В преддверии старта курса «Разработчик на Spring Framework» подготовили традиционный перевод полезного материала.

Также абсолютно бесплатно предлагаем посмотреть запись демо-урока на тему
«Введение в облака, создание кластера в Mongo DB Atlas».


WebClient — это неблокирующий, реактивный клиент для выполнения HTTP-запросов.

Время RestTemplate подошло к концу

Возможно, вы слышали, что время RestTemplate на исходе. Теперь это указано и в официальной документации:

NOTE: As of 5.0 this class is in maintenance mode, with only minor requests for changes and bugs to be accepted going forward. Please, consider using the org.springframework.web.reactive.client.WebClient which has a more modern API and supports sync, async, and streaming scenarios.

ПРИМЕЧАНИЕ: Начиная с версии 5.0, этот класс законсервирован и в дальнейшем будут приниматься только минорные запросы на изменения и на исправления багов. Пожалуйста, подумайте об использовании org.springframework.web.reactive.client.WebClient, который имеет более современный API и поддерживает синхронную, асинхронную и потоковую передачи.

Конечно, мы понимаем, что RestTemplate не исчезнет мгновенно, однако новой функциональности в нем уже не будет. По этой причине в Интернете можно видеть десятки вопросов о том, что такое WebClient и как его использовать. В этой статье вы найдете советы по использованию новой библиотеки. 

Отличия между WebClient и RestTemplate

Если в двух словах, то основное различие между этими технологиями заключается в том, что RestTemplate работает синхронно (блокируя), а WebClient работает асинхронно (не блокируя).

RestTemplate — это синхронный клиент для выполнения HTTP-запросов, он предоставляет простой API с шаблонным методом поверх базовых HTTP-библиотек, таких как HttpURLConnection (JDK), HttpComponents (Apache) и другими.

Spring WebClient — это асинхронный, реактивный клиент для выполнения HTTP-запросов, часть Spring WebFlux.

Вам, вероятно, интересно, как можно заменить синхронного клиента на асинхронный. У WebClient есть решение этой задачи. Мы рассмотрим несколько примеров использования WebClient. 

А сейчас настало время попрощаться с RestTemplate , сказать ему спасибо и продолжить изучение WebClient.

Начало работы с WebClient

Предварительные условия

Подготовка проекта

Давайте создадим базовый проект с зависимостями, используя Spring Initializr.

Теперь взглянем на зависимости нашего проекта. Самая важная для нас зависимость —  spring-boot-starter-webflux.

<dependency>
	<groupId>org.springframework.boot</groupId>
	<artifactId>spring-boot-starter-webflux</artifactId>
 </dependency>

Spring WebFlux является частью Spring 5 и обеспечивает поддержку реактивного программирования для веб-приложений.

Пришло время настроить WebClient.

Настройка WebClient

Есть несколько способов настройки WebClient. Первый и самый простой — создать его с настройками по умолчанию.

WebClient client = WebClient.create();

Можно также указать базовый URL:

WebClient client = WebClient.create("http://base-url.com");

Третий и самый продвинутый вариант — создать WebClient с помощью билдера. Мы будем использовать конфигурацию, которая включает базовый URL и таймауты.

@Configuration
public class WebClientConfiguration {
    private static final String BASE_URL = "https://jsonplaceholder.typicode.com";
    public static final int TIMEOUT = 1000;

    @Bean
    public WebClient webClientWithTimeout() {
        final var tcpClient = TcpClient
                .create()
                .option(ChannelOption.CONNECT_TIMEOUT_MILLIS, TIMEOUT)
                .doOnConnected(connection -> {
                    connection.addHandlerLast(new ReadTimeoutHandler(TIMEOUT, TimeUnit.MILLISECONDS));
                    connection.addHandlerLast(new WriteTimeoutHandler(TIMEOUT, TimeUnit.MILLISECONDS));
                });

        return WebClient.builder()
                .baseUrl(BASE_URL)
                .clientConnector(new ReactorClientHttpConnector(HttpClient.from(tcpClient)))
                .build();
    }
}

Параметры, поддерживаемые WebClient.Builder можно посмотреть здесь.

Подготовка запроса с помощью Spring WebClient

WebClient поддерживает методы: get(), post(), put(), patch(), delete(), options() и head().

Также можно указать следующие параметры:

  • Переменные пути (path variables) и параметры запроса с помощью метода uri().

  • Заголовки запроса с помощью метода headers().

  • Куки с помощью метода cookies().

После указания параметров можно выполнить запрос с помощью retrieve() или exchange(). Далее мы преобразуем результат в Mono с помощью bodyToMono() или во Flux с помощью bodyToFlux().

Асинхронный запрос

Давайте создадим сервис, который использует бин WebClient и создает асинхронный запрос.

@Service
@AllArgsConstructor
public class UserService {
    private final WebClient webClient;

    public Mono<User> getUserByIdAsync(final String id) {
        return webClient
                .get()
                .uri(String.join("", "/users/", id))
                .retrieve()
                .bodyToMono(User.class);
    }
}

Как вы видите, мы не сразу получаем модель User. Вместо User мы получаем Mono-обертку, с которой выполняем различные действия. Давайте подпишемся неблокирующим способом, используя subscribe().

userService
  .getUserByIdAsync("1")
  .subscribe(user -> log.info("Get user async: {}", user));

Выполнение продолжается сразу без блокировки на методе subscribe(), даже если для получения значения будет требоваться некоторое время.

Синхронный запрос

Если вам нужен старый добрый синхронный вызов, то это легко сделать с помощью метода block().

public User getUserByIdSync(final String id) {
    return webClient
            .get()
            .uri(String.join("", "/users/", id))
            .retrieve()
            .bodyToMono(User.class)
            .block();
}

Здесь поток блокируется, пока запрос не выполнится. В этом случае мы получаем запрашиваемую модель сразу же после завершения выполнения метода.

Повторные попытки

Мы все знаем, что сетевой вызов не всегда может быть успешным. Но мы можем перестраховаться и в некоторых случаях выполнить его повторно. Для этого используется метод retryWhen(), который принимает в качестве аргумента класс response.util.retry.Retry.

public User getUserWithRetry(final String id) {
    return webClient
            .get()
            .uri(String.join("", "/users/", id))
            .retrieve()
            .bodyToMono(User.class)
            .retryWhen(Retry.fixedDelay(3, Duration.ofMillis(100)))
            .block();
}

С помощью билдера можно настроить параметры и различные стратегии повтора (например, экспоненциальную). Если вам нужно повторить успешную попытку, то используйте repeatWhen() или repeatWhenEmpty() вместо retryWhen().

Обработка ошибок

В случае ошибки, когда повторная попытка не помогает, мы все еще можем контролировать ситуацию с помощью резервного варианта. Доступны следующие методы:

  • doOnError() — срабатывает, когда Mono завершается с ошибкой.

  • onErrorResume() — при возникновении ошибки подписывается на резервного издателя, используя функцию для выбора действия в зависимости от ошибки.

Вы можете использовать эти функции для вызова другого сервиса, выбрасывания исключения, записи в лог или выполнения любого действия в зависимости от ошибки.

public User getUserWithFallback(final String id) {
    return webClient
            .get()
            .uri(String.join("", "/broken-url/", id))
            .retrieve()
            .bodyToMono(User.class)
            .doOnError(error -> log.error("An error has occurred {}", error.getMessage()))
            .onErrorResume(error -> Mono.just(new User()))
            .block();
}

В некоторых ситуациях может быть полезно отреагировать на конкретный код ошибки. Для этого можно использовать метод onStatus().

public User getUserWithErrorHandling(final String id) {
  return webClient
          .get()
          .uri(String.join("", "/broken-url/", id))
          .retrieve()
              .onStatus(HttpStatus::is4xxClientError,
                      error -> Mono.error(new RuntimeException("API not found")))
              .onStatus(HttpStatus::is5xxServerError,
                      error -> Mono.error(new RuntimeException("Server is not responding")))
          .bodyToMono(User.class)
          .block();
}

Клиентские фильтры

Для перехвата и изменения запроса можно настроить фильтры через билдер WebClient .

WebClient.builder()
  .baseUrl(BASE_URL)
  .filter((request, next) -> next
          .exchange(ClientRequest.from(request)
                  .header("foo", "bar")
                  .build()))
  .clientConnector(new ReactorClientHttpConnector(HttpClient.from(tcpClient)))
  .build();

Ниже приведен пример фильтра для базовой аутентификации с помощью статического фабричного метода.

WebClient.builder()
  .baseUrl(BASE_URL)
  .filter(basicAuthentication("user", "password")) // org.springframework.web.reactive.function.client.basicAuthentication()
  .clientConnector(new ReactorClientHttpConnector(HttpClient.from(tcpClient)))
  .build();

Заключение

В этой статье мы узнали, как настроить WebClient и выполнять синхронные и асинхронные HTTP-запросы. Все фрагменты кода, упомянутые в статье, можно найти в GitHub-репозитории. Документацию по Spring WebClient вы можете найти здесь.

Подводя итог, мы видим, что WebClient прост в использовании и включает в себя все необходимые функции, необходимые в современном программировании.

Удачи с новым Spring WebClient!


Узнать подробнее о курсе «Разработчик на Spring Framework».

Посмотреть запись демо-урока на тему «Введение в облака, создание кластера в Mongo DB Atlas».