Как я выбирал SGRC систему сегмента МСП.

Начиная с 2022 года государственный и коммерческий сектора нашей страны находятся под шквалом кибератак. Защита критических айти-процессов превратилась из вчерашней роскоши в сегодняшнюю необходимость. Информационная безопасность -тренд номер один в развитии ИТ страны.  И это касается не только крупных компаний, но и малого и среднего бизнеса (МСП). Несмотря на то, что МСП не имеет больших бюджетов, мы также вынуждены искать эффективные средства киберзащиты, чтобы было оптимальное соотношение в балансе цена-качество.  

Я руководитель быстро растущей компании, занимающейся торговлей электроникой через маркет-плейсы и b2b системы. В 2022-м году мы выросли в объемах сделок в четыре раза и так же в 2023. Кратный рост обеспечивает внедрение новых IT-решений для автоматизации работы с поставщиками и покупателями. Для нас работоспособность наших систем взаимодействия с API поставщиков и трансляция фидов - жизненная потребность. В случае DDos атаки или адресного воздействия на узлы нашей оболочки мы сразу начинаем нести серьезные убытки. И чем больше времени требуется на устранение внешней агрессии, тем потери становятся чувствительнее. Было принято рациональное решение - инвестировать в защиту нашей IT-службы.

Хочу поделиться своим практическим опытом при выборе решения и набором критериев, на которые стоит обратить внимание, возможно, это будет полезно коллегам по цеху. Мы в компании понимаем, насколько сейчас важно обеспечить информационную безопасность, и плотно занимаемся решением этой задачи. В частности, недавно мы задумались о приобретении системы SGRC (Security Governance, Risk, Compliance). SGRC интересует нас в первую очередь с целью автоматизации рутинных операций (сотрудников больше не становится), управления рисками кибербезопасности, обеспечения соответствия законодательству, стандартам и лучшим практикам (комплаенс), обеспечения непрерывности основных процессов бизнеса.

Исходили из аксиом, что на рынке есть серьезные, зарекомендовавшие себя продукты таких вендоров, как R‑Vision, Security Vision, УЦСБ, и стоят они немало. Так что надо «затянуть пояса» и рассматривать их или искать более бюджетный вариант, который в то же время будет решать нужные нам задачи. Мы пошли по второму пути и после недолгих поисков наткнулись на SGRC компании SECURITM (СЕКЪЮРИТМ). Стоимость этого ПО заявлена в разы ниже, чем продукты вендоров, упомянутых выше. Прайс лист у коллег открытый, поэтому большого открытия не сделаю:

  1. Онпремис установка, 1 455 000 руб.

  2. Облачная версия от 375 000 руб./год до 575 000 руб.

Движимые сильным экономическим интересом и исследовательским азартом, мы приступили к изучению этого решения, надеясь, что чудеса возможны и перед нами – простая, эффективная и крайне дешевая SGRC, которая вот-вот взорвет рынок. Ниже расскажу о результатах нашего исследования.

Смутило, конечно, на старте то, что:

  • Компания не имеет лицензий ФСТЭК и ФСБ для выполнения работ, связанных с информационной безопасностью. Нет никаких лицензий в целом.

  • При этом в облако (самый бюджетный вариант внедрения и декларируемый как приоритетный производителем) передаются данные, связанные с деятельностью компаний – Заказчиков. Но поскольку мы рассматривали только установку в периметр, не сильно задумывались о SaaS подходе.

  • Среднесписочная численность сотрудников в компании за 2020, 2021, 2022 год – 1 человек. Количество людей не растет за годы компании. Но все же, цена очень привлекла.

  • Продукт де-юре не продукт информационной безопасности (ни по классификации Минцифры, ни по ФСТЭК или ФСБ), зарегистрирован за № 11924 в Реестре отечественного ПО как:

    • 12.20 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач

    • 05.11 Интеллектуальные средства управления экспертной деятельностью

    • 63.11 Услуги по обработке данных, размещению и взаимосвязанные услуги

На сайте коллег очень много информации про информационную, экономическую и физическую безопасность, но само решение де-юре не является средством защиты информации, не имеет сертификации ФСТЭК по уровню доверия и не содержит функций безопасности. Это смутило, но как понял это маркетинг коллег, и возможно когда-то они станут продуктом ИБ. К примеру, встретили на сайте Сколково информацию об IRP в продукте, но таких функций в продукте нет. Опять же мы не госструктуры и для нас это не жесткое требование, главное функции. И тут цена затуманила глаза).

К делу

Скажу сразу, что в свое время работал с продуктами класса SGRC, больше международными, поэтому есть понимание важности разных критериев и глубина технических знаний. При тестировании решения подготовили критерии по тем модулям, которые рассматривались всерьез.

Модуль управления активами (ITAM)

Критерий

SECURITM Assets

Типы активов

Заявлено большое количество типов активов, но все они представляют собой одинаковые объекты с базовыми свойствами. По факту один тип активов.

Настройки карточек

Настроек карточек не предусмотрено.

Нет возможности добавить новые свойства и изменить их расположение на карточке. Нет возможности вносить стилевые изменения (шрифт, размеры, цвета).

Граф связей

Есть базовый граф связей с возможностью переходить в карточку объектов напрямую с графа. Доступен только в отдельном окне. Отсутствует возможность добавлять на него действия, нельзя добавлять направление связей и других визуальных эффектов.

Ролевая модель

Отсутствует.

Интеграция

Ограниченная интеграция без возможности создавать новую, в «коробке» есть интеграция с Active Directory и возможность импорта из MS Excel. Процесс инвентаризации отсутствует.

Автоматизация процессов

Отсутствует автоматизация. Ручное заполнение и выполнение других действий.

Жизненный цикл активов

Отсутствие жизненного цикла активов, нет возможности управлять состоянием оборудования (поломка, ремонт, вывод из эксплуатации) или ПО (установка, обновление, удаление).

Модуль представляет собой возможность ведения реестра активов с ручным выстраиванием взаимосвязей между ними, что делает его бесполезным. Внутренняя экспертиза не заложена. Модель данных для каждого конкретного типа актива не предусмотрена. Отсутствует автоматизация, только ручной ввод. В наличии интеграция с Active Directory, а также импорт активов через Excel. Других интеграций не предусмотрено.

Модуль управления рисками

Критерий

SECURITM Risks

Модель угроз

Отсутствует.

Опросные листы

Отсутствует полноценный механизм рассылки опросных листов экспертам для оценки.

Нет возможности отправить опросный лист на заполнение информации определенному сотруднику.

Функционал Опросы не работает.

Методика расчета оценка рисков

Встроено несколько упрощенных формул расчета оценки риска. Нет возможности использования своей методики.

Автоматический запуск оценки

Отсутствует возможность регулярной оценки.

Ключевые индикаторы риска

Отсутствуют.

Меры защиты

Отсутствует моделирование, позволяющее оценить изменение оценки рисков при реализации защитных мер.

Задачи на реализацию мер защиты

Только общий функционал задач c с фиксированным набором статусов.

Нет возможности устанавливать SLA, принимать/отправлять на доработку задачу, отправлять уведомление при нарушении сроков итд. Отсутствует возможность просмотра «таймлайна».

В продукте отсутствует встроенная модель угроз. Доступно ведение реестра угроз с возможностью оценки рисков, но без привязки рисков к конкретному активу. Оценка риска проводится по формулам с отсутствием валидаций, что может приводить к противоречащим логике результатам. Отсутствует автоматизация и возможность кастомизации для внедрения пользовательских методик расчета.

Модуль управления соответствием (Compliance)

Критерий

SECURITM Compliance

Наличие коробочных стандартов

В продукт входит набор стандартов. Добавление новых внешних стандартов производится через запрос в техническую поддержку.

В КП помимо лицензии входят часы разработки, поэтому понимаем, что это доработка и разработка, а не настройка через интерфейс уже установленного решения. Подход понятен, вопрос скорости и будут ли нужные мне стандарты и требования в роадмапе компании.

Создание внутренних стандартов

Имеется возможность создавать внутренние стандарты, но нельзя это сделать на основе существующих требований, необходимо их перенабивать вручную еще раз.

Процесс оценки

Оценка производится по выбранным стандартам без привязки к конкретным объектам. Работает как ручной опросный лист.

Ролевая модель

Отсутствует.

Опросные листы

Опросные листы есть. Пользоваться сложно:

нет возможности отправить опросный лист на заполнение информации определенному сотруднику или кастомизировать форму и жизненный цикл опросника.

Функционал Опросы не работает.

Общий вид рабочего документа

Требования выводятся единым списком, нет возможности сгруппировать стандарт на уровне домена или по другому каталогу. Для обработки каждого требования необходимо раскрывать его либо «проваливаться» в карточку требования, что кратно увеличивает количество кликов. «Скученный» UX-дизайн затрудняет визуальное восприятие информации и вызывает необходимость постоянно скроллить. Отсутствует возможность корректировки визуального вида документа, добавления новых атрибутов и дополнительной информации по объекту оценки, форма жестко задана.

Ручное закрытие требований

Доступно закрытие требований вручную, через фиксированный набор вариантов ответов, без возможности добавления/удаления ответов.

Веса ответов

Отсутствует. Весовая ценность к ответам неприменима.

 

Закрытие требований через меры

Доступно закрытие требований через меры.

Одна мера может закрывать несколько требований, и при заполнении соответствующего документа все такие требования будут автоматически заполнены. Меры доступны из поставляемой базы мер, есть возможность создавать пользовательские меры.

Жизненный цикл мер

Доступен жизненный цикл мер, все переходы по статусам осуществляются вручную.

Статусы мер жестко заданы и не могут быть кастомизированы.

Валидация ответов

Отсутствует валидация ответов.

Задачи на корректировку

Есть функционал задач на корректировку с фиксированным жизненным циклом. Отсутствует возможность выставления SLA, эскалации, контроля выполнения и т. д. Система на одного сотрудника, сам поставил задачу и сам выполнил.

Интеграция с SD

Односторонняя интеграция с JIRA, отправка заявок без «обратной связи» по статусам.

Система уведомлений

Нет системы нотификаций. Что в текущих реалиях удаленки и невозможности постоянного нахождения перед монитором невозможно к использованию.

Автоматический аудит

Отсутствует возможность автоматизации процесса в разрезе автоматического запуска регулярного аудита по расписанию.

Auto-compliance

Нет. Что заполнили, то и будет в системе.

Визуализация

Включено несколько преднастроенных виджетов. Кастомизировать или создавать виджеты нельзя. Полноценные кликабельные дашборды отсутствуют и нет возможности создания своих.

Отчеты

Доступно два отчета для выгрузки.

Нет регуляторных отчетов, отчетов по требуемым формам. Создание пользовательских отчетов не предусмотрено.

Модуль представляет собой жестко фиксированный функционал, позволяющий заполнить информацию по стандартам и оценить процент соответствия требованиям с точки зрения заполняющего. Оценивать можно только одну организацию и по факту одним человеком. Односторонняя интеграция с Jira не позволяет автоматически обновлять статусы, поэтому работать придется полноценно в двух интерфейсах. Невозможно расширить или модифицировать функционал. Нет возможности апробировать собственную методологию работы. Функционал навязывает свой подход без возможности адаптации под требования Заказчика.

Модуль управления техническими уязвимостями

Критерий

SECURITM VM

Управление уязвимостями

Основная задача модуля Управление техническими уязвимостями - обработка отчетов от сканеров уязвимостей для последующего:

·       связывания активов и выявленных уязвимостей;

·       создания задач на их устранение;

Дополнительно есть возможность расчета интегральной оценки уязвимости на основании информации об уязвимости и сведений о хосте (таких как наличие доступа из интернет, количества уязвимых хостов, информация о группе хоста).

Карточка уязвимости

Ограниченный набор полей без возможности кастомизации.

Обогащение уязвимостей

Не предусмотрен механизм автоматического обогащения как уязвимости, так и хоста. Нет интеграции с внешними базами уязвимостей. Таким образом, уязвимость в системе будет точно такой же, как в отчете сканера уязвимостей, и, если аналитику нужно дополнительная информация, ему придется все искать самому в сторонних системах.

Проверка уязвимости

Нет механизмов верификации наличия уязвимости.

Нет инструментария, который мог бы обратиться к уязвимому хосту и подтвердить факт наличия уязвимого ПО конкретной версии.

Автоматический запуск регулярного сканирования

Нет возможности.

Обновление ПО

Нет способов запуска обновления программного обеспечения из самой системы.

Интеграция с бюллетенями

Отсутствует.

Политика управления уязвимостями

Отсутствует.

Сканер уязвимостей (свой)

Отсутствует.

Задачи на устранения уязвимостей

Только общий функционал задач c фиксированным набором статусов. Нет возможности устанавливать SLA, возможности делегировать группе ответственных и т.д.

Продукт представляет собой возможность ведения реестра уязвимостей, полученных от внешних сканеров уязвимостей. Обогащение уязвимостей не предусмотрено. Нет возможности регулярного запуска сканирований внутреннего или внешних сканеров и автоматической обработки результатов. Нет своего сканера.

Общие модули (управление задачами, опросы, автоматизации RPA)

Критерий

SECURITM

Настройка разделов меню

Нельзя настроить меню решения «под себя», изменить вложенность вкладок или переименовать отдельные разделы.

Ролевая модель

Ролевая модель представляет собой 4 фиксированные роли без возможности настраивать их «под себя». Нельзя добавлять новые роли.

Отображение объектов

Объекты отображаются в представлениях без возможности их кастомизации. Нельзя сохранять фильтры, отсутствует иерархичное отображение, нет быстрых переходов между связанными наборами объектов.

Изменения в объектах

Изменения вносятся вручную, отсутствуют массовые действия.

Работа с данными

Отсутствуют валидация значений, автозаполнение полей и удаление дубликатов карточек.

Общий вид объектов

Карточки объектов представляют собой ограниченный набор базовых свойств. Настроек карточек не предусмотрено. Нет возможности добавить новые свойства и изменить их расположение на карточке. Нет возможности вносить стилевые изменения.

Граф связей

Есть базовый граф связей (в модуле активов), но без возможности добавлять на него действия, нельзя добавлять направление связей и других визуальных эффектов. Можно переходить в карточку объектов напрямую с графа. Доступен только в отдельном окне. Ручной граф, что делает его бесполезным.

 

Рабочие процессы

Нет функционала рабочих процессов.

Преднастроенные переходы между встроенными состояниями без возможности внесения изменений.

Опросные листы

Опросные листы есть. Пользоваться сложно.

Нет возможность отправить опросный лист на заполнение информации определенному сотруднику.

Функционал Опросы не работает.

Интеграции

Несколько интеграций «из коробки» (Active Directory, Kaspersky, Excel, сканеры уязвимостей, JIRA).

Нет возможности самостоятельно кастомизировать существующие интеграции или добавить новые.

Уведомления и напоминания

Нет встроенных уведомлений или интеграций с почтовым сервером.

Виджеты и дашборды

Встроено некоторое количество виджетов (в каждом модуле), но библиотеки виджетов для формирования пользовательских дашбордов нет.

Отсутствуют возможности создавать собственные виджеты и группировать их в дашборды (для общей фильтрации и анализа).

Отчеты

Есть небольшое количество встроенных отчетов.

Нет библиотеки отчетов, также нет возможности создавать свои отчеты. Нет автоматической генерации отчетов. Нет регуляторных отчетов, отсутствуют отчеты по требуемым формам.

Внешний вид

Нет «темной» или другой темы.

Мультиязычность

Не поддерживается английский интерфейс, или другие языки.

Продукт заявлен как сервис автоматизации процессов управления информационной безопасностью. Поставляется как коробочное решение с модулями управления активами, уязвимостями, рисками, контролем соответствия требованиям и стандартам и другими. Обеспечивается возможность ручного создания объектов. Не предоставляется возможность кастомной настройки и расширения функционала. Внутренняя экспертиза не поставляется (за исключением некоторого количества защитных мер в модуле Compliance). Ни один из модулей не является полностью проработанным и завершенным. Вопрос автоматизации без наличия функционала рабочих процессов ставит под вопрос целесообразность внедрения решения.

Выводы

Вывод прост: чуда не произошло, как бы мы этого ни хотели. Было потрачено время на исследования и тестирования. В итоге мы вернулись в исходную точку выбора.

Это оказался больше инструмент, похожий на CRM или Сервис деск, но без рабочих процессов и на ручном управлении. Нам не хватило в продукте экспертизы ИБ в виде контента «из коробки» и гибкости для автоматизации ИБ. Возможно, кому-то хватит, судить сложно.

Теперь для нас демпинговые цены - скорее повод насторожиться. На этом наша эпопея с поисками бюджетных вариантов закончена, следующий этап - изыскание бюджета на зрелое качественное решение, которое повысит уровень информационной безопасности нашей компании до приемлемого. Возможно, у зарекомендовавших себя вендоров появится и бюджетное решение высокого качества.  Считаю ценным и важным поделиться нашим опытом исследования актуального рынка ИБ РФ, что будет полезно коллегам по цеху в выборе решений SGRC.

Комментарии (2)


  1. Nic_Kazantsev
    21.03.2024 17:35

    Это заказная статья от конкурента, пример черного PR.
    Подтверждение что мы с нашей Community SGRC системой делаем все правильно.

    Это копия статьи с CISOCLUB который разместил ее за деньги и заблокировал комменты https://cisoclub.ru/besplatnyj-syr-v-myshelovke-ili-skazka-o-poterjannom-vremeni-kak-ja-vybiral-sgrc-sistemu-segmenta-msp

    Я CEO SECURITM, что тут написано про отсутствие функционала - клевета. Про систему можно посмотреть в нашем канале https://t.me/securitm


    1. Quled Автор
      21.03.2024 17:35
      +2

      Спасибо за ссылку, Николай.

      Статья мне понравилась, поэтому ее опубликовал, чтобы отзыв увидело больше коллег из ИТ и ИБ. Комменты много где в СМИ заблочены, это нормальная практика.

      Возможно ваша ошибка, что анонсируете функционала больше, чем есть на самом деле, чем вводите в заблуждение и тратите время дорогих специалистов. У вас ведь целые классы систем заявлены, как SGRC, IRP, ITAM, RPA… По факту пользователь, работавший с таким классом систем этого не увидел. Декларировать не значит иметь.. Возможно, когда-то появится.

      В этом и недовольство пользователя, о чем он и написал, ничего «заказного» или личного, я не увидел тут.

      Начиная с первых строк на вашем сайте, вводите в заблуждение. Что у вас продукт ИБ, хоть вы и не продукт ИБ, по определению, страны в которой работаете. Ни в реестре отечественного ПО по направлению ИБ (как специфическое ПО, да), ни сертификаций (никаких).

      Пишите просто честно, без преукрас и воспринимайте критику достойно.