Однажды коллега попросил в чате компании порекомендовать ему курсы. Он писал, что приложения и видео на YouTube не подходят — нужен контролирующий преподаватель, чтобы «пинал» от дедлайна к дедлайну. Со слов разработчика, именно контроль и «пинки» больше всего остального мотивируют его усваивать новую информацию. Рекомендаций в треде было немного. Кажется, что-то в запросе пошло не так. Давайте разберемся.

Постоянно возникают новые инструменты и фреймворки, пополняются библиотеки — у коллеги из первого абзаца, как и у многих других разработчиков, появляется ощущение, что учиться нужно постоянно. А вместе с ним — много вопросов. Чему именно учиться? Как не потратить время на то, что скоро станет ненужным? Как учиться так, чтобы действительно прокачать навык, а не задеть его по касательной? Как не перегореть в первую же неделю, а заниматься регулярно?

Управлять этим процессом можем только мы сами: постоянно искать новое, выбирать курсы и школы, мотивировать себя начинать и проходить их до конца — никто другой не знает, что именно нам нужно. Все это очень сложно, а времени на учебу остается совсем немного из-за рабочих задач. Поэтому хочется компенсировать этот недостаток эффективностью. Вместе с разработчиками мы попытались разобраться в том, как этого достичь.

Шаг 1. Оценить себя

Для начала стоит оценить свои знания и навыки, свое положение на шкале компетенции. Иногда бывает сложно понять, хороший ты разработчик или нет, что можно улучшить и какие пробелы мешают перейти на новый уровень. 

Дня некоторых ясно увидеть ситуацию — это как принять холодный душ. Если реальность оказывается гораздо хуже, чем представление о себе, мотивация растет на глазах. Она гораздо сильнее внешних стимулов вроде плохой оценки или замечания от преподавателя. 

Однако самостоятельно оценить себя сложно. Больше всего повезло разработчикам в компаниях, в которых есть регулярная оценка компетенций. Один или несколько раз в год можно получить объективный портрет собственных навыков. 

«Второй способ — попросить обратную связь у старшего коллеги. Третий — обновить резюме. Свой уровень можно будет прикинуть по задачам и компаниям, которые предложат рекрутеры».

Честная оценка покажет слабые и сильные стороны, а значит, и основные пункты будущей образовательной программы. 

Шаг 2. Удерживать фокус

Итак, у нас есть понятные пробелы и понятный учебный план. А с ними — вечная прокрастинация. Откладывание на потом — это реальная проблема, которую чаще всего нельзя решить с помощью логических доводов и хаков. Все, кто пробовал работать по методу помидора, знают, как легко отвлечься даже при поставленном на пять минут таймере. Важные дела и встречи, разбросанные по всему дню, постоянные позывы переключиться — все это мешает сфокусироваться и погрузиться в новую тему.

Поэтому самый главный навык для эффективной учебы (да и работы!) — это, пожалуй, управление вниманием. Умение фокусироваться и глубоко погружаться в дело можно тренировать. Поначалу сконцентрироваться будет сложно: постоянно будет возникать желание проверить мессенджер, ленту с мемами, погладить кота.

«Можно отслеживать эти позывы и силой возвращать внимание к делу. Для наглядности можно представить, что вы передвигаете что-то физическое и тяжелое, как камень. Первое время, пока навык фокуса не разовьется, за этим камнем придется пристально следить: вы постоянно будете обнаруживать, что он сбежал. Хорошая новость в том, что это продлится недолго — фокусом можно будет управлять легко».

Шаг 3. Поддерживать интерес

К новому и сложному очень легко потерять интерес. Не существует универсальных способов гарантированно поддерживать в себе любопытство, поэтому мы спросили о самых действенных решениях у коллег:

«На старте не стоит расписывать себе длинную программу обучения. Большой объем предстоящей работы может фрустрировать. Начните с чего-то одного, а когда процесс наладится, построите программу-ориентир».

«Также необязательно начинать с начала: часто то, с чего принято погружаться в тему, бывает скучным или оторванным от реальности. Я начинаю сразу с интересного, постепенно возвращаюсь к пропущенным урокам».

Шаг 4.1. Учиться на работе

Один из способов учиться — делать это прямо на работе. Конечно, это не значит, что можно смотреть лекции на YouTube вместо своих обязанностей. Когда разработчик попадает в стартап или развивающуюся компанию, ему приходится расти вместе с ней — работа заодно становится образовательным проектом. 

Например, при поиске нетривиального решения можно рассказать о нем команде, представить альтернативу и объяснить плюсы и минусы разных подходов.

Преподаватели из колледжа Берри еще 30 лет назад провели исследование, которое показало образовательную эффективность объяснения своего решения. Испытуемым предложили различные логические задачи. Одной группе нужно было комментировать решение каждой карточки, второй — объяснить свои действия после завершения всего теста, а третья могла вообще ничего не рассказывать.

Результаты показали, что точность ответов на вопросы теста была выше у той группы, которая должна была объяснять свои действия во время решения задач: «Почему вы выбрали этот метод?», «Почему вы считаете, что здесь должно быть число 7?» и так далее. Объяснение после теста тоже хорошо сказалось на итогах. Подробнее об этом можно почитать в статье.

Если компания не требует от разработчика новых решений и большую часть времени занимает работа с легаси, образование придется вынести в отдельный проект.

Шаг 4.2. Учиться вне работы. Когда?

После работы нет сил, а выходные — время для семьи и друзей. Когда же учиться? К интересному выводу пришли авторы статьи в журнале Nature. Они провели масштабное исследование онлайн-курсов в области начальной психологии (именно в таком формате сейчас учится большинство людей). Оказалось, что большое влияние на результаты итоговых тестов среди прочего оказала свобода в выборе перерывов между блоками и элементами учебной программы.

Выходит, что кому-то нужно четкое расписание, а кому-то — свобода возвращаться к учебнику в любую удобную минуту. Но факт остается фактом: если можно выбрать размер и частоту перерывов между занятиями, итоговые результаты оказываются лучше. Так что прямой способ повысить эффективность своего обучения — заниматься в комфортном для себя режиме и делать паузы между подходами.


Расскажите, получается ли у вас постоянно учиться чему-то новому. Как вы решаете проблему прокрастинации и концентрации?