Однажды Федерик Мазелла (ныне гендиректор BlaBlaCar) пытался уехать из Парижа к родственникам в Вандею. Так и не найдя вариантов по разумной цене и в удобное время он был вынужден купить билет на поезд за 115 евро. В 2006 году совместно с партнерами Мазелла запустил BlaBlaCar.

В России сервис был запущен в феврале 2014 года. Это была первая страна за пределами Европы, куда вышла компания. Сегодня у BlaBlaCar около 20 миллионов пользователей во всем мире, которые ежемесячно совершают через нее около 4 миллионов поездок.

Операционный директор и сооснователь BlaBlaCar Николас Брюссон рассказал РБК о причинах запуска в России и встрече с Алексеем Лазоренко и командой сервиса по поиску попутчиков «Подорожник», о том, почему компания не выйдет в США и Китай, о принципиальной разнице между Uber и BlaBalaCar.

«Мегамозг» приводит наиболее интересные цитаты из интервью.

О причинах запуска в России


Мы развивались во Франции, Германии, Италии и других европейских странах. При этом думали, что Россия во многом похожа на Европу — по распределению доходов среди населения и по организации транспортной системы. Это оказалось действительно так. Например, после России мы вышли в Индию, и эта страна оказалась совсем другой: транспортное сообщение внутри страны очень плохое, есть огромный разрыв между богатыми и бедными и совсем небольшая прослойка среднего класса.

Второй причиной, конечно, был объем рынка: Россия — один из крупнейших интернет-рынков с более чем 80 млн пользователей старше 16 лет.

И наконец, главная причина — это наша встреча с Алексеем и его командой. Нас впечатлила их работа. По сути, они занимались тем же самым, что и BlaBlaCar.

О результатах запуска в России


С момента запуска и по сегодняшний день пользовательская база BlaBlaCar росла в России гораздо быстрее, чем в других странах. Точные цифры дать не могу, но могу сказать, что мы набрали 1 миллион пользователей за первые десять месяцев работы. Обычно в других странах такого показателя мы достигаем за полтора-два года. С момента выхода на рынок по количеству регистрирующихся пользователей наш каждый месяц успешнее предыдущего.

О стратегиях выхода на новый рынок


Смотрим на разные факторы: число жителей и владельцев автомобилей, степень развитости дорожной инфраструктуры, расстояние между крупными городами, стоимость топлива, много ли путешествуют люди… Но, конечно, важно смотреть на местные команды. Приведу пример Мексики, последней страны, где мы запустились. В нашем запуске в Мексике не было особенной логики — можно было начать с Бразилии или какой-либо крупной страны в Азии. Но мы нашли классную команду из трех человек — стартап Rides и решили, что нет причин откладывать партнерство в долгий ящик. В идеале должны сойтись два основных фактора: перспективный рынок и интересный стартап, который можно приобрести.

Мы совмещаем две стратегии. Примерно в 50% случаев выход на зарубежные рынки мы начали с покупки компаний. Мы покупали стартапы в Италии, Польше, Мексике, России, на Украине и в некоторых других странах. А в Великобритании, Испании, Индии, Турции мы наняли региональных менеджеров и стартовали с нуля.

На самом деле мы редко находим стартапы нужного уровня. Смотрим в первую очередь на команду и пытаемся понять, одинаково ли мы мыслим. Мы никогда не покупаем компанию просто для того, чтобы получить доступ к базе пользователей или технической платформе. Мы не допускаем ситуации, когда в России работаем под одним брендом, в Индии — под другим. Мы делаем ставку на единый бренд и общее для всех рынков качество сервиса.

О дальнейшей мировой экспансии


Сейчас наш основной фокус — Латинская Америка. Мы хотим выйти в большинство стран этого региона — Бразилию, Колумбию, Аргентину… Потом мы будем смотреть на Азию — может быть, начнем с Японии и Кореи, может быть, с Индонезии, одного из самых крупных рынков в Азии. Есть лишь два основных рынка в мире, на которые выходить не собираемся: США и Китай.

Китай — это как другой мир, во многом непонятный. Я не считаю Китай единой страной: это огромный регион, на который мы можем постепенно выйти, а можем и не выйти никогда.

Что касается США, есть две причины. Для большинства европейцев длинный переезд на автомобиле слишком обременителен. В США картина противоположная: это страна, где очень дешево водить машину и почти каждый взрослый человек имеет свою машину.

Другая причина — инфраструктурная. Пользователям BlaBlaCar нужно обращаться к водителю и договариваться, где он их подхватит и где высадит. Это значит, что два или три пассажира, которые забронировали места, должны найти способ добраться до определенной точки сбора. Чтобы добраться из точки А в точку Б в Лос-Анджелесе, обычно нужно сесть за руль автомобиля. Это усложняет нашу модель: до места отправления нужно ехать на своей машине или от пункта прибытия брать такси.
Недостаточная плотность общественного транспорта в США — это большой челлендж.

О проблемах с законом и отличиях BlaBlaCar от Uber


У нас нет таких проблем. Мы постоянно подчеркиваем, что BlaBlaCar это про совместное использование автомобилей. Водитель не получает прибыли, а лишь компенсирует расходы на топливо. У нас нет коммерческих водителей, которым нужно получать лицензию, делать страховку и прочее. Водитель просто делит стоимость поездки, как сделал бы это с друзьями или семьей. Uber POP запретили в Италии и Франции. Мы тоже работаем в этих странах, но у нас нет никаких сложностей. Все наши пользователи не водители, а участники сообщества. Причем по статистике около 60% водителей время от времени становятся и пассажирами. У Uber так не бывает.

BlaBlaCar обходится так дешево потому, что в его основе равное разделение расходов между водителем и пассажирами, и водитель BlaBlaCar в отличие от Uber не получает выручки. Я часто привожу такой пример: когда я заказываю Uber до аэропорта, я собираюсь лететь, а водитель нет. Когда я подсаживаюсь к водителю BlaBlaCar до аэропорта, это значит, что он, как и я, собирается лететь, ну или встречает кого-то из близких. На BlaBlaCar никто не выполняет работу — водители поехали бы, куда им нужно, в любом случае, но дополнительные пассажиры позволяют им потратить меньше. Другими словами, мотивация использования сервисов Uber и BlaBlaCar у людей совершенно разная.

О планах на ближайшее будущее


В нескольких странах мы ввели Rides Map — функцию, которая позволяет увидеть на карте, где находится каждый из пассажиров. Зачастую водителю BlaBlaCar нужно забрать трех-четырех человек, и мы заметили, что это проблема: люди делают несколько звонков, пишут в WhatsApp — и все равно не могут найти друг друга, например на большой парковке. А с помощью карты можно увидеть условно, что Джон находится на расстоянии пяти минут, Боб только что пришел, а водитель уже здесь.

Позже мы, скорее всего, внедрим коллективный чат. Сейчас водителям приходится звонить каждому из трех пассажиров и предупреждать, что он, например, немного опаздывает.

Пока мы фокусируемся на масштабировании бизнеса и улучшении основной услуги — райдшеринга.


В апреле «Мегамозг» писал, что BlaBlaCar приобрел две конкурирующие компании (Carpooling из Германии и AutoHop из Венгрии) и стал крупнейшим райдшеринговым сервисом в Европе.

Комментарии (12)


  1. gluck59
    25.08.2015 15:26
    +5

    Модели моего автомобиля нет в списке. Ставлю наиболее похожий, сообщаю в саппорт, описываю проблему, указываю недостающую модель.
    Получаю ответ: «Ваше описание не соответствует нашим правилам и принципам, поэтому наша команда службы поддержки пользователей не смогла его утвердить.»

    :)
    Ну что ж, удачи баблакару в монетизации и вообще всяческих успехов. Держите свои принципы на первом месте и впредь.


    1. reaferon
      25.08.2015 20:56

      Не томите, что за модель? Скорее всего с высоким расходом топлива, я угадал?


      1. gluck59
        25.08.2015 21:26

        Отнюдь, обычный седан. 6-7 литров по трассе, около 10 в городе.
        Собственно, какая разница… Важен их ответ и чоткая ка-анкретная позиция чиста по принципам (даже скорее по понятиям).


        1. reaferon
          25.08.2015 21:29

          Просто если бы машина кушала 30-50 литров на трассе, то их отказ можно было бы понять. И принципы были бы понятны (нежелание опустошать карманы попутчиков на заправках).
          А в данном случае да, глупость какая-то.


          1. gluck59
            25.08.2015 21:34

            Вряд ли глупость. Наверняка таких случаев было не один десяток, если не сотен:

            1 миллион пользователей за первые десять месяцев работы

            Плюс — учитывая «зоопарк» в российском автопарке — наверняка таких «забытых» моделей еще с десяток набралось. То есть думаю, что это скорее всего «адаптированный к российским реалиям подход». Или как это теперь модно называть…


          1. axis
            26.08.2015 08:57

            Да даже если 50 литров. Цена поездки назначается водителем по его усмотрению (сервис лишь выдает рекомендацию оптимальной цены). Ехать или не ехать по этой цене: выбор пассажиров.


  1. Vik
    25.08.2015 21:22

    «Водитель не получает прибыли, а лишь компенсирует расходы на топливо.»

    По нашему налоговому законодательству если физическое лицо получает от другого физического лица денежные средства, оно получает доход, на который должны быть уплачены налоги. (Статья 212 НК РФ)


    1. idiv
      25.08.2015 22:07

      А как с товаром? Т.е. тут фактически можно обойтись канистрой с бензином. Или бартер тоже попадает под 212 статью?


  1. Ernillew
    26.08.2015 01:37
    +2

    > В России сервис был запущен в феврале 2014 года. Это была первая страна за пределами Европы, куда вышла компания.

    И давно Россия за пределами Европы?
    Может имелось в виду «за пределами EU»?
    Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км? и население около 740 млн (порядка 10 % населения Земли).
    И Россия находится в Европе на 23% своей территории.


  1. TrueBers
    26.08.2015 22:41

    Водитель не получает прибыли, а лишь компенсирует расходы на топливо.

    Кто объяснит, в чём суть этого блаблакара? У них в правилах написано одно, а по факту выходит совсем другое.

    Саратов — Ростов, 863км.
    При среднем расходе в 8 литров на сотню и цене на 92-й бензин в 33 рубля, получается 863/100*8*33 = 2278.32 рублей за дорогу. Средняя цена на блаблакаре составляет 1100-1200 р. Умножаем на 4 места, получаем 4500. Вычитаем 2300, получаем 2200 рублей прибыли… ничё так, топливо компенсируют.

    Или я не верно понимаю?

    PS. Знаю междугородних таксистов, которые юзают блаблакар вполне себе для прибыли.


    1. and7ey
      27.08.2015 00:29
      -1

      Бензин — это, наверное, условное обозначение затрат водителя, ведь есть еще амортизация автомобиля, некий риск его повреждения (т.е. страховка на этот случай), работа водителя и т.п. Ну, и наверное, не всегда 4 места заполняются.


    1. hmspns
      18.09.2015 13:10

      Ну так туда заложена амортизация автомобиля. У меня на дизельном СсанЙонге ТО каждые 10 000 км, в среднем около 10-12 тысяч стоит. 863 км пробега — примерно 1 000 рублей к ТО. Плюс страховка, плюс амортизация автомобиля. Иногда его мыть приходится после пассажиров.
      Кстати, 4 человека в машине это жёстко, блаблакар пишет, что 3 человека должны компенсировать стоимость топлива. Четвёртого сажать на 10 часовой маршрут не совсем этично. Сзади совсем не комфортно будет.