Период самоизоляции привел к взрыву популярности образовательных онлайн-платформ. Именитые MOOC-провайдеры сообщали о рекордных притоках трафика и студентов, а многие крупные компании запустили собственные антикризисные курсы. Но стоит признать, что настоящий показатель успеха любого образовательного проекта — не количество поступивших, а процент выпускников.

С этим у формата MOOС есть некоторые проблемы.

Дмитрий Зацепин, директор образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР», рассказывает о факторах доходимости массовых онлайн-курсов, а также об опыте работы над продуктами «Актион».


Фото NeONBRAND Unsplash.com

Свобода против завершаемости


Различные исследования показывают, что порядка 85% учеников среднестатистического MOOC-курса бросают обучение, и лишь некоторые проекты могут «похвастаться» завершаемостью в 40%. Классические образовательные структуры студенты покидают гораздо реже, но стоит признать, что прямое сравнение онлайн-школ с вузами будет неуместным, так как концепция MOOC дает гораздо больше свободы — например, возможность переключаться между курсами.

У гибкости и доступности MOOC-решений есть и обратная сторона. Низкий порог входа позволяет записаться на практически неограниченное количество занятий. Сам факт записи в этом случае — лишь индикатор интереса аудитории. Специалисты из Массачусетского технологического института и Университета Мурсии (University of Murcia, Испания) изучили статистику онлайн-курсов, которые преподают их коллеги из MIT и Гарварда на площадке EdX. Оказалось, что больше половины студентов, записавшихся на MOOC, не притрагивается к образовательным материалам.

Завершаемость MOOC связана, в частности, с тем, на кого рассчитан курс. Образовательные программы для широкой аудитории и новичков зачастую являются лишь отражением наших долгосрочных амбиций. На эти занятия подписывается огромное количество студентов. Например, на Udemy более 6 млн пользователей изучают Excel и 1,5 млн учатся торговле акциями — разумеется, не все из подписавшихся закончат эти курсы.

Узкоспециализированные программы будут иметь более высокие показатели доходимости. Например, онлайн-курсы Гарвардской школы бизнеса для предпринимателей и бухгалтеров оканчивает примерно 85% учащихся. Аналогичная картина наблюдается у курсов «Актион» с завершаемостью 84%. Высокие показатели в обоих случаях связаны с тем, что ученики получают углубленные профильные знания, необходимые им для работы. При этом от успешного усвоения материалов может зависеть квалификация и зарплата специалиста и даже успех компании, в которой он работает.

В случае с MOOC, рассчитанными на широкую аудиторию, у пользователей меньше внешних стимулов пройти курс до конца — эти знания могут быть не нужны слушателям для работы, нет срочности в изучении темы — поэтому учеников нередко охватывает прокрастинация. В 2014 году специалисты Стэнфорда провели опрос среди студентов, записавшихся на вузовские MOOC, но не окончивших программу. Более 70% из них главной причиной неудачи назвали именно желание отложить занятия на потом.

Лучше всего учатся новички, которые присоединились к программам впервые. Тем не менее, встречаются люди, которые что-то не успевают. Если ученик не укладывается в сроки, ему дают возможность их перенести. Однако, как показывает практика, доходимость по ученикам, которые переносят сроки, хуже на 20–30%.

Чума XXI века — прокрастинация. Есть категория пользователей, которые, недоучившись на одном курсе, покупают другой. Ясно, что рано или поздно неусвоенный материал накопится, и ученик все забросит. Если человек в первые тридцать дней не начал обучение или не дошел до первого теста — значит, перед нами типичный прокрастинатор. Скорее всего, среди сдавших тест этого человека не будет.

Но мы не просто хотим добиться однократной оплаты счета. Это больше свойственно оффлайн-историям: семинарам, вебинарам и конференциям. Наша цель — заинтересовать человека, сделать все возможное, чтобы он получил услугу, вовлекся в обучение и, главное, получил практическую пользу. Проанализировав ситуацию, мы пытаемся работать индивидуально с каждым из таких случаев.

— Дмитрий Зацепин

Но прокрастинация — не единственная причина низкого процента доходимости. Из всей программы курса слушателю могут быть интересны лишь несколько отдельных тем. После их изучения он не видит смысла двигаться дальше. В Coursera говорят, что такое поведение присуще большинству их студентов — они ищут информацию точечно и слушают только необходимые им лекции.


Фото Alif Caesar Rizqi Pratama Unsplash.com

Чтобы избежать подобной ситуации, разработчики курсов могут подстраивать их под индивидуальные требования учащихся. Мы в «Актионе» предлагаем пользователю пройти вступительный тест для определения его уровня знаний по теме. После этого мы получаем возможность адаптировать курс под запрос слушателя, чтобы вся информация была для него актуальной, и он не бросил обучение на середине.

Перед началом обучения пользователь проходит вступительный тест. Из результатов теста складывается представление о текущем уровне подготовки ученика и его квалификации. На основе этих данных мы предлагаем пользователю курс. После прохождения учеником программы наши специалисты анализируют тепловую карту по всем урокам: заходы в те или иные презентации, время, потраченное на изучение нового материала, темы, вызвавшие у человека больше всего вопросов. Это позволяет корректировать программу на ходу, исключать неактуальные методики и подстроить курс под запросы и потребности ученика.

— Дмитрий Зацепин

Еще одна причина забросить MOOC — тот факт, что сертификаты курсов получают по большей части «для души». Как правило, они не котируются у работодателей и редко дают какие-либо преимущества при поступлении в вуз. Однако если говорить о специализированных MOOC-курсах, в некоторых случаях они ценятся даже больше, чем дипломы высших учебных заведений.

После прохождения обучения ученик может получить диплом или удостоверение. Мы выдаем государственные дипломы о проф. переподготовке и удостоверения повышения квалификации установленного образца. Процесс получения документа регулируется нашей образовательной лицензией. Это и плюс, и одновременно минус. Мы должны строго следовать правилам сбора документов и получить от ученика полный пакет. А это подчас нелегко, особенно когда в год выпускается по 60–100 тысяч человек. Тем не менее, наш сервис с этим успешно справляется.

По окончании отдельных курсов ученику может выдаваться Аттестат — например, Аттестат Главбуха. Парадоксальным образом среди некоторых клиентов он котируется даже выше, чем диплом (несмотря на то, что он негосударственного образца). С чем это связано: к нам приходят люди, которые не собираются менять работу, но приблизительно раз в год в их профессии происходят существенные изменения, и чтобы владеть необходимым инструментарием, специалисту нужно повысить квалификацию. Аттестат как раз подтверждает то, что знания и навыки такого специалиста актуальны и соответствуют требованиям.

Также мы предлагаем специализированные виды обучения: по охране труда, охранно-техническому минимуму, основам оказания первой помощи. Это актуально для большинства компаний, так как многие позиции подразумевают умение применять такие знания. И работодателю необходимо в течение месяца обучить и ознакомить сотрудника со всеми необходимыми нормами и правилами. Получить такие знания можно в рамках наших программ — они прошли аккредитацию в МЧС и Минтруда.

— Дмитрий Зацепин

Некоторые сертификаты курсов «Актион» имеют вес и за рубежом, что может быть полезно тем, кто планирует переезд в другую страну или работу в международной компании:

Недавно наши программы и курсы прошли аккредитацию на соответствие международным стандартам ISO. Поэтому у нас есть возможность выдавать европейское приложение к диплому, которое будет цениться у зарубежного работодателя и свидетельствовать о том, что человек прошел профессиональное обучение.

— Дмитрий Зацепин

Еще одним фактором, влияющим на завершаемость курсов, является их стоимость — так считают преподаватели Гарвардской школы бизнеса. Высокая цена играет роль фильтра — доступ к программе покупают лишь те, кому действительно нужны профессиональные знания. Например, гарвардский курс по экономике, бухгалтерскому делу и менеджменту стоит больше двух тысяч долларов. Пользователи, которые заплатили такую сумму, замотивированы закончить обучение.

Самые дорогие курсы для генеральных директоров — по программам MBA. И та аудитория, которая платит больше денег, является самой взыскательной в плане качества знаний. Знания, а не документ — вот что у них находится в приоритете.

Мы организовывали бесплатные антикризисные курсы, но такая практика неширокая. Это был наш шаг в сторону помощи, наша реакция на происходящие, на пандемию и ее последствия для работников.

— Дмитрий Зацепин

Но назначение высокой цены за курс все же не гарантирует роста завершаемости. Рассмотрим, что еще можно сделать, чтобы увеличить этот показатель.

Чаще обновлять контент


Чтобы запустить успешный MOOC, недостаточно загрузить презентации и лекции на какую-то новую платформу. Контент необходимо адаптировать под привычки аудитории и особенности интернет-площадок. Этими вопросами задавались еще во время разработки первых массовых онлайн-курсов в MIT. Для их решения ведущий одного из курсов, биолог и генетик Эрик Лэндер (Eric Lander), даже нанимал целую команду программистов, видеографов и специалистов по разработке учебных материалов. Правда, за прошедшее время в MIT так и не удалось выработать универсальный подход к организации массовых онлайн-курсов — их разработчики продолжают регулярно пересматривать и дополнять содержание обучающих программ.

Одна из причин чаще обновлять контент курса — характерный для MOOC принцип асинхронной коммуникации. Если в традиционной университетской обстановке можно провести урок и забыть про него, то материал MOOC доступен ученикам долгое время после публикации — автора становится легко «подловить» на том, что его слова перестали быть актуальными. В такой ситуации падает доверие и к остальному содержимому курса, и к самой платформе.

У нас возвратный трафик. Система образования выстроена таким образом, чтобы пользователь возвращался к нам каждый год, поэтому план обучения постоянно оттачивается. Таким образом исключается вероятность того, что ученик будет отвечать на одни и те же вопросы, получать одни и те же знания. При подготовке составной части курса мы заранее стараемся сформировать ее так, чтобы по окончании обучения пользователь получил какой-то новый навык, который можно будет применить в своей ежедневной практике и который качественно изменит подход к работе.

Именно на это делается упор в наших образовательных программах. Мы не даем людям академических тем, не заставляем повторно проходить «ликбезные» вещи. Наши учебные материалы разрабатываются индивидуально, с учетом уровня имеющихся у пользователя знаний.

— Дмитрий Зацепин

Помимо обновления содержания курса, разработчикам MOOC приходится адаптировать и формат подачи материалов: привычные многим видеозаписи лекций с прикрепленными слайдами в ряде случаев могут быть неэффективны — об этом говорит ведущий американский инструктор по коммуникациям Ник Морган (Nick Morgan).

Если курс состоит из одних лишь из видео и слайдов, это может «усыплять» слушателя, внушить ему ложное чувство понимания — а материал в итоге легко забудется. В качестве альтернативного формата разработчики поисковика для бесплатных онлайн-курсов Class Central предлагают записывать скринкасты. А мы в «Актионе» делаем акцент на доступную и структурированную подачу материала. В наших курсах часто поднимаются вопросы законодательства и другие темы, потенциально сложные для восприятия — для того, чтобы у учеников не возникло проблем с их усвоением, мы разработали специальную систему: она охватывает и видеоконтент, и тексты, графики и схемы.

Как составляются учебные материалы? По всем нашим продуктам мы сотрудничаем с Максимом Ильяховым — редактором, копирайтером, автором популярной книги «Пиши, сокращай». Поэтому в основе подачи материалов лежит инфостиль, на нем построены все наши учебные материалы. Редакторы и эксперты при составлении программ придерживаются определенных композиционных и стилевых форм, чтобы ученики легче воспринимали информацию.

— Дмитрий Зацепин

Помочь студентам с навигацией


Каким бы ни был ваш контент, его восприятие напрямую зависит от пользовательского интерфейса и тех возможностей, которые тот предоставляет аудитории. Плохой UX вкупе с не интуитивным UI может отбить любое желание обучаться. По данным Adobe, 38% пользователей закроют сайт или приложение, если им не понравится интерфейс.


Фото Fabian Grohs Unsplash.com

Ученики приходят на курс с определёнными ожиданиями. Они обусловлены наиболее распространенными UX-паттернами для веба и мобильных приложений. Чем быстрее обучающиеся разберутся с интерфейсом, тем быстрее они перейдут к сути образовательного процесса. Выгоду от грамотного UI ощутит и сам разработчик MOOC-курса. Он будет получать меньше вопросов, связанных с функциональностью сервиса, а высвободившееся время можно будет направить на улучшение контента.

У нас есть свое мощное бюро с UX-специалистами, иногда мы привлекаем к работе сторонних разработчиков, поэтому продукты и решения постоянно совершенствуются и модернизируются. Непрерывная работа ведется как с платными, так и с бесплатными сайтами.

— Дмитрий Зацепин

Помимо общепринятых UI-паттернов, стоит помнить и об игровых и интерактивных элементах вроде различных индикаторов образовательного прогресса. Их эффективность подтверждают исследования — геймификация помогает повысить качество обучения. Евангелист геймификации и соучредитель креативного агентства Dopamine Гейб Зихерман (Gabe Zichermann) отмечает, что игровой формат обучения помогает студентам запоминать информацию на 40% эффективнее по сравнению с классическими методами. Слушатели становятся более заинтересованными в обучении, что, в свою очередь, повышает завершаемость MOOC.

В широком смысле термин UX характеризует ощущения пользователя от работы с онлайн-ресурсом. Под определение попадает не только взаимодействие с графическим интерфейсом, но и понятность всех инструкций. В MOOC, которые не учитывают UX-факторы, может начаться хаос. Например, в 2013 году участники одного из курсов Coursera пожаловались на то, что площадка не предоставила подробные инструкции для заданий. Пользователей попросили объединиться в группы, но не объяснили, как это сделать. Форумы заполонили треды, где студенты пытались выяснить, что им делать дальше. Многие ученики назвали организацию курса «бардаком» (a mess).

Если пользователи не могут разобраться, как организован образовательный процесс, они забросят обучение. Чтобы этого избежать, важно вовремя сориентировать их. Одна из возможных практик — предложить краткий демо-курс, который рассказывает о ключевых компонентах обучающей платформы.

Наладить коммуникацию


Коммуникацию на MOOC-платформах можно разделить на два типа: «пользователь-пользователи» и «пользователь-ментор».

Онлайн-курсы для широкой аудитории не могут предоставить такой же уровень вовлеченности в учебный процесс, как, например, университет. Одной из причин эксперты называют отсутствие живого общения между студентами. Решением проблемы становятся различные чаты и форумы, где учащиеся свободно обмениваются опытом, обсуждают задания и помогают друг другу. Из подобного живого общения извлекают выгоду и авторы курсов. Они получают возможность мониторить, что понравилось и не понравилось студентам, чтобы в перспективе модифицировать программу занятий и улучшить опыт пользователей.

В некоторых случаях вовлекать студентов в онлайн-общение помогает процесс коллективной оценки работ. В результате учащиеся получают возможность дополнительно закрепить знания или самостоятельно найти ошибки в своем решении. Однако в таком случае коммуникация «пользователь-ментор» может практически отсутствовать, и применяется этот формат обычно в рамках курсов, которые не подразумевают получение узкоспециальных, профессиональных навыков.

У учащихся «Актиона» «уровень доступа» к менторам и тьюторам намного выше, чем у среднестатистического слушателя MOOC — по нашим оценкам, такой подход также серьезно повышает процент доходимости курсов:

У нас активно развивается тьюторское направление и институт менторства. Мы не бросаем ученика один на один с материалами и тестами. Для него всегда предусмотрена возможность общения с тьютором через любой удобный канал коммуникации (e-mail, чаты, созвоны). Причем инициатором общения могут выступать обе стороны.

Также есть люди, которые приходят на курсы для обмена опытом между собой, чтобы понять, как, например, работают коллеги из крупных столичных компаний, как они решают те или иные задачи. В общей сложности тьюторство повышает доходимость на 20%. Существенное значение имеет сопровождение для категории управленцев. Программы с такой опцией представляют для них больший интерес.

— Дмитрий Зацепин

Наши выводы — как повысить доходимость MOOC


  • На завершаемость курса непосредственно влияет высокий порог входа: это может быть как цена (разумеется, это не единственный и не основной фактор), так и требования к учащимся — например, наличие базовых знаний по теме.
  • Получить диплом или удостоверение установленного образца по итогам курса —задача, которая потребует усилий как от организатора (получение лицензии, соблюдение требований регулятора), так и от самого учащегося, которому понадобится подготовить пакет документов. Однако такой подход меняет отношение слушателей к курсу — и положительно влияет на завершаемость.
  • Вводный тест до начала курса — хорошее решение, которое помогает адаптировать содержание под потребности слушателя. Так ученик с большей вероятностью пройдет курс до конца, поскольку в программе не будет уже знакомых и не интересных ему тем. Этот же подход помогает возвращать студентов, уже окончивших курс по какой-то теме. Зная, что программа будет подстраиваться под них, учащиеся будут уверены, что получат только актуальную, новую информацию, и им не придется половину времени заново проходить модули, которые они уже изучили раньше.
  • Помимо обновления курса и продуманного UX, важно уделить внимание используемым форматам и подаче. Курс необязательно должен состоять из видеолекций: дополнением к ним могут быть чеклисты, схемы и графики, текстовый материал, скринкасты. Чтобы слушателям было легче усваивать материал, мы разработали систему композиционных и стилевых форм, выстроили подачу в инфостиле — благодаря этому, при разработке контента всех наших курсов мы можем придерживаться единого подхода.
  • Тьюторство и менторство, а иногда и сопровождение ученика — «дорогостоящая» составляющая курсов. Однако по нашим оценкам, плотное общение пользователя с наставником серьезно влияет на показатель доходимости и позволяет увеличить его на 20%. Для управленцев и профильных специалистов также важно общение друг с другом в рамках курса — в данном случае это не просто взаимоподдержка, а возможность приобщиться к профессиональному сообществу.