Индустрия 4.0, она же четвертая промышленная революция, полностью изменит рабочие места и рабочее пространство. Если сейчас мы трудимся в интерактивной среде, которая лишь «отвечает» на наши запросы, то в будущем офисы, промплощадки и ритейл станут практически «одушевленными» благодаря искусственному интеллекту, большим данным, виртуальной и дополненной реальности, а также интернету вещей. Правда, всем этим технологиям понадобится еще более надежный энергетический «тыл», чем сейчас.

Сразу оговоримся, что речь пойдет в основном об изменениях, затрагивающих основную массу работников коммерческого сектора и их наименее специфические рабочие места — такие, которые очень похожи друг на друга независимо от конкретной отрасли.

7 главных трендов, меняющих рабочие места


В разработку и производство приходят технологии, которые позволяют создать более «кастомизированный» продукт. Поддержка этого продукта станет практически непрерывной, что потребует от специалиста большой гибкости — в течение рабочего дня ему придется переключаться между десятками различных задач, адаптироваться к быстрым изменениям сути этих заданий, пересматривать свои подходы к их решению.

Взаимодействие с техникой станет еще более тесным. А поскольку техника будет становиться всё более сложной, для управления ею понадобятся навыки программирования, причем у широкого круга специалистов, которые ранее в это не вовлекались. Будет непросто, но только поначалу — со временем дружелюбные интерфейсы, дополненная реальность и упрощение программирования снизят сложность взаимодействия с техникой. Но все ли специалисты переживут этот переход? Не факт.

Инструментарий (ПО, техника, практики) специалиста будет обновляться гораздо быстрее, чем мы привыкли, и адаптироваться к этому придется постоянно и быстро. Понадобится больше специалистов с высшим образованием, а также интенсивные, долгосрочные и специализированные корпоративные образовательные программы.

Проектные команды станут более вариативными. Станет больше краткосрочных проектов (из-за непрерывной поддержки продукта), а значит — придется задействовать больше участников для их реализации. Причем в команду войдут спецы из разных отделов, разных компаний, разных стран, а иногда к ним будут присоединяться и сами клиенты со своими пользовательскими впечатлениями. Такие команды будут быстро собираться, часто менять свой состав и расформировываться.

Людям придется чаще думать, анализировать и интерпретировать. Углубление автоматизации и роботизации, особенно на производстве, освободит человека от рутинных задач, но оставит его наедине с тоннами информации, пусть даже и обработанной. ИИ может нарисовать картину как Рембрандт, но кто оценит, хорошо ли у него получилось? А аргументированно дискутировать об этом? В будущем специалистам чаще придется анализировать, интерпретировать, делать выводы и брать за это на себя ответственность.

В 2016 году ИИ действительно нарисовал картину как Рембрандт. С тех пор ИИ еще научился писать книги и сочинять музыку. Источник: YouTube-канал The Next Rembrandt

«Удалёнка» охватит больше рабочих мест. Помогут технологии дополненной и виртуальной реальности, которые освободят многих специалистов ов от необходимости лично присутствовать при решении элементарных задач, обучении персонала и т.п.

Технологии будут сильно менять бизнес-модели и структуру компаний. Соответственно, все работники должны быть готовы к смене ролей в рамках этой адаптивности. Вчерашнему менеджеру погрузочных работ на складе возможно придется научиться мониторить движение AGV, превратившись в оператора.

Итак, практически все изменения, ожидающие специалистов и их рабочие места в будущем, происходят из новых технологий, которые у всех на слуху: искусственный интеллект (ИИ), большие данные (Big Data), дополненная/виртуальная реальность (augmented/virtual reality, AU/AV), интернет вещей (Internet of Things, IoT). Как они изменят наши офисы, рабочие места и нас самих?

Искусственный интеллект: электронный кадровик, чат-боты и заботливые офисы


По разным оценкам, от 9% до 50% рабочих мест могут быть автоматизированы с помощью ИИ до 2030 года, хотя чаще всего ученые сходятся на диапазоне 10-30%. А повлияет так или иначе ИИ почти на все рабочие места. Как?

Human Resources. Прежде всего ИИ изменит процесс поиска и найма сотрудников, особенно в отраслях с большой кадровой текучкой. Искусственный интеллект поможет автоматизировать обработку первичной информации о кандидатах и проводить интервью. По языку жестов, характеру речи, ответам на стандартные вопросы сервисы типа Filtered и HireVue проводят первичный отбор кандидатов, анализируя видеозаписи собеседований. Соответственно отпадает необходимость просматривать резюме, составлять и вести графики собеседований, формировать шортлисты кандидатов. Так высвобождается базовый персонал кадровых отделов, а руководители при этом получают более качественный список кандидатов и могут лучше сконцентрироваться на общении с победителями отбора. По данным сервиса Filtered, применение их ИИ-кадровика повысило конверсию числа проведенных интервью в найм с 4% до 60%, долю отклоненных резюме снизила с 23% до 3%.

В сети уже появляются видеогайды, рассказывающие о том, как правильно записать интервью для робота-кадровика. Источник: YouTube-канал Primal Career

Новые коммуникации. В течение рабочего дня сотрудники компании обмениваются данными. Сведения часто разрознены, могут храниться в разных видах или форматах, иметь ограничения доступа. Обмен данными при этом далеко не всегда входит в обязанности работника. Решить проблему помогут чат-боты, имеющие доступ ко всей корпоративной информации, и умеющие понимать простой язык человека. Айтишники будут освобождены от вопросов типа «Я нажал/а кнопку и всё пропало», а вместо АХО на вопрос «Где мы обычно заказываем пиццу на день рождения?» ответит бот.

«Умный» офис. Искусственный интеллект в сочетании с устройствами интернета вещей в офисе (такую коллаборацию также называют smart office, или Internet of Workplace, IoW) полностью изменит ощущения от пребывания на работе. К примеру, в офисном комплексе Edge в Амстердаме такая система приводит работника к свободному месту на автостоянке или запоминает его любимый кофе, режим освещения рабочего места. ИИ помогает реализовать принцип мобильности работника: в Edge нет личных мест, и система назначает оптимальное рабочее место для выполнения тех или иных задач — свободный стол, конференц-зал, приватное кресло для телефонных звонков. Система использует 20 тыс. датчиков в здании, ИИ также может контролировать самочувствие работников и следит за их здоровьем. К примеру, сервис Humanscale фиксирует продолжительность сидения или стояния сотрудника и подает ему сигнал о том, что пора бы пройтись или присесть. Она анализируют соблюдение рекомендаций разными отделами компании и даже устраивает соревнования.

Как видим, описывая лишь одну из технологий — искусственный интеллект — мы уже затронули три другие ключевые составляющие умного офиса будущего: Big Data, AR/VR и IoT.

Офисное здание Edge не только самое умное, но и «зелёное» — к услугам защитников природы зарядки для электрокаров. Источник: YouTube-канал Bloomberg

Большие данные: «вангование» увольнений, новый тэйлоризм и идеальные офисы


По данным Массачусетского технологического института (MIT), компании, использующие большие данные при принятии решений, увеличивают свою продуктивность на 5-6% в сравнении с другими фирмами. Сбор и анализ самой разнообразной информации полностью изменит работу HR, систему принятия решений и само офисное пространство.

People Analytics. Big Data может использоваться в оценке персонала и его состояния: непрерывный анализ продуктивности сотрудников повысит эффективность или вовсе позволит отказаться от знакомого всем кадровикам «Отчета 360». К примеру, российская разработка Yva способна на основе анализа поведения сотрудников, тона их переписки с коллегами, показателей эффективности и вовлеченности прогнозировать их выгорание и увольнение за несколько месяцев до того, как они подадут заявление.

Анализ продуктивности. Второе направление — улучшение продуктивности, причем как самих работников, так и управленческих решений. Особенно полезны Big Data при оценке эффективности перевода сотрудников на «удалёнку»: в 2016 году крупная американская страховая компания перевела целый отдел работников на «удалёнку»: выяснилось, что из дома эти специалисты работают на 18-22% эффективнее, чем из офиса. Такие исследования в будущем станут одним из драйверов развития дистанционной занятости.

«Умное» проектирование офисов. В лондонском архбюро Захи Хадид создан департамент, который занимается анализом офисного пространства на основе больших данных и применяет полученные знания при проектировании пространств. Big Data позволяет понять, какие офисные пространства используются интенсивно, но остаются при этом тесными (скажем, кофе-поинты), тогда как конференц-зал может большую часть времени пустовать. По мнению компании Steelcase, которая производит такие аналитические системы, до половины офисных «квадратов» практически не используются. В какой-то степени Big Data даст пищу для размышлений над новыми концепциями научной организации труда (НОТ), которую на рубеже XX-XXI пропагандировал Фредерик Тейлор, считавший, что для максимизации продуктивности работников нужно максимально рационализировать процесс и условия труда.

Интернет вещей: умные кофемашины, роботы-аватары для босса и «со своим можно»


По данным Zion Market Research, уже к 2024 году объем рынка умных устройств для офиса вырастет до 49,7 млрд долл. США. Они помогут решить три основные задачи.

Улучшение продуктивности. Интернет вещей буквально «одушевляет» все устройства, которые есть в офисе. Принтеры сами сообщают о завершении бумаги или чернил до того, как это случится, кофемашины приспособятся к офису, наполненному любителями капучино, умные лампочки, как, к примеру, от Sengled и LIFX, настроят популярный в опенспейсе режим освещения и т.п. Офисное пространство будет не только интерактивным, но и «живым», что сэкономит массу времени на его «настройке» или адаптации к нему.

Роботизация. IoT населит офисы куда большим числом роботов, чем мы видим сейчас, и позволит их интегрировать в офисную экосистему. Уже сейчас роботы SoftBank Pepper приветствуют посетителей супермаркетов по всему миру, помогая им сориентироваться в топографии магазина и ассортименте. В офисе в перспективе такие помощники заменят или существенно сократят трудозатраты работников ресепшн. Еще одно ответвление этой технологии — телероботы (Ava, Owl, StyleView Telepresence Cart и т.п.). Это машины, в которые будут «вселяться» отсутствующие на рабочем месте начальники, и, к примеру, участвовать в совещаниях или отдавать распоряжения тем или иным сотрудникам. Офисная экосистема сама направит их в нужный конференц-зал.

Страшно подумать, какие применения телероботу придумал бы Майкл Скотт, руководитель бумажной компании из известного мокументари 2000-х «Офис». Источник: YouTube-канал Record

BYOD. Третье направление — включение в офисную IoT-экосистему личных гаджетов работников (Bring Your Own Device, BYOD). Поскольку всё больше задач будут выполняться с помощью личных смартфонов, планшетов, умных часов и трэкеров, возрастает проблема и безопасности при интеграции этих устройств в Internet of Workplace. Для нейтрализации угроз в рамках IoT будут действовать автоматические меры самообороны системы от несанкционированных действий того или иного гаджета, к примеру, автоматическое прекращение соединение с сетью, если чьи-то умные часы зачем-то пытаются скачать секретные документы из папок босса.

AR/VR: онлайн-экскурсии, «призраки» коллег, удалённые электрики


По данным PwC, к 2030 году порядка 23,5 млн рабочих мест будут предполагать использование виртуальной и дополненной реальности — в 27 раз больше, чем сейчас.

Модели пространства. В первую очередь, дополненная и виртуальная реальность изменит продажи. Менеджеры по продажам сложных продуктов смогут сэкономить массу времени на выездных презентациях, агенты на рынке недвижимости будут показывать виртуальные 3D-модели квартир и домов без посещения стройки. Иными словами, многие продукты можно будет смоделировать удаленно (к примеру, одежду), равно как и появится возможность «переместить» менеджеров к клиенту без их личного присутствия.

Модели людей. При этом дополненная реальность безусловно укрепит тенденцию к созданию удаленных рабочих мест. Для личного присутствия на совещании достаточно будет трехмерной модели нужного сотрудника, которая и сможет провести презентацию или выступить с отчетом.

Модели устройств. Найдет применение дополненная и виртуальная реальность в производстве или в инфраструктуре. К примеру, электриков могут заменить дистанционно управляемые роботы. Как только где-либо на линии происходит авария, электрик надевает VR-очки и подключается к удаленной машине, находящейся на месте происшествия. Дистанционно управляя ею, в том числе с помощью VR-перчаток, он ликвидирует аварию — находясь, к примеру, дома.

А руки не устанут? Источник: YouTube-канал Bloomberg

Подведем промежуточный итог. Новые технологии повысят эффективность рабочих мест, сократят временные затраты, высвободят миллионы рабочих рук (а рабочие «головы» переориентируют на новые задачи), сделают места приложения труда более «сетевыми» и менее централизованными. В основе этой революции — система гаджетов, роботов и сенсоров, объединенных связью с облачными базами данных и искусственным интеллектом. По данным Statista, в 2018 году в мире насчитывалось 22 млрд устройств, подключенных к IoT, а к 2030 году, по прогнозу организации, их количество вырастет до 50 млрд. Есть и более смелая оценка британского производителя IoT-устройств компании Arm, эксперты которого прогнозируют 1 трлн устройств к 2035 году.

Итак, устройств, особенно в экосистеме IoT, включающей сенсоры, датчики и прочую периферию, будет всё больше. Более того, многие из них будут работать на больших расстояниях и в разных средах, скажем, в воде или в бетоне. Всё это ставит на первый план проблему управления электропитанием этих устройств.

Можно ли выключить из розетки Индустрию 4.0 и что из-за этого получится?


Параллельно с внедрением новых технологий на рабочем месте продолжается так называемый энергетический переход: человечество заменяет традиционные, более стабильные, но не экологичные источники энергии на возобновляемые. Солнечным, ветряным, геотермальным электростанциям нужна будет сложная система сохранения и распределения энергии, которая на первых порах будет нестабильной и уязвимой, скажем, для стихийных бедствий.

Основные угрозы в электроснабжении в этом контексте таковы:

  1. отказ питания, который может произойти, к примеру, из-за удара молнии или технических неполадок у поставщика;
  2. мгновенное проседание напряжения, скажем, из-за запуска поблизости мощного потребителя энергии;
  3. всплеск напряжения (также часто из-за удара молнии), который практически всегда ведет к потере данных или повреждению оборудования;
  4. стабильно пониженное напряжение (ведет к непредсказуемой работе оборудования);
  5. стабильно повышенное напряжение (также повреждает оборудование);
  6. электрический шум (помехи от радиопередающего или сварочного оборудования);
  7. изменение частоты (при организации питания от генераторов);
  8. переходный процесс при переключении между источниками (мгновенное падение напряжение);
  9. нелинейные искажения (искажение гладкой волны тока, приводящие к ошибкам связи, перегреву и повреждению).

Для потребителей, скажем, небольших фирм или предприятий все это грозит проблемами с потерями данных, выхода из строя оборудования и убытками. Стоит хотя бы вспомнить, что даже простая 1С после аварийного отключения электричества часто начинает работать некорректно, выдаёт ошибки, а часть данных теряется. Более сложные технологии, такие как ИИ или IoT, еще более уязвимы. Причем нарушение электроснабжения может быть даже опасным для работников, находящимся в максимально интерактивной среде «умного» офиса. Так, роботы и коботы могут потерять функцию контроля над своими действиями, что приведет к травмам для их человеческих коллег.

Все эти проблемы можно решать с использованием источников бесперебойного питания (ИБП). Во-первых, ИБП обеспечивает непрерывную работу устройств, предотвращая их отключение. ИБП также может работать вместе с генераторами, предоставляя им достаточное время для запуска в случае отключения питания.

Во-вторых, ИБП предотвращает повреждение и потерю данных, столь важных для Big Data и IoT. Без ИБП данные, хранимые устройствами, подверженными резкому отключению питания системы, могут быть повреждены либо полностью утеряны. Совместно с ПО для управления энергопитанием ИБП может обеспечить нормальное завершение работы системы.

В-третьих, ИБП предотвращает повреждения оборудования, вызванные перепадами и бросками напряжения. ИБП линейно-интерактивной и онлайн топологий постоянно контролирует входящее электропитание.

Применение источников бесперебойного питания масштабируется для разных задач. В частности, линейка ИБП компании Eaton состоит из десятков устройств как для индивидуального пользования, скажем, для удаленных работников, так и для крупных промышленных или офисных зданий.


Три общепринятые топологические схемы ИБП, которые обеспечивают различную степень защиты оборудования. Источник: Eaton

Однако одной установкой правильного оборудования энергоменеджмент в сетях будущего не ограничивается. «Умные» системы требуют «умного» управления их питанием. С этой целью разрабатываются решения типа Eaton Intelligent Power Software — интеллектуальные системы управления электропитанием для IT-оборудования. Такое ПО управляет всей подключенной к сети инфраструктурой энергоснабжения, запускает планы миграции виртуальной машины и выключает второстепенные по важности устройства, чтобы бизнес продолжал работать во время сбоя питания. Простая интеграция с ведущими средами виртуализации позволяет управлять этими системами через единое окно.

На примере Intelligent Power можно разобрать состав такого ПО — оно состоит из трех базовых частей:

  • UPS Companion, который обеспечивает безопасное завершение работы системы для компьютеров домашнего применения и малого бизнеса (SOHO);
  • Intelligent Power Protector (IPP) — помогает избежать потери данных, корректно завершая работу компьютеров и серверов, подключенных через ИБП Eaton во время продолжительного отключения электропитания;
  • Intelligent Power Manager (IPM) — обеспечивает контроль и управления несколькими устройствами ИБП и блоками распределения питания ePDU, подключенными к сети, с помощью единого интерфейса — любого устройства с веб-браузером или панели управления виртуальной машиной.

В перспективе именно гибкие и простые систему управления питанием идеально подойдут для сложной экосистемы офиса будущего.

Таким образом, можно видеть, что, хотя светлое будущее «умных» IoW-офисов и AI-эйчаров пока повсеместно не наступило, разработчики уже внедряют и развивают решения, которые обеспечивают его надежный фундамент. Изменения сегодня происходят быстро, и готовиться в ним можно и нужно не только пользователям новых технологий, но и тем, кто их строит и обслуживает.