas.android.com/apk/res-auto"
    xmlns:tools="http://schemas.android.com/tools"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:background="#03061B"
    tools:context=".MainActivity">

    <TextureView
        android:id="@+id/textureView"
        android:layout_width="240dp"
        android:layout_height="320dp"
        android:layout_marginTop="28dp"
        app:layout_constraintEnd_toEndOf="parent"
        app:layout_constraintHorizontal_bias="0.497"
        app:layout_constraintStart_toStartOf="parent"
        app:layout_constraintTop_toTopOf="parent" />

    <TextureView
        android:id="@+id/textureView3"
        android:layout_width="240dp"
        android:layout_height="320dp"
        android:layout_marginTop="16dp"
        app:layout_constraintEnd_toEndOf="parent"
        app:layout_constraintStart_toStartOf="parent"
        app:layout_constraintTop_toBottomOf="@+id/textureView" />

    <LinearLayout
        android:layout_width="165dp"
        android:layout_height="40dp"
        app:layout_constraintBottom_toBottomOf="parent"
        app:layout_constraintEnd_toEndOf="parent"
        app:layout_constraintStart_toStartOf="parent"
        app:layout_constraintTop_toBottomOf="@+id/textureView3"
        app:layout_constraintVertical_bias="0.838">

        <Button
            android:id="@+id/button1"
            android:layout_width="wrap_content"
            android:layout_height="36dp"
            android:backgroundTint="#3F51B5"
            android:text="вкл"
            android:textColor="#1A87DD" />

        <Button
            android:id="@+id/button3"
            android:layout_width="wrap_content"
            android:layout_height="37dp"
            android:backgroundTint="#3F51B5"
            android:text="выкл"
            android:textColor="#2196F3" />
    </LinearLayout>


</androidx.constraintlayout.widget.ConstraintLayout>

На выходе должно получится что-то в этом роде:



Как видим, текстуры получились прямоугольными, тогда как в любой VR игрушке для смартфона разработчики как-то ухитряются делать их круглыми. Но мы не будем на этом зацикливаться. Дальнейший опыт все равно покажет, что и так сойдёт.

Для этого, собственно, мы пишем скромную такую Activity, в которой всё уже нам знакомо по предыдущим статьям.

package com.example.twovideosurfaces;
import androidx.annotation.RequiresApi;
import androidx.appcompat.app.AppCompatActivity;
import androidx.core.content.ContextCompat;
import android.Manifest;
import android.content.Context;
import android.content.pm.ActivityInfo;
import android.content.pm.PackageManager;
import android.graphics.SurfaceTexture;
import android.hardware.camera2.CameraAccessException;
import android.hardware.camera2.CameraCaptureSession;
import android.hardware.camera2.CameraDevice;
import android.hardware.camera2.CameraManager;
import android.hardware.camera2.CaptureRequest;
import android.os.Build;
import android.os.Bundle;
import android.os.Handler;
import android.os.HandlerThread;
import android.os.StrictMode;
import android.util.Log;
import android.view.Surface;
import android.view.TextureView;
import android.view.View;
import android.widget.Button;
import java.util.Arrays;
public class MainActivity extends AppCompatActivity  {
    public static final String LOG_TAG = "myLogs";
    public static Surface surface1 = null;
    public static Surface surface2 = null;
    CameraService[] myCameras = null;
    private CameraManager mCameraManager = null;
    private final int CAMERA1 = 0;
    private Button mOn = null;
    private Button mOff = null;
    public static TextureView mImageViewUp = null;
    public static TextureView mImageViewDown = null;
    private HandlerThread mBackgroundThread;
    private Handler mBackgroundHandler = null;
    private void startBackgroundThread() {
        mBackgroundThread = new HandlerThread("CameraBackground");
        mBackgroundThread.start();
        mBackgroundHandler = new Handler(mBackgroundThread.getLooper());
    }
    private void stopBackgroundThread() {
        mBackgroundThread.quitSafely();
        try {
            mBackgroundThread.join();
            mBackgroundThread = null;
            mBackgroundHandler = null;
        } catch (InterruptedException e) {
            e.printStackTrace();
        }
    }
    @RequiresApi(api = Build.VERSION_CODES.M)
    @Override
    protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
        super.onCreate(savedInstanceState);
        StrictMode.ThreadPolicy policy = new StrictMode.ThreadPolicy.Builder().permitAll().build();
        StrictMode.setThreadPolicy(policy);
        setRequestedOrientation(ActivityInfo.SCREEN_ORIENTATION_PORTRAIT);
        setContentView(R.layout.activity_main);
        Log.d(LOG_TAG, "Запрашиваем разрешение");
        if (checkSelfPermission(Manifest.permission.CAMERA) != PackageManager.PERMISSION_GRANTED
                ||
                (ContextCompat.checkSelfPermission(MainActivity.this, Manifest.permission.WRITE_EXTERNAL_STORAGE) != PackageManager.PERMISSION_GRANTED)
        ) {
            requestPermissions(new String[]{Manifest.permission.CAMERA, Manifest.permission.WRITE_EXTERNAL_STORAGE}, 1);
        }
        mOn = findViewById(R.id.button1);
        mOff = findViewById(R.id.button3);
        mImageViewUp = findViewById(R.id.textureView);
        mImageViewDown = findViewById(R.id.textureView3);
        mOn.setOnClickListener(new View.OnClickListener() {
            @Override
            public void onClick(View v) {
                if (myCameras[CAMERA1] != null) {// открываем камеру
                    if (!myCameras[CAMERA1].isOpen()) myCameras[CAMERA1].openCamera();
                }
            }
        });
        mOff.setOnClickListener(new View.OnClickListener() {
            @Override
            public void onClick(View v) {
            }
        });
        mCameraManager = (CameraManager) getSystemService(Context.CAMERA_SERVICE);
        try {
            // Получение списка камер с устройства
            myCameras = new CameraService[mCameraManager.getCameraIdList().length];
            for (String cameraID : mCameraManager.getCameraIdList()) {
                Log.i(LOG_TAG, "cameraID: " + cameraID);
                int id = Integer.parseInt(cameraID);
                // создаем обработчик для камеры
                myCameras[id] = new CameraService(mCameraManager, cameraID);
            }
        } catch (CameraAccessException e) {
            Log.e(LOG_TAG, e.getMessage());
            e.printStackTrace();
        }
    }
    public class CameraService {
        private String mCameraID;
        private CameraDevice mCameraDevice = null;
        private CameraCaptureSession mSession;
        private CaptureRequest.Builder mPreviewBuilder;
        public CameraService(CameraManager cameraManager, String cameraID) {
            mCameraManager = cameraManager;
            mCameraID = cameraID;
        }
        private CameraDevice.StateCallback mCameraCallback = new CameraDevice.StateCallback() {
            @Override
            public void onOpened(CameraDevice camera) {
                mCameraDevice = camera;
                Log.i(LOG_TAG, "Open camera  with id:" + mCameraDevice.getId());
                startCameraPreviewSession();
            }
            @Override
            public void onDisconnected(CameraDevice camera) {
                mCameraDevice.close();
                Log.i(LOG_TAG, "disconnect camera  with id:" + mCameraDevice.getId());
                mCameraDevice = null;
            }
            @Override
            public void onError(CameraDevice camera, int error) {
                Log.i(LOG_TAG, "error! camera id:" + camera.getId() + " error:" + error);
            }
        };
        private void startCameraPreviewSession() {
            SurfaceTexture texture = mImageViewUp.getSurfaceTexture();
            texture.setDefaultBufferSize(1280, 1024);
            surface1 = new Surface(texture);
            SurfaceTexture texture2 = mImageViewDown.getSurfaceTexture();
            surface2 = new Surface(texture2);
            texture2.setDefaultBufferSize(1280, 1024);
            try {
                mPreviewBuilder = mCameraDevice.createCaptureRequest(CameraDevice.TEMPLATE_RECORD);
                mPreviewBuilder.addTarget(surface1);
                mPreviewBuilder.addTarget(surface2);
                mCameraDevice.createCaptureSession(Arrays.asList(surface1,surface2),
                        new CameraCaptureSession.StateCallback() {
                            @Override
                            public void onConfigured(CameraCaptureSession session) {
                                mSession = session;

                                try {
                                    mSession.setRepeatingRequest(mPreviewBuilder.build(), null, mBackgroundHandler);
                                } catch (CameraAccessException e) {
                                    e.printStackTrace();
                                }
                            }
                            @Override
                            public void onConfigureFailed(CameraCaptureSession session) {
                            }
                        }, mBackgroundHandler);
            } catch (CameraAccessException e) {
                e.printStackTrace();
            }
        }
        public boolean isOpen() {
            if (mCameraDevice == null) {
                return false;
            } else {
                return true;
            }
        }
        public void openCamera() {
            try {
                if (checkSelfPermission(Manifest.permission.CAMERA) == PackageManager.PERMISSION_GRANTED) {
                    mCameraManager.openCamera(mCameraID, mCameraCallback, mBackgroundHandler);
                }
            } catch (CameraAccessException e) {
                Log.i(LOG_TAG, e.getMessage());
            }
        }
        public void closeCamera() {
            if (mCameraDevice != null) {
                mCameraDevice.close();
                mCameraDevice = null;
            }
        }
    }
    @Override
    public void onPause() {
        if (myCameras[CAMERA1].isOpen()) {
            myCameras[CAMERA1].closeCamera();
        }
        stopBackgroundThread();
        super.onPause();
    }
    @Override
    public void onResume() {
        super.onResume();
        startBackgroundThread();
    }
}

Да, и не забываем про

Манифест
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<manifest xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    package="com.example.twovideosurfaces">
    <uses-permission android:name="android.permission.CAMERA" />
    <uses-permission android:name="android.permission.WRITE_EXTERNAL_STORAGE" />
    <uses-permission android:name="android.permission.INTERNET"/>
    <application
        android:allowBackup="true"
        android:icon="@mipmap/ic_launcher"
        android:label="@string/app_name"
        android:roundIcon="@mipmap/ic_launcher_round"
        android:supportsRtl="true"
        android:theme="@style/Theme.AppCompat.NoActionBar"
        >
        <activity android:name=".MainActivity">
            <intent-filter>
                <action android:name="android.intent.action.MAIN" />
                <category android:name="android.intent.category.LAUNCHER" />
            </intent-filter>
        </activity>
    </application>
</manifest>


Теперь запихиваем смартфон в VR гарнитуру и ходим по дому, наслаждаясь зрением киборга разрешением 1280 х 1024 на каждый глаз. Ощущения, конечно, странные, с потерей глубины зрения, но всё равно прикольно. Единственно, всё выглядит слегка темновато, но это потому, что мешает передняя полупрозрачная панель гарнитуры. Поэтому в ней надо продырить соответствующее отверстие напротив камеры смартфона. Но опять же, на самых бюджетных VR моделях такой панели вообще может и не быть, и вполне вероятно, что вам и не придется осквернять себя ручным трудом.

Всё что теперь осталось — так это убедить Google camera API, что у нас тьма кромешная, и хорошо бы задействовать режим Night Vision, а вместе с ним все эти RAW, HDR-стекинг и распознавание сцен нейросетями.

Для этого всего лишь пропишем в сессии:

mPreviewBuilder.set(CaptureRequest.CONTROL_SCENE_MODE,
                                            CaptureRequest.CONTROL_SCENE_MODE_NIGHT);


и выкрутим по максимуму экспозицию и светочувствительность

 mPreviewBuilder.set(CaptureRequest.CONTROL_AE_MODE,
        CaptureRequest.CONTROL_AE_MODE_OFF);
mPreviewBuilder.set(CaptureRequest.SENSOR_EXPOSURE_TIME,Long.valueOf("100000000"));
 mPreviewBuilder.set(CaptureRequest.SENSOR_SENSITIVITY, 30000);


Ой, я ослеп!



Вот что, оказывается, видит кот, когда его выкидывают из спальни, где он мешает людям заниматься сексом, в гостиную.

Но конечно, это перебор и параметры (а их в API немало и здесь приведена всего парочка) надо подкрутить потом опытным путём.

Теперь нам остаётся только дождаться ночи. Не безлунной, конечно, с плотной облачностью где-нибудь в тайге, а обычной такой ночи со случайными залетными фотонами. И вот что произойдёт…

Хотя казалось бы, при обычной съёмке практически ничего не видно.



Но современные камеры творят чудеса и таки находят черную кошку…



Теперь можно гулять по ночам, потому что днём нельзя из-за карантина. По идее и ночью тоже нельзя, но кто ж вас увидит, крадущихся во мраке ночи с VR-гарнитурами на головах…