Обычно сервисы для управления выездными сотрудниками (field management software) состоят из веб-части, которой пользуются менеджеры в офисе, и мобильных приложений для работников, выезжающих на заказы к клиентам. О разработке такого приложения сегодня и пойдет речь.

Зачем это нужно


Выездные сотрудники есть у разных компаний — это и монтажники у провайдеров связи, сборщики мебели, установщики окон и так далее. Контролировать таких работников сложно, что приводит к злоупотреблениям с их стороны. Например, они могут договариваться с клиентами в обход работодателя и использовать его оборудование, или позже начинать и раньше заканчивать работу.

Часто сотрудники, особенно новички, выполняют задачу неоптимально и так, как им кажется лучше. Это приводит к ошибкам, которые руководству сложно отследить.

Инструменты field management решают проблему контроля и повышают продуктивность выездных сотрудников.

Идея приложения


Мобильным приложением Planado пользуются выездные сотрудники, которые прибывают на адрес к клиенту и выполняют работу (монтаж оборудования, сборку, установку и т.п.). До создания Planado мы работали над биллингом «Гидра», который используют операторы связи. Потребности таких компаний были нам хорошо знакомы — поэтому изначально мы решили реализовать инструмент, который бы учитывал их нужды.

Мы не ставили задачу создать красивое приложение, восхищающее пользователей своим интерфейсом. На первом месте стояли функциональность и простота взаимодействия — приложение должно было стать инструментом, который помогал бы сотрудникам лучше делать свою работу.

Начало разработки


Внутренняя сложность сервиса не должна сказываться на интерфейсе пользователя. Поэтому в процессе проектирования приложения, мы опирались на сценарии его использования — пытались представить себе «день монтажника» и быстро визуализировали его с помощью карточек.



В начале дня сотруднику нужно понять план работ на день: куда он поедет, что будет делать, какое оборудование или инструменты могут потребоваться.

Потом человек выезжает на наряд. «У двери» нужна информация о клиенте: имя, телефон, код домофона, наличие злой собаки.

Потом начинается работа. Здесь важно качество исполнения: протянуть кабель, собрать и установить шкаф, сфотографировать результат. Плюс не забыть поблагодарить клиента и предложить дополнительную услугу или рассказать о текущих акциях и скидках.

Очевидно, что на главном экране должен находиться список заказов на день. В каждом таком «наряде» должна быть информация о клиенте и чеклист.



Но нужно учесть интересы бизнеса, которому нужен отчет исполнителя. Компании заинтересованы, чтобы исполнители вели учет материалов, указывали, какое использовалось оборудование, записывали пожелания клиента, собирали фото выполненной работы.



Часть отчета заполняется пользователем в процессе прохода по чеклисту — это избавляет от необходимости повторного ввода одной и той же информации.



Вид отчета гибко настраивается и зависит от типа бизнеса — установка окон, доставка, монтаж оборудования и т.п.

Таким путем мы пришли к структуре экранов приложения: Список нарядов -> Наряд -> Три вкладки: Наряд, Выполнение, Отчет.

Интерфейс для «суровых монтажников»


Основными пользователями приложения являются монтажники, настройщики оборудования — зачастую, довольно брутальные ребята. И это наложило свой отпечаток на разработку — таким пользователям практически не важен дизайн, но они очень чутко чувствуют, когда интерфейс неудобный и запутанный. Если приложение — это рабочий инструмент, то он должен реально помогать в работе.

Существует множество доступных моделей Android-устройств, даже далекие от мира интернета и технологий люди пользуются смартфонами и знакомы с популярными приложениями. Разрабатывая приложение под Android 4, мы решили следовать гайдлайнам платформы.

Получилось стандартное приложение, которое кажется знакомым даже людям, которые видят его в первый раз. Пользователи могут сразу начать с ним работать, и им не нужно изучать новые паттерны взаимодействия и привыкать к различным анимациям и эффектам, которые так любят дизайнеры.

При этом местами гайдлайны, конечно, приходится нарушать, чтобы не создавать лишних проблем пользователям. В частности, поэтому мы все же решили не делать минималистичные кнопки, а сделали их крупнее, ярче, и в конечном итоге удобнее.



Тестируя приложение, мы старались ставить себя на их место — создавали себе наряды, выезжали на адреса и высылали фотоотчеты в офис.

Одним из популярных тестовых «заказов» был поход в супермаркет с последующим отчетом о совершенных покупках.

Что получилось


Когда мы начали тестировать мобильное приложение на живом бизнесе, стал пополняться и список функций, которых не хватает пользователям. За месяц приложение научилось:

  • Пережимать фотографии результатов работ и загружать их на сервер в фоновом режиме, чтобы не мешать основной работе и не ждать пока пройдет синхронизация.
  • Более грамотно отслеживать геопозицию, чтобы экономить батарейку.
  • Выполнять заказ даже без связи с сервером (офлайн-режим).

Также мы создали и веб-приложение, в котором отображаются данные со смартфонов выездных сотрудников, обновляются статусы заказов и загружаются фотографии с места работ.

Неожиданным для нас открытием стал тот факт, что веб-приложением начали пользоваться и выездные работники — например, руководитель монтажников, который сам отправился на заказ к клиенту, может с его помощью узнать, где находятся его подчиненные.

Планы


Мобильное приложение Planado — это инструмент для повышения эффективности и контроля выездных сотрудников. Контроль мало кто любит, поэтому, чтобы приложение приносило максимум пользы, в нем не должно быть сложностей.

На данном этапе в интерфейсе все же есть некоторые неоптимальные моменты — например, чтобы менеджер в офисе узнал о том, что сотрудник закончил работу и выезжает на следующий заказ, ему нужно нажать в приложении соответствующую кнопку. С точки зрения работника в этом действии нет большого смысла, поэтому не все и не всегда ее нажимают — иногда забывают, а иногда не делают этого специально.

Мы будем работать над снижением числа таких барьеров. Например, в описанном выше примере, можно упростить ситуацию, отслеживая момент, когда смартфон начинает перемещаться в пространстве — это будет значить, что монтажник уже едет на новый адрес, что позволит ему не совершать ненужных действий в приложении.

Также в будущем мы планируем доработать интерфейс под пятую версию Android.

Заключение


Всегда и везде есть баги, которые портят жизнь, и мы планируем исправлять их в приложении. Но самое главное удалось сделать уже сейчас — нам удалось создать сервис, который позволяет увеличивать продуктивность выездных сотрудников, в среднем, на 33%, и мобильное приложение является его важнейшей частью.

Комментарии (0)