Свежая версия драйвера GeForce Game Ready 456.55 WHQL программно занижает частоты новой видеокарты RTX 3080, хотя в официальном патчноуте об этом ни слова. Владельцы только поступивших в продажу видеокарт RTX 3080 обратили внимание, что частота работы видеоядра карты снизилась с ~2100 МГц до 2000 МГц или даже ниже.



Связано это с попыткой Nvidia решить проблему с конденсаторной группой из шести элементов типа SP-CAP в тыльной части GPU, которые плохо справлялись с работой на высоких частотах, что приводило к сбоям. Основные проблемы связаны с картами производителя Zotac — именно у него все шесть конденсаторов были проблемного типа.

О проблемах с SP-CAP стало известно как от самих пользователей, так и от производителей, которые сообщали о том, что конденсаторы не справляются с работой на максимальных частотах. При этом при использовании конденсаторов MLCC по информации от самих производителей (MSI, ASUS), проблема решалась.

Представители Nvidia пытались прокомментировать проблему с производительностью, но вышло неочень:

Что касается сторонних плат, наши партнеры регулярно разрабатывают свои дизайны, и мы тесно сотрудничаем с ними в этом процессе. Соответствующее количество групп конденсаторов SP-CAP и MLCC может варьироваться в зависимости от дизайна и не обязательно является показателем качества

После этого, 28 сентября, был выпущен патч драйвера Game Ready, который программно ограничивает частоты GPU-ядра RTX 3080 до значений стабильной работы конфигурации с конденсаторами SP-CAP.

Чтобы понять причины такого инженерного «косяка», нужно пояснить, что это за конденсаторы за GPU.



По спецификациям Nvidia, производитель должен размещать за GPU шесть конденсаторов для фильтрации высокочастотных колебаний на шинах напряжения NVVDD и MSVDD. Тут на выбор предлагались одновременно более дешевые танталовые конденсаторы SP-CAP (POSCAP), так и более дорогие, но эффективные для такой задачи, керамические конденсаторы MLCC. Сама Nvidia в своей стоковой конфигурации использует и те, и другие конденсаторы, балансируя между надежностью и стоимостью продукта. Производители более дорогих брендов игрового железа, такие как MSI и ASUS, предпочли керамические MLCC, а вот бюджетные Zotac на все шесть слотов воткнули элементы типа SP-CAP.

Однако патч затрагивает и владельцев карт всех конфигураций и производителей, вне зависимости от типа конденсаторов и вендора. По всей видимости, Nvidia пытается таким образом «замолчать» текущую проблему с неудачным инженерным решением на старте продаж и откладывает решение вопроса с дефектными видеокартами «на потом».

Еще одной причиной возникшей проблемы производители называют то, что между анонсом и стартом продаж прошло слишком мало времени, плюс сама Nvidia предоставила драйвера на свой продукт буквально в последний момент. Таким образом, производители не имели достаточно времени для адекватного тестирования собранных ими видеокарт, что привело к выявлению проблем с конденсаторами SP-CAP уже у пользователей, после начала продаж.

Общее занижение частоты сейчас составляет около 5-7% и пока не сильно отражается на пользовательском опыте: объективно, в ПК-гейминге не так много проектов, которые бы могли заставить RTX 3080 задыхаться. Однако как Nvidia, Zotac и другие производители будут решать проблему с дефектными картами, на элементарной базе которых «сэкономили» — вопрос открытый. Кроме того, Nvidia сейчас ударила сразу по всем владельцам новых RTX 3080, в том числе и от более дорогих производителей, тогда как проблемы наблюдаются только на некоторых моделях.