Добрый день. У старшего сына наступил такой возраст (5 класс) что он участвует в куче олимпиад по математике, программированию и английскому. Часто задачи ставят в тупик и меня.


кадр из х/ф Феномен

Но вот недавно сын подошел после олимпиады по «Финансовой грамотности» на ресурсе «ЯКласс», где после окончания выложили результаты и решения, с вопросом почему его решение неправильное. Рассмотрев решение от авторов и решение сына, погрузился в решения и уточнения, получив неоднозначные результаты. Эта ситуация напомнила мне мою молодость и не согласие со многими классическими задачами и их решениями. Далее под катом эта и другие задачи, в которых включается режим зануды.

Вот текст задачи


За какое время окупятся куры? (задача из «Арифметики» Леонтия Магницкого)
Один человек купил трёх кур и заплатил за них 45 копеек. Первая курица несла по 2 яйца за 4 дня, вторая — по 2 яйца за 3 дня, а третья — по 1 яйцу за 2 дня. Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки. За какое время окупятся куры? Запиши ответ числом без точки.

Сама задача с ЯКЛАСС с решением автора

Даже если вы ещё не посмотрели решение, думаю для вас очевидна логика решения данной задачи с точки зрения математики, большинство из вас решат её даже в голове. Но олимпиада проводиться по Финансовой грамотности, и прочитав условия внимательно ещё раз начинают закрадываться смутные сомнения.

И действительно, вот купили мы три курицы каждая несется раз в сколько то дней, но в каком состоянии она сейчас, например первая, самая так сказать сложная в прогнозе. Может сегодня два яйца снесёт, может завтра, может вообще через три дня.

Вывод номер 1: С учётом условий задачи, каждая из трех куриц может находиться на момент в произвольном состоянии (1-я в одном из 4-х, 2-я в одном из 3-х, третья в одном из 2-х).

Вывод номер 2: Состояние куриц друг относительно друга тоже может быть разным.

Соответственно всего три курицы могут быть в одном из 24-х сочетаний состояний.

Но и это ещё не всё находясь в различных состояниях друг относительно друга, они несутся с разной периодичностью, следовательно в каждом сочетании есть цикличность, и этот цикл 12 дней. Курицы могут быть куплены нами в любой из дней 12-ти дневного цикла.

Итог у нас может быть 288 различных сочетаний, несомненно многие из них повторяются, это теоретический предел.

Имея все эти данные, достаточно просто составить таблицы того как несутся куры во всех вариантах, в результате чего мы узнаем что на самом деле срок окупаемости варьируется от 269 дней до 272 дней. Проанализировав все варианты получаем следующую гистограмму распределения по дням окупаемости:



В итоге верный ответ на данную задачу по финансовой грамотности (с моей точки зрения) должен звучать так:

В 17,3 % случаев срок окупаемости будет 269 дней;
В 35,4 % случаев срок окупаемости будет 270 дней;
В 39,8 % случаев срок окупаемости будет 271 день;
В 7,5 % случаев срок окупаемости будет 272 дня.

На картинке в начале запечатлен кадр из фильма «Феномен» (1996 – Phenomenon), и этот эпизод как раз про похожую ситуацию, когда вроде бы оригинальные вопросы, на определенном уровне восприятия показывают ограниченность их предыдущего рассмотрения.

Посмотрите пять минут беседы главного героя с исследователем

Никакого ответа от службы поддержки «ЯКласс», получено не было, хотя ситуацию описал подробно с приложением расчётов в excel, что конечно огорчило формализмом в таком важном деле как развитие детей.

Такая задача не исключение, мне в школе всегда не нравилась другая задача: «Имеется три слова: Кошка, Солнце, Близко. Какое слово лишнее?». После прохождения тестирования, узнал, что лишнее слово Близко, потому что прилагательное. Я же руководствовался логикой количества букв и лишним посчитал слово КОШКА. Если посидеть и подумать можно придумать ещё несколько логических исключений любого слова в представленном примере (мы с сыном придумали пять вариантов). И вот у ребенка возникает вопрос, чем мои логические измышления хуже чем у автора теста.

Очень много дискуссий вызывает задача: На стене висят часы, у которых минутная и часовая стрелка совпадают каждые 65 минут, в точности. Они спешат, отстают или идут правильно?

Должны ли мы приводить мышление детей к общим стандартам, чтобы он вписался в социум, или надо поддерживать креативность и широту мысли. Как всегда истина где-то по середине, но думаю без нестандартной логики, что то выдающееся в этом мире не сделать.