19 февраля 2021 года Институт истории Академии наук Республики Татарстан (Институт Марджани) провёл круглый стол по теме «Популяризация исторического контента в Википедии». Учёные историки обозначили круг проблем, которые возникают у них при работе с Википедией.

Дискуссия обратилась к двум ключевым вопросам: 1) как избегать этнических конфликтов, 2) как сделать научную литературу доступной для самого широкого использования.

Радик Римович Салихов (директор Института истории АНРТ) с радостью подчеркнул, что растёт интерес людей к родным языкам и местной истории, и этот интерес обращается к историческим ресурсам интернета. Поэтому перед татарскими учёными встаёт новый вопрос — о самом широком распространении достоверных научных знаний. Если не решить этого вопроса, тогда в статьях Википедии о населённых пунктах и личностях будут появляться ошибочные или предвзятые известия.

Марат Мингалиевич Гибатдинов (заместитель директора по научной работе ИИ АНРТ) сказал, что Институт стремится пополнять Википедию новыми статьями и исправлять уже созданные статьи, потому что Институт располагает очень большим запасом знаний, который не может довести до широкой публики только своими силами. Собственный сайт Института истории не решает этой задачи, не позволяет транслировать исторические знания туда, где они действительно нужны читателям.

Он уточнил, что речь идёт не только о справочных статьях Википедии. Вместе с ними Институт может обратить своё внимание на фотобанк — Викисклад, на библиотеку — Викитеку, на новостной сайт — Викиновости. Это даёт ещё больше инструментов для популяризации знаний, для пропаганды серьёзного интереса к исторической науке.

Айдар Ильсурович Ногманов (заведующий отделом историко-культурного наследия народов Республики Татарстан ИИ АНРТ) рассказал про конфликты между соседними народами, которые наследуют единую, географически смежную историю, однако по-разному воспринимают прежние события, по-разному освещают национальные особенности местной истории. Башкирская литература освещает историю Татарстана не так, как татарская литература, ставит свои акценты и обозначает свой круг интересов, откуда может возникать конфликт. Вопрос становится всё более важным, потому что всё больше статей Википедии посвящены местным вопросам, а значит, растёт и число конфликтных точек.

Бахтияр Искандерович Измайлов (заведующий отделом междисциплинарных исследований ИИ АНРТ) признал, что давно работает с Википедией, потому что она стала очень популярным справочником, её в первую очередь транслируют поисковые сайты, из неё публика хочет получить объективную информацию о фактах.

Он заметил, что Википедия содержит не только сухие справки. Она поневоле окрашена идейными красками, потому что идёт по следам учёных исследователей, которые не вполне согласны между собой. Как в науке есть конфликты между школами — так и в Википедии есть конфликты между статьями, в которых выражены разные точки зрения. Статьи в Википедиях на русском, башкирском и татарском языках представляют разные точки зрения на одну тему — на событие, персону или территорию.

Историки привыкли работать в формате редакционных коллегий, когда автор присылает статью, редакторы обсуждают её и задают вопросы. Но в Википедии принят иной метод: разные люди быстро вносят свои дополнения или поправки. Для академических учёных этот метод нов и необычен.

Измайлов отметил, что исторические статьи Википедии недостаточно связаны с исторической литературой через цитаты и ссылки. По его мнению, главная причина в том, что исторические труды недоступны в электронном виде. Он отметил, что Институт истории АНРТ публикует свои труды на сайте, однако ещё не задавался вопросом их свободного распространения, свободного лицензирования. Пришло время решать этот вопрос.

Сайрус Русланович Хамидуллин (отдел историко-культурного наследия народов Республики Татарстан ИИ АНРТ) рассказал, что Институт истории готовит статьи по истории населённых пунктов Татарстана, опираясь на энциклопедию, изданную десять лет назад. Здесь стали возникать этнические конфликты, потому что башкирская литература и татарская литература дают разные, противоречивые выводы по истории сёл и деревень. У башкир и татар есть авторитетная и достоверная научная литература по таким вопросам — однако она даёт различные оценки, указывает разные названия народов. Сегодня это приводит к явным и заметным противоречиям.

Дмитрий Евгеньевич Мартынов (Казанский федеральный университет) объяснил, что сам метод создания Википедии отличается от методов создания классической энциклопедии. Классическую энциклопедию писали интеллектуальные специалисты с большим запасом знаний. А вот Википедию пишут неспециалисты, которые сильно зависят от доступности научных источников. Работая над статьями Википедии, авторы не имеют лёгкого доступа к серьёзной литературе. Более того, даже научная библиография недостаточна, нет удобного доступа к научным библиографическим базам и обзорам, трудно даже найти достоверную литературу.

Подводя итог, Фархад Наилевич Фаткуллин (переводчик Управления государственного протокола президента Республики Татарстан) сказал, что Википедия позволяет развивать сотрудничество между людьми, позволяет договариваться друг с другом, позволяет учиться совместной работе.

Почему всё это интересно и полезно для нас?


  • Работа академического института будет примером для многих других.
  • Есть надежда, что Институт истории выработает образцовые документы и договора, чтобы издательства могли выпускать свою литературу в свободный оборот по свободной лицензии.
  • Как правило, академические институты располагают огромным запасом научного, популярного и визуального контента. Можно полагать, что этот контент выйдет на рынок по свободным лицензиям. Сама оцифровка и презентация такого контента ведёт к созданию новых технологий для управления знаниями.
  • Институт истории АНРТ стремится решить социальную и политическую проблему, задавая новый тренд. Этот тренд противоречит сложившейся традиции, сложившемуся научному методу и, главное, сложившейся научной экономике. Здесь возможны неожиданные открытия и перемены.



Текст: PereslavlFoto, CC-BY-SA 3.0.